Пособие от 15.02.2011
Автор: Четверикова Е.

Налогообложение доверительного управления имуществом


 

Материал помещен в архив

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

Введение

По общему правилу, собственники имущества осуществляют свои полномочия самостоятельно, однако они могут освободить себя от такого бремени, передав свое имущество в доверительное управление, например, для повышения эффективности такого управления и получения лучшего результата, большего дохода. Однако иногда собственник не просто может, но обязан передать принадлежащее ему имущество в доверительное управление. Такие случаи предусматриваются законодательством. В качестве примеров можно привести следующие:

- необходимость постоянного управления имуществом подопечного (ст.36 и 39 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК));

- на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик) (ст.909 ГК);

- обязанность государственного служащего и некоторых других категорий лиц передать в доверительное управление на время прохождения государственной службы находящиеся в их собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций (п.3 ст.22 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», часть третья ст.17 Закона РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией», часть шестая ст.6 Закона РБ от 04.11.1998 № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», п.2 Указа Президента РБ от 17.03.2004 № 136 «О доверительном управлении принадлежащими отдельным государственным должностным лицам долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций»);

- обязанность гражданина, предпринимательская деятельность которого ограничена, использовать предприятия и иное имущество, находящиеся в его собственности, исключительно путем передачи его в доверительное управление (ст.31 ГК).

Характеристика договора доверительного управления

Основные нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора доверительного управления имуществом, содержатся в ГК. Они напрямую не касаются налогообложения совершаемых в рамках договора доверительного управления имуществом хозяйственных операций, однако их необходимо учитывать, применяя нормы налогового законодательства. В соответствии со ст.895 ГК по договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Объект доверительного управления

Объектом доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Доверительное управление денежными средствами как самостоятельным объектом ГК не предусматривается, но является банковской операцией в соответствии со ст.14 Банковского кодекса РБ (далее - БК) и регулируется главой 23 БК и Инструкцией о порядке доверительного управления денежными средствами банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.12.2006 № 227. Вопросы бухгалтерского учета рассматриваемых операций для банков урегулированы Инструкцией по бухгалтерскому учету операций доверительного управления имуществом в банках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета директоров Нацбанка РБ от 05.12.2007 № 367.

Стороны договора доверительного управления

Верителем, т.е. лицом, передающим имущество в доверительное управление, может быть лишь собственник имущества. При этом такое имущество не должно находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении иного лица. В тех случаях, когда передача имущества в доверительное управление осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством, вверителем может выступать лицо, не являющееся собственником имущества.

Статьей 898 ГК определено, что доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (кроме унитарного предприятия). В случаях когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения. 1 января 2011 г. вступили в силу изменения в ГК, которые предусматривают возможность и иных лиц являться доверительными управляющими. Однако общим ограничением для всех лиц, которые могут выступать доверительными управляющими по договорам доверительного управления имуществом, является то, что такие лица не могут одновременно являться выгодоприобретателями по таким договорам.

Права доверительного управляющего

Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законодательством или договором доверительного управления, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление (при этом необходимо учитывать, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему). Доверительный управляющий вправе совершать в отношении имущества, переданного ему в доверительное управление, любые юридические и фактические действия в интересах вверителя или выгодоприобретателя, за исключением ограничений, установленных законодательством или договором доверительного управления имуществом. Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий доверительного управляющего, исполняются за счет этого имущества.

Особенности учета имущества, переданного в доверительное управление

Согласно ст.901 ГК имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества вверителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе (отдельно в книге учета доходов и расходов, если им применяется упрощенная система налогообложения (УСН)), и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет. Именно в связи с обособлением имущества, переданного в доверительное управление, возникают вопросы, касающиеся налогового учета, представления налоговых деклараций (расчетов), исчисления и уплаты налогов по объектам налогообложения, образующимся при исполнении договора доверительного управления имуществом.

С учетом того что передача имущества в доверительное управление чаще всего осуществляется не просто по желанию верителя, но в порядке исполнения установленной законодательством обязанности передать такое имущество в доверительное управление, такие договоры являются распространенными и требуют подробного регулирования актами налогового законодательства. Существовавшие ранее пробелы в правовом регулировании налогообложения доверительного управления имуществом во многом восполнил Закон РБ от 15.10.2010 № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон № 174-З), который вступил в силу 1 января 2011 г. Данным законодательным актом, с одной стороны, были введены совершенно новые положения (например, обязанность постановки доверительного управляющего на учет в налоговом органе), с другой - были законодательно закреплены применявшиеся ранее на практике разъяснения специалистов налоговых органов.

Постановка доверительного управляющего на учет в налоговом органе, снятие с учета

Учет плательщиков и иных обязанных лиц согласно ст.64 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК) является одной из форм осуществления налогового контроля - системы мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемой должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий. Несоблюдение требований налогового законодательства, устанавливающих случаи и порядок постановки плательщиков и иных обязанных лиц на учет в налоговом органе, влечет за собой привлечение к административной ответственности. Так, ст.13.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает ответственность (предупреждение или наложение штрафа в размере до 5 базовых величин) за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе; ст.13.2 КоАП - за осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе лицом, обязанным подать заявление о постановке на такой учет, за исключением физического лица - плательщика.

Согласно ст.65 Общей части НК постановка на учет доверительных управляющих осуществляется по месту нахождения организации (месту жительства физического лица) - доверительного управляющего. Основанием для постановки на учет служит заявление доверительного управляющего, которое должно быть представлено в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней со дня заключения договора доверительного управления имуществом. К заявлению о постановке на учет доверительный управляющий должен приложить информацию в письменной форме о заключении договора доверительного управления имуществом. В такой письменной информации должны содержаться следующие сведения:

- номер договора доверительного управления, дата его заключения;

- срок действия договора доверительного управления;

- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, в интересах которых осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя).

При этом, заключая договор доверительного управления имуществом, его стороны должны соблюдать нормы ст.899 и 900 ГК, которыми установлены существенные условия договора и требования к его форме.

Отметим, что обязанность представления в письменной форме информации о заключении договора доверительного управления имуществом установлена и п.41 ст.22 Общей части НК.

Исходя из части второй п.13 ст.66 Общей части НК снятие с учета доверительного управляющего производится налоговым органом в течение 10 рабочих дней по истечении срока действия договора доверительного управления имуществом (всех договоров доверительного управления имуществом - при заключении двух и более таких договоров).

Общие вопросы исполнения налогового обязательства

Закон № 174-З дополнил Общую часть НК ст.391, закрепляющей общее правило исполнения налогового обязательства, которое возникает у вверителя в отношении имущества, переданного в доверительное управление (приобретенного доверительным управляющим за счет средств вверителя в связи с доверительным управлением имуществом), а также по объектам налогообложения, возникающим в связи с доверительным управлением таким имуществом. Такое общее правило заключается в том, что указанное налоговое обязательство исполняется вверителем самостоятельно. Доверительный управляющий исполняет такое налоговое обязательство только в случаях, прямо предусмотренных НК.

Дополненная ст.23 Общей части НК относит доверительных управляющих к налоговым агентам. При этом согласно изменениям, внесенным в часть вторую п.1 ст.175 Особенной части НК, доверительные управляющие - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, исключены из перечня налоговых агентов по подоходному налогу с физических лиц. Напомним, что за неисполнение или исполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) налоговые агенты несут административную ответственность в соответствии со ст.13.7 КоАП.

Статья 20 Общей части НК относит к отношениям между взаимозависимыми лицами отношения между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем, а также доверительным управляющим и организациями, управление имуществом которых осуществляет доверительный управляющий.

Налог на добавленную стоимость

Говоря о налогообложении доверительного управления имуществом, необходимо различать обороты по реализации, доходы и расходы доверительного управляющего - его вознаграждение по договору доверительного управления имуществом, т.е. плату за его услуги, с одной стороны, и обороты по реализации, доходы и расходы по операциям, связанным с собственно доверительным управлением имуществом, с другой. Такое деление актуально как для налога на добавленную стоимость, так и для налога на прибыль (налога при УСН).

Закон № 174-З дополнил ст.90 Особенной части НК и отнес к плательщикам налога на добавленную стоимость доверительных управляющих - по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей. Соответственно, признаны объектами налогообложения НДС обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающие у доверительного управляющего в связи с доверительным управлением имуществом по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя (выгодоприобретателя).

Что касается передачи имущества доверительному управляющему вверителем и возврата имущества вверителю доверительным управляющим при прекращении договора, то они не признаются объектами налогообложения НДС в соответствии с подп.2.20 п.2 ст.93 Особенной части НК.

Продолжает свое действие норма подп.1.38 п.1 ст.94 Особенной части НК, в соответствии с которой освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг по привлечению и (или) доверительному управлению денежными средствами, имуществом организаций и физических лиц, ценными бумагами, форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными аналогичными финансовыми инструментами срочного рынка, денежными средствами, переданными для приобретения ценных бумаг, форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка.

Закон № 174-З дополнил ст.98 Особенной части НК, регулирующую порядок определения налоговой базы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, п.20, который определил налоговую базу НДС по 2 видам оборотов, возникающих в связи с исполнением договора доверительного управления имуществом, о которых мы говорили выше. Установлено, что налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в ходе доверительного управления имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя) определяется доверительным управляющим по установленным ст.97 и 98 Особенной части НК правилам, т.е. по общим правилам. При этом при такой реализации доверительный управляющий в первичных учетных документах, применяемых при реализации (отгрузке) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, предъявляет к оплате покупателю соответствующую сумму НДС в порядке, определенном ст.105 Особенной части НК.

Налоговая база НДС при реализации услуг по доверительному управлению имуществом определяется доверительным управляющим как сумма вознаграждения, полученная (подлежащая к получению) им по договору доверительного управления имуществом.

Специальных ставок НДС по оборотам, возникающим при исполнении договора доверительного управления имуществом, налоговое законодательство не предусматривает.

Налоговая декларация (расчет) по НДС по оборотам, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя), составляется и представляется доверительным управляющим отдельно от декларации по иной осуществляемой им деятельности. При осуществлении доверительным управляющим деятельности по нескольким договорам доверительного управления имуществом им составляется и представляется единая налоговая декларация (расчет) по НДС.

Налог на прибыль

Применительно к налогу на прибыль Закон № 174-З разъяснил ряд вопросов, касающихся определения валовой выручки, внереализационных доходов, особенности определения валовой прибыли. Именно глава 14 Особенной части НК, посвященная налогу на прибыль, затрагивает доходы организации-выгодоприобретателя: введенный Законом № 174-З подп.3.191 п.3 ст.128 Особенной части НК предусматривает, что такая организация включает доходы, полученные по договору доверительного управления имуществом, в состав внереализационных доходов.

Пункт 4 ст.127 Особенной части НК определяет дату оплаты вверителю товаров, имущественных прав, реализуемых им при исполнении договора доверительного управления имуществом, и дату отгрузки им таких товаров, имущественных прав. Первой датой является дата зачисления денежных средств на счет доверительного управляющего, второй - дата отгрузки, передачи имущественных прав доверительным управляющим покупателю.

Не включаются в состав внереализационных доходов:

- в течение срока действия договора доверительного управления имуществом - имущество вверителя, переданное доверительному управляющему;

- имущество, принадлежащее на праве собственности вверителю, возвращаемое доверительным управляющим при прекращении доверительного управления, а также доходы, полученные вверителем по договору доверительного управления имуществом, по которым вверителем произведено налогообложение.

Предусматривается, что определение валовой прибыли в связи с осуществлением договора доверительного управления имуществом производится вверителем. При этом учитываются следующие особенности, установленные ст.137 Особенной части НК в новой редакции:

- выручка и внереализационные доходы, образующиеся в связи с исполнением доверительным управляющим договора доверительного управления имуществом, являются выручкой и внереализационными доходами вверителя, в т.ч. при наличии выгодоприобретателя;

- затраты (расходы), связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом, включая исчисленный НДС, амортизацию имущества, а также вознаграждение доверительного управляющего, признаются затратами (расходами) вверителя;

- доверительный управляющий ежемесячно определяет выручку, внереализационный доход, затраты (расходы), образующиеся в связи с выполнением им договора доверительного управления имуществом, и представляет вверителю сведения о них вместе с копиями документов (договоров, первичных учетных документов и иных документов), заверенными доверительным управляющим, для их учета вверителем при определении валовой прибыли. При этом определение выручки и внереализационных доходов и затрат (расходов) доверительным управляющим производится исходя из учетной политики вверителя.

Таким образом, по налогу на прибыль, в отличие от НДС, по операциям в рамках исполнения договора доверительного управления имуществом доверительный управляющий не признается плательщиком и не представляет налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган. Эти функции выполняет вверитель на основании сведений и документов, представляемых ему доверительным управляющим.

Налог на недвижимость

Такой же вывод можно сделать и в отношении налога на недвижимость: в соответствии с действующей редакцией ст.184 Особенной части НК по зданиям и сооружениям, переданным в доверительное управление и (или) приобретенным в процессе доверительного управления, плательщиком признается вверитель. Организация-вверитель самостоятельно определяет остаточную стоимость таких зданий и сооружений в соответствии с законодательством, в т.ч. с учетом амортизации.

Часть вторая п.3 ст.189 Особенной части НК предусматривает обязанность организаций, заключивших с физическими лицами договоры доверительного управления имуществом, в течение 30 дней с даты заключения таких договоров представить в налоговые органы по месту постановки на учет копии этих договоров.

Налог при упрощенной системе налогообложения

В Республике Беларусь постоянно проводится работа по совершенствованию правового регулирования УСН и повышению ее привлекательности для субъектов хозяйствования. Отдельные положения в этом направлении содержатся и в Директиве Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Указанной Директивой предусмотрено требование увеличить на 2011 г. пороговую сумму для применения УСН до 12 млрд.руб. нарастающим итогом в течение календарного года с обязательностью регулярного пересмотра предельных размеров выручки в последующие годы. Кроме того, установлена необходимость предоставления микроорганизациям, применяющим УСН с уплатой НДС, права вести упрощенный учет уплаты указанного налога без обязательного ведения бухгалтерского учета в общеустановленном порядке.

Широкое распространение УСН среди субъектов хозяйствования потребовало ввести в НК несколько норм, касающихся отношений из договора доверительного управления имуществом, содержащих особенности применения УСН. Так, часть первая п.3 ст.286 Особенной части НК, устанавливающая, для каких налогов сохраняется общий порядок уплаты при применении УСН, дополнена подп.3.15: НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав доверительным управляющим при осуществлении им деятельности по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Статья 288 Особенной части НК в измененной редакции устанавливает особенности определения валовой выручки. Так, в валовую выручку при реализации услуг по доверительному управлению имуществом, оказанных вверителю (выгодоприобретателю), включается сумма полученного доверительным управляющим вознаграждения по договору доверительного управления имуществом и не включаются суммы НДС, исчисленные доверительным управляющим из выручки от оказания вверителю услуг по доверительному управлению имуществом.

В валовую выручку организаций, применяющих УСН, при передаче ими имущества в доверительное управление для целей определения налоговой базы включается сумма выручки и внереализационных доходов, образующаяся в связи с исполнением доверительным управляющим договора доверительного управления имуществом, за вычетом суммы исчисленного доверительным управляющим НДС, указанного в подп.3.15 п.3 ст.286 Особенной части НК. Доверительный управляющий ежемесячно определяет выручку и внереализационный доход, образующиеся в связи с исполнением им договора доверительного управления имуществом, и представляет вверителю сведения о них и сумме вышеуказанного НДС вместе с заверенными копиями документов (договоров, первичных учетных документов и иных документов) для их учета вверителем при определении налоговой базы налога при УСН в каждом отчетном периоде. При этом определение выручки и внереализационных доходов доверительным управляющим производится исходя из порядка определения валовой выручки, применяемого вверителем.

Таким образом, в случае применения вверителем особого режима налогообложения - УСН - плательщиком налога при УСН (как и налога на прибыль) признается сам вверитель, который самостоятельно на основании сведений и документов, предъявленных доверительным управляющим, представляет в налоговый орган налоговую декларацию (расчет).

Подоходный налог с физических лиц

Продолжает свое действие норма п.5 ст.160 Особенной части НК, устанавливающая особенности определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка, осуществляемым доверительным управляющим. Такие особенности заключаются в следующем:

- в расходы плательщика включаются также суммы, уплаченные вверителем и (или) выгодоприобретателем доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка;

- в случае если при осуществлении доверительного управления проводятся операции с ценными бумагами, а также возникают иные виды доходов (в т.ч. доходы по операциям с финансовыми инструментами срочного рынка, доходы в виде дивидендов, процентов), налоговая база определяется отдельно по каждому виду дохода. При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по операциям с ценными бумагами или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода в общей сумме доходов при доверительном управлении.

Подоходный налог с физических лиц по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом при осуществлении им фактической выплаты доходов (денежных средств) плательщику.

Специальные нормы

Обратим внимание, что в соответствии с п.3 Указа Президента РБ от 03.03.2010 № 131 «О проведении эксперимента по созданию фондов банковского управления» доходы (прибыль) вверителей (выгодоприобретателей), полученные от участия в фондах банковского управления, не являются объектами налогообложения для исчисления налогов, сборов (пошлин). Понятие фонда банковского управление приведено в п.3 Положения о фонде банковского управления, утвержденного данным Указом: фонд банковского управления - это совокупность денежных средств и (или) ценных бумаг, переданных вверителями доверительному управляющему фондом на основании договора доверительного управления фондом, имущества, приобретенного в процессе доверительного управления фондом, доходов фонда, а также денежных средств, удержанных в пользу фонда при досрочном выкупе доверительным управляющим фондом долевого сертификата (его доли).

   

15.02.2011 г.

 

Евгения Четверикова, магистр юридических наук, заместитель директора, руководитель отдела корпоративной, налоговой и валютной практики общества с ограниченной ответственностью «Компания «Юридические технологии»

 

От редакции: В Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании законов РБ от 03.07.2011 № 285-З (с 23 июля 2011 г.) и от 09.07.2012 № 388-З (с 18 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 17.03.2004 № 136 «О доверительном управлении принадлежащими отдельным государственным должностным лицам долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций» на основании указов Президента РБ от 30.12.2011 № 621 (с 1 января 2012 г.) и от 24.01.2014 № 49 (с 30 января 2014 г.) внесены дополнения.

В Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании законов РБ от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.), от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.) и от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.), от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.) и от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

С 12 апреля 2012 г. в Закон РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» на основании Закона РБ от 22.12.2011 № 332-З внесены изменения и дополнения.

С 21 мая 2012 г. в ст.6 Закона РБ от 04.11.1998 № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» на основании Закона РБ от 02.05.2012 № 355-З внесены дополнения и изменение.

С 1 января 2013 г. Указ Президента РБ от 03.03.2010 № 131 «О проведении эксперимента по созданию фондов банковского управления» утратил силу в связи с истечением срока действия.

С 22 января 2013 г. в Банковский кодекс РБ от 25.10.2000 № 441-З на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 416-З внесены изменения и дополнения.

С 14 июня 2013 г. постановление Правления Нацбанка РБ от 28.12.2006 № 227 «Об утверждении Инструкции о порядке доверительного управления денежными средствами банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 30.05.2013 № 327 утратило силу.

С 28 августа 2013 г. в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения и дополнения.