


Материал помещен в архив
МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, БАЗОВАЯ ВЕЛИЧИНА, СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ДРУГИЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ НАЧИСЛЕНИЯХ РАБОТНИКУ
В своей работе бухгалтер применяет несколько определенных величин, которые имеют конкретное значение и применение:
• минимальная заработная плата (месячная и часовая) (далее - МЗП);
• среднемесячная заработная плата всего работников Республики Беларусь (далее - СЗП);
• среднемесячная заработная плата рабочих и служащих (далее - СЗПР);
• базовая величина;
• бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам (БПМ);
• минимальный потребительский бюджет (МПБ).
Вопросы утверждения и применения вышеназванных величин регламентируются следующими правовыми актами:
• Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК);
• Закон Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее - Закон № 124-З);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2013 № 1076 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы». С 4 августа 2014 г. в п.1 данного постановления устанавливается только месячная минимальная заработная плата (изменения внесены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2014 № 712).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Актуальный размер месячной минимальной заработной платы см. здесь. |
• Положение о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2014 № 865 (далее - Положение № 865);
• Закон Республики Беларусь от 09.01.1992 № 1383-XII «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» (далее - Закон о МПБ).
Рассмотрим в таблице порядок применения и использования этих величин.
Величина | Определение, размер | Применение и пример использования |
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) | Государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора (ст.59 ТК). Размер МЗП устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января. Месячная МЗП в течение года подлежит индексации с учетом инфляции (часть пятая ст.4 Закона № 124-З) - ежемесячные сообщения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Обратите внимание! Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной МЗП, но не ниже размера месячной МЗП, установленного в соответствии с Законом № 124-З (часть шестая ст.4 Закона № 124-З).Часовая МЗП применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовой тарифной ставки (оклада), а также работающих в режиме неполного рабочего времени, по совместительству или не отработавших по уважительным причинам (болезнь, отпуск, выполнение государственных, общественных и воинских обязанностей и т.д.) установленную нанимателем норму продолжительности рабочего времени |
В сфере трудовых отношений обеспечивает социальную защиту работников. На договоры гражданско-правового характера эта гарантия не распространяется. 1. Доплата к начисленной заработной плате. Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера МЗП (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом № 124-З, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера МЗП (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора (часть третья ст.6 Закона № 124-З). Перечень выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.07.2014 № 68 (далее - Перечень № 68). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.11.2019 № 56 (далее - постановление № 56) внесены изменения в Перечень № 68, в частности, изменилось название: «перечень компенсирующих выплат и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой)».Справочно В составе начисленной работнику заработной платы за расчетный период, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, не учитываются выплаты, с которыми можно ознакомиться здесь.Поскольку МЗП, установленная законодательством, - низшая граница оплаты труда работников, доплата до уровня минимальной заработной платы рабочим относится на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг (Д-т 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. - К-т 70 - часть вторая п.9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; пп.23, 26, 27, 28, 30, 35 Инструкции порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50) и учитывается при налогообложении прибыли (п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.170 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.Доплата до МЗП не производится, если в расчетном периоде работник не выполнил установленные нанимателем месячные или часовые нормы труда, в т.ч. без уважительной причины не отработал установленную норму рабочего времени (прогул, брак по вине работника и т.д.). 2. Сумма взносов, причитающаяся к уплате в бюджет Фонда социальной защиты населения. Не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров МЗП, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством. Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются: для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, - определяемый ими доход, но не менее суммы размеров МЗП, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством; для Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» (далее - Белгосстрах) в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, - МЗП, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы (абзацы 3-4 ст.2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»; далее - Закон № 138-XIII). 3. Сумма взносов, причитающаяся к уплате в Белгосстрах до 1 июля 2014 г. МЗП рассматривалась как минимальная сумма дохода застрахованного лица, с которой подлежали исчислению страховые взносы до 1 июля 2014 г. (с 1 июля 2014 г. - СЗПР см. здесь) |
Пример Работнику, отработавшему по графику работы все рабочие дни в октябре 2014 г. (полная ставка), была начислена заработная плата в размере 1 800 000 руб., доплата за совмещение профессий в сумме 300 000 руб.За октябрь 2014 г. МЗП - 1 841 483 руб. Сумма доплаты до МЗП составит 41 483 руб. (Д-т 20 - К-т 70). Доплата за совмещение профессий в состав выплат, применяемых для определения размера доплаты до МЗП, не включается (п.1 Перечня № 68). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.1 Перечня № 68 в редакции постановления № 56: «Доплаты за совмещение должностей служащих (профессий рабочих), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, должностной (рабочей) инструкцией.» | ||
Среднемесячная заработная плата всего работников Республики Беларусь | Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь, сообщаемая Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь | 1. Максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности за календарный месяц по каждому месту работы устанавливается в размере трехкратной величины СЗП работников в республике в месяце, предшествующем месяцу, в котором возникло право на пособия (п.29 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», далее - постановление № 569). 2. Сумма взносов, причитающаяся к уплате в бюджет Фонда социальной защиты населения. Объектом для начисления являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан, но не выше четырехкратной величины СЗП работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст.2 Закона № 138-XIII). От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 января 2017 г. в абзац 2 ст.2 Закона № 138-XIII внесены изменения Законом Республики Беларусь от 09.01.2017 № 14-З: сумма выплат, на которую начисляются взносы в бюджет фонда, не может превышать пятикратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в бюджет фонда. 3. Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет определяется исходя из СЗП работников в республике (ст.13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее - Закон № 7-З)). Размеры данных пособий перерассчитываются с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября в связи с ростом среднемесячной заработной платы (ст.26 Закона № 7-З). От редакции «Бизнес-Инфо» Размеры государственного пособия, установленные ст.13 Закона № 7-З, перерассчитываются с 1 февраля и 1 августа в связи с ростом среднемесячной заработной платы согласно п.2 ст.27 Закона № 7-З в редакции Закона Республики Беларусь от 30.06.2017 № 33-З |
Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих | Расчетная величина, ежемесячно сообщаемая Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь | 1. Сумма взносов, причитающаяся к уплате в Белгосстрах с 1 июля 2014 г. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате страхователем в отношении каждого застрахованного лица, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера 60 % СЗПР за месяц, предшествующий месяцу их начисления, пропорционально отработанному времени (п.6 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2015 г. п.6 Положения № 1297 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2015 № 642 утратил силу. 2. С 1 декабря 1999 г. пособие на погребение установлено в размере СЗПР за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти (п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1999 № 1776 «О размере пособия на погребение»). От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2015 г. следует руководствоваться ст.32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» и Положением о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение специализированной организации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585 |
Пример Заработная плата работника в октябре 2014 г. составила 3 500 000 руб.; СЗПР за сентябрь 2014 г. - 6 364 497 руб.Минимальный размер для начисления страховых взносов равен: 3 818 698 (60 % от 6 364 497 руб.). Подлежат уплате страховые взносы в размере 22 912 руб. (3 818 698 х 0,6 %) | ||
Базовая величина | Экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупательной способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ. С 1 апреля 2014 г. размер базовой величины - 150 000 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2014 № 255). От редакции «Бизнес-Инфо» Актуальный размер базовой величины см. здесь |
1. В сфере трудовых правоотношений - для установления штрафов за нарушение законодательства о труде; пособий; стипендий; премирования; надбавок; доплат. 2. В качестве критерия: - при проведении расчетов. С 1 сентября 2014 г. уменьшился предельный размер расчетов с 300 до 100 базовых величин в день, разрешенный для проведения расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями (п.69 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2019 г. Инструкция № 107 утратила силу на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 119. Следует руководствоваться п.97 Инструкции о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117;- при определении формы сделок, совершаемых между гражданами (пример: сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законодательством размер базовой величины, должны совершаться в письменной форме, если иное не предусмотрено законодательством (ст.162 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Справочно Ущербом в значительном размере признается ущерб на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, ущербом в крупном размере - в 250 и более раз, ущербом в особо крупном размере - в 1 000 и более раз превышающий размер такой базовой величины (п.3 примечаний к главе 24 Уголовного кодекса Республики Беларусь) |
Бюджет прожиточного минимума | Стоимостная величина необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания (ст.1 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»). Бюджет прожиточного минимума определяется ежеквартально и рассчитывается в среднем на душу населения, а также по основным пяти социально-демографическим группам. В качестве БПМ принимается среднедушевой бюджет прожиточного минимума семьи из 4 человек (подп.2.2 п.2 Положения № 865) |
Как социальный норматив используется для определения размеров пособий: - по беременности и родам; - женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; - в связи с рождением ребенка; - на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей; - на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека (Закон № 7-З); - по временной нетрудоспособности (постановление № 569). Для определения базового предельного норматива тарифной ставки 1-го разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2004 № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций»). Для расчета сумм удержания средств с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы: 1,5 размера БПМ для трудоспособного населения, скорректированного на индекс потребительских цен, с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики (подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы») (см. здесь). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. в подп.1.2 п.1 Указа № 483 внесены изменения Указом Президента Республики Беларусь от 18.10.2019 № 386. Изменения не повлияли на суть материала |
Минимальный потребительский бюджет (среднедушевой минимальный потребительский бюджет) |
Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (ст.1 Закона о МПБ). Стоимостная величина минимального потребительского бюджета определяется исходя из средних цен покупки во всех видах торговли соответствующих товаров и услуг (ст.3 Закона о МПБ). Минимальный потребительский бюджет утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Стоимостная величина минимального потребительского бюджета пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал (ст.5 Закона о МПБ) |
Среднедушевой МПБ семьи из 4 человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, - льготных кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 75). Ограничения по повышению окладов руководящих работников в организации, не ликвидировавшие просроченную задолженность по иностранным кредитам, полученным под гарантию Правительства Республики Беларусь (п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2001 № 1906 «Об условиях оплаты труда работников коммерческих организаций государственной формы собственности либо с долей собственности государства в их уставном фонде, имеющих просроченную задолженность по иностранным кредитам») |
Справочно Отличие БПМ от МПБ в том, что:- МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства; - в БПМ не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых; - в БПМ включен несколько иной ассортимент товаров, стандартный по уровню и структуре месячного потребления человека. Так, в БПМ не входят конфеты, пирожные, варенье, мед, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено МПБ |
09.12.2014
Талина Лукьяненко, DipIAS ICFM, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»