


Материал помещен в архив
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Многие природные объекты в силу своей специфики требуют международной охраны (атмосферный воздух и озоновый слой, водные объекты, мигрирующие виды животных, климат и др.), поэтому заключено достаточно большое число международных договоров (конвенций) в данной сфере.
Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора (часть вторая ст.33 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь», часть вторая ст.20 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 декабря 2018 г. Закон № 421-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 11.05.2018 № 106-З. Статья 33 старой редакции соответствует ст.36 новой редакции Закона № 421-З. С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь. |
Как правило, присоединение к международным конвенциям происходит на основании закона, т.е. они обладают равным с законами Республики Беларусь статусом.
В данном материале в справочной форме дан обзор наиболее важных из них с участием Республики Беларусь.
Общие вопросы
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972 (г.Париж).
Сфера действия данной Конвенции, вступившей в силу для Беларуси с 12 января 1989 г., комплексная, т.е. охватывает как культурное (т.е. памятники архитектуры, скульптуры, живописи, археологии и т.п.), так и природное наследие (природные памятники и достопримечательности, геологические и физиографические образования и точно ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или консервации либо природной красоты, и т.п.).
Общий смысл Конвенции сводится к следующему. Полностью уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, и не ущемляя прав, предусмотренных национальным законодательством, государства - стороны Конвенции признают, что оно является всеобщим наследием, охрана которого - долг всего международного сообщества. Поэтому каждое государство обязуется не принимать каких-либо преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб культурному и природному наследию (ст.6).
Каждое государство представляет перечень ценностей культурного и природного наследия, расположенных на его территории, которые могут быть включены в Список всемирного наследия (ст.11). Любое государство - сторона Конвенции может обращаться с просьбой о предоставлении международной помощи в пользу ценностей культурного или природного наследия (ст.19). Такая помощь может иметь различные формы: от экспертной помощи и обучения до предоставления долгосрочных займов на льготных условиях либо безвозмездных субсидий (ст.22).
Для формирования соответствующих финансовых источников стороны обязуются уплачивать регулярно раз в 2 года в Фонд всемирного наследия взносы, сумма которых должна составлять одинаковый процент для всех государств (ст.16).
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25.02.1991 (г.Эспо).
Данная Конвенция, вступившая в силу для Республики Беларусь с 8 февраля 2006 г., предусматривает процедуру согласования между различными государствами проектов, способных оказать вредное влияние на экологию сразу в нескольких странах. Речь идет о видах деятельности, перечисленных в Добавлении I (включает 17 позиций), в т.ч. нефтеочистительные заводы, тепловые электростанции, химические комбинаты, строительство автомагистралей, скоростных дорог, трасс для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов, нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра, крупные плотины и водохранилища, вырубка лесов на больших площадях и др.
Стороны Конвенции обеспечивают, чтобы в окончательном решении по планируемой деятельности были должным образом учтены результаты оценки воздействия на окружающую среду, в т.ч. для сопредельных стран. Для этого до начала реализации проекта направляется соответствующая документация, содержащая указанные в Конвенции сведения. Другие страны вправе высказать свои возражения. Если сторонам не удастся прийти к компромиссу, спор может быть передан в Международный Суд либо в арбитраж в соответствии с процедурой, установленной в Добавлении VII (ст.15).
Кроме того, по просьбе другой стороны может быть предусмотрена процедура послепроектного анализа воздействия на окружающую среду (ст.7).
В то же время раскрытие экологической информации по данной Конвенции не должно наносить ущерба коммерческой и иной тайне инвестора.
Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, от 25.06.1998.
По сути, данная Конвенция, вступившая в силу для Республики Беларусь с 30 октября 2001 г., регламентирует процедуру информирования не только иностранных государств, но и общественности. Причем последнее понятие трактуется широко и включает физических лиц, их формальные и неформальные объединения (группы), а также юридических лиц.
Устанавливает предельный срок для предоставления общественности соответствующей информации - месяц и критерии отказа (соображения национальной безопасности, охрана интеллектуальной собственности, коммерческой тайны, персональных данных и т.п.) (ст.4).
Кроме того, вводятся дополнительные требования по предоставлению такой информации. Например, каждая Сторона обязуется поощрять операторов, деятельность которых оказывает существенное воздействие на окружающую среду, регулярно информировать общественность о воздействии их деятельности и продуктов на окружающую среду, делая это в соответствующих случаях в рамках использования добровольных систем экомаркировки и экологической экспертизы или с помощью других средств (п.6 ст.5). Каждая Сторона в рамках своего национального законодательства обязуется применять в возможной степени и надлежащим образом положения Конвенции к решениям, относящимся к выдаче разрешений на преднамеренное высвобождение генетически измененных организмов в окружающую среду (п.11 ст.6), и др.
Охрана воздуха
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13.11.1979 (г.Женева).
Конвенция, вступившая в силу для Беларуси с 16 марта 1983 г., носит рамочный характер. Ее цель - обозначить проблему, а именно трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния, что означает загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов. Конвенцией установлено, что Стороны будут стремиться ограничивать и, насколько это возможно, постепенно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха, включая его трансграничное загрязнение на большие расстояния, обмениваться для этих целей информацией (ст.2 и 3).
Реальным содержанием наделяют эту Конвенции протоколы к ней.
Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 08.07.1985.
Цель протокола, вступившего в силу для Республики Беларусь со 2 сентября 1987 г., - сокращение ежегодного выброса серы сторонами на национальном уровне или их трансграничные потоки по меньшей мере на 30 % не позднее 1993 г., принимая уровень 1980 г. в качестве основы для расчетов сокращений. Для контроля хода исполнения каждая Сторона ежегодно информирует Исполнительный орган об уровне годовых выбросов серы на национальном уровне и об основе, на которой они были рассчитаны. Исходя из представленной информации составляются расчеты балансов серы, а также трансграничных потоков и осаждений соединений серы за каждый предыдущий год в рамках географического охвата с использованием соответствующей модели.
Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 31.10.1988.
Цель протокола, вступившего в силу для Республики Беларусь с 14 февраля 1991 г., - ограничение своих национальных годовых выбросов окислов азота или их трансграничных потоков с тем, чтобы они к 31 декабря 1994 г. не превышали уровень национальных годовых выбросов окислов азота или трансграничных потоков таких выбросов за 1987 г. В качестве одной из основных мер назван обмен технологиями, а также постепенный переход на использование неэтилированного топлива, включая обеспечение его наличия в достаточном количестве как минимум на основных международных транзитных трассах, в целях облегчения эксплуатации транспортных средств, оснащенных каталитическими преобразователями.
Озоновый слой
Венская Конвенция об охране озонового слоя от 22.03.1985.
В Конвенции, вступившей в силу для Республики Беларусь с 22 сентября 1988 г., перечисляются общие меры: научные исследования, обмен информацией, надлежащие законодательные и административные меры и тому подобное по охране озонового слоя.
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16.09.1987 (далее - Монреальский протокол).
Данный протокол, вступивший в силу 1 января 1989 г., конкретизирует Венскую конвенцию.
Во-первых, определяются химические вещества, разрушающие озоновый слой (приложения А, В, С, Е).
Во-вторых, для стран-участниц устанавливаются квоты на их эмиссию. Причем квоты являются передаваемыми от одной страны к другой с тем, чтобы общий объем выбросов оставался в установленных рамках.
В-третьих, введено ограничение на движение озоноразрушающих веществ между странами-участницами и всеми остальными.
В-четвертых, по отдельным химическим веществам, входящим в приложения, установлен график сокращения выбросов.
В-пятых, установлен механизм финансирования соответствующих мероприятий, основанный на членских взносах стран-участниц. Для развивающихся стран данный документ предусматривает целый ряд послаблений.
Монреальский протокол имплементирован в национальное законодательство путем принятия Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя», который регулирует отношения, возникающие при обращении с озоноразрушающими веществами, указанными в приложениях А, В, С, Е к Монреальскому протоколу, включая озоноразрушающие вещества, содержащиеся в продукции. В частности, им запрещена выдача разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, из государств и в государства, не являющиеся сторонами Монреальского протокола.
Изменение климата
Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата от 09.05.1992 (г.Нью-Йорк).
Цель данной Рамочной конвенции, вступившей в силу для Республики Беларусь с 9 августа 2000 г., - создание правовой структуры для борьбы с изменением климата. Логически это продолжение Женевской конвенции и Монреальского протокола, поскольку Рамочная конвенция охватывает те вещества (газы), которые не охвачены предыдущими соглашениями.
Основные понятия Рамочной конвенции это «выбросы» - эмиссия парниковых газов и (или) их прекурсоров в атмосферу над конкретным районом и за конкретный период времени, а также «парниковые газы» - газообразные составляющие атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение.
Конечная цель Рамочной конвенции и протоколов к ней - добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе (ст.2).
Обязательства сторон по Рамочной конвенции включают в себя разработку и публикацию национальных кадастров антропогенных выбросов и источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, национальных и региональных программ борьбы с ними, содействие рациональному использованию поглотителей и накопителей всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, включая биомассу, леса и океаны и другие наземные, прибрежные и морские экосистемы, и т.п.
Конкретные обязательства сторон по Рамочной конвенции (ст.4) делятся на три группы:
• обязательства всех стран-участниц;
• обязательства развитых стран, включенных в приложение I (в данном приложении указана Беларусь);
• обязательства развитых стран, включенных в приложение II.
При этом если в первую группу (касающуюся всех стран-участниц) включены в основном обязательства информационного характера, то во вторую (приложение I) - уже конкретные мены по ограничению своих антропогенных выбросов парниковых газов и защиты и повышения качества их поглотителей и накопителей.
![]() |
Справочно Накопитель - компонент или компоненты климатической системы, в которых происходит накопление парникового газа или прекурсора парникового газа. Поглотитель - любой процесс, вид деятельности или механизм, который абсорбирует парниковый газ, аэрозоль или прекурсор парникового газа из атмосферы (ст.1). |
Третья группа обязательств (приложение II) - это обязательства наиболее развитых стран, включенных в нее, по предоставлению финансовых ресурсов для покрытия всех согласованных издержек, вызываемых выполнением Сторонами, являющимися развивающимися странами, своих обязательств, а также для целей передачи технологий, которые необходимы Сторонам, являющимся развивающимися странами.
Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11.12.1997.
Киотский протокол (вступил в силу для Республики Беларусь 24 ноября 2005 г.) устанавливает конкретные экономические механизмы по сокращению выбросов парниковых газов. Согласно ст.3 Киотского протокола стороны, включенные в приложение I (Беларусь входит в него), по отдельности или совместно обеспечивают, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов, перечисленных в приложении A, в эквиваленте диоксида углерода не превышали установленных для них количеств, рассчитанных во исполнение их определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов, зафиксированных в приложении B, в целях сокращения их общих выбросов таких газов по меньшей мере на 5 % по сравнению с уровнями 1990 г. При этом устанавливаются промежуточные сроки для исполнения данных обязательств (пп.1 и 3 ст.3).
Для целей выполнения своих обязательств любая Сторона, включенная в приложение I, может передавать любой другой такой Стороне или приобретать у нее единицы сокращения выбросов (квоты), полученные в результате проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов из источников или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в любом секторе экономики. Такие переданные (полученные) квоты соответственно прибавляются (вычитаются) у приобретающей (передающей) стороны. Допускается также перенос использования квот во времени: если в тот или иной период действия обязательств выбросы меньше установленного количества, то эта разница по просьбе этой Стороны прибавляется к установленному количеству этой Стороны на последующие периоды действия обязательств (п.13 ст.3).
Обращает на себя внимание, что ответственность стран-участниц названа «общей, но дифференцированной», что подчеркивает разную степень обязательств промышленно развитых и прочих государств в рамках Киотского протокола (ст.10).
Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, от 17.06.1994.
Проблема, на решение которой направлена Конвенция, вступившая в силу для Республики Беларусь с 27 ноября 2001 г., это опустынивание, т.е. деградация земель в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах в результате действия различных факторов, включая изменение климата и деятельность человека. Несмотря на название, отдельное приложение 5 относится к странам Центральной и Восточной Европы. Конвенция носит рамочный характер, но предусматривает создание финансовых механизмов помощи со стороны развитых стран в решении проблемы опустынивания.
Охрана вод
Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17.03.1992 (г.Хельсинки) и Протокол по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года от 17.06.1999 (г.Лондон).
Стороны обязуются принимать все соответствующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения степени распространения заболеваний, связанных с водой, применительно к:
• поверхностным пресным водам;
• подземным водам;
• эстуариям;
• прибрежным водам, которые используются для рекреационных целей или для производства рыбы методом аквакультуры или производства или сбора моллюсков и ракообразных;
• замкнутым водам, общедоступным для купания;
• водам в процессе забора, транспортировки, очистки или снабжения;
• сточным водам в процессе сбора, транспортировки, очистки и сброса или повторного использования (ст.3 Протокола).
Один из основных принципов - принцип «загрязнитель платит», т.е. расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем. Каждая из сторон устанавливает целевые показатели и контрольные сроки в отношении норм и уровней результативности, которые необходимо достигать или поддерживать для обеспечения высокого уровня защиты от заболеваний, связанных с водой (ст.5 Протокола).
Флора и фауна
Конвенция о биологическом разнообразии от 05.06.1992 (г.Рио-де-Жанейро). Данная Конвенция, вступившая для Республики Беларусь в силу с 29 декабря 1993 г., исходит из ключевого понятия «биологическое разнообразие» - вариабельность живых организмов из всех источников, включая среди прочего наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.
Охрана живых организмов по Конвенции является всесторонней, так как распространяется на места обитания in-situ (т.е. в естественных условиях обитания) и ex-situ (вне их). Кроме того, Конвенция охватывает обязательства по охране живых организмов, находящихся на территории данного государства («биологического разнообразия в пределах национальной юрисдикции»).
Конвенция предусматривает создание финансовых механизмов для такой охраны. Причем в качестве доноров выступают развитые страны, а получателей - развивающиеся. Предусмотрен также арбитраж и другие способы разрешения споров по применению данной Конвенции.
Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии от 29.01.2000.
Согласно Протоколу, вступившему в силу для Беларуси с 11 сентября 2003 г., стороны обеспечивают, чтобы получение любых живых измененных организмов, их обработка, транспортировка, использование, передача и высвобождение осуществлялись таким образом, чтобы не допускались или были уменьшены риски для биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека. Под термином «живой измененный организм» понимается любой живой организм, обладающий новой комбинацией генетического материала, полученной благодаря использованию современной биотехнологии (включая стерильные организмы, вирусы и вироиды).
«Современная биотехнология» означает применение методов in vitro с использованием нуклеиновых кислот, включая рекомбинантную дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) и прямую инъекцию нуклеиновых кислот в клетки или органеллы, или методов, основанных на слиянии клеток организмов с разным таксономическим статусом, которые позволяют преодолеть естественные физиологические репродуктивные или рекомбинационные барьеры и которые не являются методами, традиционными для выведения и селекции (ст.3).
Однако данный Протокол не применяется к трансграничным перемещениям живых измененных организмов, представляющих собой фармацевтические препараты для человека, которые регулируются другими соответствующими международными соглашениями или организациями (ст.5).
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), от 03.03.1973 (г.Вашингтон).
Конвенция, которая вступила для Республики Беларусь в силу с 8 ноября 1995 г., содержит в себе три приложения:
• приложение I включает все виды, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблагоприятное влияние. Торговля образцами этих видов должна особенно строго регулироваться с тем, чтобы не ставить далее под угрозу их выживание, и должна быть разрешена только в исключительных обстоятельствах;
• приложение II включает:
- все виды, которые в данное время хотя и необязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, которое несовместимо с их выживанием;
- другие виды, которые должны подлежать регулированию для того, чтобы над торговлей образцами некоторых видов мог быть установлен эффективный контроль;
• приложение III включает все виды, которые по определению любой Стороны подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон в контроле за торговлей (ст.2).
Стороны разрешают торговлю образцами видов, включенных в приложения I, II, III, только в соответствии с положениями Конвенции. Для экспорта любого образца вида, включенного в приложения I-III, требуется предварительная выдача и предъявление разрешения на экспорт; для импорта - предварительная выдача и предъявление разрешения на импорт и либо разрешения на экспорт, либо сертификата на реэкспорт. Условия выдачи таких разрешений для приложений I-III отличаются. Например, разрешение на экспорт для видов, включенных в приложение III, предусматривает, что административный орган экспортирующего государства удостоверился в том, что (а) данный образец не был приобретен в нарушение законов данного государства, относящихся к охране фауны и флоры; и (б) любой живой образец будет подготовлен и отправлен таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения, угрозы здоровью или жестокого обращения. Дополнительно для приложения II он должен удостовериться, что такой экспорт не угрожает выживанию этого вида, а для приложения I - что было выдано разрешение на импорт этого образца.
Закон Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире» имплементировал в себя ряд положений Конвенции.
Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных от 23.06.1979 (г.Бонн).
Сфера действия Конвенции (для Беларуси вступила в силу с 1 сентября 2003 г.) отличается от вышеназванной территориально: «мигрирующий вид» означает всю популяцию или же географически обособленную часть популяции любых видов или любых более низких таксонов диких животных, значительная часть которых циклично и предопределенно пересекает одну или более границ национальной юрисдикции (ст.1).
В Конвенцию включено два приложения:
• приложение I содержит список мигрирующих видов, находящихся под угрозой исчезновения. Стороны, являющиеся государствами ареала мигрирующих видов, перечисленных в списке приложения I, запрещают добывание животных такого вида и принимают другие меры по его охране;
• приложение II включает мигрирующие виды, статус сохранности которых является неблагоприятным, для сохранения и регулирования которых необходимы международные соглашения. Стороны обязуются прилагать усилия к их заключению.
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02.02.1971 (г.Рамсар).
Согласно Конвенции (вступила в силу для Беларуси с 25 августа 1991 г.) каждая Договаривающаяся сторона определяет подходящие водно-болотные угодья на своей территории, включаемые в Список водно-болотных угодий международного значения, и принимает соответствующие меры по их охране, прежде всего, как к местам обитания водоплавающих птиц, которые экологически связаны с ними. Под водно-болотными угодьями Конвенция понимает районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов - естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, в т.ч. морские акватории, глубина которых не превышает 6 м (ст.1 и п.1 ст.2).
Международная конвенция по карантину и защите растений от 06.12.1951 (г.Рим).
Конвенция применяется главным образом к карантинным вредителям, сопутствующим международной торговле. Действует для Беларуси с 21 февраля 2005 г. и предусматривает совместные и эффективные действия, направленные на предотвращение распространения и завоза вредителей растений и растительных продуктов. Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство принять соответствующие законодательные, технические и административные меры, в т.ч.:
а) досмотр грузов растений и растительных продуктов, перевозимых в международном сообщении;
б) проведение дезинсекции и дезинфекции растений и растительных продуктов, перевозимых в международном сообщении и на корню, а также контейнеров;
в) выдачу фитосанитарных сертификатов и т.п.
Государства-импортеры дополнительно имеют право регламентировать ввоз растений и растительных продуктов и с этой целью могут:
а) устанавливать ограничения или требования относительно импорта растений или растительных продуктов;
б) запрещать импорт отдельных растений или растительных продуктов или отдельных грузов растений или растительных продуктов и др.
Отходы
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989.
Конвенция, вступившая в силу для Республики Беларусь с 9 марта 2000 г., провозглашает право каждой из сторон запретить импорт опасных или других отходов (их перечень содержится в приложениях к Конвенции) с целью удаления, проинформировав об этом другие Стороны. После этого другие Стороны запрещают или не разрешают экспорт опасных и других отходов в направлении Сторон, которые ввели запрет на импорт таких отходов. В отношении государств импорта, которые не ввели запрет на импорт опасных и других отходов, Стороны запрещают или не разрешают экспорт опасных и других отходов, если государство импорта не дает согласия в письменной форме на конкретную импортную отгрузку (ст.4).
Аварии и ядерный ущерб
Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21.05.1963.
Конвенция, вступившая в силу для Беларуси с 9 мая 1998 г., применяется только к случаям мирного использования атома и направлена на возмещение потенциального ядерного ущерба, такого как:
а) смерть или телесное повреждение;
б) потеря имущества или ущерб имуществу;
в) экономические потери, включая затраты на меры по восстановлению окружающей среды, потерю доходов, получаемых от экономического интереса в любом применении или использовании окружающей среды, затраты на превентивные меры, и др. (подп.«к» п.1 ст.1).
Ответственность оператора за ядерный ущерб согласно Конвенции абсолютная. Суд может освободить оператора полностью или частично от его обязанности выплатить возмещение в отношении этого ущерба, только если оператор докажет, что ядерный ущерб возник полностью или частично либо в результате грубой небрежности лица, которому причинен ущерб, либо в результате действия или бездействия такого лица с намерением причинить ущерб. Компетентный оператор также освобождается от ответственности, если он докажет, что ядерный ущерб причинен непосредственно в результате вооруженного конфликта, военных действий, гражданской войны или восстания.
Смысл и экономическая логика Конвенции - в установлении пределов ответственности, чтобы не служить сдерживающим фактором развития ядерной энергетики. Она дает право соответствующему государству устанавливать (ст.V) ограничения ответственности оператора в отношении любого одного ядерного инцидента максимальной суммой, либо:
a) не менее чем 300 млн. СПЗ; либо
b) не менее чем 150 млн. СПЗ при условии, что для возмещения ядерного ущерба это государство выделяет государственные средства свыше этой суммы до как минимум 300 млн. СПЗ; либо
c) в течение максимум 15 лет с даты вступления в силу Протокола - переходной суммой не менее 100 млн. СПЗ в отношении ядерного инцидента, происходящего в этот период. Может быть установлена сумма менее 100 млн. СПЗ при условии, что это государство выделяет государственные средства для возмещения ядерного ущерба в объеме между этой более низкой суммой и 100 млн. СПЗ.
![]() |
Справочно Специальные права заимствования (Special Drawing Rights) - синтетическая счетная единица МВФ, ежедневно котируется Национальным банком Республики Беларусь. |
Механизм обеспечения в пределах установленных сумм следующий. Основную часть должно покрывать страхование (как правило, не менее 300 млн.), обязанность которого лежит на операторе. Причем отвечающее за установку государство обеспечивает выплату возмещений по удовлетворенным исковым требованиям против оператора за ядерный ущерб в том размере, в каком размер финансового обеспечения недостаточен для удовлетворения таких требований, но не выше суммы финансового обеспечения.
Оператор имеет право регресса (ст.Х) только если:
a) это право ясно предусмотрено письменным контрактом; или
b) если ядерный инцидент произошел в результате действия или бездействия с намерением причинить ущерб - против физического лица, которое действовало или бездействовало с таким намерением.
Другие международные соглашения общего характера по этой проблеме:
• Конвенция о ядерной безопасности от 17.06.1994 (вступила в силу для Республики Беларусь с 27 января 1999 г.);
• Объединенная Конвенция о безопасности обращения с отработавшими топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами от 05.09.1997 (вступила в силу для Республики Беларусь с 24 февраля 2003 г.).
Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий от 17.03.1992 (г.Хельсинки).
Конвенция, вступившая в силу для Республики Беларусь 23 сентября 2003 г., охватывает понятие «промышленная авария», т.е. событие, возникающее в результате неконтролируемых изменений в ходе любой деятельности, связанной с опасными веществами, на промышленном объекте либо при транспортировке. Впрочем, действие Конвенции ограничивается консультациями, информированием и подобными мерами общего характера.
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10.12.1976.
Конвенция запрещает любые военные средства для изменения природной среды путем преднамеренного управления природными процессами, динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства. С другой стороны, ее положения не препятствуют использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях.
26.02.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук