Вопрос-ответ от 27.12.2013
Автор: Амельченя Ю.

Можно ли оспорить процедуру государственных закупок и следует ли в данном случае направлять претензию в порядке досудебного урегулирования спора?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Можно ли оспорить процедуру государственных закупок и следует ли в данном случае направлять претензию в порядке досудебного урегулирования спора?

 

ОТВЕТ: Оспорить можно, претензию в порядке досудебного урегулирования спора направлять не следует.

По результатам проведения процедур государственных закупок между заказчиком и выбранным им поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается договор на государственную закупку.

По общему правилу процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства о государственных закупках, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица. Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры (пп.1, 2 ст.57 Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон).

На основании Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором (часть вторая п.2 ст.10).

Вместе с тем не требуется соблюдения обязательного претензионного порядка помимо прочего в случаях, когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор, например при признании торгов недействительными (ст.419 ГК) (письмо ВХС РБ от 21.01.2011 № 02-38/120 «О рекомендациях по применению Закона»). Следует отметить, что по содержанию ст.419 ГК совпадает с нормами ст.57 Закона в части заявления требований заинтересованным лицом о признании процедуры государственной закупки, проведенной с нарушением законодательства о государственных закупках, недействительной. В связи с этим, по мнению автора, можно воспользоваться рекомендациями по применению норм об обязательном претензионном порядке и применить их и на случаи проведения процедур государственных закупок.

Таким образом, процедура государственных закупок, проведенная с нарушением требований законодательства, может быть признана недействительной, и в таком случае претензия в порядке досудебного урегулирования спора не направляется.

 

27.12.2013

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь