


Материал помещен в архив


НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ НОРМАТИВНЫХ СРОКОВ РЕКОНСТРУКЦИИ (МОДЕРНИЗАЦИИ) ЗДАНИЯ
![]() |
Ситуация Организация имеет в собственности производственное здание. Его остаточная стоимость на 1 января 2017 г. - 1 000 000 руб. Исходя из нее рассчитан годовой налог на недвижимость и в марте 2017 года подана декларация на 2017 год. Организация провела реконструкцию здания - устройство котельной для технологических нужд. Составлен проект, получены разрешения. Намечаемый срок начала реконструкции согласно проекту - май 2017 г. Продолжительность реконструкции - 1 месяц. Фактически реконструкция началась в декабре 2016 г. и закончилось в январе 2017 г. Строительство велось частично хозяйственным способом (сумма затрат по работам, выполненным собственными силами, отраженная на счете 08, - 100 000 руб.), сумма затрат по выполнению работ подрядными организациями и иных затрат - 10 000 руб. Итого сумма затрат на счете 08 на 1 января 2017 г. - 100 000 руб., на 1 февраля 2017 г. и до сих пор - 140 000 руб. Необходимо ли включать сумму затрат по реконструкции здания в налоговую базу при расчете налога на недвижимость на 2017 год? |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вопросы налога на недвижимость регулируются главой 19 Налогового кодекса Республики Беларусь, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
Объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются в том числе здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций (абзац 8 части первой п.1 ст.185 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).
При этом для целей налога на недвижимость зданиями, сооружениями и передаточными устройствами сверхнормативного незавершенного строительства признаются здания, сооружения и передаточные устройства, сроки возведения (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых с учетом периодов приостановления строительства, оформленных в установленном законодательством порядке, превысили нормативную продолжительность строительства, определенную утвержденной проектной документацией (абзац 3 части второй п.1 ст.185 НК).
На основании вышеизложенного объект сверхнормативного незавершенного строительства не возникает при проведении работ по реконструкции, модернизации, в том числе и тогда, когда организация превысит нормативные сроки проведения реконструкции и модернизации, установленные проектной документацией. Однако это не касается ситуаций, если в ходе реконструкции (модернизации) организация будет возводить новые объекты, которые будут являться зданиями, сооружениями, устройствами передаточными.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации:
• если в ходе реконструкции будет увеличена стоимость здания, находящего на балансе организации, то есть «котельная для технологических нужд» не будет после завершения реконструкции самостоятельным объектом основных средств, то объекта налогообложения налогом на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства у организации не будет;
• если после завершения реконструкции «котельная для технологических нужд» будет принята к бухгалтерскому учету в качестве самостоятельного объекта основных средств (здания либо сооружения), то у организации при превышении нормативного срока проведения реконструкции возникает объект налогообложения налогом на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства.
Исходя из данной ситуации можно предположить, что у организации после завершения реконструкции возникает новый самостоятельный объект основных средств (котельная для технологических нужд), в связи с чем при превышении сроков реконструкции и возникновении объекта сверхнормативного незавершенного строительства у организации возникнет объект налогообложения налогом на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства.
Налоговая база налога на недвижимость определяется организациями исходя из наличия на 1 января календарного года объектов сверхнормативного незавершенного строительства по стоимости, определяемой путем суммирования прямых и косвенных затрат по строительству объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отраженных в бухгалтерском учете в установленном порядке (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения). При этом размер косвенных затрат, относящихся к объекту сверхнормативного незавершенного строительства, определяется пропорционально доле прямых затрат по объекту сверхнормативного незавершенного строительства в сумме всех прямых затрат по объекту строительства, в рамках которого возник объект сверхнормативного незавершенного строительства (абзац 4 подп.1.1 п.1 ст.187 НК).
Таким образом, в налоговую базу по налогу на недвижимость будет включаться не вся сумма затрат по реконструкции, отраженная у организации на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» в соответствии с требованиями Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10, а только те затраты по строительству, которые будут формировать стоимость «котельной для технологических нужд» как будущего объекта основных средств.
При этом в налоговую базу будут включаться:
• прямые затраты, относящиеся к строительству котельной как самостоятельного объекта;
• часть косвенных затрат, относящихся к строительству котельной как самостоятельного объекта.
Если затраты, отраженные организацией на счете 08, представляют собой исключительно затраты по строительству только котельной, то налоговая база будет определяться исходя из показателя всех затрат, отраженных на счете 08, за исключением затрат, которые представляют собой стоимость работ, выполненных собственными силами организации.
![]() |
Обратите внимание! Не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость объекты сверхнормативного незавершенного строительства в части стоимости объекта строительства, сформированной за счет работ, выполненных собственными силами (абзац 3 подп.2.2 п.2 ст.185 НК). |
Таким образом, если котельная все-таки является объектом сверхнормативного незавершенного строительства для целей исчисления налога на недвижимость, то из суммы прямых затрат по строительству котельной при расчете налоговой базы необходимо исключить сумму затрат по выполнению строительных и иных специальных монтажных работ, выполненных собственными силами организации (хозяйственным способом).
Налоговая база по налогу на недвижимость в данной ситуации должна быть определена организацией по состоянию на 1 января 2017 г.
При этом, если строительство в соответствии с имеющейся разрешительной документацией было начато в декабре 2016 г., а нормативный срок строительства согласно имеющейся проектной документации составляет 1 (один) календарный месяц, то по состоянию на 1 января 2017 г. организация может еще и не превысить нормативный срок строительства (например, он может истекать 2, 3, 5, 10 и так далее января 2017 г.).
В данном случае объекта сверхнормативного незавершенного строительства, являющегося объектом налогообложения налогом на недвижимость, у организации не будет.
Если затраты по реконструкции будут отнесены организацией на увеличение стоимости ранее существующего объекта основных средств (например, здания цеха и т. п.), то необходимости исчисления и уплаты налога на недвижимость не будет и на протяжении всего 2017 года, то есть в течение налогового периода (календарного года), в частности, по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября 2017 г. налоговая база по налогу на недвижимость организацией не рассчитывается, и исчисление налога на недвижимость не осуществляется, так как данный случай увеличения налоговой базы по налогу на недвижимость в течение налогового периода не предусмотрен требованиями ст.189 НК.
Если котельная будет представлять из себя самостоятельный объект основных средств, то после завершения реконструкции и приемки объекта реконструкции в эксплуатацию в соответствии с требованиями Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716, она будет объектом налогообложения налогом на недвижимость в соответствии с п.1 ст.185 НК, как «капитальное строение (здание, сооружение)», в том числе, если затраты по ее строительству не будут списаны со счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» на счет 01 «Основные средства».
Если котельная не будет принята в эксплуатацию в соответствии с требованиями указанного Положения № 716, то организации надлежит исчислить налог на недвижимость по объекту сверхнормативного незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2018 г.
12.09.2017
Виктор Статкевич, аудитор