


Материал помещен в архив
НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338
Налоговое консультирование как новый вид деятельности
Комментируемый Указ (далее - Указ № 338), в полном объеме вступающий в силу через 3 месяца после официального опубликования, выделяет новый специфический вид деятельности - налоговое консультирование, а также устанавливает к нему определенные требования.
Под «налоговым консультированием» согласно Указу № 338 понимается предпринимательская деятельность по оказанию консультационных и иных сопутствующих услуг в сфере отношений, регулируемых налоговым законодательством.
Налоговое консультирование включает:
• консультирование по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемого лица, подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений;
• оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб;
• представительство интересов консультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию (п.2 Положения о налоговом консультировании, утвержденного Указом № 338 (далее - Положение № 338)).
До подписания Указа № 338 не существовало вида деятельности, который дословно назывался бы налоговым консультированием. Отдельные составляющие были перечислены в подсекции МА, код подкласса 69202 «Деятельность в области бухгалтерского учета; консультирование по налогообложению», общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85.
Составление налоговых деклараций и консультационные услуги упоминаются в числе профессиональных услуг аудиторов и аудиторских организаций (ст.16 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности»). Предоставление устных и (или) письменных консультаций, разъяснений, заключений по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности физического лица и т. п., упоминается в числе юридических услуг (абзац 6 п.342 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 октября 2019 г. следует руководствоваться ст.21 Закона № 56-З в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229. С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь. |
Налоговое консультирование пересекается также с профессиональной деятельностью в области бухгалтерского учета (абзацы 2 и 3 п.2 Положения № 338) и адвокатской деятельностью (абзацы 2 и 4 п.2 Положения № 338). Указ № 338 не ограничивает такую смежную деятельность.
Действие Указа № 338 не распространяется на оказание услуг лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг, аудиторскими организациями и (или) аудиторами - ИП при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) ИП на основании договора (подп.1.5 п.1 Указа № 338).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 ноября 2019 г. согласно подп.1.5 п.1 Указа № 338 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411, далее - Указ № 411) действие Указа № 338 не распространяется на оказание услуг лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг, аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, представлению интересов в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора. |
Более того, физические лица, не отвечающие требованиям Указа № 338, вправе продолжать свою деятельность по налоговому консультированию до конца 2018 года (подп.1.6 п.1 Указа № 338).
По новым правилам деятельность по налоговому консультированию юридических и физических лиц (в том числе ИП) может осуществляться:
1) гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства, получившими квалификационный аттестат налогового консультанта, являющимися членами Палаты налоговых консультантов и зарегистрированными в качестве ИП;
2) коммерческой организацией, в штате которой состоит работник, являющийся налоговым консультантом, при условии, что данная организация является основным местом его работы (то есть у данного нанимателя находится его трудовая книжка) (подп.1.1 п.1 Указа № 338).
Помимо указанных обязательных требований налоговые консультанты обязаны застраховать свою ответственность по договору с клиентами (страховая сумма ≥ 1 000 БВ). Страховым случаем является возникновение у клиента убытков в результате уплаты пеней (ст.52 Налогового кодекса Республики Беларусь) и административных взысканий (абзац 2 части первой, часть вторая подп.1.2 п.1 Указа № 338). Такой вид обязательного страхования - страхование ответственности по договору - в настоящее время установлен для риелторских организаций и антикризисных управляющих (абзацы 6 и 8 подп.4.1 п.4 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.55 Налогового кодекса Республики Беларусь, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
![]() |
Обратите внимание! Для осуществления налогового консультирования с клиентом в простой письменной форме должен быть заключен договор возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь), перечень существенных условий которого приведен в части второй п.3 Положения № 338. |
Получение статуса налогового консультанта
Квалификационный аттестат налогового консультанта выдается по результатам квалификационного экзамена, к которому допускаются лица, имеющие:
• высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по специальности после получения высшего образования не менее 3 лет;
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 ноября 2019 г. согласно абзацу 2 п.6 Положения № 338 (в редакции Указа № 411) к квалификационному экзамену допускаются физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по специальности, соответствующей экономическому и (или) юридическому образованию, не менее трех лет; |
• иное высшее образование при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности экономического и (или) юридического профиля и наличия стажа работы по этим специальностям не менее 3 лет (п.6 Положения № 338).
![]() |
Справочно Необходимость прохождения специалистами аттестации предусмотрена сегодня законодательством и для других близких профессиональных групп. Для оказания юридических услуг организация обязана иметь минимум двух аттестованных специалистов, аудиторских услуг - пять, для налогового консультирования достаточно одного специалиста. Бухгалтер общественно значимой организации также должен иметь сертификат профессионального бухгалтера. Только в первом случае аттестация специалистов применяется вместе с лицензированием, в остальных - вместо него. |
Налоговые консультанты обязательно должны быть членами Палаты налоговых консультантов - некоммерческой организации (без уточнения организационно-правовой формы), которая будет создана и зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Беларусь (по аналогии с общественными объединениями). Данная Палата является органом самоуправления, государственное управление в данной сфере возложено на Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
![]() |
Справочно Похожая схема предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2013 № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь»: • государственные и частные нотариусы осуществляют нотариальную деятельность при условии вступления в члены Белорусской нотариальной палаты и заключения договора страхования гражданской ответственности на случай причинения ими вреда другим лицам в результате неправильно совершенного нотариального действия (подп.1.1.2 п.1); • регулирование нотариальной деятельности и руководство нотариатом в Республике Беларусь возложено на Министерство юстиции Республики Беларусь (подп.2.1 п.2). |
15.01.2018
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук