Пособие - навигатор от 09.12.2014
Автор: Лукьяненко Т.

Минимальная заработная плата, базовая величина, среднемесячная заработная плата и другие величины, используемые при начислениях работнику


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, БАЗОВАЯ ВЕЛИЧИНА, СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ДРУГИЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ НАЧИСЛЕНИЯХ РАБОТНИКУ

В своей работе бухгалтер применяет несколько определенных величин, которые имеют конкретное значение и применение:

• минимальная заработная плата (месячная и часовая) (далее - МЗП);

• среднемесячная заработная плата всего работников Республики Беларусь (далее - СЗП);

• среднемесячная заработная плата рабочих и служащих (далее - СЗПР);

• базовая величина;

бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам (БПМ);

• минимальный потребительский бюджет (МПБ).

Вопросы утверждения и применения вышеназванных величин регламентируются следующими правовыми актами:

• Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК);

Закон Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее - Закон № 124-З);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2013 № 1076 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы». С 4 августа 2014 г. в п.1 данного постановления устанавливается только месячная минимальная заработная плата (изменения внесены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2014 № 712).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Актуальный размер месячной минимальной заработной платы см. здесь.

 

Положение о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2014 № 865 (далее - Положение № 865);

Закон Республики Беларусь от 09.01.1992 № 1383-XII «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» (далее - Закон о МПБ).

Рассмотрим в таблице порядок применения и использования этих величин.

 

Величина Определение, размер Применение и пример использования
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) Государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора (ст.59 ТК).
Размер МЗП устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.
Месячная МЗП в течение года подлежит индексации с учетом инфляции (часть пятая ст.4 Закона № 124-З) - ежемесячные сообщения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Обратите внимание!

Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной МЗП, но не ниже размера месячной МЗП, установленного в соответствии с Законом № 124-З (часть шестая ст.4 Закона № 124-З).

Часовая МЗП применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовой тарифной ставки (оклада), а также работающих в режиме неполного рабочего времени, по совместительству или не отработавших по уважительным причинам (болезнь, отпуск, выполнение государственных, общественных и воинских обязанностей и т.д.) установленную нанимателем норму продолжительности рабочего времени
В сфере трудовых отношений обеспечивает социальную защиту работников. На договоры гражданско-правового характера эта гарантия не распространяется.
1. Доплата к начисленной заработной плате.
Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера МЗП (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом № 124-З, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера МЗП (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора (часть третья ст.6 Закона № 124-З). Перечень выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.07.2014 № 68 (далее - Перечень № 68).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.11.2019 № 56 (далее - постановление № 56) внесены изменения в Перечень № 68, в частности, изменилось название: «перечень компенсирующих выплат и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой)».

Справочно

В составе начисленной работнику заработной платы за расчетный период, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, не учитываются выплаты, с которыми можно ознакомиться здесь.


Поскольку МЗП, установленная законодательством, - низшая граница оплаты труда работников, доплата до уровня минимальной заработной платы рабочим относится на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг (Д-т 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. - К-т 70 - часть вторая п.9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; пп.23, 26, 27, 28, 30, 35 Инструкции порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50) и учитывается при налогообложении прибыли (п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.170 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

Доплата до МЗП не производится, если в расчетном периоде работник не выполнил установленные нанимателем месячные или часовые нормы труда, в т.ч. без уважительной причины не отработал установленную норму рабочего времени (прогул, брак по вине работника и т.д.).
2. Сумма взносов, причитающаяся к уплате в бюджет Фонда социальной защиты населения.
Не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров МЗП, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются:
для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, - определяемый ими доход, но не менее суммы размеров МЗП, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством;
для Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» (далее - Белгосстрах) в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, - МЗП, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы (абзацы 3-4 ст.2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»; далее - Закон № 138-XIII).
3. Сумма взносов, причитающаяся к уплате в Белгосстрах до 1 июля 2014 г.
МЗП рассматривалась как минимальная сумма дохода застрахованного лица, с которой подлежали исчислению страховые взносы до 1 июля 2014 г. (с 1 июля 2014 г. - СЗПР см. здесь)

Пример

Работнику, отработавшему по графику работы все рабочие дни в октябре 2014 г. (полная ставка), была начислена заработная плата в размере 1 800 000 руб., доплата за совмещение профессий в сумме 300 000 руб.
За октябрь 2014 г. МЗП - 1 841 483 руб.
Сумма доплаты до МЗП составит 41 483 руб. (Д-т 20 - К-т 70).
Доплата за совмещение профессий в состав выплат, применяемых для определения размера доплаты до МЗП, не включается (п.1 Перечня № 68).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.1 Перечня № 68 в редакции постановления № 56: «Доплаты за совмещение должностей служащих (профессий рабочих), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, должностной (рабочей) инструкцией.»
Среднемесячная заработная плата всего работников Республики Беларусь Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь, сообщаемая Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь 1. Максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности за календарный месяц по каждому месту работы устанавливается в размере трехкратной величины СЗП работников в республике в месяце, предшествующем месяцу, в котором возникло право на пособия (п.29 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», далее - постановление № 569).
2. Сумма взносов, причитающаяся к уплате в бюджет Фонда социальной защиты населения.
Объектом для начисления являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан, но не выше четырехкратной величины СЗП работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст.2 Закона № 138-XIII).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 января 2017 г. в абзац 2 ст.2 Закона № 138-XIII внесены изменения Законом Республики Беларусь от 09.01.2017 № 14-З: сумма выплат, на которую начисляются взносы в бюджет фонда, не может превышать пятикратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в бюджет фонда.


3. Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет определяется исходя из СЗП работников в республике (ст.13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее - Закон № 7-З)).
Размеры данных пособий перерассчитываются с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября в связи с ростом среднемесячной заработной платы (ст.26 Закона № 7-З).

От редакции «Бизнес-Инфо»

Размеры государственного пособия, установленные ст.13 Закона № 7-З, перерассчитываются с 1 февраля и 1 августа в связи с ростом среднемесячной заработной платы согласно п.2 ст.27 Закона № 7-З в редакции Закона Республики Беларусь от 30.06.2017 № 33-З

Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих Расчетная величина, ежемесячно сообщаемая Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь 1. Сумма взносов, причитающаяся к уплате в Белгосстрах с 1 июля 2014 г.
Сумма страховых взносов, подлежащая уплате страхователем в отношении каждого застрахованного лица, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера 60 % СЗПР за месяц, предшествующий месяцу их начисления, пропорционально отработанному времени (п.6 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2015 г. п.6 Положения № 1297 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2015 № 642 утратил силу.


2. С 1 декабря 1999 г. пособие на погребение установлено в размере СЗПР за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти (п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1999 № 1776 «О размере пособия на погребение»).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2015 г. следует руководствоваться ст.32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» и Положением о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение специализированной организации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585

Пример

Заработная плата работника в октябре 2014 г. составила 3 500 000 руб.; СЗПР за сентябрь 2014 г. - 6 364 497 руб.
Минимальный размер для начисления страховых взносов равен: 3 818 698 (60 % от 6 364 497 руб.).
Подлежат уплате страховые взносы в размере 22 912 руб. (3 818 698 х 0,6 %)
Базовая величина Экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупательной способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ.
С 1 апреля 2014 г. размер базовой величины - 150 000 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2014 № 255).

От редакции «Бизнес-Инфо»

Актуальный размер базовой величины см. здесь

1. В сфере трудовых правоотношений - для установления штрафов за нарушение законодательства о труде; пособий; стипендий; премирования; надбавок; доплат.
2. В качестве критерия:
- при проведении расчетов. С 1 сентября 2014 г. уменьшился предельный размер расчетов с 300 до 100 базовых величин в день, разрешенный для проведения расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями (п.69 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2019 г. Инструкция № 107 утратила силу на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 119. Следует руководствоваться п.97 Инструкции о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117;

- при определении формы сделок, совершаемых между гражданами (пример: сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законодательством размер базовой величины, должны совершаться в письменной форме, если иное не предусмотрено законодательством (ст.162 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Справочно

Ущербом в значительном размере признается ущерб на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, ущербом в крупном размере - в 250 и более раз, ущербом в особо крупном размере - в 1 000 и более раз превышающий размер такой базовой величины (п.3 примечаний к главе 24 Уголовного кодекса Республики Беларусь)
Бюджет прожиточного минимума Стоимостная величина необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания (ст.1 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»).
Бюджет прожиточного минимума определяется ежеквартально и рассчитывается в среднем на душу населения, а также по основным пяти социально-демографическим группам.
В качестве БПМ принимается среднедушевой бюджет прожиточного минимума семьи из 4 человек (подп.2.2 п.2 Положения № 865)
Как социальный норматив используется для определения размеров пособий:
- по беременности и родам;
- женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
- в связи с рождением ребенка;
- на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей;
- на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека (Закон № 7-З);
- по временной нетрудоспособности (постановление № 569).
Для определения базового предельного норматива тарифной ставки 1-го разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2004 № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций»).
Для расчета сумм удержания средств с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы: 1,5 размера БПМ для трудоспособного населения, скорректированного на индекс потребительских цен, с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики (подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы») (см. здесь).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. в подп.1.2 п.1 Указа № 483 внесены изменения Указом Президента Республики Беларусь от 18.10.2019 № 386. Изменения не повлияли на суть материала
Минимальный потребительский бюджет (среднедушевой минимальный потребительский бюджет)
Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (ст.1 Закона о МПБ).
Стоимостная величина минимального потребительского бюджета определяется исходя из средних цен покупки во всех видах торговли соответствующих товаров и услуг (ст.3 Закона о МПБ).
Минимальный потребительский бюджет утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
Стоимостная величина минимального потребительского бюджета пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал (ст.5 Закона о МПБ)
Среднедушевой МПБ семьи из 4 человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, - льготных кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 75).
Ограничения по повышению окладов руководящих работников в организации, не ликвидировавшие просроченную задолженность по иностранным кредитам, полученным под гарантию Правительства Республики Беларусь (п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2001 № 1906 «Об условиях оплаты труда работников коммерческих организаций государственной формы собственности либо с долей собственности государства в их уставном фонде, имеющих просроченную задолженность по иностранным кредитам»)

Справочно

Отличие БПМ от МПБ в том, что:
- МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства;
- в БПМ не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых;
- в БПМ включен несколько иной ассортимент товаров, стандартный по уровню и структуре месячного потребления человека. Так, в БПМ не входят конфеты, пирожные, варенье, мед, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено МПБ

 

09.12.2014

 

Талина Лукьяненко, DipIAS ICFM, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»