


Материал помещен в архив


НАЛОГОВЫМ АГЕНТАМ О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ: СИТУАЦИИ ИЗ ПРАКТИКИ
Порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц (далее - подоходный налог) регулируется главой 16 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Налоговый кодекс).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Вопросы уплаты подоходного налога с физических лиц рассмотрены в главе 18 новой редакции данного Кодекса. |
На основании норм пункта 1 статьи 175 Налогового кодекса белорусские организации, выплачивающие доходы физическому лицу, являются налоговыми агентами, которые обязаны исчислить, удержать у физического лица и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога.
На практике у налоговых агентов могут возникать вопросы по определению объекта налогообложения, налоговой базы подоходного налога, по применению льгот и налоговых вычетов по данному налогу. В настоящей статье на конкретных практических ситуациях рассмотрим порядок исчисления и уплаты подоходного налога белорусскими организациями - налоговыми агентами при выплате доходов физическим лицам.
![]() |
Ситуация 1 Белорусская организация с 1 января 2018 г. по настоящее время привлекает к выполнению работ физическое лицо по договору подряда. В период с января по апрель 2018 г. ежемесячный доход физического лица в виде вознаграждения за выполнение работ по договору подряда составлял 700 руб. С суммы выплачиваемого физическому лицу вознаграждения организацией ежемесячно исчислялся, удерживался и перечислялся в бюджет подоходный налог в размере 91 руб. (700 руб. × 13 %), где 700 руб. - сумма вознаграждения по договору подряда; 13 % - ставка подоходного налога. Всего за период с января по апрель 2018 г. у физического лица был удержан и перечислен в бюджет подоходный налог в сумме 364 руб. (91 руб. × 4 месяца). В мае 2018 г. физическое лицо обратилось в организацию с письменным заявлением о предоставлении ему стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу начиная с месяца работы по договору подряда, т. е. с января 2018 г. Вместе с указанным заявлением физическое лицо предъявило трудовую книжку, находящуюся у него на руках и свидетельствующую о том, что с 1 января 2018 г. по настоящее время у него место основной работы (службы, учебы) отсутствует, а также предъявило копии свидетельств о рождении двух своих несовершеннолетних детей. Вправе ли организация предоставить физическому лицу, работающему у нее по договору подряда, стандартные налоговые вычеты по подоходному налогу? Если да, то каким образом следует произвести перерасчет подоходного налога и вернуть в мае 2018 г. излишне удержанную сумму налога за январь - апрель 2018 г.? |
Белорусские организации при выплате физическим лицам доходов, облагаемых подоходным налогом, обязаны исчислить, удержать у физических лиц и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога.
Для доходов, в отношении которых ставки подоходного налога установлены пунктом 1 и подпунктами 3.1 и 3.3 пункта 3 статьи 173 Налогового кодекса (в размере 13 % и 9 %), налоговая база подоходного налога определяется за каждый календарный месяц налогового периода (календарного года) как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со статьями 164-166 и 168 Налогового кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса. Из начисленного дохода производится вычитание стандартных налоговых вычетов в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется подоходный налог (п.3 ст.156 Налогового кодекса).
Порядок предоставления физическим лицам стандартных налоговых вычетов при исчислении налоговой базы подоходного налога регулируется статьей 164 Налогового кодекса.
Так, частью первой пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса установлено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются физическому лицу нанимателем по месту основной работы (службы, учебы) физического лица на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты.
При отсутствии места основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты предоставляются физическому лицу по его письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии трудовой книжки - по письменному заявлению физического лица с указанием причины ее отсутствия - налоговым агентом, не являющимся для физического лица местом основной работы (службы, учебы).
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 43 Налогового кодекса физическое лицо вправе воспользоваться налоговыми вычетами, в том числе стандартными, с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации физическое лицо, обратившееся к налоговому агенту с письменным заявлением о предоставлении ему стандартных налоговых вычетов и представившее для этого трудовую книжку и копии свидетельств о рождении своих несовершеннолетних детей, имеет право на получение стандартных налоговых вычетов, установленных статьей 164 Налогового кодекса, в отношении доходов, выплаченных ему организацией по договору подряда.
Учитывая положения пункта 5 статьи 43 Налогового кодекса, несмотря на несвоевременное представление физическим лицом документов, подтверждающих его право на применение стандартных налоговых вычетов, организация - налоговый агент должна произвести перерасчет подоходного налога за январь - апрель 2018 г.
Рассмотрим в этой ситуации, на какие стандартные налоговые вычеты имеет право физическое лицо, а также каким образом организации - налоговому агенту следует произвести перерасчет подоходного налога за период с января по апрель 2018 г. с учетом права физического лица на применение данных вычетов.
1. Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.
![]() |
Справочно Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса при определении размера налоговой базы подоходного налога физическое лицо имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 102 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 620 руб. в месяц (примечание). |
Поскольку размер дохода в виде вознаграждения за выполнение работ по договору подряда, подлежащего налогообложению подоходным налогом, за январь - апрель 2018 г. ежемесячно составлял 700 руб. и соответственно превышал предел дохода (620 руб.), предусмотренный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, то в каждом из вышеуказанных календарных месяцев физическое лицо не имеет права на получение стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, в размере 102 руб.
2. Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.
![]() |
Справочно Согласно подпункту 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса при определении размера налоговой базы подоходного налога физическое лицо имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 30 руб. в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца. При этом родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет, вышеуказанный стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 57 руб. на каждого ребенка в месяц (ч.7 подп.1.2 п.1 ст.164 Налогового кодекса). |
Так как физическое лицо имеет двух несовершеннолетних детей, что подтверждается соответствующими документами (копиями свидетельств о рождении детей), то он вправе получить за январь - апрель 2018 г. стандартный налоговый вычет ежемесячно в размере по 57 руб. на каждого ребенка до восемнадцати лет.
Общая сумма стандартного налогового вычета, на применение которой имеет право физическое лицо за январь, февраль, март и апрель 2018 г., ежемесячно составляет 114 руб. (57 руб. × 2).
Расчет налоговой базы подоходного налога за январь, февраль, март и апрель 2018 г. с учетом права физического лица на применение стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, производится следующим образом:
586 руб. = 700 руб. - 114 руб.,
где 700 руб. - ежемесячный размер дохода в виде вознаграждения по договору подряда, начисленного за январь, февраль, март и апрель 2018 г. физическому лицу;
114 руб. - общий размер стандартного налогового вычета, право, на применение которого ежемесячно имеет физическое лицо за январь, февраль, март и апрель 2018 г. в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.
Всего сумма подоходного налога, подлежащая удержанию у физического лица за январь, февраль, март и апрель 2018 г., с учетом предоставленного ему стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, составит:
304,72 руб. = 586 руб. × 13 % × 4 месяца,
где 586 руб. - сумма налоговой базы подоходного налога за январь, февраль, март и апрель 2018 г.;
13 % - ставка подоходного налога, установленная пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса.
Сумма подоходного налога, излишне удержанная у физического лица белорусской организацией за январь - апрель 2018 г., составляет:
59,28 руб. = 364 руб. - 304,72 руб.,
где 364 руб. - сумма подоходного налога, фактически удержанная организацией у физического лица за январь - апрель 2018 г.;
304,72 руб. - сумма подоходного налога, подлежащая удержанию в результате произведенного перерасчета подоходного налога в связи с предоставлением физическому лицу стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 181 Налогового кодекса излишне удержанные налоговым агентом суммы подоходного налога засчитываются в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются физическому лицу.
При этом на основании пункта 4 статьи 181 Налогового кодекса налоговый агент имеет право зачесть либо возвратить излишне удержанные и перечисленные в бюджет суммы подоходного налога с доходов физического лица, полученных им как в текущем календарном году, так и в предшествующих налоговых периодах, но не более чем за три предшествующих года.
Зачет излишне удержанной суммы подоходного налога производится налоговым агентом путем уменьшения суммы подоходного налога, исчисленной из доходов физического лица за текущий календарный месяц, на сумму ранее излишне удержанного и перечисленного в бюджет подоходного налога.
Рассмотрим порядок зачета (возврата) организацией - налоговым агентом суммы подоходного налога, излишне удержанной у физического лица за январь - апрель 2018 г., при выплате ему дохода за май 2018 г.
Расчет налоговой базы подоходного налога с вознаграждения, начисленного физическому лицу за май 2018 г., с учетом его права на применение стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, производится следующим образом:
586 руб. = 700 руб. - 114 руб.,
где 700 руб. - размер дохода в виде вознаграждения по договору подряда, начисленного физическому лицу за май 2018 г.;
114 руб. - общий размер стандартного налогового вычета, предоставленного физическому лицу за май 2018 г. в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.
Сумма подоходного налога, исчисленная с дохода физического лица за май 2018 г., составит:
76,18 руб. = 586 руб. × 13 %,
где 586 руб. - сумма налоговой базы подоходного налога за май 2018 г.;
13 % - ставка подоходного налога, установленная пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса.
Таким образом, в результате произведенного пересчета подоходного налога с доходов, выплаченных физическому лицу организацией за январь - апрель 2018 г., установлено, что излишне удержанная у него за этот период сумма подоходного налога составляет 59,28 руб. В свою очередь, сумма подоходного налога, исчисленная с дохода, начисленного этому физическому лицу за май 2018 г., составляет 76,18 руб.
Учитывая данное обстоятельство, излишне удержанная сумма подоходного налога за январь - апрель 2018 г. засчитывается организацией в уплату подоходного налога с дохода физического лица за май 2018 г. В результате такого зачета сумма подоходного налога, подлежащая удержанию у физического лица и перечислению в бюджет с дохода, выплачиваемого ему организацией за май 2018 г., будет составлять 16,9 руб. = 76,18 руб. - 59,28 руб.
![]() |
Справочно Согласно частям второй и третьей пункта 11 статьи 175 Налогового кодекса налоговые агенты, в том числе белорусские организации, предоставившие в 2018 г. физическим лицам стандартные налоговые вычеты и не являющиеся для них местом основной работы (службы, учебы), обязаны не позднее 1 апреля 2019 г. направить в электронном виде в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о предоставлении указанных вычетов в порядке и по форме, утвержденным постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц». |
![]() |
Ситуация 2 Белорусская организация 2 апреля 2018 г. выдала заем своему работнику на 1 год в размере 2 400 руб. Возврат займа будет осуществляться работником ежемесячно равными частями по 200 руб. начиная с мая 2018 г. Работник имеет двоих детей в возрасте до восемнадцати лет. Обязана ли организация при выдаче работнику займа исчислить и перечислить в бюджет подоходный налог? |
На основании части третьей пункта 10 статьи 175 Налогового кодекса при выдаче физическим лицам займов налоговые агенты обязаны исчислить с суммы такого займа подоходный налог и уплатить его в бюджет за счет собственных средств не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита.
Следует отметить, что не во всех случаях при выдаче физическим лицам займов белорусские организации обязаны исчислить подоходный налог. Перечень таких случаев установлен частью четвертой пункта 10 статьи 175 Налогового кодекса.
![]() |
Справочно Так, например, на основании части четвертой пункта 10 статьи 175 Налогового кодекса подоходный налог не исчисляется белорусскими организациями с сумм: • займов, выданных на строительство, в том числе путем приобретения жилищных облигаций, или приобретение одноквартирных жилых домов или квартир физическим лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных исполнительных и распорядительных органах, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами; • займов, выданных на оплату стоимости обучения в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования физическим лицам, имеющим право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса; • коммерческих займов. |
Таким образом, в рассматриваемом примере при выдаче работнику займа в сумме 2 400 руб. организация должна исчислить с суммы займа подоходный налог и перечислить его в бюджет за счет собственных средств.
Рассмотрим порядок расчета суммы подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, и порядок ее возврата организации по мере погашения работником займа.
Сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет организацией - налоговым агентом не позднее 3 апреля 2018 г., составляет:
312 руб. = 2 400 руб. × 13 %,
где 2 400 руб. - налоговая база подоходного налога в сумме займа, выданной физическому лицу 2 апреля 2018 г.;
13 % - ставка подоходного налога, установленная пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса.
На основании части третьей пункта 10 статьи 175 Налогового кодекса по мере погашения работником займа ранее уплаченная организацией за счет собственных средств сумма подоходного налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности, подлежит возврату организации.
Возврат осуществляется организацией самостоятельно за счет общей суммы подоходного налога, удержанной с дохода работника, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы подоходного налога на сумму, причитающуюся к возврату.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации по мере погашения работником займа организация вправе самостоятельно произвести себе возврат подоходного налога, уплаченного ранее ею в бюджет за счет собственных средств при выдаче этого займа, в следующем порядке.
Предположим, что исчисленная сумма подоходного налога с дохода, начисленного работнику организацией за май 2018 г., составит:
89,18 руб. = (800 руб. - 114 руб.) × 13 %,
где 800 руб. - размер дохода за исполнение трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту), начисленного работнику за май 2018 г.;
114 руб. - общий размер стандартного налогового вычета, предоставленного работнику за май 2018 г. в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса на двух его несовершеннолетних детей.
Погашенная работником в мае 2018 г. часть займа от всей суммы его задолженности по займу составляет:
8,33 % = 200 руб. / 2 400 руб. × 100,
где 200 руб. - сумма займа, погашенная работником в мае 2018 г.;
2 400 руб. - сумма займа, полученная работником в апреле 2018 г.
Соответственно сумма подоходного налога, подлежащая возврату организации в мае 2018 г. в размере, пропорциональном погашенной в этом же месяце работником задолженности по договору займа, составит:
25,99 руб. = 312 руб. × 8,33 %,
где 312 руб. - сумма подоходного налога, уплаченная в бюджет организацией 3 апреля 2018 г. при выдаче займа работнику;
8,33 % - удельный вес погашенной работником в мае 2018 г. суммы задолженности по займу в общей сумме полученного им займа.
Возврат подоходного налога осуществляется организацией самостоятельно путем уменьшения перечисляемой ею в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с дохода, начисленного работнику за май 2018 г.
В результате этого сумма подоходного налога, которую организации следует перечислить в бюджет с дохода работника за май 2018 г., составит:
63,19 руб. = 89,18 руб. - 25,99 руб.,
где 89,18 руб. - сумма подоходного налога за май 2018 г. с дохода, начисленного организацией работнику за май 2018 г.;
25,99 руб. - сумма подоходного налога, подлежащая возврату организации за май 2018 г.
![]() |
Ситуация 3 Белорусская организация в апреле 2018 г. заключила со своим работником договор об использовании его личного легкового автомобиля для нужд организации. Договором предусмотрена ежемесячная выплата работнику компенсации за использование его автомобиля для нужд нанимателя. В апреле 2018 г. организацией были начислены работнику следующие доходы: • заработная плата за апрель - 500 руб.; • премия за март - 50 руб.; • компенсация за использование автомобиля для нужд нанимателя за апрель - 200 руб. Всего общая сумма дохода, начисленного работнику за апрель 2018 г., составила 750 руб. Работник организации имеет двоих детей, один из которых несовершеннолетний, а второй ребенок, старше восемнадцати лет, обучается в учреждении образования Республики Беларусь и получает в заочной форме первое высшее образование. В каком порядке организация должна произвести исчисление налоговой базы подоходного налога за апрель 2018 г., а также предоставить стандартные налоговые вычеты работнику? Какие документы являются основанием для предоставления данных налоговых вычетов? |
Статьей 106 Трудового кодекса Республики Беларусь установлено, что работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса для физических лиц - налоговых резидентов Республики Беларусь объектом налогообложения подоходным налогом признаются доходы, полученные ими в том числе от источников в Республике Беларусь.
К таким доходам в том числе относятся:
• доходы, полученные от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) или от иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь (подп.1.4 п.1 ст.154 Налогового кодекса);
• вознаграждения за исполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые физическими лицами от белорусских организаций (подп.1.6 п.1 ст.154 Налогового кодекса).
При этом согласно подпункту 1.3 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса от подоходного налога освобождаются все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику).
Таким образом, сумма начисленной работнику компенсации за использование автомобиля для нужд нанимателя подлежит налогообложению подоходным налогом в общеустановленном порядке.
На основании пункта 3 статьи 156 Налогового кодекса для доходов, в отношении которых ставки подоходного налога установлены пунктом 1 и подпунктами 3.1 и 3.3 пункта 3 статьи 173 Налогового кодекса, налоговая база подоходного налога определяется за каждый календарный месяц налогового периода (календарного года) как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со статьями 164-166 и 168 Налогового кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса. Из начисленного дохода производится вычитание стандартных налоговых вычетов в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется подоходный налог.
Рассмотрим в представленной ситуации порядок расчета дохода, подлежащего налогообложению подоходным налогом в апреле 2018 г., с учетом права работника на применение стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу.
1. Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.
В целях правомерности предоставления работнику за апрель 2018 г. стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, определим размер дохода, подлежащего налогообложению подоходным налогом:
500 руб. + 50 руб. + 200 руб. = 750 руб.,
где 500 руб. - сумма заработной платы, начисленной работнику за апрель 2018 г.;
50 руб. - сумма премии, начисленной работнику за март 2018 г.;
200 руб. - сумма компенсации за использование автомобиля для нужд нанимателя за апрель 2018 г.
Поскольку размер дохода, подлежащего налогообложению подоходным налогом, за апрель 2018 г. составил 750 руб. и соответственно превысил предел дохода (620 руб.), предусмотренный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, то в апреле 2018 г. работник не имеет права на применение стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, в размере 102 руб.
2. Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.
Исходя из того, что работник имеет двоих детей, один из которых является несовершеннолетним, а второй ребенок - обучающимся, старше восемнадцати лет, получающим в заочной форме первое высшее образование, в связи с чем для целей применения данного вычета такой обучающийся к иждивенцам не относится, то работник имеет право получить за апрель 2018 г. стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, только на одного ребенка до восемнадцати лет в размере 30 руб.
При этом стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, предоставляется нанимателем работнику только при представлении им копии свидетельства о рождении ребенка.
Расчет налоговой базы подоходного налога производится следующим образом:
750 руб. - 30 руб. = 720 руб.,
где 750 руб. - общий размер дохода, начисленного работнику за апрель 2018 г.;
30 руб. - размер стандартного налогового вычета, предоставленного за апрель 2018 г. работнику в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.
Сумма подоходного налога, подлежащая удержанию у работника за апрель 2018 г., составит:
93,6 руб. = 720 руб. × 13 %,
где 720 руб. - сумма налоговой базы подоходного налога за апрель 2018 г.;
13 % - ставка подоходного налога, установленная пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса.
![]() |
Ситуация 4 Белорусская организация в апреле 2018 г. приобрела за 50 000 руб. по договору купли-продажи у физического лица - резидента Российской Федерации складское помещение, расположенное в г. Минске. Обязана ли организация при выплате дохода физическому лицу - резиденту Российской Федерации за приобретенное у него складское помещение удержать подоходный налог? |
Статьей 152 Налогового кодекса установлено, что плательщиками подоходного налога признаются физические лица.
Под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, лица без гражданства (подданства) (п.6 ст.13 Налогового кодекса).
Согласно подпункту 1.2 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса для физических лиц, не признаваемых в соответствии со статьей 17 Налогового кодекса налоговыми резидентами Республики Беларусь, объектом налогообложения подоходным налогом признаются доходы, полученные ими от источников в Республике Беларусь.
![]() |
Справочно В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь. Ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку. |
На основании подпункта 1.5 пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, в том числе относятся доходы, полученные от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь.
Таким образом, доход, полученный физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации от возмездного отчуждения складского помещения, находящегося на территории Республики Беларусь, подлежит налогообложению подоходным налогом.
Вместе с тем статьей 5 Налогового кодекса определено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства.
Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Налоговым кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.
Так, в соответствии со статьей 12 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 г. (далее - Соглашение) доходы налогового резидента Российской Федерации от продажи недвижимого имущества, расположенного в Республике Беларусь, могут облагаться налогом в Республике Беларусь.
Таким образом, Соглашение также предусматривает, что налогообложение осуществляется не только в стране резидентства получателя доходов (в Российской Федерации), но и в государстве, в котором находится недвижимое имущество (в Республике Беларусь).
Следует отметить, что на основании пункта 2 статьи 182 Налогового кодекса для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранный гражданин обязан представить налоговому агенту (белорусской организации) подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, выданное (заверенное) налоговым или иным компетентным органом иностранного государства (далее - подтверждение).
![]() |
Справочно Формы документов, подтверждающих налоговый статус физического лица - резидента соответствующего иностранного государства, размещены на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь www.nalog.gov.by в разделе «Международное сотрудничество» / «Соглашения об избежании двойного налогообложения» / «Подтверждение налогового резидентства». |
При непредставлении налоговому агенту подтверждения подоходный налог удерживается и перечисляется в бюджет в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Учитывая, что в рассматриваемом примере нормы Соглашения не предусматривают каких-либо преференций по уплате физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации подоходного налога с дохода от возмездного отчуждения складского помещения, находящегося на территории Республики Беларусь, по сравнению с теми положениями, которые установлены Налоговым кодексом, то первоначально налогообложение вышеуказанного дохода осуществляется в стране источника выплаты дохода, т. е. в Республике Беларусь, в соответствии с нормами белорусского законодательства.
Белорусская организация, являющаяся источником выплаты такого дохода, признается налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у физического лица - резидента Российской Федерации и перечислить в бюджет Республики Беларусь исчисленную сумму подоходного налога.
Вместе с тем при исчислении налоговой базы подоходного налога в отношении вышеуказанного дохода белорусская организация вправе на основании абзаца второго пункта 3 статьи 166 Налогового кодекса предоставить физическому лицу - резиденту Российской Федерации имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса, в размере 10 % общей суммы подлежащего налогообложению дохода, полученного от реализации складского помещения.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации расчет суммы подоходного налога, подлежащей удержанию у физического лица - резидента Российской Федерации и перечислению в бюджет Республики Беларусь, при выплате ему дохода за приобретенное складское помещение производится белорусской организацией следующим образом:
5 850 руб. = (50 000 руб. - 5 000 руб.) × 13 %,
где 50 000 руб. - сумма подлежащего налогообложению дохода за возмездно приобретенное складское помещение у физического лица - резидента Российской Федерации;
5 000 руб. - сумма имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса в размере 10 % от суммы подлежащего налогообложению дохода (50 000 руб. × 10 %), предоставляемая белорусской организацией в соответствии с пунктом 3 статьи 166 Налогового кодекса;
13 % - ставка подоходного налога, установленная пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса.
При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 20 Соглашения в целях избежания двойного налогообложения в Российской Федерации вычет уплаченного в Республике Беларусь подоходного налога с дохода, полученного физическим лицом - резидентом Российской Федерации от возмездного отчуждения складского помещения, находящегося на территории Республики Беларусь, производится на основании справки об уплате (удержании) подоходного налога.
За получением такой справки физическому лицу - резиденту Российской Федерации необходимо обратиться в налоговый орган Республики Беларусь по месту постановки его на учет (месту его жительства) на территории Республики Беларусь, а при отсутствии у такого лица регистрации на территории Республики Беларусь - по месту уплаты подоходного налога или месту нахождения налогового агента, удержавшего подоходный налог. Выдача справки осуществляется налоговым органом бесплатно при представлении физическим лицом соответствующего заявления и предъявлении им паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
![]() |
Справочно Справка об уплате (удержании) подоходного налога с физических лиц в целях избежания двойного налогообложения выдается физическому лицу - резиденту иностранного государства по форме согласно приложению 6 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26 апреля 2013 г. № 14 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, установлении форм некоторых документов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» в порядке, установленном пунктом 18.8 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 января 2020 г. следует руководствоваться подп.18.8 п.18 перечня № 200 с учетом изменений, внесенных Указом от 30.12.2019 № 492. С 1 июля 2021 г. следует руководствоваться приложением 6 к постановлению № 14 в ред. постановления МНС от 16.06.2021 № 28. |
![]() |
Ситуация 5 Белорусская организация является для работника местом основной работы. В мае 2018 г. работнику были начислены следующие доходы: • заработная плата за май 2018 г. - 400 руб.; • премия за апрель 2018 г. - 50 руб. Кроме этого, в мае 2018 г. работнику в честь его 50-летия в организации был вручен подарок стоимостью 500 руб. (до этого месяца в марте 2018 г. работнику выплачивалась материальная помощь в сумме 1 500 руб.). Работник не относится к категориям лиц, перечисленным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, детей в возрасте до восемнадцати лет и (или) иждивенцев не имеет. В каком порядке определяется налоговая база подоходного налога с доходов, выплачиваемых работнику за май 2018 г.? |
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса для физических лиц, как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, объектом налогообложения подоходным налогом признаются доходы, полученные ими от источников в Республике Беларусь.
К таким доходам на основании подпункта 1.6 пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса, в частности, относятся вознаграждения за исполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые физическими лицами от белорусских организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 Налогового кодекса при определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и натуральной формах.
На основании подпункта 2.2 пункта 2 статьи 157 Налогового кодекса к доходам, полученным физическим лицом в натуральной форме, относятся безвозмездно переданные ему товары, в том числе подарки.
При этом налогообложение доходов, получаемых физическими лицами от белорусских организаций в виде подарков, осуществляется с учетом льготы по подоходному налогу, предусмотренной подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса.
Так, в текущем календарном году на основании части первой подпункта 1.19 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса от подоходного налога освобождаются не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые физическим лицом от белорусской организации, являющейся для него местом основной работы, - в размере, не превышающем 1 847 руб.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации поскольку сумма вышеуказанных доходов, полученных работником от белорусской организации, являющейся для него местом основной работы, в течение 2018 г. составила 2 000 руб. (1 500 руб. (материальная помощь в марте 2018 г.) + 500 руб. (стоимость подарка, врученного в мае 2018 г.) и соответственно превысила по совокупности в мае 2018 г. установленный законодательством предел освобождаемых от налогообложения доходов, перечисленных в подпункте 1.19 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса, на 153 руб. (2 000 руб. - 1 847 руб.), то сумма такого превышения подлежит налогообложению подоходным налогом в мае 2018 г.
Рассмотрим в представленной ситуации порядок расчета дохода, подлежащего налогообложению подоходным налогом за май 2018 г., с учетом права работника на применение льготы, установленной подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса, и стандартного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.
В целях правомерности предоставления работнику за май 2018 г. стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, определим размер дохода, подлежащего налогообложению подоходным налогом:
603 руб. = 400 руб. + 50 руб. + 153 руб.,
где 400 руб. - сумма заработной платы, начисленной работнику за май 2018 г.;
50 руб. - сумма премии, начисленной работнику за апрель 2018 г.;
153 руб. - сумма дохода, превышающая размер льготы, установленной абзацем вторым части первой подпункта 1.19 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса
Поскольку размер дохода, подлежащего налогообложению подоходным налогом, за май 2018 г. составил 603 руб. и соответственно не превысил предел дохода (620 руб.), предусмотренный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, то в мае 2018 г. работнику предоставляется стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, в размере 102 руб.
Расчет налоговой базы подоходного налога производится следующим образом:
501 руб. = 603 руб. - 102 руб.,
где 603 руб. - общий размер дохода, подлежащий налогообложению подоходным налогом за май 2018 г.;
102 руб. - размер стандартного налогового вычета, предоставленного в мае 2018 г. работнику в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.
Сумма подоходного налога, подлежащая удержанию у работника за май 2018 г., составит:
65,13 руб. = 501 руб. × 13 %,
где 501 руб. - сумма налоговой базы подоходного налога за май 2018 г.;
13 % - ставка подоходного налога, установленная пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса.
Примечание. Здесь и далее с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении».
22.06.2018
Л.М.Силивестрова, консультант управления налогообложения доходов и имущества физических лиц главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь