Вопрос-ответ от 04.03.2014
Автор: Амельченя Ю.

Могут ли субъекты хозяйствования - стороны договора простого товарищества - участвовать в процедурах государственных закупок?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Могут ли субъекты хозяйствования - стороны договора простого товарищества - участвовать в процедурах государственных закупок?

 

ОТВЕТ: Могут.

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей законодательству цели (п.1 ст.911 Гражданского кодекса РБ, далее - ГК).

Договор простого товарищества может быть раскрыт для третьих лиц, или договором простого товарищества может быть предусмотрено, что его существование не раскрывается для третьих лиц (негласное товарищество) (ст.924 ГК).

В отношениях с третьими лицами каждый из участников негласного товарищества отвечает всем своим имуществом по сделкам, которые он заключил от своего имени в общих интересах товарищей.

В любом случае - гласное или негласное товарищество создано на основании договора о совместной деятельности - основной целью договора является совместная деятельность участников договора для определенной цели, в рамках которой создается специальный режим имущества: внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, поскольку иное не установлено законодательством или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства (п.1 ст.913 ГК).

Что касается возможности участия субъектов хозяйствования - сторон договора простого товарищества, то законодательство о государственных закупках предусматривает, что участником процедур не может быть:

• организатор - в проводимой им процедуре государственной закупки;

• эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

• поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

• юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;

• юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности;

• юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;

• поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, - в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;

• структурное подразделение заказчика (организатора) (п.3 ст.14 Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;

• субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (подп.2.1 п.2 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»). Данная норма действует до 1 января 2015 г.

Таким образом, исходя из установленных законодательством ограничений участия в процедурах государственных закупок можно констатировать тот факт, что субъекты хозяйствования - стороны договора простого товарищества - вправе участвовать в процедурах государственных закупок независимо от того, раскрывается или не раскрывается (негласное товарищество) его существование для третьих лиц.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2016 г. п.2 Указа № 590 на основании Указа Президента РБ от 23.02.2016 № 77 утратил силу. Норма подп.2.1 п.2 Указа № 590 не изменилась, она отражена в подп.1.18 п.1 Указа № 590 в редакции Указа № 77.

 

04.03.2014

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь