Корреспонденция счетов от 24.02.2012
Автор: Чернюк А.

Налоговый учет отдельных предметов в составе оборотных средств в бюджетных организациях


 

Материал помещен в архив

 

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В СОСТАВЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Бюджетные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут быть плательщиками налога на прибыль. Поэтому возникает вопрос о том, каков порядок для бюджетных организаций отнесения на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей налогообложения (далее - затраты по производству и реализации) стоимости предметов, учитываемых на счете 07 «Отдельные предметы в составе оборотных средств».

Налоговая база налога на прибыль определяется как денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению (п.1 ст.141 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).

Валовая прибыль бюджетных организаций определяется как сумма полученной от осуществления предпринимательской деятельности прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов. При определении прибыли, полученной от осуществления предпринимательской деятельности, учитываются затраты, связанные с предпринимательской деятельностью бюджетных организаций (часть первая п.1 ст.137 НК).

Внереализационными доходами признаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.1 ст.128 НК).

Внереализационными расходами признаются расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.1 ст.129 НК).

Перечень доходов (расходов), признаваемых внереализационными, определен соответственно в ст.128 и 129 НК.

Стоимость отдельных предметов в составе оборотных средств (далее - предметы) в числе затрат, не учитываемых при налогообложении согласно ст.131 НК, не значится, и порядок переноса стоимости этих предметов на затраты по производству и реализации для целей налогообложения в ст.130 НК не определен.

Затраты по производству и реализации, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 НК).

Таким образом, затраты по производству и реализации, учитываемые при налогообложении прибыли, должны соответствовать 2 условиям:

1) затраты должны быть связаны с процессом производства и реализации;

2) затраты, связанные с процессом производства и реализации, должны быть отражены в бухгалтерском учете.

Наличие либо отсутствие связи с процессом производства и реализации, по мнению автора, должен определить соответствующий специалист.

Порядок переноса стоимости предметов на затраты по производству и реализации, учитываемые при налогообложении прибыли, коммерческие и бюджетные организации до 27 января 2011 г. определяли в соответствии с постановлением Минфина РБ от 23.03.2004 № 41 «О лимите стоимости активов, учитываемых в бухгалтерском учете в составе средств в обороте» (далее - постановление № 41).

Постановлением № 41 было определено, что бюджетные организации погашение стоимости предметов в составе оборотных средств производят в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина РБ от 01.04.2004 № 63 (далее - Инструкция № 63).

Для коммерческих организаций постановление № 41 заменила Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133). Учет отдельных предметов в составе средств в обороте ведется в соответствии с главой 6 Инструкции № 133.

В Инструкции № 133 (в отличие от постановления № 41) конкретные способы переноса стоимости предметов на затраты по производству и реализации определены лишь по специальным инструментам, специальным приспособлениям и приспособлениям целевого назначения. По остальным предметам порядок переноса их стоимости на затраты по производству и реализации должен определяться в учетной политике организации.

Бюджетные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, производят погашение стоимости предметов для целей бухгалтерского учета и налогообложения, по-прежнему руководствуясь Инструкцией № 63.

При приобретении предметов за плату одновременно с отражением в учете первоначальной стоимости поступивших предметов эта же сумма относится на расходы (затраты) организации за счет соответствующего источника финансирования (составляются 2 бухгалтерские записи одновременно).

 

Содержание операции Дебет Кредит
Приобретение предметов в составе оборотных средств
070
«Предметы на складе»,
072
«Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе»
178
«Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
Одновременно производится вторая запись:
- при приобретении предметов за счет бюджетных средств


200
«Расходы по бюджету»
260
«Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств»
- при приобретении предметов за счет внебюджетных средств
211
«Расходы по внебюджетным средствам»,
080
«Затраты на производство»,
082
«Затраты на научно-исследовательские работы по договорам»,
246
«Фонд производственного и социального развития»

 

Если стоимость приобретенных за плату предметов относится в бухгалтерском учете на расходы организации (в дебет субсчетов 080, 082, 211), то в месяце приобретения эта же стоимость включается в затраты по производству и реализации при определении налоговой базы для расчета налога на прибыль. Обратим внимание, что в затраты в этом случае включается стоимость предметов, не переданных в эксплуатацию, а поступивших на склад организации.

Если предметы приобретены за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (фонда производственного и социального развития), стоимость таких предметов не имеет отношения к формированию финансового результата для целей налогообложения независимо от того, используются эти предметы или не используются в предпринимательской деятельности. Аналогичный порядок действует в отношении предметов, поступивших безвозмездно, оприходованных как излишки, выявленные при инвентаризации.

Методика формирования затрат по производству и реализации для целей налогообложения в бюджетных организациях существенно отличается от методики, действующей в коммерческих организациях, и не в пользу бюджетных организаций. Большинство предметов в бюджетных организациях приобретается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, а это означает, что стоимость их не участвует в формировании прибыли для целей расчета налога на прибыль.

В коммерческих организациях главным условием включения стоимости предметов в затраты по производству и реализации для целей бухгалтерского учета и налогообложения является использование их в предпринимательской деятельности, причем предметы должны находиться в эксплуатации. Источник их приобретения (прибыль, оставшаяся в распоряжении организации; безвозмездное получение; оприходование излишков, выявленных при инвентаризации, и др.) значения не имеет. Кроме того, коммерческая организация может выбрать способ погашения стоимости предметов.

 

24.02.2012 г.

 

Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета

 

От редакции: В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.) и от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения.