


Материал помещен в архив
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПО РАБОТАМ И УСЛУГАМ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С 2015 ГОДА
Согласно ст.5 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами.
Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол ТС).
С 1 января 2015 г. вступает в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор).
В соответствии с приложением 33 к Договору (пп.7 и 23) в связи с вступлением в силу Договора утрачивают силу Соглашение и Протокол ТС, т.е. с 1 января 2015 г. не применяются.
Согласно п.2 ст.72 Договора взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением 18 к Договору.
В приложении 18 к Договору приведен Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол Союза), который разделен на разделы:
• раздел I «Общие положения»;
• раздел II «Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров»;
• раздел III «Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров»;
• раздел IV «Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг».
Следовательно, с 1 января 2015 г. в части налогообложения косвенными налогами работ и услуг в рамках Евразийского экономического союза будут применяться положения разделов I и IV Протокола Союза, поскольку в разделе I приведены определения отдельных видов работ и услуг, а в разделе IV - непосредственно порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг.
Согласно п.28 Протокола Союза взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в п.31 Протокола Союза).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола Союза.
Работы, услуги, связанные непосредственно с недвижимым имуществом
Согласно подп.1 п.29 Протокола Союза местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства-члена.
В соответствии с п.2 Протокола Союза недвижимое имущество - это земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты.
![]() |
Ситуация 1 Российская организация выполнила по заказу белорусской организации на территории Российской Федерации работы по установлению границ землепользования. Согласно п.1 ст.92 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. Таким образом, поскольку работы по установлению границ землепользования признаются работами, непосредственно связанными с недвижимым имуществом (в данном случае с земельным участком), местом реализации таких работ в рассматриваемом случае территория Республики Беларусь не признается. Поэтому белорусской организации не следует производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость на территории Республики Беларусь при приобретении таких работ. |
В аналогичном порядке осуществлялось определение места реализации указанных работ и в Протоколе ТС.
Положения подп.1 п.29 Протокола Союза применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества.
![]() |
Ситуация 2 Плательщик Республики Беларусь предоставил в аренду склад, находящийся на территории Российской Федерации, резиденту Российской Федерации. Местом реализации не признается территория Республики Беларусь, так как сдаваемая в аренду недвижимость не расположена на территории Республики Беларусь |
В аналогичном порядке в указанных ситуациях осуществлялось определение места реализации услуг по предоставлению недвижимости в аренду и в Протоколе ТС.
Работы, услуги, связанные непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами
Согласно подп.2 п.29 Протокола Союза местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена.
Согласно п.2 Протокола Союза:
• движимое имущество - вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам;
• транспортные средства - морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река-море) плавания; единицы железнодорожного или трамвайного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры; карьерные самосвалы.
![]() |
Ситуация 3 Организация Республики Беларусь передает датчики к контрольному оборудованию, находящемуся у нее в эксплуатации, на диагностику в Российскую Федерацию. Согласно п.1 ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. Поскольку во время проведения диагностики датчики находятся на территории Российской Федерации, местом реализации этой услуги признается территория Российской Федерации. На основании вышеизложенного белорусской организации не следует исчислять налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь при приобретении таких услуг. |
В аналогичном порядке в указанной ситуации осуществлялось определение места реализации и в Протоколе ТС.
Услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта
Согласно подп.3 п.29 Протокола Союза местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства-члена.
![]() |
Ситуация 4 Белорусская организация приобретает для своих работников путевки в дома отдыха, расположенные в Российской Федерации. Согласно п.1 ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. Соответственно, местом реализации услуг, оказываемых домами отдыха, расположенными на территории Российской Федерации, признается территория этого государства, а не территория Республики Беларусь. Таким образом, при приобретении белорусской организацией путевок для своих работников в дома отдыха, расположенные в Российской Федерации, производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь не следует. |
В аналогичном порядке в указанной ситуации осуществлялось определение места реализации и в Протоколе ТС.
Работы, услуги, место реализации которых определяется по месту нахождения их покупателя
Согласно подп.4 п.29 Протокола Союза местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.
Согласно п.2 Протокола Союза:
• аудиторские услуги - услуги по проведению аудита бухгалтерского учета, налоговой и финансовой отчетности.
![]() |
Ситуация 5 Российская организация как член Таможенного союза оказала услуги по проведению аудита финансовой отчетности белорусской организации на предмет ее соответствия международным стандартам. Согласно п.1 ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. Следовательно, если услуги по проведению аудита финансовой отчетности оказываются резиденту Республики Беларусь, местом реализации этих услуг признается территория Республики Беларусь. На основании этого белорусской организации следует исчислить налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь при приобретении таких услуг в общеустановленном порядке; |
• бухгалтерские услуги - услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности.
![]() |
Ситуация 6 Белорусская организация осуществляет оказание налогоплательщику Российской Федерации услуг по трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Согласно п.1 ст.93 НК объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Поскольку услуги по трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности связаны с бухгалтерской отчетностью, эти услуги можно отнести к бухгалтерским. Услуги приобретаются налогоплательщиком Российской Федерации, следовательно, местом реализации этих услуг признается территория Российской Федерации. Поэтому белорусской организации можно не производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь при реализации этих услуг. Согласно п.10 ст.102 НК плательщики имеют право применить ставку налога на добавленную стоимость, указанную в подп.1.3 п.1 ст.102 НК (т.е. ставку НДС 20 %), по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств - членов Таможенного союза). Следовательно, белорусская организация имеет право на исчисление налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь при реализации указанных услуг по трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности российской организации; |
• дизайнерские услуги - услуги по проектированию художественных форм, внешнего вида изделий, фасадов зданий, интерьеров помещений; художественное конструирование.
![]() |
Ситуация 7 Белорусская организация приобрела у российской организации, не осуществляющей деятельности на территории Республики Беларусь, услуги по разработке дизайна сайта. Соответственно, услуги по разработке дизайна сайта следует отнести к дизайнерским услугам, так как разрабатывается внешний вид изделия. Следовательно, если дизайнерские услуги оказываются белорусскому налогоплательщику, то местом реализации этих услуг признается территория Республики Беларусь. Согласно п.1 ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. На основании этого белорусской организации следует исчислить налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь при приобретении услуг по разработке дизайна сайта; |
• инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ результатов таких испытаний).
![]() |
Ситуация 8 Российская организация оказала белорусскому заказчику инжиниринговые услуги при подготовке строительства здания на территории Российской Федерации. Строительство будет осуществлено за пределами Республики Беларусь. Местом реализации инжиниринговых услуг, связанных с недвижимостью, является место регистрации в качестве налогоплательщика заказчика этих услуг вне зависимости от того, где будет расположена эта недвижимость. Согласно п.1 ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. Следовательно, белорусскому заказчику следует произвести исчисление налога на добавленную стоимость при приобретении инжиниринговых услуг, связанных со строительством здания на территории Российской Федерации, так как местом реализации этих услуг признается территория Республики Беларусь; |
• консультационные услуги - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в т.ч. налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.
![]() |
Ситуация 9 Белорусская организация заключает с организацией из Республики Казахстан договор, предмет которого - оказание консультационных услуг в сфере налогового законодательства Республики Беларусь. Следовательно, если консультационные услуги оказываются резиденту Республики Казахстан, местом реализации этих услуг не признается территория Республики Беларусь. Согласно п.1 ст.93 НК объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Исходя из этого, белорусской организации можно не исчислять налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь при реализации таких услуг. Согласно п.10 ст.102 НК плательщики имеют право применить ставку налога на добавленную стоимость, указанную в подп.1.3 п.1 ст.102 НК (т.е. ставку НДС 20 %), по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств - членов Таможенного союза). Следовательно, белорусская организация имеет право на исчисление налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь при реализации указанных консультационных услуг казахстанской организации; |
• маркетинговые услуги - услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
![]() |
Ситуация 10 Российский производитель продукции выступает заказчиком услуг по разработке стратегии рекламы своей продукции на белорусском рынке. В связи с тем что услуги по разработке стратегии рекламы отнесены к маркетинговым и приобретаются российской организацией, местом реализации этих услуг признается территория Российской Федерации. Согласно п.1 ст.93 НК объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Соответственно, белорусскому подрядчику можно не производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь при реализации этих услуг. Согласно п.10 ст.102 НК плательщики имеют право применить ставку налога на добавленную стоимость, указанную в подп.1.3 п.1 ст.102 НК (т.е. ставку НДС 20 %), по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств - членов Таможенного союза). Таким образом, при оказании услуг по разработке стратегии рекламы белорусский налогоплательщик имеет право исчислить налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь по ставке 20 %; |
• научно-исследовательские работы - проведение научных исследований, обусловленных техническим заданием заказчика.
![]() |
Ситуация 11 Белорусская организация заказывает российской организации по техническому заданию выполнение работ по научному исследованию грунтовых пород на территории Российской Федерации. Российская организация не осуществляет деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоит в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Таким образом, местом реализации работ по научному исследованию грунтовых пород на территории Российской Федерации по техническому заданию белорусской организации признается территория Республики Беларусь, так как эти работы приобретаются налогоплательщиком Республики Беларусь. Согласно п.1 ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. Таким образом, при приобретении работ по научному исследованию грунтовых пород на территории Российской Федерации у российской организации белорусскому заказчику следует произвести исчисление налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь, так как местом реализации этих работ признается территория Республики Беларусь и они приобретены у иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящей в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь; |
• опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы - разработка образца нового изделия, конструкторской документации для него или новой технологии.
![]() |
Ситуация 12 Белорусская организация заказала российской организации разработку нового образца детской обуви. Следовательно, если опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы оказываются резиденту Республики Беларусь, местом реализации этих услуг признается территория Республики Беларусь. Согласно п.1 ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. На основании этого белорусской организации следует исчислить налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь при приобретении таких услуг в общеустановленном порядке; |
• рекламные услуги - услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.
![]() |
Ситуация 13 Организация издает на территории Республики Беларусь печатное средство массовой информации, в котором размещает рекламу резидента Республики Казахстан. Согласно п.1 ст.93 НК объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Таким образом, в случае если покупателем рекламных услуг являются налогоплательщики государств - членов Таможенного союза (кроме Республики Беларусь), местом реализации этих услуг территория Республики Беларусь не признается, поэтому при реализации таких услуг исчисление налога на добавленную стоимость не производится. Согласно п.10 ст.102 НК плательщики имеют право применить ставку налога на добавленную стоимость, указанную в подп.1.3 п.1 ст.102 НК (т.е. ставку НДС 20 %), по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств - членов Таможенного союза). С учетом этого при реализации рекламных услуг плательщик имеет право на исчисление и уплату налога на добавленную стоимость; |
• услуги по обработке информации - услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
![]() |
Ситуация 14 Белорусская организация обратилась к российской организации за оказанием услуг по сбору и обработке информации в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации. Согласно п.1 ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. Следовательно, белорусскому заказчику следует произвести исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь в общеустановленном порядке, так как местом реализации услуг по обработке информации в этом случае признается территория Республики Беларусь; |
• юридические услуги - услуги правового характера, в т.ч. предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и правовая экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах.
![]() |
Ситуация 15 Российская организация заказала юридической фирме - резиденту Республики Беларусь подготовить контракт на приобретение специального оборудования у другого резидента Республики Беларусь. Согласно п.1 ст.93 НК объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Поскольку подготовка документов отнесена к юридическим услугам, белорусской организации можно не производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость, так как местом реализации этих услуг признается место нахождения покупателя, т.е. территория Российской Федерации, а не территория Республики Беларусь. На основании п.10 ст.102 НК плательщики имеют право применить ставку налога на добавленную стоимость, указанную в подп.1.3 п.1 ст.102 НК (т.е. ставку НДС 20 %), по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств - членов Таможенного союза). Таким образом, при реализации российской организации юридических услуг по подготовке контракта на приобретение специального оборудования исполнитель имеет право исчислить налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь по ставке 20 %. |
Согласно подп.4 п.29 Протокола Союза местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных.
![]() |
Ситуация 16 Российская организация на территории Российской Федерации на основании договора оказывает услуги резиденту Республики Беларусь по технической поддержке программных средств, разработанных российской организацией. Согласно п.1 ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. Поскольку оказываемые российской организацией услуги по технической поддержке программных средств следует отнести к услугам по адаптации, модификации, сопровождению этих средств, то местом их реализации признается территория Республики Беларусь, так как их приобретает налогоплательщик Республики Беларусь. Соответственно, при приобретении этих услуг белорусской организации следует исчислить налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь. |
Согласно подп.4 п.29 Протокола Союза местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя.
Аналогичное положение было предусмотрено в Протоколе ТС.
Положения подп.4 п.29 Протокола Союза применяются также при:
• передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав;
• аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;
• оказании услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных данным подпунктом.
Аналогичное положение было предусмотрено в Протоколе ТС.
Иные работы и услуги
Согласно подп.5 п.29 Протокола Союза местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подп.1-4 п.29 Протокола Союза. Это же было указано и в Протоколе ТС.
![]() |
Ситуация 17 Российская организация приобретает на территории Российской Федерации авиабилеты по заказу другой российской организации и передает их белорусскому заказчику. Поскольку в подп.1-4 п.29 Протокола Союза не оговорено определение места реализации услуг по приобретению авиабилетов, место реализации этих услуг определяется по месту нахождения налогоплательщика, оказывающего такие услуги. Согласно п.1 ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. Таким образом, местом реализации услуг по приобретению авиабилетов, оказываемых российской организацией, не признается территория Республики Беларусь и, соответственно, при приобретении таких услуг исчисление налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь не производится. |
Положения подп.5 п.29 Протокола Союза применяются также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.
![]() |
Ситуация 18 Российская организация оказывает услуги по проведению экспертизы технологии выращивания цветов белорусскому плательщику на территории Республики Беларусь. Поскольку в подп.1-4 п.29 Протокола Союза не оговорено определение места реализации услуг по проведению экспертизы технологии выращивания цветов, место реализации этих услуг определяется по месту нахождения налогоплательщика, оказывающего такие услуги. Согласно п.1 ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК. Таким образом, местом реализации услуг по проведению экспертизы технологии выращивания цветов, оказываемых российской организацией, не признается территория Республики Беларусь и, соответственно, при приобретении таких услуг исчисление налога на добавленную стоимость не производится в Республике Беларусь. |
05.01.2015
Екатерина Недоступ, юрист