


Материал помещен в архив
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
Вопрос: У организации «А» - резидента РБ перед организацией «Б» - резидентом Литовской Республики образовалась задолженность по договору аренды транспортных средств. Со стороны организации «Б» поступило предложение о заключении соглашения о новации к указанному договору, а именно, о замене обязательств по договору с денежных средств на поставку товара на эту же сумму. При этом документом на отгрузку будет служить соглашение о новации, а не контракт на поставку товара, и документы на вывоз товара за пределы Республики Беларусь.
Возможно ли организации «А» применить ставку НДС в размере 0 % при вывозе данного товара в Литовскую Республику на основании соглашения о новации и подтверждения о вывозе товара за пределы Республики Беларусь? Будет ли у организации право на полный вычет в данной ситуации?
Ответ: Применить ставку в размере 0 % можно; право на полный вычет имеется.
Обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация). Новация не допускается в отношении обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст.384 Гражданского кодекса РБ).
При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров РБ совместно с Национальным банком РБ (подп.1.7 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».
При экспорте внешнеторговая операция в установленные названным Указом № 178 сроки может быть завершена путем прекращения обязательств новацией (абзац 6 п.1 постановления Совета Министров РБ, Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга»).
При реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены таможенного союза, при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 %.
Подтверждением вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства - члены таможенного союза) является наличие у плательщика:
• контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
• подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь.
Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь выдается таможенными органами Республики Беларусь в виде:
• копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения;
• или заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных товаров с отметкой таможенного органа Республики Беларусь «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения.
Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь представляется в налоговый орган плательщиком, не осуществляющим декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа.
Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость информацию о подтверждении вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с указанием даты и номера разрешения на убытие товара за пределы территории Республики Беларусь.
Форма и порядок заполнения реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, являющегося приложением к налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость, утверждены постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 февраля 2015 г. следует применять форму реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой экспорта (выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой), согласно приложению 2 к форме налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от 24.12.2014 № 42. |
В рассматриваемой ситуации организация «А» в качестве погашения образовавшейся кредиторской задолженности, выраженной в денежной форме, передает товары, что не противоречит нормам законодательства.
Таким образом, при вывозе данного товара в Литовскую Республику на основании соглашения о новации организация «А» вправе применить ставку НДС в размере 0 %.
Вычет сумм налога на добавленную стоимость производится в полном объеме при прекращении обязательств по расчетам за облагаемые по ставке 0 % товары (работы, услуги) способами, определенными законодательством и предусматривающими непоступление выручки (денежных средств) на счета плательщиков. В этом случае наряду с документами, предусмотренными пп.2-9 ст.102 Налогового кодекса РБ (далее - НК), требуется наличие у плательщика документов, подтверждающих прекращение обязательств такими способами.
Поскольку в данной ситуации внешнеторговая операция завершена путем прекращения обязательств новацией, т.е. способом, определенным законодательством и предусматривающим непоступление выручки (денежных средств) на счета плательщика, то организация «А» имеет право на полный вычет сумм налога на добавленную стоимость.
Вопрос: Между белорусской организацией и организацией - резидентом Российской Федерации заключен договор на покупку программы для ЭВМ. В соответствии с договором по товарной накладной произведена замена USB-ключа защиты. На переданный носитель организация - резидент РФ установила USB-ключ и переслала в адрес белорусской организации.
Возникают ли у белорусской организации обязательства по уплате НДС при ввозе программы из Российской Федерации?
Ответ: Возникают.
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ по переработке давальческого сырья). Данная норма закреплена в ст.2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Протокол утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
Местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных (подп.4) п.1 ст.3 Протокола).
Поскольку оказываемые белорусской организации услуги по замене USB-ключа защиты, относятся к услугам по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации, сопровождению, то местом их реализации признается территория Республики Беларусь, так как их приобретает плательщик Республики Беларусь.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации местом реализации данных услуг является территория Республики Беларусь, соответственно у белорусской организации возникает обязанность по уплате НДС по реализации.
Налог уплачивается в соответствии со ст.92 НК.
![]() |
Справочно В соответствии со ст.92 НК при реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги). |
Вопрос: Организация предоставила другой организации беспроцентный денежный заем. За несвоевременный возврат займа в порядке судебного приказного производства с должника взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами.
Возникает ли в данной ситуации объект обложения налогом на добавленную стоимость?
Ответ: Не возникает.
Объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (ст.93 НК).
Поскольку предметом договора займа являются денежные средства, а деньги для целей НДС в соответствии с частью четвертой п.3 ст.93 НК не относятся к товарам, то объект обложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении безвозмездного денежного займа отсутствует.
Статьей 94 НК (подп.1.47 п.1) установлено освобождение от обложения НДС операций по предоставлению возмездных денежных займов.
На основании указанной нормы объектом обложения НДС признаются проценты, уплата которых предусмотрена договором займа.
Увеличение налоговой базы на суммы санкций предусмотрено при получении санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (подп.18.2 п.18 ст.98 НК).
Увеличение налоговой базы НДС на сумму санкций, полученных за нарушение условий договоров займа, НК не предусмотрено.
Исходя из изложенного, в рассматриваемой ситуации проценты за пользование предоставленными денежными средствами, взысканные по решению суда за несвоевременный возврат займа, не признаются объектом обложения НДС.
Вопрос: На строительство объекта заказчику выделяются средства инновационного фонда Министерства промышленности РБ с последующим увеличением доли государства в уставном фонде. Из-за несвоевременного освоения бюджетных средств генподрядчик начисляет индексацию аванса. Договор на выполнение строительных работ заключен в мае 2011 г.
Принимается ли к вычету НДС по выполненным генподрядчиком строительно-монтажным работам в части суммы индексации?
Ответ: Принимается.
Постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 утверждены Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда.
Пунктом 43 данных Правил (в редакции, действовавшей до 21 октября 2011 г.) установлено, что в договоре подряда стороны предусматривают выплату авансов подрядчику на выполнение строительных работ, планируемых в том периоде, который принят за расчетный. Аванс считается использованным, если объем работ, предусмотренный графиком производства работ, выполнен полностью. Не использованные своевременно авансы подлежат индексации с учетом изменения стоимости строительно-монтажных работ в связи с инфляцией.
Согласно п.2 постановления Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450» изменения, внесенные названным постановлением, распространяют свое действие на договоры, заключенные после вступления в силу постановления № 875.
Ввиду того что договор на строительство объекта заключен в мае 2011 г., названные изменения на него не распространяются.
Стоимость строительных работ, подлежащих оплате, определяется за вычетом ранее полученных подрядчиком авансов и суммы индексации ранее отработанных авансов (письмо Минстройархитектуры РБ от 05.11.2008 № 04-2-02/3141 «Об индексации авансов»).
Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 и действовавшим в 2011 г., было установлено, что индексация полученных и своевременно не используемых авансов по объектам, финансируемым за счет средств республиканского и местного бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, учитывается по кредиту счета 86 «Целевое финансирование».
Не подлежат вычету суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов, а также за счет средств, остающихся в распоряжении плательщика, от отчуждения имущества, указанного в подп.2.3 п.2 ст.93 НК. Указанные суммы НДС относятся за счет этих источников (подп.19.3 п.19 ст.107 НК (в редакции, действовавшей в 2011 г.)).
Исходя из изложенного, установлено ограничение права вычета сумм налога, уплаченных (подлежащих уплате) при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов.
Поскольку средства инновационного фонда выделены заказчику на условиях увеличения доли государства в его уставном фонде, поступившие средства из инновационного фонда не являются безвозмездно полученными.
Следовательно, при предоставлении средств инновационного фонда с условием увеличения доли государства в уставном фонде, т.е. на возмездной основе, принятие к вычету сумм НДС по приобретенным строительно-монтажным работам (в т.ч. в части индексации авансов) за счет указанных средств, правомерно.
Вопрос: Согласно заключенному договору об оказании информационно-консультационных услуг резидент российской Федерации общество с ограниченной ответственностью (ООО) «А» (исполнитель) предоставляет закрытому акционерному обществу (ЗАО) «Б» (заказчик) новостную информацию о рынке кинопроката путем еженедельной рассылки на электронный адрес заказчика, а также доступ к новостному сайту исполнителя.
Должно ли ЗАО «Б» по указанным услугам нерезидента исчислять налог на добавленную стоимость?
Ответ: Не должно.
При реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п.1 ст.92 НК).
Однако при этом необходимо правильно определить место реализации услуг.
Местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подп.1)-4) п.1 ст.3 Протокола (подп.5) п.1 ст.3 Протокола).
Оказываемые резидентом Российской Федерации услуги не подпадают под действие подп.1)-4) п.1 ст.3 Протокола.
С учетом изложенного местом реализации услуг, связанных с предоставлением новостной информации, а также доступа к новостному сайту, является территория Российской Федерации, и резидент Российской Федерации (исполнитель) ООО «А» исчисляет и уплачивает НДС в Российской Федерации.
Таким образом, у белорусской организации ЗАО «Б» обязанности по уплате НДС не возникает.
Вопрос: В целях удешевления стоимости квадратного метра жилья по объекту «Многоквартирный жилой дом ЖСПК «А» строительная организация «С» провела работу по исключению объемов выполненных работ по наружным инженерным сетям (водопровод, канализация, теплотрасса), по благоустройству территории и включению вышеуказанных объемов в отдельный объект «Внеплощадочные инженерные сети к многоквартирному жилому дому ЖСПК «А».
Облагаются ли НДС работы по объекту «Внеплощадочные инженерные сети к многоквартирному жилому дому ЖСПК «А»?
Ответ: Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом РБ (подп.1.12 п.1 ст.94 НК).
От обложения налогом на добавленную стоимость освобождается строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающее целевое использование объектов жилищного фонда, гаражей, автомобильных стоянок и выполняемое по договорам подряда (субподряда). Данная норма закреплена в п.7 Перечня работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного Указом Президента РБ от 26.03.2007 № 138.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 мая 2013 г. следует руководствоваться п.7 Перечня № 138 в редакции Указа Президента РБ от 13.05.2013 № 219. |
В целях налогообложения под инженерной инфраструктурой, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, понимаются инженерные сооружения и распределительные (внутриквартальные) сети независимо от того, создаются они на основании сводного сметного расчета на строительство объекта жилищного фонда или по отдельному сводному сметному расчету. Такое разъяснение приведено в п.3 письма МНС РБ и Минстройархитектуры РБ от 23.10.2007 № 2-1-8/670/11-2-16/4199 «О применении отдельных норм Указа Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость».
При этом к инженерным сооружениям и распределительным сетям относятся локальные инженерные сооружения (центральные тепловые пункты (ЦТП), трансформаторные пункты (ТП), повысительные насосные станции (ПНС), газорегуляторные пункты (ГРП) и другие инженерные сооружения), а также распределительные сети, по которым транспортируемый продукт от ЦТП, ТП, ПНС, ГРП и других инженерных сооружений поступает к отдельным потребителям, а именно:
• при создании системы электроснабжения: трансформаторные пункты 6-10/0,4 кВ и линии электропередачи 0,4 кВ от ТП 6-10/0,4 кВ;
• при создании слаботочных электрических сетей связи (кабельное телевидение, телефон, радио и др.): сети от жилого дома до места ближайшего подключения;
• при создании системы теплоснабжения: центральные тепловые пункты и тепловые сети от них либо тепловые сети от первой отпаечной задвижки;
• при создании системы водоснабжения и канализации: насосные станции и сети водоснабжения и канализации от них;
• при создании системы газоснабжения: газорегуляторные пункты и сети газоснабжения от них.
При строительстве указанных объектов инженерной инфраструктуры от налога на добавленную стоимость освобождаются работы по строительству сетей и сооружений в доле, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, которая определяется проектной организацией пропорционально проектным нагрузкам по воде, газу, теплу, электроэнергии и другому и представляется заказчику в виде справки (расчета).
Работы по созданию магистральных инженерных сетей и отводов от них до распределительных устройств (локальных инженерных сооружений - ЦТП, ТП, ПНС, ГРП и др.) подлежат обложению НДС.
В целях налогообложения под транспортной инфраструктурой, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, понимается благоустройство отведенной под строительство жилого дома территории, включая работы по вертикальной планировке, устройству внутридворовых проездов, заборов, тротуаров, пешеходных дорожек, игровых и спортивных площадок, озеленение этой территории, независимо от того, производятся эти работы на основании сводного сметного расчета на строительство объекта жилищного фонда или по отдельному сводному сметному расчету.
При строительстве объектов транспортной инфраструктуры от налога на добавленную стоимость освобождаются работы в части, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, которая определяется проектной организацией исходя из удельного веса общей площади жилой части жилых домов в общей площади всех объектов строительства.
Работы по строительству дорог, улиц, маршрутов общественного транспорта облагаются налогом на добавленную стоимость.
На основании изложенного подлежат освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость объемы выполненных работ по объекту «Внеплощадочные инженерные сети к многоквартирному жилому дому ЖСПК «А» в части выполненных работ:
• по строительству объектов инженерной инфраструктуры (водопровод, канализация, теплотрасса), в доле, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, которая определяется проектной организацией пропорционально проектным нагрузкам по воде, газу, теплу, электроэнергии и другому и представляется заказчику в виде справки (расчета);
• по благоустройству территорий в части, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, которая определяется проектной документацией исходя из удельного веса общей площади жилой части жилых домов в общей площади всех объектов строительства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В НК на основании законов РБ от 26.10.2012 № 431-З, от 31.12.2013 № 96-З, от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. |
20.11.2012 г.
Ольга Володина, экономист