


Материал помещен в архив
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ В РЕГУЛЯРНОМ СООБЩЕНИИ
![]() |
Ситуация Организация осуществляет международные автомобильные перевозки пассажиров автобусами в регулярном сообщении как в страны дальнего зарубежья, так и в Российскую Федерацию. У нее имеется разрешение на выполнение международных автомобильных перевозок пассажиров автобусами в регулярном сообщении. Организацией-перевозчиком также заключен агентский договор на диспетчерско-кассовое обслуживание, разработано и утверждено расписание движения автобусов по регулярному международному автобусному маршруту, оформляются списки пассажиров (посадочные ведомости). При международных транспортных перевозках пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам, предполагающим пересечение границы Республики Беларусь в пунктах обязательного пограничного контроля, документами, подтверждающими перемещение пассажиров через границу, являются списки пассажиров (посадочные ведомости) с отметкой уполномоченных органов о прохождении автомобильного контроля на пограничном пункте пропуска. В то же время не все маршруты перевозчика предполагают пересечение пунктов с обязательным пограничным контролем, в частности, в Российскую Федерацию. В таких случаях отметка компетентного органа о пересечении границы в документах отсутствует. Факт отправления международного рейса подтверждается штампом соответствующей организации в пункте отправления. Достаточно ли имеющихся у организации-перевозчика документов для применения ставки НДС в размере 0 % при осуществлении перевозок в страны дальнего зарубежья и в Российскую Федерацию? |
Транспортные документы
В соответствии с п.1 ст.2 Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа от 09.10.1997 (далее - Конвенция) общие условия международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, включающие организацию перевозок и получение права на их осуществление, порядок страхования, пограничного, таможенного, санитарного и других видов контроля, регламентируются следующими документами:
• многосторонними конвенциями и соглашениями;
• двусторонними межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении;
• национальным законодательством государств - участников Конвенции.
![]() |
Справочно Конвенция ратифицирована Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 № 146-З. |
Национальным законодательством, регулирующим перевозки пассажиров, являются, в частности:
• Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»
• Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (далее - Правила № 972);
• Положение о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2014 № 71 (далее - Положение № 71).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 января 2021 г. следует руководствоваться Положением № 71 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 772. |
Конвенцией и национальным законодательством определено, что документом, удостоверяющим заключение договора перевозки между перевозчиком и пассажиром, является билет (подп.г) п.3 ст.1 Конвенции, часть вторая ст.35 Закона № 278-З, часть четвертая п.29 Правил № 972).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2018 г. ст.35 Закона № 278-З изложена в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З и дополнена частями шестой и седьмой. При автомобильной перевозке пассажиров по договору фрахтования оформляется заказ-наряд, форма которого устанавливается Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Внутриреспубликанская автомобильная перевозка пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением перевозок автомобилями-такси) должна быть оформлена списком пассажиров, а международная - формуляром поездки. С 12 октября 2018 г. Правила № 972 изложены в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2018 № 636. Нормы п.29 старой редакции Правил № 972 соответствуют нормам п.27 новой редакции Правил № 972. |
Продажа билетов отмечается в билетно-учетном листе.
При выполнении международной автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении у перевозчика, в частности, должны быть в наличии:
• путевой лист, форма которого утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.03.2012 № 25;
• разрешение на выполнение международных автомобильных перевозок пассажиров автобусами в регулярном сообщении, форма которого установлена в приложении 5 к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.11.2008 № 116 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972»
• схема маршрута;
• расписание движения;
• билетно-учетный лист (п.28 Правил № 972, п.16, подп.30.2 п.30 Положения № 71).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. субъектам хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности разрешено выполнять автомобильные перевозки без оформления путевых листов (подп.4.5 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). С 12 октября 2018 г. нормы п.28 старой редакции Правил № 972 соответствуют нормам п.26 новой редакции Правил № 972. |
При этом на билетно-учетном листе должностным лицом таможенных органов проставляется штамп при прохождении автомобильного контроля в автодорожных пунктах пропуска (подп.27.2 п.2 Положения № 71).
Форма разрешения на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автобусами в регулярном сообщении действительна при наличии списка пассажиров и расписания движения (п.1 приложения 5 к постановлению № 116).
Условия применения ставки в размере 0 % по автомобильным перевозкам в страны дальнего зарубежья
К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 %, относятся услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта), грузобагажа железнодорожным транспортом за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории (часть первая п.4 ст.102 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.122 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
Экспортируемые транспортные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 % при оформлении их международными транспортными или товарно-транспортными документами либо иными международными документами.
Основанием для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 % при реализации экспортируемых транспортных услуг является представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов, экспедитором - реестра заявок (заданий или иных документов) с указанием номеров международных транспортных или товарно-транспортных документов, подтверждающих оказание экспортируемых транспортных услуг. Форма реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов и заявок (заданий или иных документов) и порядок его заполнения утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (часть четвертая п.4 ст.102 НК).
![]() |
Справочно Форма реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов приведена в приложении 3 к декларации по НДС, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42. |
При наличии у перевозчика перечисленных транспортных документов и представлении названного выше реестра вместе с налоговой декларацией по НДС он вправе применять ставку НДС в размере 0 % при перевозке пассажиров в страны дальнего зарубежья.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма декларации по НДС. Комментарий см. здесь. |
Условия применения ставки в размере 0 % по автомобильным перевозкам в страны ЕАЭС
При оказании транспортных услуг в государства - члены ЕАЭС следует руководствоваться п.30 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 25.09.2014), согласно которому документами, подтверждающими место реализации услуг, являются:
• договор (контракт) на оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств-членов;
• документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
• документы, предусмотренные законодательством государств-членов.
Документы, необходимые для применения ставки НДС в размере 0 %, установлены в Республике Беларусь п.4 ст.102 НК.
Таким образом, для применения организацией ставки в размере 0 % при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров автобусами в регулярном сообщении в Российскую Федерацию необходимо располагать документами, которые согласно законодательству относятся к категории транспортных документов, иных международных документов, как это определено в п.4 ст.102 НК. Реестр таких документов представляется вместе с налоговой декларацией.
Данными документами могут быть:
• разрешение на выполнение международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
• список пассажиров (посадочные ведомости);
• билетно-учетный лист;
• путевой лист.
21.09.2017
Владимир Жуков, экономист