


Материал помещен в архив
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ СДАЧИ В АРЕНДУ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА НЕРЕЗИДЕНТОМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
![]() |
Ситуация Иностранная компания (резидент Российской Федерации) приобретает в собственность объект недвижимости на аукционе на территории Республики Беларусь для последующей сдачи в аренду. Какие налоговые обязательства возникают в этом случае у нерезидента? |
![]() |
Справочно С 1 января 2014 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189, утвердившее Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций (далее - Положение № 1189), с 26 января 2014 г. утратил силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. На смену ему приняты два закона Республики Беларусь: от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (вступил в силу с 24 января 2014 г.) и от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях» (вступил в силу с 26 января 2014 г.).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2018 г. Положение № 1189 утратило силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408. Следует руководствоваться Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением № 408. |
В связи с тем что в 2014 г. законодательство, регламентирующее деятельность иностранных организаций на территории Республики Беларусь, значительно изменилось, возникает вопрос о порядке налогообложения доходов иностранной организации от сдачи недвижимого имущества в аренду на территории Республики Беларусь в случаях:
А) если иностранная организация не признана постоянным представительством для целей налогообложения;
Б) недвижимое имущество, приобретенное на территории Республики Беларусь, передано в доверительное управление резиденту Республики Беларусь;
В) открыто дочернее предприятие для управления недвижимым имуществом, приобретенным на территории Республики Беларусь.
Для ответа на данные вопросы обратимся к нормам действующего законодательства.
Порядок постановки на учет в налоговом органе иностранных организаций. Деятельность представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь до и после 1 января 2014 года
Иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по их заявлению, подаваемому при приобретении права собственности, иных прав, установлении ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, в налоговый орган по месту нахождения такого имущества до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом (подп.2.3 п.2 ст.66 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).
До 1 января 2014 г. п.4 ст.22 НК было предусмотрено, что иностранная организация, осуществляющая или собирающаяся осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность, обязана в порядке, установленном пп.2-6 ст.66 НК, стать на учет в налоговом органе вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь. Пункт 2 ст.66 НК был дополнен подп.2.6, согласно положениям которого начиная с 2014 г. иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе, если она на основании договора (договоров) с органом государственного управления Республики Беларусь, юридическим, физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем, на территории Республики Беларусь выполняет работы (оказывает услуги), осуществляет иную не запрещенную законодательством деятельность.
Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает, что иностранные организации вправе открывать свои представительства в Беларуси. До 1 января 2014 г. открытые в установленном порядке представительства в Беларуси были вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Такие представительства иностранных организаций регистрировались в белорусских налоговых органах со статусом постоянного представительства.
Начиная с 2014 г. в соответствии с п.4 Положения № 1189 представительство иностранной организации может быть открыто только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им деятельности подготовительного и вспомогательного характера в т.ч. по:
• эффективному содействию реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта, поиску возможностей для его дальнейшего развития, совершенствованию форм этого сотрудничества, установлению и расширению обмена экономической, коммерческой и научно-технической информацией;
• изучению товарных рынков Республики Беларусь;
• изучению возможностей для осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь;
• созданию коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;
• продаже билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта;
• иной общественно полезной деятельности.
А. Порядок налогообложения доходов иностранной организации от сдачи недвижимого имущества в аренду на территории Республики Беларусь, в случае если иностранная организация не признана постоянным представительством для целей налогообложения
Рассмотрим порядок налогообложения в таблице:
Порядок налогообложения | Норма законодательства |
Налог на добавленную стоимость (ставка в размере 20 %) | |
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права | Пункт 1 ст.92 НК |
Исчисленная сумма налога на добавленную стоимость может быть принята к вычету арендатором после ее уплаты в бюджет Республики Беларусь | Подпункт 2.3 п.2 и п.14 ст.107 НК. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. п.14 ст.107 НК на основании Закона Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З утратил силу |
Налог на недвижимость (ставка в размере 1 %) | |
Объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются, в частности, капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство | Пункт 1 ст.185 НК |
По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель) | Пункт 1 ст.184 НК |
Налоговая база налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование у физических лиц, определяется исходя из стоимости таких капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, указанной в договорах аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного возмездного и безвозмездного пользования, но не менее стоимости этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определенной исходя из их оценки | Пункт 2 ст.187 НК |
Ставка налога на недвижимость установлена в размере 1 % от остаточной стоимости | Часть первая ст.188 НК |
Местные Советы депутатов вправе повышать (понижать) ставку налога на недвижимость, но не более чем в два раза | Часть третья ст.188 НК. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. часть третья ст.188 НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З изложена в новой редакции |
Налог на доходы (ставка в размере 15 %) | |
В том случае если деятельность иностранной организации при сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, не будет квалифицирована как деятельность постоянного представительства для целей налогообложения, то белорусская организация-арендатор, выступая в качестве налогового агента, будет обязана удерживать из доходов иностранной организации, полученных от сдачи имущества в аренду, налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство | Подпункт 1.13 п.1 ст.146 НК |
Установленная национальным законодательством Республики Беларусь ставка налога на доходы в виде роялти составляет 15 % | Абзац 5 п.1 ст.149 НК (подп.1.3 п.1 ст.146 НК) |
Доходы, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве от продажи, обмена, аренды или любых других видов использования недвижимого имущества, находящегося в другом Договаривающемся государстве, могут подлежать налогообложению только в этом другом государстве | Статья 11 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Дании об устранении двойного налогообложения доходов и имущества от 21.10.1986 (далее - Соглашение) |
Б. Недвижимое имущество, приобретенное на территории Республики Беларусь, передано в доверительное управление резиденту Республики Беларусь
Рассмотрим порядок налогообложения доходов от сдачи в аренду помещения, в случае если недвижимое имущество передано в доверительное управление резиденту Республики Беларусь.
В соответствии со ст.895 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах вверителя и (или) выгодоприобретателя.
Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего помещен знак «Д.У.».
Объектом доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество (ст.896 ГК). При этом договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества, и подлежит государственной регистрации (п.2 ст.900 ГК).
В роли доверительного управляющего может выступать индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия (п.1 ст.898 ГК).
Порядок налогообложения | Норма законодательства |
Налог на добавленную стоимость (ставка в размере 20 %) | |
В случае если недвижимое имущество, приобретенное на территории Республики Беларусь, передается в доверительное управление резиденту Республики Беларусь для последующей сдачи в аренду, то местом получения таких доходов будет являться территория Республики Беларусь | Подпункт 1.5 п.1 ст.33 НК, подп.5 п.1 ст.3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. вышеназванный Протокол утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 |
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь | Пункт 3 ст.92 НК |
Налог на недвижимость (ставка в размере 1 %) | |
Объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются, в частности, капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство | Пункт 1 ст.185 НК |
По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель) | Пункт 1 ст.184 НК |
Налоговая база налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование у физических лиц, определяется исходя из стоимости таких капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, указанной в договорах аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного возмездного и безвозмездного пользования, но не менее стоимости этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определенной исходя из их оценки | Пункт 2 ст.187 НК |
Ставка налога на недвижимость установлена в размере 1 % от остаточной стоимости. При этом местные Советы депутатов вправе повышать (понижать) ставку налога на недвижимость, но не более чем в два раза | Часть третья ст.188 НК |
Налог на доходы (ставка в размере 15 %) | |
Подлежат обложению налогом на доходы доходы от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление | Подпункт 1.13 п.1 ст.146 НК |
Установленная национальным законодательством Республики Беларусь ставка налога на доходы в виде роялти составляет 15 % | Пункт 1 ст.149 НК |
Доходы, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве от продажи, обмена, аренды или любых других видов использования недвижимого имущества, находящегося в другом Договаривающемся государстве, могут подлежать налогообложению только в этом другом государстве | Статья 11 Соглашения |
В. Открыто дочернее предприятие для управления недвижимым имуществом, приобретенным на территории Республики Беларусь
И еще один вариант осуществления деятельности в Республике Беларусь по управлению недвижимым имуществом - открытие дочернего предприятия, в функции которого будет входить заключение договора аренды недвижимого имущества, найм персонала для обслуживания объекта недвижимости, уплата налогов и сборов в бюджет Республики Беларусь. По сути, деятельность по схеме В остается основным вариантом ведения бизнеса для нерезидента на территории Республики Беларусь.
Наиболее популярными организационно-правовыми формами таких предприятий являются унитарные предприятия и общества с ограниченной ответственностью. Процедура открытия такого юридического лица значительно упростилась:
• отмена необходимости открывать временный счет для формирования уставного фонда, который раньше требовалось открывать до обращения за государственной регистрацией организации. Теперь уставный фонд можно формировать в течение 1 года после государственной регистрации. Соответственно, денежные вклады участников можно вносить непосредственно на расчетный счет организации после его открытия;
• отменены требования по минимальному размеру уставного фонда унитарного предприятия и общества с ограниченной ответственностью.
Подобное юридическое лицо будет выполнять все налоговые обязательства, как и все резиденты Республики Беларусь.
11.12.2014
Наталья Врублевская, аудитор, DipIFR, директор общества с ограниченной ответственностью «АудитПлюс»