


Материал помещен в архив
ВОПРОС (УП «ЦЭМ»): На 1 января 2016 г. в организации, применяющей общую систему налогообложения, на праве собственности имеется здание (которое находится в залоге у банка в связи с выделенным банком кредитом на его реконструкцию). Реконструкция здания ведется с 2012 года, а сдача здания в эксплуатацию запланирована на май 2016 г. До реконструкции площадь здания составляла 323 м2, часть которой сдавалась в аренду. После реконструкции здания общая площадь здания составит 1 750 м2.
Какой порядок исчисления налога на недвижимость с мая 2016 г., а именно:
1) база для исчисления налога (старая или новая стоимость здания);
2) срок подачи уточненной декларации;
3) исходя из какой площади производить расчет налога на недвижимость (общей или полезной);
4) можно ли исчисленный налог на недвижимость выставлять для погашения арендаторам (пропорционально занимаемой площади)?
ОТВЕТ: Налоговая база налога на недвижимость определяется организациями исходя из наличия на 1 января календарного года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, учитываемых в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы, по остаточной стоимости (подп.1.1 п.1 ст.187 НК).
Налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость организации представляют в налоговые органы по месту постановки на учет не позднее 20 марта отчетного года (п.10 ст.189 НК).
Перечень случаев, при наступлении которых в течение налогового периода действующими организациями вносятся изменения и дополнения в налоговую декларацию, содержится в пп.6-8 ст.189 НК:
• возникновение или утрата у организаций права на освобождение от налога на недвижимость (п.6);
• при принятии в течение года областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению областным (Минским городским) исполнительным комитетом решения о включении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в перечень неиспользуемого (не эффективно используемого) имущества или решения об их исключении из перечня (п.61);
• выбытие, приобретение либо возникновение у организации объектов недвижимого имущества; признание плательщиками отдельных организаций или утрата отдельными организациями статуса плательщика налога на недвижимость; наступление отдельных ситуаций у организаций-лизингодателей (п.7);
• при переходе организацией, применяющей особые режимы налогообложения, не предусматривающие исчисление и уплату налога на недвижимость, в течение года на общий порядок налогообложения либо на особый режим налогообложения, предусматривающий исчисление и уплату налога на недвижимость (п.8).
Указанный перечень является закрытым, и в нем не содержится такого основания для внесения изменений в налоговую декларацию по налогу на недвижимость, как начало реконструкции, а также ввод объекта, законченного реконструкцией (кроме возникновения нового объекта в рамках строительного проекта на реконструкцию), в эксплуатацию.
Следовательно, как в период с 2012 по 2015 год, так и в 2016 году организация исчисляет и уплачивает налог на недвижимость исходя из остаточной стоимости здания, числящегося в бухгалтерском учете. Исходя из остаточной стоимости здания с учетом увеличения ее в результате реконструкции, законченной в мае 2016 г., налог на недвижимость будет исчисляться начиная с 2017 года. Причем в расчет будет приниматься общая стоимость здания.
![]() |
Справочно В настоящем ответе не рассматривается исчисление налога на недвижимость, когда в рамках проекта на реконструкцию возводится другой объект недвижимости (например, другой корпус здания, который будет учтен как самостоятельный объект), и случай возникновения объекта сверхнормативного незавершенного строительства. |
Вопросы сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, и порядка определения размера арендной платы урегулированы Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее - Указ № 150).
В частности, установлено, что за счет арендной платы, полученной от сдачи в аренду недвижимого имущества, определенной в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденным Указом № 150, возмещаются начисленная амортизация, а также все виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству (п.4 названного Положения).
Порядок определения размера арендной платы по иным объектам недвижимого имущества отдельно законодательно не урегулирован, что позволяет организациям при сдаче в аренду объектов, не находящихся в государственной собственности, руководствоваться как нормами Указа № 150 (в таком случае налог на недвижимость отдельно предъявляться арендатору не будет), так и определять размер арендной платы произвольно в соответствии со ст.391, 394 Гражданского кодекса Республики Беларусь (в этом случае налог на недвижимость также может быть включен в размер арендной платы, но может предъявляться арендатору и сверх арендной платы (в зависимости от условий заключенного сторонами договора аренды)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вопросы налогообложения налогом на недвижимость регулируются главой 19 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. С 16 февраля 2019 г. следует руководствоваться формой налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций согласно приложению 7 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2. Комментарий см. здесь. |
28.04.2016
Татьяна Шабан, эксперт в области исчисления налогов
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Исчисление и уплата налога на недвижимость»