


Материал помещен в архив
ВОПРОС (РУП «З»): Вследствие несвоевременной оплаты заказчиком произведенной работы республиканское унитарное предприятие (генеральный подрядчик) несвоевременно произвело расчет с субподрядчиком, вследствие чего понесло расходы по выплате договорной неустойки, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. Договором с заказчиком предусмотрено, что сторона, нарушившая условия договора, возмещает другой стороне все убытки, причиненные вследствие нарушения договора и не покрытые неустойкой.
Может ли предприятие взыскать с заказчика кроме основного долга и санкций за несвоевременную его оплату также пеню и проценты за пользование чужими денежными средствами, выплаченные субподрядчику, и если да, то в каком объеме?
ОТВЕТ: Подобный иск может быть заявлен в хозяйственный суд. На основании ст.364 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, установленными ст.14 ГК.
В соответствии со ст.14 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности в соответствии со ст.364 ГК кредитор должен доказать наличие убытков, их состав, размер и причинную связь между нарушением обязательства и возникновением убытков. И самое главное - необходимо доказать вину в причинении убытков. При этом кредитор свободен в выборе средств доказывания.
В юридической литературе неоднократно приводились доводы о крайней сложности доказывания по таким делам. При этом, если прямой ущерб хоть как-то доказать возможно, то в части упущенной выгоды этот вопрос редко признается в хозяйственном суде доказанным. Суд обычно обязывает представить доказательства предпринятых стороной мер по получению имущественной выгоды и объективной невозможности получения запланированной выгоды в сложившихся обстоятельствах. Доказать это, действительно, очень проблематично. Также при доказывании исключительной вины заказчика в возникновении убытков генподрядчику необходимо будет представить суду доказательства, что он не мог никаким иным способом, в т.ч. используя собственные и заемные (включая банковские кредиты и т.п.) средства, оплатить своевременно работы субподрядчику.
Кроме того, в соответствии с п.30 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (в редакции от 30.06.2011 № 875, далее - Правила), генеральный подрядчик несет ответственность перед субподрядчиками за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору.
При наличии сомнений в своевременности оплаты заказчиком работ по договору генподряда генподрядчику целесообразно включать в договоры субподряда норму об оплате выполненных субподрядчиками работ непосредственно заказчиком, как это определено п.63 Правил, согласно которому договором субподряда может быть предусмотрено проведение расчетов с субподрядчиками как генеральным подрядчиком, так и непосредственно заказчиком одновременно с расчетами между заказчиком и генеральным подрядчиком.
16.04.2012 г.
Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Типичные споры по договорам строительного подряда»