Пособие от 31.08.2018
Автор: Криворощенко И.

Налогообложение подоходным налогом некоторых доходов физических лиц


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОДОХОДНЫМ НАЛОГОМ НЕКОТОРЫХ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Налоговый кодекс Республики Беларусь изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Вопросы уплаты подоходного налога с физических лиц рассмотрены в главе 18 новой редакции данного Кодекса.

 

Согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц (далее - подоходный налог) являются доходы, получаемые физическими лицами от источников в Республике Беларусь.

При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и натуральной формах (п.1 ст.156 Налогового кодекса).

В настоящем материале на отдельных практических ситуациях рассмотрим возникшие у налоговых агентов, а также физических лиц вопросы, связанные с применением льгот по подоходному налогу, с определением дохода, подлежащего налогообложению подоходным налогом, а также налоговой базы подоходного налога.

 

Организация перечислила денежные средства в виде пожертвования на благотворительный счет, открытый в белорусском банке и предназначенный для сбора средств для проведения операции больному ребенку за границей. Родителями ребенка представлено подтверждение о том, что их ребенок нуждается в лечении, по установленной законодательством форме после перечисления организацией пожертвования на банковский счет.

Правомерно ли в рассматриваемой ситуации применить льготу по подоходному налогу, предусмотренную подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса?

На основании норм подпункта 1.21 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса освобождаются от подоходного налога доходы, поступившие на благотворительный счет банка Республики Беларусь в виде пожертвования, получаемые физическими лицами, нуждающимися в получении медицинской помощи, в том числе проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном пунктом 7.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 апреля 2023 г. следует руководствоваться п.7.6 перечня № 200 с учетом изменений, внесенных Указом от 21.04.2023 № 121.

 

Из изложенной в вопросе информации следует, что денежные средства перечислены в безналичном порядке на благотворительный счет, открытый в банке Республики Беларусь в качестве пожертвования для оказания медицинской помощи нуждающемуся в лечении ребенку. Нуждаемость в оказании медицинской помощи подтверждена справкой по установленной форме. Несмотря на то, что соответствующее подтверждение представлено после перечисления пожертвования на счет, предназначенный для сбора средств на лечение, в отношении указанного дохода применяется освобождение от подоходного налога, предусмотренное подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса, так как наличие данного подтверждения свидетельствует о нуждаемости ребенка в лечении независимо от даты перечисления денежных средств.

 

Организация в августе 2018 г. приобрела и передала по накладной своему работнику путевку в санаторий Республики Беларусь стоимостью 600,00 руб. Данная организация является для работника местом основной работы. При этом работник возместил организации часть стоимости путевки в размере 100,00 руб. (удержано из заработной платы за август по заявлению работника). Одновременно за август 2018 г. работнику начислена заработная плата в размере 300,00 руб., а также отпускные в размере 700,00 руб. за период с 20.08.2018 по 07.09.2018, из которых за август 2018 г. начислено 500,00 руб.

Как определить налоговую базу подоходного налога в отношении всего дохода, начисленного работнику за август 2018 г., и исчислить подоходный налог?

 

справочно

Справочно

С начала 2018 г. работнику не предоставлялась льгота по подоходному налогу, предусмотренная подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса.

 

На основании подпункта 1.19 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса и приложения 9 к Указу Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29) в 2018 г. от подоходного налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде оплаты стоимости путевок (за исключением стоимости детских путевок, указанных в подпункте 1.101 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса), получаемые от организации, являющейся для физического лица местом основной работы (службы, учебы), в размере, не превышающем 1 847 руб. в течение календарного года.

Рассчитаем размер начисленного работнику дохода за август 2018 г.

Так как работник возместил организации в августе 2018 г. часть стоимости путевки в размере 100,00 руб., то общий размер начисленного работнику за август 2018 г. дохода составляет 1 300,00 руб., а именно:

1 300,00 руб. = 300,00 руб. + 500,00 руб. + (600,00 руб. - 100,00 руб.),

где 300,00 руб. - начисленная заработная плата за август 2018 г.;

500,00 руб. - начисленные отпускные за период с 20.08.2018 по 31.08.2018, т. е. за август 2018 г.;

600,00 руб. - стоимость путевки в санаторий, оплаченной и переданной работнику в августе 2018 г.;

100,00 руб. - часть стоимости путевки, возмещенной работником организации за счет заработной платы.

Определим размер налоговой базы подоходного налога.

С учетом льготы, предусмотренной подпунктом 1.19 п.1 статьи 163 Налогового кодекса, налоговая база подоходного налога определяется в следующем порядке:

800,00 руб. = 1 300,00 руб. - 500,00 руб.,

где 1 300,00 руб. - размер начисленного дохода за август 2018 г.;

500,00 руб. - размер дохода, освобождаемого от подоходного налога в соответствии с подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса и приложением 9 к Указу № 29 и не превышающий установленный законодательством на 2018 г. предел в размере 1 847 руб. (часть стоимости путевки, оплаченная за счет средств организации и не возмещенная работником).

 

справочно

Справочно

Стандартный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса, за август 2018 г. не предоставляется, так как размер подлежащего налогообложению дохода превышает 620,00 руб.

 

Рассчитаем сумму подоходного налога с дохода, начисленного работнику за август 2018 г.:

104,00 руб. = 800,00 руб. × 13 %,

где 800,00 руб. - налоговая база, определенная в отношении дохода работника за август 2018 г.;

13 % - размер ставки подоходного налога.

 

Организация приобрела и передала в июле 2018 г. для ребенка работника в возрасте 14 лет путевку в детский оздоровительный лагерь «Мечта» стоимостью 900,00 руб.

Как правильно рассчитать и с кого удержать подоходный налог с указанного дохода?

 

справочно

Справочно

Детский лагерь «Мечта» относится к санаторно-курортным и оздоровительным организациям Республики Беларусь.

 

Согласно подпункту 1.101 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса и приложению 9 к Указу № 29 освобождается от подоходного налога стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в пределах 776,00 руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение календарного года.

Указанное освобождение применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

• учреждение, оказывающее услуги на основании приобретенной путевки, должно относиться к санаторно-курортным и оздоровительным организациям Республики Беларусь;

• путевка должна быть приобретена (возмещена) за счет средств белорусской организации и (или) белорусского индивидуального предпринимателя. При этом для применения льготы, установленной подпунктом 1.101 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса, не имеет значения, является ли источник выплаты (белорусская организация и (или) белорусский индивидуальный предприниматель) для получателя дохода (ребенка) местом основной работы или нет;

• путевка должна быть приобретена (возмещена) для ребенка в возрасте до 18 лет.

Поскольку в рассматриваемой ситуации получателем дохода является ребенок 14 лет, который не имеет места основной работы (службы, учебы), то согласно подпункту 1.1 пункта 1 и пункту 3 статьи 164 Налогового кодекса при определении налоговой базы подоходного налога может быть применен стандартный налоговый вычет.

Так, исходя из норм подпункта 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса и приложения 10 к Указу № 29 при определении размера налоговой базы плательщик (в рассматриваемой ситуации ребенок) имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 102,00 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 620,00 руб. в месяц.

Пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса установлен порядок предоставления такого налогового вычета. Учитывая, что получающий доход ребенок не имеет места основной работы (службы, учебы), то стандартный налоговый вычет предоставляется ему по его письменному заявлению с указанием причины отсутствия трудовой книжки.

Обращаем внимание, что так как ребенок является несовершеннолетним (14 лет), то его законный представитель (один из родителей) должен выразить письменное согласие с совершаемыми ребенком действиями. В рассматриваемой ситуации - выразить письменное согласие с действиями ребенка при подаче им заявления о предоставлении стандартного налогового вычета.

Рассчитаем сумму подоходного налога со стоимости приобретенной организацией путевки для ребенка своего сотрудника.

1. Определим налоговую базу подоходного налога:

22,00 руб. = 900,00 руб. - 776,00 руб. - 102,00 руб.,

где 900,00 руб. - стоимость оплаченной организацией путевки для ребенка до 18 лет;

776,00 руб. - размер дохода, освобождаемого от подоходного налога в соответствии с подпунктом 1.101 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса и приложением 9 к Указу № 29;

102,00 руб. - размер стандартного налогового вычета согласно подпункту 1.1 пункта 1, пункту 3 статьи 164 Налогового кодекса и приложению 10 к Указу № 29, предоставленного по письменному заявлению ребенка, так как размер дохода, подлежащего налогообложению (124,00 руб. = 900,00 руб. - 776,00 руб.), не превысил 620,00 руб.

2. Исчислим сумму подоходного налога:

2,86 руб. = 22,00 руб. × 13 %,

где 22,00 руб. - налоговая база подоходного налога;

13 % - размер ставки подоходного налога.

Обращаем внимание, что при наличии подоходного налога обязанность по его уплате исполняют законные представители ребенка, к которым относятся родители ребенка.

 

Физическое лицо, состоящее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, строит квартиру. Для строительства квартиры им 20.02.2018 заключен договор создания объекта долевого строительства, согласно которому организация-застройщик должна построить и передать физическому лицу двухкомнатную квартиру общей площадью 57 кв. м, а физическое лицо - оплатить стоимость квартиры.

Согласно условиям заключенного договора цена квартиры составляет 130 000,00 руб. При этом затраты застройщика на строительство жилья в размере 100 000,00 руб. перечисляются на специальный счет, открытый для объекта строительства, а прибыль застройщика в размере 30 000,00 руб. - на текущий (расчетный) счет застройщика.

В бухгалтерию организации физическим лицом представлены следующие документы:

• справка из местного исполнительного комитета о том, что данное лицо с 01.10.2012 состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

• договор создания объекта долевого строительства от 20.02.2018;

• квитанции об оплате затрат застройщика на строительство квартиры от 01.03.2018, 10.04.2018, 05.05.2018 на общую сумму 50 000,00 руб. Денежные средства перечислены на специальный счет согласно указанным в договоре реквизитам;

• квитанции об оплате прибыли застройщика от 15.04.2018 в размере 10 000,00 руб. Денежные средства перечислены на текущий (расчетный) счет согласно указанным в договоре реквизитам.

В отношении каких сумм расходов можно предоставить работнику имущественный налоговый вычет?

В рассматриваемой ситуации работник имеет право на применение имущественного налогового вычета в отношении всех сумм расходов, указанных в вопросе. То есть имущественный налоговый вычет применяется как в отношении расходов в виде оплаты затрат застройщика на строительство квартиры, так и в отношении оплаты прибыли застройщика, поскольку согласно пункту 2 Положения о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь», цена объекта долевого строительства, указанная в договоре о создании объекта долевого строительства, включает в себя:

• затраты застройщика на строительство жилья;

• затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства жилья, но относимые на стоимость строительства;

• прибыль застройщика.

Учитывая, что датой начала несения работником расходов, связанных с оплатой им стоимости строительства квартиры, является 01.03.2018, то право на применение имущественного налогового вычета возникло у него с марта 2018 г. С учетом норм пункта 3 статьи 156 Налогового кодекса ежемесячный размер имущественного налогового вычета определяется в размере подлежащего налогообложению подоходным налогом дохода, уменьшенного на сумму стандартных и социальных налоговых вычетов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 марта 2019 г. взамен пункта 2 Положения № 263 следует руководствоваться подпунктом 1.25 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2018 г. № 473. Комментарии см. здесь.

 

Физическое лицо продает собранные им в лесу грибы на рынке другим физическим лицам.

Подлежит ли налогообложению подоходным или иным налогом полученный физическим лицом доход?

В соответствии с пунктом 1 статьи 297 Налогового кодекса доходы, полученные физическими лицами от реализации лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции, освобождаются от уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Следовательно, доход, полученный физическим лицом от реализации на рынке грибов, также освобождается от единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктами 1.5 и 1.51 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2014 г. № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» реализация лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции разрешена на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах.

Запрещается реализация товаров, включая грибы, заранее не определенному кругу лиц на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах.

 

Физическое лицо сдает собранную им чернику в приемный пункт заготовительной конторы.

Подлежит ли налогообложению подоходным или иным налогом полученный физическим лицом доход?

В соответствии с подпунктом 1.16 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса освобождаются от подоходного налога доходы физических лиц, получаемые от сбора и сдачи лекарственного растительного сырья, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в порядке, установленном законодательством, деятельность по промысловой заготовке (закупке) указанной продукции.

Учитывая, что источником выплаты дохода за собранную физическим лицом в лесу чернику является приемный пункт организации, осуществляющей деятельность по промысловой заготовке (закупке) дикорастущих ягод, следовательно, выплачиваемые физическому лицу за сданную чернику денежные средства освобождаются от подоходного налога. Иными налогами такой доход также не облагается.

 

Частное унитарное предприятие, учредителем которого является физическое лицо, приобрело в 2017 г. за счет собственных средств капитальное строение (торговое здание) площадью 100 кв. м, расположенное в г. Минске.

С учетом положений пункта 2 статьи 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - Гражданский кодекс) право собственности на имущество, приобретенное унитарным предприятием по договорам или иным основаниям, приобретается собственником имущества этого унитарного предприятия. Следовательно, при обращении в территориальный орган по государственной регистрации объектов недвижимости, прав на него и сделок с ним государственная регистрация перехода права собственности на приобретенное здание была осуществлена на физическое лицо - собственника имущества частного унитарного предприятия, а право хозяйственного ведения данным объектом недвижимости - за самим частным унитарным предприятием. В бухгалтерском учете частного унитарного предприятия здание учтено в составе основных средств по стоимости приобретения.

09.07.2018 учредитель частного унитарного предприятия принимает решение об изъятии торгового здания.

Возникает ли в рассматриваемой ситуации у физического лица - учредителя частного унитарного предприятия доход и необходимо ли производить удержание подоходного налога? Если доход возникает, то как правильно определить налоговую базу подоходного налога, а также сроки удержания и перечисления в бюджет исчисленной суммы налога?

В вышеприведенной ситуации у физического лица - учредителя частного унитарного предприятия возникает доход. Рассмотрим порядок определения налоговой базы, а также удержания и перечисления подоходного налога в бюджет.

Согласно статье 113 Гражданского кодекса унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество, а также имущество, приобретенное в ходе деятельности такого предприятия. В рассматриваемой ситуации имущество частного унитарного предприятия, включая торговое здание, находится в частной собственности его учредителя - физического лица.

В то же время необходимо обратить внимание на тот факт, что данное административное здание приобреталось физическим лицом - учредителем частного унитарного предприятия не за счет собственных средств, а за счет средств предприятия.

Следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 157 Налогового кодекса физическое лицо - учредитель частного унитарного предприятия получило доход в натуральной форме в виде приобретенного в собственность торгового здания, оплату за которое полностью произвело частное унитарное предприятие за счет собственных средств.

Определим дату получения физическим лицом - учредителем частного унитарного предприятия дохода в натуральной форме. Для этого необходимо обратить внимание на то, когда собственник имущества получает полноценные права по распоряжению принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

Так, согласно пункту 1 статьи 276 Гражданского кодекса унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью такого имущества. Таким образом, наделение унитарного предприятия правом хозяйственного ведения ограничивает собственника имущества в действиях, связанных с владением, пользованием и распоряжением таким имуществом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 280 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются в том числе в случаях изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

В рассматриваемой ситуации физическое лицо - учредитель частного унитарного предприятия получает полноценные права по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему торговым зданием только после его изъятия из хозяйственного ведения и оперативного управления частного унитарного предприятия.

Таким образом, дата изъятия недвижимого имущества признается датой получения физическим лицом - учредителем частного унитарного предприятия дохода в натуральной форме.

Согласно пункту 1 статьи 157 Налогового кодекса налоговая база подоходного налога для доходов в натуральной форме в виде полученных от организации товаров (работ, услуг), иного имущества определяется как стоимость (с учетом налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых цен (тарифов), а при их отсутствии - как стоимость (с учетом налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и акцизов), определенная организацией на дату начисления плательщику дохода. При этом налоговая база подоходного налога определяется в размере не менее стоимости имущества, определенной в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 157 Налогового кодекса.

Для целей определения налоговой базы подоходного налога в отношении изымаемого торгового здания необходимо предпринять следующие действия.

Шаг 1. Бухгалтер самостоятельно определяет стоимость изымаемого учредителем частного унитарного предприятия торгового здания. Это может быть, например, остаточная стоимость здания по данным бухгалтерского учета (с учетом налога на добавленную стоимость).

Шаг 2. Обязательно определяем стоимость изымаемого торгового здания в порядке, установленном пунктом 1 статьи 157 Налогового кодекса.

Согласно абзацу второму части второй пункта 1 статьи 157 Налогового кодекса в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), к которым относится изымаемое торговое здание, такая стоимость определяется в размере оценочной стоимости, определенной территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - БТИ). Обращаем внимание, что такая стоимость определяется на дату получения дохода, т. е. на дату изъятия торгового здания.

При отсутствии стоимости торгового здания, определенной БТИ, стоимость здания определяется в размере стоимости, определенной в порядке, установленном Положением о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2008 г. № 187 (далее - Положение), для исчисления налога на недвижимость с физических лиц.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 августа 2022 г. Указ № 187 утратил силу Указом от 24.08.2022 № 298 «О налогообложении». Комментарий см. здесь.

 

Шаг 3. Сравниваем стоимость торгового здания, определенную бухгалтером самостоятельно (шаг 1), со стоимостью, определенной БТИ или в порядке, установленном Положением (шаг 2).

Если стоимость здания, определенная бухгалтером самостоятельно, будет ниже стоимости такого здания, определенной БТИ или в порядке, установленном Положением, то в качестве налоговой базы подоходного налога необходимо применять стоимость здания, определенную БТИ или в порядке, установленном Положением.

Если стоимость здания, определенная бухгалтером самостоятельно, будет выше стоимости такого здания, определенной БТИ или в порядке, установленном Положением, то в качестве налоговой базы подоходного налога необходимо применять стоимость, определенную бухгалтером самостоятельно.

Согласно пункту 8 статьи 175 Налогового кодекса частное унитарное предприятие как налоговый агент обязано удержать исчисленную сумму подоходного налога при фактической выплате учредителю дохода. Учитывая положения подпункта 1.3 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса, при получении дохода в натуральной форме дата фактического получения дохода определяется как день передачи дохода в натуральной форме, т. е. применительно к рассматриваемой ситуации это день передачи учредителю изымаемого торгового здания.

Удержание подоходного налога производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом - частным унитарным предприятием учредителю, в том числе за счет заработной платы, премий, иных доходов.

Если учредителю не выплачиваются доходы в денежной форме, из которых можно удержать и перечислить в бюджет подоходный налог, то он может внести исчисленную сумму налога в кассу частного унитарного предприятия для дальнейшего перечисления ее в бюджет. При отказе учредителя внести сумму подоходного налога в кассу предприятия налоговый агент обязан в месячный срок со дня передачи торгового здания направить в налоговый орган по месту жительства учредителя письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу (п.5 ст.181 Налогового кодекса).

Налоговый орган по месту жительства физического лица в тридцатидневный срок со дня получения письменного сообщения о сумме задолженности по подоходному налогу вручает такому лицу извещение на уплату подоходного налога. Уплата налога физическим лицом производится в тридцатидневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения.

В случае внесения учредителем суммы исчисленного подоходного налога в кассу предприятия перечисление налога в бюджет производится не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога (п.9 ст.175 Налогового кодекса).

Рассмотрим изложенный выше алгоритм действий на конкретном примере.

Предположим, частное унитарное предприятие определило стоимость изымаемого учредителем торгового здания в размере остаточной балансовой стоимости в сумме 100 000,00 руб. Далее данную стоимость необходимо сравнить со стоимостью здания, определенной БТИ либо в порядке, установленном Положением.

Допустим, частное унитарное предприятие не заказывало в БТИ оценочную стоимость изымаемого здания. Следовательно, для определения налоговой базы подоходного налога предприятию необходимо самостоятельно рассчитать стоимость торгового здания в порядке, установленном Положением.

Так, в соответствии с подпунктом 3.2.2 пункта 3 Положения оценочная стоимость торгового здания определяется исходя из базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения с учетом коэффициентов переоценки зданий и сооружений и общей площади оцениваемого здания. Размеры базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения приведены в приложении 1 к Положению.

Учитывая, что изымаемое торговое здание относится к нежилым помещениям, для расчета его оценочной стоимости применяем размер базовой расчетной стоимости одного квадратного метра для нежилых зданий, сооружений, помещений (за исключением гаража, машино-места, садового домика, дачи, хозяйственных построек), расположенных в г. Минске, который составляет 652,7 руб. за 1 кв. м.

Далее, учитывая положения части третьей подпункта 3.2.2 пункта 3 Положения, необходимо определить коэффициенты переоценки зданий и сооружений, установленные Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, начиная с 1 января 2014 г. по 1 января 2018 г. (год изъятия здания) для нежилых помещений.

В рассматриваемой ситуации стоимость торгового здания, определенная исходя из размера базовой расчетной стоимости одного квадратного метра, составляет:

100 858,49 руб. = 100 кв. м × 652,7 руб. × 1,221 2 × 1,081 7 × 1,033 3 × 1,031 7 × 1,097 3,

где 100 кв. м - площадь торгового здания;

652,7 руб. - размер базовой расчетной стоимости одного квадратного метра для нежилых зданий, сооружений, помещений (за исключением гаража, машино-места, садового домика, дачи, хозяйственных построек), определенной для г. Минска;

1,221 2 - коэффициент переоценки зданий и сооружений - коэффициент изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, на 1 января 2014 г., установленный для нежилых сооружений постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 января 2014 г. № 2 «Об установлении коэффициентов переоценки зданий и сооружений - коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам»;

1,081 7 - коэффициент переоценки зданий и сооружений - коэффициент изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, на 1 января 2015 г., установленный для нежилых сооружений постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 января 2015 г. № 1 «Об установлении коэффициентов переоценки зданий и сооружений - коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам»;

1,033 3 - коэффициент переоценки зданий и сооружений - коэффициент изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, на 1 января 2016 г., установленный для нежилых сооружений постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 25 января 2016 г. № 2 «Об установлении коэффициентов переоценки зданий и сооружений - коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам»;

1,031 7 - коэффициент изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, на 1 января 2017 г., установленный для нежилых сооружений постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20 января 2017 г. № 2 «Об установлении коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений»;

1,097 3 - коэффициент изменения стоимости капитальных зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, на 1 января 2018 г., установленный для нежилых сооружений постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19 января 2018 г. № 3 «Об установлении коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений».

Как видно, стоимость торгового здания, определенная в порядке, установленном Положением, выше, чем остаточная балансовая стоимость данного здания, определенная бухгалтером самостоятельно по данным бухгалтерского учета (100 000,00 руб. < 100 858,49 руб.).

Следовательно, подоходный налог необходимо исчислить из налоговой базы, определенной в размере 100 858,49 руб.

Размер исчисленного подоходного налога составляет:

13 111,60 руб. = 100 858,49 руб. × 13 %,

где 100 858,49 руб. - налоговая база подоходного налога;

13 % - размер ставки подоходного налога.

 

Физическое лицо - учредитель частного унитарного предприятия продало 20.08.2018 изъятое им 09.07.2018 из хозяйственного ведения торговое здание.

Покупателем торгового здания является организация. Торговое здание продано за 200 000,00 руб. При выплате физическому лицу дохода за проданное торговое здание организация как налоговый агент исчислила и удержала подоходный налог со всей суммы сделки в размере 26 000,00 руб.

Может ли в рассматриваемой ситуации физическое лицо - получатель дохода претендовать на получение имущественного налогового вычета? Если может, как определить размер данного вычета и к кому необходимо обращаться для его получения?

 

На заметку. При ответе на вышеуказанные вопросы воспользуемся данными, содержащимися в предыдущем ответе.

 

Порядок предоставления физическим лицам имущественного налогового вычета в сумме фактически понесенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, регулируется подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 166 и статьей 167 Налогового кодекса.

Так, согласно части второй пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса в состав расходов, связанных с приобретением возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением, если имущество приобреталось плательщиком в собственность на безвозмездной основе (в рассматриваемой ситуации - изымалось по решению учредителя частного унитарного предприятия), включаются также суммы, с которых был исчислен и уплачен подоходный налог при приобретении такого имущества.

С учетом вышеизложенного физическое лицо - учредитель частного унитарного предприятия может применить имущественный налоговый вычет в размере дохода, с которого им был уплачен подоходный налог при изъятии торгового здания (в данном случае в размере 100 858,49 руб. - стоимости торгового здания, определенной в порядке, установленном законодательством для исчисления налога на недвижимость с физических лиц).

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 167 Налогового кодекса расходы, связанные с приобретением возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением и произведенные в белорусских рублях, подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день осуществления таких расходов. Определенные в долларах США расходы пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения доходов от возмездного отчуждения имущества.

Если курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком Республики Беларусь на день осуществления таких расходов, больше курса белорусского рубля по отношению к доллару США, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения доходов от возмездного отчуждения имущества, то указанный выше пересчет не производится.

1. Определим размер имущественного налогового вычета.

Стоимость изъятого торгового здания, с которого исчислен и удержан подоходный налог при изъятии здания, - 100 858,49 руб. Дата изъятия торгового помещения - 09.07.2018. Официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком Республики Беларусь на 09.07.2018, - 1,980 2 руб.

Цена продажи торгового здания - 200 000,00 руб. Дата продажи - 20.08.2018. Официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком Республики Беларусь на 20.08.2018, - 2,050 8 руб.

104 454,40 руб. = 100 858,49 руб. / 1,980 2 руб. × 2,050 8 руб.,

где 100 858,49 руб. - стоимость изъятого торгового здания, с которой исчислен и удержан подоходный налог при изъятии здания;

1,980 2 руб. - официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком Республики Беларусь на 09.07.2018;

2,050 8 руб. - официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком Республики Беларусь на 20.08.2018.

2. Определим размер налоговой базы в отношении дохода, полученного от продажи торгового здания с учетом имущественного налогового вычета в размере фактически понесенных и документально подтвержденных расходов:

95 545,60 руб. = 200 000,00 руб. - 104 454,40 руб.,

где 200 000,00 руб. - размер дохода, полученного от продажи 20.08.2018 изъятого из хозяйственного ведения частного унитарного предприятия торгового здания;

104 454,40 руб. - размер имущественного налогового вычета.

3. Рассчитаем сумму излишне удержанного подоходного налога, которую можно в дальнейшем вернуть из бюджета:

13 579,07 руб. = 26 000,00 руб. - (95 545,60 руб. × 13 %).

Согласно пункту 3 статьи 166 Налогового кодекса вышеуказанный имущественный налоговый вычет предоставляется при подаче физическим лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц по окончании налогового (календарного) года с предоставлением справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме согласно приложению 3 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц» в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов или в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от реализации имущества.

То есть в рассматриваемой ситуации физическое лицо по окончании 2018 г. имеет право представить в налоговый орган по месту регистрации в качестве плательщика (регистрации по месту жительства) налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц за 2018 г., справку о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц и получить имущественный налоговый вычет.

В результате предоставления имущественного налогового вычета физическое лицо сможет вернуть излишне удержанный подоходный налог в размере 13 579,07 руб.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 мая 2021 г. следует руководствоваться формой декларации с учетом изменений, внесенных постановлением МНС от 31.03.2021 № 9.

С 25 августа 2021 г. следует руководствоваться формой справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц согласно приложению 3 к постановлению № 100 с учетом изменений, внесенных постановлением МНС от 06.08.2021 № 31.

 

31.08.2018

 

И.С.Криворощенко, заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь