


Материал помещен в архив
ВОПРОС: На каком основании строятся отношения между заказчиками и привлеченными для организации подрядных торгов их дочерними предприятиями?
ОТВЕТ: С 16 августа 2015 г. действует норма о том, что дочерние унитарные предприятия коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов вправе передать учредившим их предприятиям свои функции по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (п.142 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88; далее - Положение № 88).
Тем самым действительно возможна передача функций по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры) от коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов (далее - КУП) дочерним унитарным предприятиям (далее - ДУП).
![]() |
Обратите внимание! По юридической природе КУП и ДУП - юридические лица, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, а на праве собственности такое имущество обоих юридических лиц принадлежит административно-территориальной единице (части пятая, седьмая п.2 ст.113 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее - ГК), то есть областным и Минскому городскому исполнительным комитетам). |
Перечень полномочий собственника имущества КУП, ДУП, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, ГК или решением собственника, принятым в отношении дочернего предприятия:
• принимает решение о создании унитарного предприятия;
• определяет цели деятельности унитарного предприятия, дает письменное согласие на участие унитарного предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, в том числе государственных объединениях, а также в хозяйственных группах;
• утверждает устав унитарного предприятия и изменения и (или) дополнения, вносимые в него;
• формирует уставный фонд унитарного предприятия, принимает решение о его изменении;
• назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает, изменяет и прекращает с ним трудовой договор (контракт) или гражданско-правовой договор в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено ГК;
• принимает решение об изъятии имущества у унитарного предприятия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством либо уставом;
• осуществляет контроль за деятельностью унитарного предприятия, использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего унитарному предприятию;
• дает письменное согласие на создание, реорганизацию и ликвидацию дочерних предприятий, создание и ликвидацию представительств и филиалов;
• принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в соответствии с законодательством;
• имеет другие права и несет другие обязанности в соответствии с ГК, иными законодательными актами и уставом (п.6 ст.113 ГК).
И по общему правилу собственник имущества не отвечает по обязательствам унитарного предприятия (КУП, ДУП).
Исходя из перечня полномочий собственника имущества КУП и ДУП, с учетом распределения ответственности по обязательствам собственника имущества КУП и ДУП, а также того, что КУП и ДУП - самостоятельные юридические лица, не находящиеся в каком-либо подчинении (когда возможны были бы властные предписания, в том числе по передаче функций), автор полагает, что основанием для возникновения отношений между заказчиками (КУП) и привлеченными для организации подрядных торгов их дочерними организациями (ДУП) на основании п.142 Положения № 88 являются сделки (договоры, соглашения) (ст.154, 155, 390 ГК), влекущие для них возникновение прав и обязанностей как юридически равных субъектов гражданских правоотношений.
Причем на основании статуса КУП и ДУП (коммерческие юридические лица) предполагается возмездность заключенного между ними договора (п.3 ст.393 ГК), если иное не вытекает из законодательства, содержания или существа договора.
Что касается содержания договора, заключаемого между КУП и ДУП, то поскольку п.142 Положения № 88 ограничена регламентация соответствующих правоотношений, постольку в договоре должен быть определен порядок взаимодействия указанных лиц, действий, связанных с установлением показателей для выбора участника победителем, передачей документации, на основании которой будет осуществляться процедура закупок, действий, связанных с выбором участника-победителя, участием представителей КУП в составе конкурсной комиссии и т. п.
16.10.2015
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»