Вопрос-ответ от 30.08.2016
Автор: Амельченя Ю.

Могут ли заказчиком в одном предмете государственной закупки быть объединены строительные работы и товары?


 

Материал помещен в архив

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. изменилось правовое регулирование сферы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве в связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380). С этой же даты прекратил действие Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).

При этом действие Указа № 380 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2017 г. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2017 г. (то есть государственные закупки необходимо производить в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»; закупки за счет иных средств - в соответствии с нормами Указа № 591 и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов»).

 

ВОПРОС: Могут ли заказчиком в одном предмете государственной закупки быть объединены строительные работы и товары?

 

ОТВЕТ: Могут.

Описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Одновременно не допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте):

• технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в том числе в целях исключения возможности добросовестной конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

• товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о части которых составляют государственные секреты (пп.1, 6 ст.20 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

Для целей осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) под однородными товарами (работами, услугами) понимаются товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (подп.1.11 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»).

Действующее гражданское законодательство позволяет заказчику при заключении договора строительного подряда обязанности по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием возлагать на подрядчика (ст.700 Гражданского кодекса Республики Беларусь, п.26 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450).

Тем самым на подрядчика при заключении с ним договора строительного подряда может быть возложена обязанность приобретения также материалов, конструкций для строительства.

Таким образом, полагаем возможным объединение в один предмет государственной закупки строительных работ, товаров (неоднородные работы, товары) при наличии технологической и функциональной связи между ними, в том числе с учетом того, что нормы о строительном подряде допускают возложение на подрядчика обязанности по обеспечению строительства материалами.

 

30.08.2016

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»