


Материал помещен в архив
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ
Национальные нормы (действующие и законопроекты) в сфере миграции
Российская Федерация
Бесспорно, основным реципиентом иностранной рабочей силы является Российская Федерация.
Законодательством РФ предусмотрено квотирование иностранной рабочей силы, выдача патента иностранцам - домашним работникам у физических лиц (с внесением авансового платежа за патент в размере 1 000 рос.руб. ежемесячно). Срок действия патента - 1 год. В патенте не прописывается работодатель, а указывается лишь вид работы - садовник, няня и пр.
В 2012 г. в России оформлено более 1,2 млн. патентов.
Квотирование в РФ не распространяется на высококвалифицированных иностранных специалистов. Правда, запрещен прием вне квоты высококвалифицированных специалистов (кроме руководителей) в сфере торговли и обслуживания.
По данным Федеральной миграционной службы, в 2012 г. в Россию приехало более 9 тыс. высококвалифицированных трудовых мигрантов. Что касается государств гражданской принадлежности высококвалифицированных специалистов, то, помимо Китая, Турции, это такие государства, как Франция, Германия, Великобритания, США.
Основное преимущество работы высококвалифицированных специалистов заключается в том, что в налоговом законодательстве РФ ставка налога на доходы физических лиц для ценных специалистов установлена на уровне 13 %, как у российских граждан (для иностранцев ставка налога на доходы физических лиц в настоящее время составляет 30 %).
Остальные иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на работу, признаются налоговыми резидентами с даты начала работы в РФ по трудовому или гражданско-правовому договору при условии, что срок работы в соответствии с заключенным договором составляет не менее 183 календарных дней.
В РФ в Государственную думу РФ внесены проекты законов, обязывающие работодателей платить за иностранных работников в социальные фонды. Эти меры, с одной стороны, повысят социальную защищенность иностранных работников, с другой, лишат их конкурентного преимущества перед российскими работниками.
Так, в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предлагается включить норму о том, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение страхового обеспечения:
1) временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, - в виде пособия по временной нетрудоспособности, при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай;
2) получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство - наравне с гражданами РФ.
В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации 2,1 %.
Обязательными для включения в трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ, за исключением договоров, заключаемых иностранными гражданами с физическими лицами, является условие об обеспечении работодателем или заказчиком работ (услуг) добровольного медицинского страхования иностранного гражданина либо получения иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи на основании договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, в объеме не менее объема медицинской помощи, предусмотренного территориальной программой государственных гарантий.
Иностранный работник может самостоятельно приобрести договор (полис) добровольного медицинского страхования, предусматривающего получение иностранным гражданином медицинской помощи в объеме не менее объема медицинской помощи, предусмотренного территориальной программой государственных гарантий, со сроком действия не менее 12 месяцев.
Разрешения на работу в РФ иностранным учащимся и студентам предлагается выдавать (и при необходимости продлевать) на бесквотной основе, в ускоренном порядке и с представлением минимального перечня документов.
Для российских работодателей и заказчиков работ (услуг) рассматривается возможность привлечения иностранных студентов к трудовой деятельности в России без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
В мае 2013 г. в Государственную думу РФ от фракции ЛДПР внесен законопроект, вводящий мораторий на работу низкоквалифицированных мигрантов, с поправками в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Так, предлагается сроком на 5 лет приостановить выдачу разрешения на работу и патента иностранным гражданам и лицам без гражданства, не являющимся высококвалифицированными специалистами. Привлечение высококвалифицированных специалистов будет осуществляться в прежнем порядке.
Среди новых предложений есть и такое: в центре занятости вывешиваются вакансии, и если они в течение 1-2 месяцев не занимаются российскими гражданами, то организация занятости субъекта имеет право разрешить занять эту вакансию иностранцу.
Республика Казахстан
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 22.07.2011 № 477-IV «О миграции населения» иммигранты, прибывающие в Казахстан с целью осуществления трудовой деятельности, делятся на следующие категории:
1) иностранные работники - иммигранты, прибывшие или привлекаемые работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан;
2) бизнес-иммигранты - иммигранты, прибывшие с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) сезонные иностранные работники - иммигранты, привлекаемые на работу работодателями для выполнения сезонных работ, которые в силу климатических или иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), но не более 1 года.
Иностранные работники, прибывающие для самостоятельного трудоустройства или привлекаемые работодателями, обязаны:
1) быть совершеннолетними;
2) предъявить подтверждение своей платежеспособности, необходимой для выезда с территории Республики Казахстан по истечении срока действия разрешения на трудоустройство или привлечение иностранной рабочей силы работодателем в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан;
3) иметь образование, квалификацию и опыт, необходимые для выполнения предстоящей работы;
4) предъявить подтверждение наличия либо отсутствия судимости;
5) предъявить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие заболеваний, препятствующих трудовой деятельности по избранной специальности;
6) иметь медицинскую страховку.
Привлечение иностранной рабочей силы осуществляется на основании квоты, ежегодно устанавливаемой Правительством Республики Казахстан по профессиональным и квалификационным категориям.
Квота на привлечение иностранной рабочей силы определяется в процентном отношении к численности экономически активного населения и (или) устанавливается в абсолютном выражении по приоритетным проектам и (или) по странам исхода в соответствии с прогнозом состояния спроса на рынке труда на предстоящий год.
Местные исполнительные органы в пределах установленной квоты выдают и продлевают разрешения:
1) работодателям на привлечение иностранной рабочей силы;
2) иностранным работникам на трудоустройство.
Сезонные иностранные работники привлекаются на работу в отдельные отрасли экономики в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, или на основании выдаваемых работодателям местными исполнительными органами разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в пределах квоты на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 08.05.2013 № 467 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 13 января 2012 года № 45 «Об утверждении Правил установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, Правил и условий выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы» предусмотрены приоритеты для следующих работодателей:
• реализующих программы увеличения местного содержания в кадрах и имеющих обязательства по найму, подготовке граждан Республики Казахстан и сокращению иностранного персонала;
• участвующих в реализации проектов, включенных в перечень Карты индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы, включая подрядчиков, выполняющих работы по пуску, наладке и монтажу технологического оборудования;
• участвующих в реализации Программы «Производительность 2020» (утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 14.03.2011 № 254), получивших положительное решение по предоставлению государственной поддержки в привлечении высококвалифицированных зарубежных специалистов;
• привлекающих иностранную рабочую силу в рамках квоты по приоритетным проектам и странам исхода;
• привлекающих иностранную рабочую силу в представительства иностранных юридических лиц;
• являющихся государственными учреждениями или государственными предприятиями Республики Казахстан.
Республика Беларусь
С 12 июля 2011 г. вступил в силу Закон РБ от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее - Закон № 225-З), заменивший ранее действующий Закон РБ от 17.06.1998 № 169-З. Закон № 225-З устанавливает порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь. Законом № 225-З упразднена процедура лицензирования деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. Взамен введен институт выдачи нанимателям разрешений, которые необходимо будет получать только в случае привлечения более 10 иностранных работников.
В свою очередь, трудящемуся-иммигранту для занятия трудовой деятельностью необходимо будет получить специальное разрешение. При этом о получении такого спецразрешения ходатайствует наниматель.
Подразделения по гражданству и миграции регистрируют трудовые договоры, заключенные на территории Республики Беларусь между трудящимися-иммигрантами и нанимателями Республики Беларусь.
Трудоустраиваться у нанимателей Республики Беларусь иностранцы могут самостоятельно, при содействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по подбору персонала, при содействии иностранных посреднических организаций.
Закон № 225-З (ст.23) устанавливает 2 условия для трудовой деятельности иностранцев:
1) соблюдение преимущественного права на занятие любой вакансии гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
2) получение специального разрешения.
Первое условие на практике сложно применять ввиду отсутствия предельного срока для реализации преимущественного права.
Квоты на привлечение иностранной рабочей силы Правительство РБ может устанавливать, но не обязано. Практика установления таких квот отсутствует.
Однако государство регулирует поток иностранной рабочей силы через выдачу отрицательных заключений о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории или отрицательного заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности, выданных комитетом по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета.
Вопросы медицинского обеспечения иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь для занятия трудовой деятельностью, прямо не регулируются.
В Законе РБ от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» лишь дается отсылка к правилам обязательного медицинского страхования иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, которые определяются законодательными актами Республики Беларусь.
Закон № 225-З в ст.2 устанавливает льготный порядок занятия трудовой деятельностью (без получения специального разрешения), в частности, приглашенным в Республику Беларусь на срок не более 90 суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров РБ от 10.05.2013 № 362 «О некоторых вопросах привлечения иностранных специалистов к реализации образовательных программ высшего образования» установлена ставка почасовой оплаты труда иностранным специалистам, имеющим достижения в конкретной сфере деятельности, обладающим знаниями, методами и технологиями инновационного характера для соответствующих профилей (направлений) образования, привлекаемым для участия в реализации образовательных программ высшего образования учреждениями высшего образования, финансируемыми из республиканского бюджета, в размере до 300 % (включительно) тарифной ставки 1-го разряда, утвержденной Советом Министров РБ, для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. При этом конкретный размер ставки почасовой оплаты труда определяется руководителем учреждения высшего образования.
Указанным иностранным специалистам на основании представленных документов возмещаются следующие расходы:
• в связи с проездом к месту назначения и обратно к месту жительства либо к месту работы;
• за пользование комплектами спальных принадлежностей при проезде железнодорожным или водным транспортом;
• стоимость бронирования проездных документов (билетов);
• по найму жилого помещения, но не более стоимости проживания в одноместном номере первого разряда гостиницы первой категории;
• по бронированию мест в гостиницах Республики Беларусь.
Финансирование расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию Государственной программы развития высшего образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 01.07.2011 № 893.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 августа 2016 г. п.1 постановления Совета Министров РБ от 09.08.2016 № 622 установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией постановления № 362, осуществляется в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы. |
Соглашения в рамках Единого экономического пространства
В Едином экономическом пространстве с участием Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - ЕЭП) формирование общего рынка, рынка капитала, рынка товаров и услуг, рынка труда планируется к 1 января 2016 г.
К созданию общего рынка труда имеют отношение 3 соглашения:
1) Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства от 09.12.2010 (ратифицировано Законом РБ от 28.12.2010 № 209-З) (далее - Соглашение о торговле услугами);
2) Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010 (ратифицировано Законом РБ от 28.12.2010 № 220-З) (далее - Соглашение о миграции).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Соглашение о торговле услугами, Соглашение о миграции и законы № 209-З и № 220-З утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; |
3) Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19.11.2010 (ратифицировано Законом РБ от 28.12.2010 № 219-З).
Исключительные (монопольные) виды деятельности для физических и юридических лиц Республики Беларусь на территории Республики Беларусь
Соглашение о торговле услугами в отношении Республики Беларусь признает, что оказываемые на ее территории некоторые виды профессиональных услуг могут осуществляться только гражданами Республики Беларусь.
К таким профессиональным услугам относятся услуги:
• нотариусов, в т.ч. частных, и патентных поверенных;
• адвокатов;
• трудовых арбитров;
• частных детективов и охранников;
• специалистов в сфере кадастровой деятельности;
• страховых агентов, страховых брокеров;
• гидов.
Капитаном, старшим помощником капитана, старшим механиком, радиоспециалистом судна, плавающего под Государственным флагом Республики Беларусь, может быть только гражданин Республики Беларусь.
Заметим, что согласно ст.39 Воздушного кодекса РБ летный экипаж (командир воздушного судна, другие лица летного состава), как правило, состоит из граждан Республики Беларусь, но возможно в особом порядке включение в летный экипаж гражданского воздушного судна иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вопросы миграции на территории Единого экономического пространства
Соглашение о миграции было ратифицировано РБ в конце 2010 г., а Российской Федерацией - в 2011 г.
Соглашение о миграции содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством стран - участниц данного Соглашения, которое было рассмотрено выше.
Соглашение о миграции не учитывает ограничений по защите национального рынка труда и устанавливает целый ряд преференций:
• работодателю государства трудоустройства предоставляется право привлекать трудящихся-мигрантов к трудовой деятельности без получения соответствующего разрешения;
• осуществление трудящимися-мигрантами трудовой деятельности в государствах Сторон без учета установленных квот и без получения разрешения на работу;
• освобождение трудящегося-мигранта и членов его семьи от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства;
• определение срока временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи равным сроку действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем;
• предоставление трудящемуся-мигранту права в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в т.ч. с другим работодателем, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства трудоустройства, в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства.
По требованию трудящегося-мигранта (в т.ч. бывшего работника) работодатель обязан выдать ему справку с указанием его специальности (квалификации, должности), периода работы и размера заработной платы, в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства. Указанная справка и (или) ее заверенная копия, оформленная(ые) в установленном порядке, предоставляется(ются) работодателем трудящемуся-мигранту безвозмездно.
Социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся-мигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Дети трудящегося-мигранта, совместно проживающие с ним на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Право трудящегося-мигранта и членов его семьи на получение соответствующей безвозмездной скорой (неотложной) медицинской помощи и иной медицинской помощи регулируется законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.
Трудящийся-мигрант имеет право наравне с гражданами государства трудоустройства вступать в профессиональные союзы.
Доходы трудящегося-мигранта, полученные им в результате трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с налоговым законодательством и международными договорами государства трудоустройства.
Взаимная трудовая миграция стран ЕЭП развивается наиболее активно в режиме «Россия-Казахстан» (79,1 % внутрирегиональной миграции ЕЭП) и «Россия-Беларусь» (19,5 %), тогда как доля миграции между Беларусью и Казахстаном составляет всего 1,4 % внутрирегиональной миграции ЕЭП.
Доля взаимной миграции в общей международной миграции стран ЕЭП составляет всего около 14 %, тогда как, например, в Европейском союзе - около 50 %. Это свидетельствует о значительном неиспользованном потенциале развития взаимной трудовой миграции.
По мнению автора, главное в том, что привлечение иностранных работников может быть оправдано только объективным отсутствием необходимых трудовых ресурсов, а не становиться инструментом демпинга цены рабочей силы.
09.07.2013
Наталия Черноруцкая, юрист