Корреспонденция счетов от 22.10.2015
Автор: Бондарович И.

Наличные деньги получены уполномоченным лицом от заказчика - физического лица в одном, а сданы в кассу в другом отчетном периоде: отражение в бухгалтерском учете


 

Материал помещен в архив

 

НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ ПОЛУЧЕНЫ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЛИЦОМ ОТ ЗАКАЗЧИКА - ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ОДНОМ, А СДАНЫ В КАССУ В ДРУГОМ ОТЧЕТНОМ ПЕРИОДЕ: ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Ситуация

Работники предприятия выполняют оказание услуг по подключению к телевидению на дому у абонентов - физических лиц и принимают от них наличные денежные средства. Кассовое оборудование для этих целей предприятие не регистрировало, поэтому в соответствии с приказом руководителя после оказания услуг факт приема наличных денег указанными работниками оформляется квитанцией установленной формы. Для сдачи исполнителями в кассу предприятия наличных денежных средств приказом установлен срок - в течение 7 календарных дней. В результате случается, что иногда услуга оказана в одном отчетном периоде, а денежные средства уполномоченное лицо сдает в кассу в другом отчетном периоде.

Корректно ли учитывать по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» наличные денежные средства, находящиеся у уполномоченного лица в отчетном периоде?

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

 

Предприятие может предусмотреть применение счета 71 для отражения наличных денежных средств, находящихся у уполномоченного лица в отчетном периоде.

Уполномоченные лица могут сдавать наличные деньги в кассу предприятия в соответствии с установленными на предприятии порядком и сроками сдачи, но не реже одного раза в 7 календарных дней (п.15 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107, далее - Инструкция № 107).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2019 г. Инструкция № 107 утратила силу на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 119. Следует руководствоваться Инструкцией о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117.

 

Основанием для получения уполномоченным лицом денежных средств при выполнении услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов является оказание таких услуг вне постоянного места осуществления деятельности (подп.31.12 п.31, п.36 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение № 924/16)). При этом в данном случае каждый факт приема наличных денежных средств должен оформляться документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных (п.32 Положения № 924/16). Таким документом является квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой утверждена постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34 (далее - квитанция) (см. перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 912).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2016 г. следует применять форму квитанции в редакции постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 24.06.2016 № 24.

Следует руководствоваться Положением № 924/16 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2018 № 514/9, порядок вступления в силу которых определен п.2 постановления № 514/9.

 

Справочно

В целях применения норм подп.31.11 п.31, а также части первой п.33 Положения № 924/16 предприятие должно относиться к организации службы быта, то есть осуществлять деятельность в сфере бытового обслуживания населения. Такие организации предоставляют физическим лицам бытовые услуги, перечень видов которых определен в приложении к Положению о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1108 (далее - Положение № 1108). Кроме того, организация должна быть включена в реестр бытовых услуг Республики Беларусь и иметь соответствующее свидетельство, форма которого установлена постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 28.11.2014 № 38 (подп.2.1 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 24.07.2014 № 371 «О создании государственного информационного ресурса "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь"»). Исходя из того, что услуги, о которых идет речь в вопросе, не поименованы в перечне видов бытовых услуг, подлежащих включению в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» (приложение к Положению № 1108), но оказываются вне постоянного места осуществления деятельности предприятия, в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться нормами подп.31.12 п.31, п.32 Положения № 924/16.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 сентября 2016 г. приложение к Положению № 1108 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2016 № 391. Комментарий см. здесь.

 

Выручка от реализации услуг признается при выполнении условий, предусмотренных п.18 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102), и отражается записью: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др. - К-т 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» (п.22 Инструкции № 102).

Факт оказания услуги подтверждается первичным учетным документом - актом об оказанных услугах (ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее - Закон № 57-З).

Счет 71 предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет (п.56 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, далее - Инструкция № 50). Аналитический учет по счету 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет. Выдача работникам под отчет сумм отражается записью: Д-т 71 - К-т 50, 51, 52. Однако в рассматриваемой ситуации такой выдачи не происходит, а фактически деньги поступают от заказчика услуги в кассу предприятия, но через уполномоченное лицо.

В то же время счет 50 предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации (п.39 Инструкции № 50). В описанной же ситуации наличные деньги в кассу предприятия непосредственно от заказчика не поступают и даже могут до 7 календарных дней находиться у уполномоченного лица.

Таким образом, при передаче от заказчика в кассу предприятия наличные денежные средства фактически проходят через две хозяйственные операции, каждая из которых подлежит оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона № 57-З). В момент приема наличных денег таким документом является квитанция, а при их передаче непосредственно в кассу такими документами могут быть отчет исполнителя со всеми приложенными документами, подтверждающими факт приема денег от заказчиков, и приходный кассовый ордер (часть первая п.25 Инструкции № 107, п.4 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38, далее - Инструкция № 38).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. следует руководствоваться п.4 Инструкции № 38 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 44 (далее - постановление № 44).

 

При этом, исходя из того, что уполномоченное лицо является подотчетным, предприятие может самостоятельно предусмотреть применение счета 71 для учета денежных средств, находящихся у уполномоченного лица в отчетном периоде (п.4 Инструкции № 50). Кроме того, применение такого порядка также целесообразно для выявления подотчетных сумм, по каким-либо причинам не переданных работниками в установленные сроки в кассу предприятия (часть третья п.56 Инструкции № 50).

 

Пример

Предположим, что услуга на дому абонента - физического лица по подключению к телевидению оказана исполнителем 30 сентября 2015 г. Отчитаться по полученным наличным денежным средствам работник должен не позднее 6 октября 2015 г.

 

Содержание операции Дебет Кредит Обоснование Первичный документ
бухгалтерский учет налоговый учет
30 сентября 2015 г.
Отражена выручка от реализации услуг Пункты 18, 22 Инструкции № 102, часть вторая п.48, часть пятая п.70 Инструкции № 50 Подпункт 1.1 п.1 ст.93, части первая и третья п.1 ст.100, пп.1, 2 ст.126, пп.1, 4 ст.127 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) Акт об оказанных услугах
Отражен факт приема исполнителем наличных денег от абонента
62
Пункт 4, часть третья п.48 Инструкции № 50, п.32 Положения № 924/16
-
Квитанция
Исчислен НДС от выручки
90-2
Часть седьмая п.70 Инструкции № 50 Подпункт 1.1 п.1 ст.93, части первая и третья п.1 ст.100, п.1 ст.127 НК Бухгалтерская справка-расчет
Отражена фактическая себестоимость реализованных услуг
90-4
Часть одиннадцатая п.70 Инструкции № 50 Пункт 1 ст.127, ст.130 НК Бухгалтерская справка-расчет
6 октября 2015 г.
Отражено поступление наличных денег в кассу предприятия через подотчетное лицо
71
Часть третья п.39 Инструкции № 50, часть первая п.25 Инструкции № 107, п.4 Инструкции № 38
-
Приходный кассовый ордер, отчет исполнителя
После 6 октября 2015 г.
Отражены подотчетные суммы, не переданные работником в кассу предприятия в установленные сроки
71
Часть третья п.56, п.73 Инструкции № 50
-
Отчет исполнителя, бухгалтерская справка-расчет
Удержание сумм с подотчетных лиц
94
Часть вторая п.57 Инструкции № 107, п.3 части второй ст.107 Трудового кодекса Республики Беларусь, подп.3.6 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»
-
Бухгалтерская справка-расчет, распоряжение руководителя

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. следует применять форму приходного кассового ордера в редакции постановления № 44.

С 28 января 2020 г. п.3 части второй ст.107 Трудового кодекса Республики Беларусь изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З: удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности нанимателю могут производиться по распоряжению нанимателя при возмещении ущерба, причиненного по вине работника нанимателю, в размере до 3 его среднемесячных заработков.

 

Обратите внимание!

В соответствии с частью 1 ст.11.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение должностным лицом либо кассиром юридического лица порядка ведения кассовых операций влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин. Таким образом, уполномоченное лицо, нарушающее сроки сдачи наличных денежных средств в кассу предприятия, может быть привлечено к административной ответственности.

 

22.10.2015

 

Инга Бондарович, консультант по бухгалтерскому и налоговому учету общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"»