


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Может ли организация не предусматривать в учетной политике на 2014 г. применяемые регистры бухгалтерского учета, поскольку такого требования нет в новом Законе РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон)?
ОТВЕТ: Такого права у организации нет.
Учетная политика - совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (ст.1 Закона).
Согласно п.1 ст.9 Закона организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.
Учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных Законом (п.2 ст.9 Закона).
Учетная политика организации включает (п.4 ст.9 Закона):
• применяемые организацией виды учетной оценки;
• план счетов бухгалтерского учета организации;
• разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
• применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
• иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
Действительно, применяемые регистры бухгалтерского учета прямо не перечислены среди обязательных составляющих учетной политики согласно Закону.
Однако следует учитывать, что форма бухгалтерского учета - порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи (ст.1 Закона).
Таким образом, учетная политика организации на 2014 г. должна содержать совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся записи на счетах бухгалтерского учета.
Согласно ст.11 Закона учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных ст.11 Закона.
Регистры бухгалтерского учета должны содержать следующие сведения:
• наименование регистра;
• наименование организации;
• даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
• хронологическую и (или) систематическую группировку хозяйственных операций;
• оценку хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
• должности лиц, ответственных за ведение регистра, их фамилии, инициалы и подписи.
16.04.2014
Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»