Комментарий от 12.10.2016
Автор: Митор Я.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Комментарий к статье 462 Трудового кодекса Республики Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ.
Комментарий к статье 462 Трудового кодекса Республики Беларусь

Уполномоченные органы, о которых идет речь в части первой ст.462 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), осуществляющие контроль или надзор (в зависимости от их компетенции), в отношении соблюдения трудового законодательства могут осуществлять только надзор, а организации, указанные в части второй ст.462 ТК, по отношению к подчиненным им органам - только контроль.

Различие между надзором и контролем заключается в том, что контрольные органы в отличие от надзорных изучают исполнение законодательства о труде с точки зрения не только законности, но и рациональности и эффективности.

К основным контрольным и надзорным органам в данной сфере можно отнести Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Департамент), органы государственного пожарного надзора, органы по чрезвычайным ситуациям, Министерство энергетики Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - Комитет государственного контроля), прокуратуру Республики Беларусь.

Среди специально уполномоченных органов в сфере надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде необходимо выделить Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1589, основными задачами данного министерства в том числе являются:

• разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по вопросам содействия занятости населения, оплаты, условий и охраны труда, государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, демографической безопасности, социального партнерства, урегулирования коллективных трудовых споров, социального обслуживания и социальной помощи, альтернативной службы, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи, обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, социальных гарантий населению;

• совершенствование законодательства о труде, занятости и социальной защите населения;

• осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении, занятости населения, государственном социальном страховании, труде и об охране труда, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Основные задачи Департамента:

• осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

• выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и об охране труда (п.5 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 959).

Необходимыми полномочиями наделены должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами труда.

Согласно Закону Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, должностными лицами и гражданами требований законодательства Республики Беларусь о пожарной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, а также надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, являющимися органами государственного пожарного надзора.

Надзор за обеспечением пожарной безопасности при хранении и использовании взрывчатых веществ, на транспортных средствах в пути следования, а также на объектах, находящихся на территории воинских частей, в лесах, подземных выработках и шахтных сооружениях, осуществляют соответствующие республиканские органы государственного управления, иные организации, являющиеся владельцами этих объектов.

Ведомственный контроль за состоянием пожарной безопасности на объектах осуществляют республиканские органы государственного управления.

Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 756 утверждено Положение о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. К основным задачам данного Департамента относятся осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов; обеспечение контроля за исполнением законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за исполнением законодательства в области охраны и рационального использования недр; предупреждение техногенных аварий и травматизма в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, аттракционы, объекты перевозки опасных грузов, объекты, на которых ведутся работы, связанные с использованием и охраной недр, иные потенциально опасные объекты.

Основной задачей государственного энергетического надзора (Положение о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.1998 № 26), в частности, является контроль за техническим состоянием электрических и теплоиспользующих установок потребителей, условиями их эксплуатации и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание этих установок; техническим состоянием автономных энергоисточников потребителей.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (ст.26 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»).

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» основными задачами Комитета государственного контроля и его территориальных органов, в частности, являются:

• проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет государственного контроля;

• осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;

• осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;

• проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере.

 

12.10.2016

 

Яна Митор, юрист