


Материал помещен в архив
ВОПРОС: По внешнеэкономическому контракту на поставку оборудования сторонами являются коммунальное сельскохозяйственное предприятие «А» (Покупатель), польская организация «Б» (Продавец, Поставщик) и унитарное предприятие «С» (Поверенный) от лица Поставщика. «А» и «С» - резиденты Республики Беларусь.
Согласно условиям контракта Поверенный выступает от имени и за счет Поставщика и обязуется совершить следующие юридически значимые действия: принять участие в тендере на поставку оборудования, осуществить все необходимые действия и формальности, связанные с подготовкой документации, организовать транспортировку, произвести процедуры по таможенной очистке с уплатой ввозного НДС, обучить технический персонал работе и обслуживанию оборудования, осуществлять гарантийное обслуживание и т.д. Одним из пунктов договора предусмотрено, что правовые отношения между Поставщиком и Поверенным регулируются отдельно заключаемым между ними в рамках исполнения внешнеэкономического контракта договором поручения.
Может ли Поверенный выступать декларантом поставляемого оборудования и уплачивать все причитающиеся платежи?
ОТВЕТ: Не может.
Декларантом при наличии внешнеэкономической сделки может быть лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее такую внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена (ст.186 Таможенного кодекса таможенного союза, далее - ТК ТС).
![]() |
Справочно Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп.6) п.1 ст.4 ТК ТС).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
В рассматриваемой ситуации внешнеэкономическая сделка заключена между белорусской организацией «А» и польской организацией «Б». Белорусское предприятие «С» в отношении ввозимого на территорию Республики Беларусь оборудования прав владения, пользования и (или) распоряжения не имеет. Реализация предоставленных предприятию «С» полномочий обусловлена договором поручения, заключенным им с польской фирмой «Б».
Таким образом, «С» не вправе выступить декларантом ввозимого оборудования - им может быть только белорусская организация «А».
При этом правом совершения таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению, исходя из п.2 ст.12 ТК ТС, обладают работники таможенного представителя, являющиеся специалистами по таможенному оформлению («декларированию» в соответствии со ст.59 Закона РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»).
Поверенный («С») вправе лишь на основании доверенности заключать от имени доверителя («А») договор с таможенным представителем на совершение таможенных операций, связанных с таможенным оформлением товара.
Что касается уплаты ввозного НДС по основаниям подп.1.2 п.1 ст.93 Налогового кодекса РБ (далее - НК), то, исходя из п.1 ст.886 Гражданского кодекса РБ и ст.79 ТК ТС, плательщиком таможенного налога являются декларант (в нашей ситуации Покупатель) и собственник товара. Однако когда Посредник приобретает товары у Продавца, который находится за пределами Республики Беларусь, по поручению Покупателя, то фактически уплатить «ввозной» НДС (за счет Продавца) в качестве представителя может и Посредник.
В этом случае налог, уплаченный посредником при ввозе товара, вычету у Посредника не подлежит, он должен быть возмещен заказчиком (Покупателем), как и расходы, связанные с исполнением поручения по приобретению товара (подп.19.9 п.19 ст.107 НК). Вычет НДС производится на основании первичных учетных документов, выставленных Посредником в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (п.5, часть первая п.17 ст.107 НК).
Представляется, что данное правило в описанной выше ситуации не действует, поскольку Посредник выступает от имени Поставщика, а не от имени Покупателя.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. применяются пп.51 и 171 ст.107 НК (дополнение внесено в НК на основании Закона РБ от 30.12.2015 № 343-З). С 1 января 2017 г. пп.5 и 17 ст.107 НК на основании Закона РБ от 18.10.2016 № 432-З утратили силу. |
09.07.2014
Юлия Гребенева, юрист, член общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»