Пособие от 06.12.2022
Автор: Семёнова К.

Налог на добавленную стоимость: проект изменений в НК-2023


СОДЕРЖАНИЕ

 

При приобретении объектов у иностранных ИП белорусские покупатели будут плательщиками НДС

Новый объект НДС - получение дохода новым кредитором, приобретшим денежное требование

Уточнения при определении места реализации товаров

Планируемые изменения в льготах по НДС

Изменения в определении налоговой базы НДС

Уточнен момент фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу НДС

Ставки НДС и подтверждение их применения

Отчетный период по НДС

Исчисление НДС при безвозмездной передаче товаров, приобретенных по расчетной ставке

Уменьшение налоговой базы НДС

Вычет, выделение сумм НДС и распределение налоговых вычетов

Корректировка сроков при возврате НДС

Исчисление и уплата НДС при оказании услуг в электронной форме и осуществлении электронной дистанционной продажи товаров иностранными организациями и ИП

Перенос норм Указов в НК-2023

 

Материал помещен в архив

 

Для всех отраслей

Налог на добавленную стоимость: проект изменений в НК-2023

Ксения Семёнова

Ксения Семёнова
экономист

06.12.2022

На Национальном правовом интернет-портале 29 ноября 2022 г. размещен проект Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения».

 

Основные новации, предусмотренные проектом Закона по НДС, рассмотрены в разделах:

При приобретении объектов у иностранных ИП белорусские покупатели будут плательщиками НДС

Планируется, что с 2023 года белорусские организации и индивидуальные предприниматели будут плательщиками НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь не только у иностранных организаций, но и у иностранных индивидуальных предпринимателей, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п.47 ст.1 проекта Закона, ст.114 НК-2023).

При этом на обороты по реализации объектов на территории Республики Беларусь иностранными ИП будут распространяться:

• освобождение от НДС по подп.1.10 п.1 ст.118 НК (п.50 ст.1 проекта Закона);

• порядок определения:

- налоговой базы НДС по п.39 ст.120 НК (п.52 ст.1 проекта Закона);

- момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по п.29 ст.121 НК (п.53 ст.1 проекта Закона) и по подп.2.3 п.2 ст.140 НК (п.66 ст.1 проекта Закона);

• порядок исчисления НДС по п.4 и абз.3 п.6 ст.128 НК (п.57 ст.1 проекта Закона).

Новый объект НДС - получение дохода новым кредитором, приобретшим денежное требование

В НК-2023 будет закреплено, что получение дохода новым кредитором, приобретшим денежное требование, при полном или частичном прекращении соответствующего денежного обязательства путем исполнения, предоставления отступного, зачета, новации признается оборотом по реализации имущественных прав и будет объектом обложения НДС (подп.1.1.15 п.1, подп.7.6 п.7 ст.115 НК).

При приобретении денежного требования у третьих лиц налоговая база будет определяться новым кредитором, приобретшим денежное требование, как сумма превышения дохода, полученного при полном или частичном прекращении соответствующего денежного обязательства путем исполнения, предоставления отступного, зачета, новации и (или) при последующей уступке требования, над расходами на приобретение этого требования.

При исполнении денежного обязательства по частям налоговая база определяется новым кредитором, приобретшим денежное требование, как превышение суммы дохода, полученного при частичном исполнении, над суммой расходов на приобретение денежного требования в части, пропорциональной сумме данного дохода (п.52 ст.1 проекта Закона, подп.16.4 п.16 ст.120 НК-2023).

Уточнения при определении места реализации товаров

Будет определено, что в качестве документов, подтверждающих место реализации товаров при их электронной дистанционной продаже, могут использоваться:

• транспортные (товаросопроводительные) документы с отметкой покупателя о получении товара;

• транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие передачу товаров на склад иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров, а также информация из отчета о продаже товаров, детализации к такому отчету в части сведений о государстве, на территорию которого товар доставлен покупателю (п.49 ст.1 проекта Закона, ч.2 подп.1.3 п.1 ст.116 НК-2023).

Планируется, что при реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства - члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве - члене ЕАЭС, местом реализации такого товара не будет признаваться территория Республики Беларусь (п.49 ст.1 проекта Закона, ч.2 п.2 ст.116 НК-2023).

Поскольку документальное подтверждение фактического вывоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию государств - членов ЕАЭС производится в течение 180 календарных дней с даты отгрузки этих товаров, действие приведенной нормы предлагается распространить на операции по отгрузке товаров, совершенные с 1 июля 2022 г. (абз.5 ст.9 проекта Закона).

Планируемые изменения в льготах по НДС

С 2023 года предполагается, что из медицинских услуг не будут облагаться НДС при реализации не только косметологические, но и физиотерапевтические услуги нелечебного характера. При этом будет определено, что под косметологическими и физиотерапевтическими услугами лечебного характера понимаются косметологические и физиотерапевтические услуги, оказываемые по медицинским показаниям для достижения определенного терапевтического эффекта (п.50 ст.1 проекта Закона, абз.1 ч.1, ч.2 подп.1.2 п.1 ст.118 НК-2023).

Планируется исключить из перечня оборотов по реализации, освобождаемых от НДС, выполняемые организациями культуры, а также Национальной государственной телерадиокомпанией, закрытыми акционерными обществами «Второй национальный телеканал», «Столичное телевидение» обороты по реализации:

• работ по тиражированию фильмов и аудиозаписей;

• вспомогательных работ, выполняемых на технологической основе кинематографии при производстве фильмов (п.50 ст.1 проекта Закона, абз.5, 6 подп.1.8 п.1 ст.118 НК-2023).

Перечень культурных ценностей, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при их ввозе на территорию Республики Беларусь, а также при реализации на территории Республики Беларусь (приложение к постановлению Минкультуры от 24.06.2011 № 23), переносится в приложение 35 к НК-2023. Ссылка в абз.2 подп.1.9 п.1 ст.118 и в ч.2 подп.1.7 п.1 ст.119 НК-2023 будет сделана на это приложение. Основанием для освобождения от НДС таких товаров будет заключение об отнесении их к культурным ценностям, выдаваемое Минкультуры в порядке, определяемом Совмином (пп.50, 51 ст.1 проекта Закона).

В подп.1.31 п.1 ст.118 НК-2023 словосочетание «учебные заведения» заменено на «учреждения образования», к которым относятся:

• учреждения общего среднего образования;

• учреждения среднего специального образования;

• учреждения высшего образования;

• учреждения специального образования;

• детские школы искусств;

• учреждения дополнительного образования взрослых;

• специальные учебно-воспитательные учреждения;

• специальные лечебно-воспитательные учреждения.

В состав оборотов, освобождаемых от НДС, планируется включить обороты по реализации платежных услуг поставщиками таких услуг, включенными Нацбанком в соответствующий реестр и не являющимися банками, по перечню подп.1.56 п.1 ст.118 НК-2023.

Предполагается отменить освобождение от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь:

• семян для государственного сортоиспытания (подп.1.6 п.1 ст.119 НК-2023);

• установок, комплектующих и запчастей к ним по использованию возобновляемых источников энергии (подп.1.16 п.1 ст.119 НК-2023).

Изменения в определении налоговой базы НДС

Планируется распространение положений ч.3 п.10 и п.40 ст.120 НК-2023 (определение налоговой базы НДС при передаче в лизинг с правом выкупа (в части контрактной стоимости) или при реализации транспортных средств согласно приложению 25 к НК-2023, приобретенных без НДС у физлиц) на ситуации, когда транспортные средства были приобретены у физлиц (в том числе ИП) через организацию-посредника по договору комиссии, поручения или иному аналогичному гражданско-правовому договору (п.52 ст.1 проекта Закона).

Налоговая база НДС при уступке права требования первоначальным кредитором, происходящей из договоров, направленных на реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, будет определяться с учетом процентов за рассрочку оплаты, взимаемых первоначальным кредитором (подп.16.1 п.16 ст.120 НК-2023).

С 2023 года будет закреплено, что при реализации услуг по международной автомобильной перевозке грузов, выполненной последовательно несколькими перевозчиками и оформленной единым международным товарно-транспортным документом, налоговая база по НДС - сумма, полученная (подлежащая к получению) от заказчика на основании договора перевозки за всю перевозку в целом, за вычетом средств, перечисленных (подлежащих перечислению) перевозчику (перевозчикам), который (которые) привлечен (привлечены) к выполнению данной перевозки (п.41 ст.120 НК-2023).

 

внимание

Обратите внимание!

В 2022 году в ситуации, когда в силу особенностей перевозки выполнялись последовательно несколькими перевозчиками, налоговая база НДС у перевозчика, который несет ответственность за всю перевозку по договору перевозки, из сути которого не вытекает, что помимо перевозки осуществляются услуги, относимые к транспортно-экспедиционной деятельности, определялась как стоимость всей перевозки в целом, расчеты за которую осуществляются белорусским перевозчиком с заказчиком (разъяснения МНС от 07.09.2022 № 2-1-10/05274).

 

С 2023 года установлен порядок определения налоговой базы по НДС при реализации по ценам ниже (п.42 ст.120 НК-2023):

• цены приобретения товаров, приобретенных на стороне, с даты приобретения которых прошло менее 12 месяцев, если приобретенные товары при их реализации остались в неизменном состоянии (подп.42.1);

• контрактной стоимости предмета лизинга транспортного средства, приобретенного (ввезенного) ранее лизингополучателем в рамках договора финансовой аренды (лизинга), предусматривающего его выкуп (подп.42.2);

• остаточной стоимости основного средства, приобретенного (ввезенного) менее чем 5 лет назад и являющегося транспортным средством, зарегистрированным (подлежащим регистрации) в ГАИ (подп.42.3).

Уточнен момент фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу НДС

Моментом фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу в соответствии с п.4 ст.120 НК, признается по выбору плательщика (за исключением банков) один из следующих дней:

• день их получения;

• день отражения этих сумм в бухучете.

Выбранный плательщиком (за исключением банков) порядок определения момента фактической реализации отражается в учетной политике организации и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.

С 2023 года, если учетной политикой организации не будет определен порядок определения момента фактической реализации в отношении таких сумм, в качестве момента фактической реализации признается день их отражения в бухучете (п.53 ст.1 проекта Закона, подп.28.2 п.28 ст.121 НК-2023).

Ставки НДС и подтверждение их применения

Подстрочное примечание «****» перечня продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь (приложение 26 к НК), будет изменено (п.206 ст.1 проекта Закона).

Здесь и далее в таблицах нормы, которые исключены, выделены розовой заливкой, которые внесены (изменены), - зеленой.

 

НК-2023 НК-2023 в ред. проекта Закона
Подстрочное примечание «****» к приложению 26
С длиной стельки: по резиновой обуви - до 217 миллиметров включительно, по валяной обуви - до 230 миллиметров включительно, по кожаной и прочим видам обуви - до 240 миллиметров включительно С длиной стельки до 240 миллиметров включительно

 

С 2023 года в подтверждение вывоза за пределы Республики Беларусь товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, при их реализации по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи, плательщикам не нужно будет представлять в налоговый орган:

• контракт;

• копии актов приема-сдачи.

Будет требоваться только наличие этих документов у плательщика (п.54 ст.1 проекта Закона, подп.4.1, 4.4 п.4 ст.123 НК-2023).

С 2023 года изменяются основания для применения ставки НДС 0 % при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физлиц, за исключением граждан Республики Беларусь.

 

НК-2023 НК-2023 в ред. проекта Закона
Часть 2 п.8 ст.126 НК
Основанием для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов при реализации работ (услуг), указанных в подпункте 1.12 пункта 1 статьи 122 настоящего Кодекса, является наличие у плательщика следующих документов:
договора (контракта) с заводом-изготовителем транспортных средств или его официальным представителем, предусматривающего право гарантийного обслуживания (ремонта) транспортных средств, либо договора о сервисном партнерстве (сервисного договора);
договора (контракта), заключенного плательщиком со страховой организацией либо с иностранной организацией или физическим лицом, за исключением гражданина Республики Беларусь, на выполнение работ (оказание услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированного в иностранном государстве транспортного средства;
документа, по которому поврежденное транспортное средство иностранной организации или физического лица, за исключением гражданина Республики Беларусь, направлено страховой организацией плательщику для выполнения восстановительного ремонта;
копии свидетельства о регистрации в иностранном государстве транспортного средства или иного регистрационного документа иностранного государства на транспортное средство;
документа, подтверждающего факт выполнения работ (оказания услуг) плательщиком по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированного в иностранном государстве транспортного средства, относящегося к категории M3, N2, N3, O3 или O4;
реестра документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств (заполняется в установленном порядке и представляется плательщиком по установленной форме в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость)
Основанием для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов при реализации работ (услуг), указанных в подпункте 1.12 пункта 1 статьи 122 настоящего Кодекса, является представление плательщиком в налоговый орган информации путем направления в установленном статьей 131 настоящего Кодекса порядке электронного счета-фактуры с указанием в нем следующих сведений:
даты и номера договора (контракта) с заводом-изготовителем транспортных средств или его официальным представителем, предусматривающего право гарантийного обслуживания (ремонта) транспортных средств, либо договора о сервисном партнерстве (сервисного договора);
даты и номера договора (контракта), заключенного плательщиком со страховой организацией либо с иностранной организацией или физическим лицом, за исключением гражданина Республики Беларусь, на выполнение работ (оказание услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированного в иностранном государстве транспортного средства;
даты и номера документа, по которому поврежденное транспортное средство иностранной организации или физического лица, за исключением гражданина Республики Беларусь, направлено страховой организацией плательщику для выполнения восстановительного ремонта;
реквизитов свидетельства о регистрации в иностранном государстве транспортного средства или иного регистрационного документа иностранного государства на транспортное средство (серия, номер, даты выдачи, орган, осуществивший выдачу такого свидетельства или иного регистрационного документа) государственного регистрационного номера транспортного средства;
даты и номера документа, подтверждающего факт выполнения работ (оказания услуг) плательщиком по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированного в иностранном государстве транспортного средства, относящегося к категории M3, N2, N3, O3 или O4;
кода соответствующего вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности»

Отчетный период по НДС

Предусматривается, что с 2023 года отчетным периодом НДС может быть только квартал для:

• организаций, применяющих УСН.

Необходимость исчисления НДС у таких организаций может возникнуть, например, при исполнении обязанности по уплате в бюджет НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав у нерезидентов, не состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь. Отчетным периодом остается квартал до конца года, даже если такой плательщик в течение года перейдет с УСН на общий порядок налогообложения;

• организаций, перешедших в текущем налоговом периоде с месяца, иного, чем январь, с УСН на иной особый режим налогообложения с уплатой НДС или на общую систему налогообложения (п.56 ст.1 проекта Закона, подп.2.2 п.2 ст.127 НК-2023).

Плательщик будет признаваться избравшим отчетный период месяц в случае несоблюдения им порядка информирования налогового органа, установленного п.3 ст.127 НК (ч.2 подп.2.4 п.2 ст.127 НК-2023).

Исчисление НДС при безвозмездной передаче товаров, приобретенных по расчетной ставке

При безвозмездной передаче товаров, приобретенных у плательщиков, исчисляющих НДС по расчетной ставке, покупатель исчисляет НДС исходя из расчетной ставки НДС либо может применить ставку НДС 20 % (п.57 ст.1 проекта Закона, п.5 ст.128 НК-2023).

 

справочно

Справочно

Применение расчетной ставки НДС при безвозмездной передаче товаров, приобретенных у плательщиков, исчисляющих НДС по расчетной ставке, предусмотрено и в настоящее время (подп.15.6 п.15 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утв. постановлением МНС от 03.01.2019 № 2).

Уменьшение налоговой базы НДС

С 2023 года предусматривается уменьшение налоговой базы НДС на сумму отмененных (полностью или частично) сумм санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров на основании судебного постановления на дату его вынесения, если ранее на указанные суммы санкций налоговая база была увеличена в соответствии с подп.4.2 п.4, ч.2 п.39 ст.120 НК (п.58 ст.1 проекта Закона, п.9 ст.129 НК-2023).

Вычет, выделение сумм НДС и распределение налоговых вычетов

Планируется, что с 2023 года не будут приниматься к вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет средств, являющихся безвозмездной (спонсорской) помощью в соответствии с законодательством. Эти суммы НДС будут относиться на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.62 ст.1 проекта Закона, подп.24.17 п.24 ст.133 НК-2023).

Индивидуальные предприниматели имеют право из стоимости остатков товаров (за исключением основных средств), имеющихся на 1-е число месяца, с которого они признаются плательщиками НДС при реализации объектов, на основании подписанного ЭСЧФ выделить по данным инвентаризации товаров суммы НДС, предъявленные им при приобретении либо уплаченные при ввозе этих товаров. С 2023 года планируется установить срок для подписания такого ЭСЧФ - не позднее 20-го числа, с которого ИП признается плательщиком НДС (п.62 ст.1 проекта Закона, ч.3 подп.26.2 п.26 ст.133 НК-2023).

Предполагается, что с 2023 года организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, смогут самостоятельно выделить сумму НДС, отнесенную ранее на увеличение стоимости объектов не только при их реализации, облагаемых по ставкам 10 и 20 %, но и при безвозмездной передаче товаров, по которым НДС исчисляется по расчетной ставке (п.62 ст.1 проекта Закона, ч.3 подп.26.4 п.26 ст.133 НК-2023).

В случае реализации товаров ниже стоимости их приобретения при определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, из суммы оборота будет исключаться положительная разница между налоговой базой, определенной согласно п.42 ст.120 НК-2023, и налоговой базой, определенной исходя из цены реализации, а также сумма НДС, относящаяся к данной разнице (п.63 ст.1 проекта Закона, подп.4.2.2 п.4 ст.134 НК-2023).

С 2023 года в НК будет закреплено, что выбранный плательщиком метод распределения налоговых вычетов (метод удельного веса или вычета равными долями) будет применяться как минимум в течение одного налогового периода. Налоговые вычеты прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам будут распределяться методом удельного веса, если в учетной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) отсутствует указание о выбранном порядке принятия к вычету равными долями (п.63 ст.1 проекта Закона, п.8 ст.134 НК-2023).

Корректировка сроков при возврате НДС

Ожидается корректировка сроков для принятия решения налоговым органом о возврате сумм НДС в случае, если в период проведения проверки плательщика, в том числе по вопросам соблюдения полноты исчисления и своевременности уплаты НДС, им подано заявление о возврате за проверяемый период. Решение будет приниматься налоговым органом не позднее 2 рабочих дней со дня окончания проверки на сумму, которая признана обоснованно предъявленной плательщиком к возврату (п.64 ст.1 проекта Закона, п.2 ст.137 НК-2023).

Планируется увеличить и срок возврата НДС до 10 рабочих дней при проведении последующего этапа камеральной проверки после анализа налоговым органом имеющихся и представленных плательщиком документов и информации (п.64 ст.1 проекта Закона, п.51 ст.137 НК-2023).

Выездная проверка для подтверждения обоснованности возврата НДС назначается не позднее 2 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о возврате. Днем назначения выездной проверки будет дата выдачи предписания на ее проведение (п.64 ст.1 проекта Закона, ч.3 п.3 ст.137 НК-2023).

Исчисление и уплата НДС при оказании услуг в электронной форме и осуществлении электронной дистанционной продажи товаров иностранными организациями и ИП

Перечень состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, реализующих услуги в электронной форме и товары через электронные торговые площадки, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, размещается на официальном сайте МНС в сети Интернет. Эта норма будет прописана в НК. При этом при реализации иностранными организациями и ИП услуг в электронной форме до постановки их на учет в налоговых органах Республики Беларусь обязанность исчислить и уплатить НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих эти услуги (пп.67, 68 ст.1 проекта Закона, ч.2 п.1 ст.140, ч.2 п.1 ст.1411 НК-2023).

Иностранные лица при осуществлении электронной дистанционной продажи товаров будут обязаны вести учет сведений:

• об адресе в Республике Беларусь места доставки товаров покупателю;

• о способе доставки товаров покупателю (п.13 ст.1 проекта Закона, подп.3.3, 3.4 п.3 ст.39 НК-2023).

Будут уточнены понятие «покупатель товаров Республики Беларусь» и термин «электронная дистанционная продажа товаров».

 

НК-2023 НК-2023 в ред. проекта Закона
Пункт 2 ст.1411
Покупатель товаров Республики Беларусь - приобретающие товары при электронной дистанционной продаже товаров:
2.1.
физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), соответствующее критериям, определенным пунктом 2 статьи 141 настоящего Кодекса;
2.2.
организация, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
местом государственной регистрации организации является Республика Беларусь;
местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый организацией для оплаты товаров, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется оплата товаров, является территория Республики Беларусь;
сетевой (IP) адрес устройства, использованного организацией при приобретении таких товаров, зарегистрирован в Республике Беларусь (относится к адресному пространству Республики Беларусь);
международный код страны телефонного номера, международный почтовый индекс, международный код страны, использованные организацией для приобретения или оплаты таких товаров, присвоены Республике Беларусь
Покупатель товаров Республики Беларусь - физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), организация, приобретающие товары при электронной дистанционной продаже товаров, место доставки которых расположено по адресу в Республике Беларусь
Подпункт 2.38 п.2 ст.13
электронная дистанционная продажа товаров - реализация товаров покупателю при наступлении следующих условий:
заказ товаров и оплата производятся покупателем посредством сервисов, доступных на электронной торговой площадке;
доставка товаров покупателю организуется (полностью или частично) организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими продажу товаров посредством электронной торговой площадки
электронная дистанционная продажа товаров - реализация товаров покупателю при наступлении следующих условий:
заказ товаров производится покупателем посредством сервисов, доступных на электронной торговой площадке;
условия оплаты товаров и их доставки размещаются (предлагаются) на электронной торговой площадке

Перенос норм Указов в НК-2023

Предусматривается перенос норм подп.1.1-1.3 п.1 Указа от 07.02.2006 № 84 «Об особенностях определения объектов налогообложения по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость для обеспечения телерадиовещания» в подп.2.5.4 и 2.5.5 п.2 ст.115 НК-2023 (п.48 ст.1 проекта Закона).

Проектом Закона предлагается перенести в НК положения Указа от 14.04.2011 № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации».

В частности, предусматривается:

• из подп.2.5.3 п.2 ст.115 НК исключить ссылку на перечень видов деятельности, относимых к культурной деятельности (приложение 3 к Указу № 145);

• перечень видов деятельности, относимых к культурной деятельности, включить в НК-2023 отдельным приложением 34;

• полномочия Минкультуры о выдаче заключений об отнесении организаций к организациям культуры из п.3 Указа № 145 закрепить в подп.7.5 п.7 ст.115 НК-2023 (п.48 ст.1 проекта Закона).

Перечень услуг в сфере культуры, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость (приложение 1 к Указу № 145), переносится в подп.1.7 п.1 ст.118 НК-2023.

В НК-2023 в виде отдельного приложения 36 предполагается перечень изделий народных художественных ремесел, освобождаемых от НДС, утвержденный в настоящее время Указом от 07.02.2006 № 81 «Об утверждении перечня изделий народных художественных ремесел признанного художественного достоинства, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость». В этих целях корректируется ч.1 подп.1.15 п.1 ст.118 НК.

В новые подп.1.54 и 1.55 п.1 ст.118 НК-2023 будут перенесены положения об оборотах, освобождаемых от НДС, из п.2 Указа от 08.07.2013 № 308 «О некоторых вопросах организации производства и реализации слуцких поясов» и п.6 Указа от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики».

Из Указа от 25.11.2004 № 573 «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации имущественных прав на некоторые объекты интеллектуальной собственности» в НК переносятся нормы об освобождении от НДС оборотов по реализации иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, Национальной государственной телерадиокомпании, подчиненным ей организациям, закрытым акционерным обществам «Второй национальный телеканал» и «Столичное телевидение» для обеспечения телерадиовещания имущественных прав на:

• трансляцию спортивных мероприятий;

• сообщение для всеобщего сведения аудиовизуальных произведений, фонограмм, передач организаций эфирного вещания;

• компьютерные программы -

при условии невозможности приобретения соответствующих имущественных прав у лиц, состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Кроме того, нормы подп.1.10.6 п.1 ст.118 НК-2023 будут распространяться и на реализацию этих имущественных прав иностранными ИП, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (подп.1.10.6 п.1 ст.118 НК-2023).

Проектом Закона предлагается перенести:

• положения Указа от 24.12.2015 № 521 «О производстве художественных изделий из хрусталя и стекла и изделий медицинского назначения из стекла» в подп.1.191 п.1 ст.119 НК-2023 и приложение 37 к НК-2023;

• нормы Указа от 19.03.2020 № 103 «О мерах по развитию гражданской авиации» в подп.1.192 п.1 ст.119 НК-2023.

Приложение 25 к НК-2023 будет приведено в соответствие с приложением 1 к Указу от 24.08.2022 № 298 «О налогообложении».

Планируется, что с 2023 года в п.2 ст.126 НК-2023 будут перенесены положения подп.1.5 п.1 Указа № 298, касающиеся условий признания экспортируемыми транспортными услугами, облагаемыми НДС по ставке 0 %, услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом за пределы Республики Беларусь, из-за ее пределов, оказанных в той части указанных маршрутов, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь (п.55 ст.1 проекта Закона).

В новой редакции КоО, вступившей в силу с 1 сентября 2022 г., послевузовское образование переименовано в научно-ориентированное образование. В связи с этим на основании Указа № 298 с 1 сентября 2022 г. освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь платных услуг в сфере образования при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования. Для освобождения от НДС в подп.1.28.1 п.1 ст.118 НК-2023 также «послевузовское образование» заменено на «научно-ориентированное образование».