Вопрос-ответ от 12.01.2018
Автор: Алейникова Т.

Может ли организация-подрядчик при реализации оборудования заказчику в рамках выполнения работ по договору строительного подряда самостоятельно устанавливать цену на это оборудование, отличную от цены его приобретения у поставщика, то есть включать в отпускную цену не только фактически понесенные затраты по хранению, транспортировке оборудования, но и самостоятельно рассчитанную сумму прибыли?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС (ООО «СТС»): 1. Может ли организация-подрядчик при реализации оборудования заказчику в рамках выполнения работ по договору строительного подряда самостоятельно устанавливать цену на это оборудование, отличную от цены его приобретения у поставщика, то есть включать в отпускную цену не только фактически понесенные затраты по хранению, транспортировке оборудования и т. д., но и самостоятельно рассчитанную сумму прибыли?

2. Содержатся ли в нормах законодательства указания на предельный размер надбавки к цене, которую может применить заказчик (например, как указания по максимальной надбавке, установленной для стоимости строительных материалов, изделий, конструкций согласно постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее - постановление № 13))?

 

ОТВЕТ: 1. Может, предусмотрев такое условие в договоре.

При формировании цены на поставляемое подрядчиком оборудование следует обратить внимание на требования нормативных правовых актов.

В настоящее время Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) определен перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых применяются меры государственного ценового регулирования.

Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в Указе № 72, регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами (подп.2.1 п.2 Указа № 72).

Полномочия по регулированию цен в строительстве Указом № 72 возложены на Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, которое в настоящее время регулирует цены на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

Следует обратить внимание, что Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, а также иные нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты в строительстве, разграничивают термины «оборудование» и «материалы, изделия и конструкции». В отношении материалов, изделий и конструкций согласно Указу № 72 применяются меры государственного ценового регулирования.

Таким образом, оборудование, которое поставляется для объекта строительства, не является предметом правового регулирования Указа № 72.

2. Нормы законодательства не содержат указаний по применению надбавки, однако условия ее применения должны быть предусмотрены договором.

Не содержат каких-либо правовых ограничений и нормативные правовые акты, принятые в целях реализации требований Указа № 72, в том числе:

постановление № 13;

постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19.12.2014 № 45 «О регулировании цен на строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов и тоннелей».

Условия и порядок формирования стоимости оборудования, в том числе и затрат, связанных с приобретением, хранением и транспортировкой, предусматриваются договором строительного подряда (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.02.2014 № 10-02/1538 «О рассмотрении обращения»).

С учетом вышеизложенного подрядчик при реализации оборудования заказчику вправе применить к цене приобретения торговую наценку, предельный минимальный либо максимальный размер которой в настоящее время законодательством не урегулирован, предусмотрев это в договоре.

 

12.01.2018

 

Тамара Алейникова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Актуальные вопросы ценообразования»