Пособие от 30.11.2011
Автор: Чернюк А.

Нарушение бюджетного законодательства


 

Материал помещен в архив

 

НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных Бюджетным кодексом РБ (далее - БК) и иными актами бюджетного законодательства по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, получению и использованию бюджетных средств, признаются нарушением бюджетного законодательства и влекут применение к нарушителю мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, определенных БК и иными законодательными актами (ст.133 БК).

Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (ст.135 БК):

- незаконное получение средств из бюджета;

- нецелевое использование средств бюджета;

- использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;

- предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка;

- невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

- неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

- неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств;

- непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по счетам их получателей;

- нарушение условий договора с использованием бюджетных средств.

Органы, имеющие право на применение мер принуждения:

- Министерство финансов РБ (далее - Минфин РБ), его территориальные органы, местные финансовые органы;

- органы Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК);

- иные уполномоченные органы в соответствии с законодательными актами (п.2 ст.134 БК).

Меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства

Меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства определены в БК, глава 26, раздел Х.

Незаконное получение средств из бюджета, нецелевое использование средств бюджета, использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства влекут приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РБ на дату взыскания (ст.136-138 БК).

Названные средства бюджета взыскиваются Минфином РБ, его территориальными органами, местными финансовыми органами, органами КГК в бесспорном порядке. Взыскание не производится за счет денежных средств на счетах по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов (ст.146 БК).

Получение и направление в течение финансового года (с согласия финансовых органов) бюджетных средств на восстановление собственных средств, израсходованных на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым бюджетным ассигнованиям в соответствии с бюджетными сметами, но произведено несвоевременно, не являются использованием бюджетных средств не по целевому назначению (п.2 ст.137 БК). В этом случае важно, чтобы собственные средства были израсходованы с соблюдением процедур осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета и внешних государственных займов. С 1 января 2011 г. не являются использованием бюджетных средств не по целевому назначению (кроме вышеназванного использования бюджетных средств) неверное отражение расходов по экономической классификации расходов бюджета при сохранении адресной направленности.

С 1 января 2011 г. вступило в силу внесенное в п.1 ст.138 БК дополнение, согласно которому принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства.

Обратим внимание на два новых пункта ст.146 БК, вступивших в силу с 1 января 2011 г.

Бюджетные организации осуществляют возврат средств, незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, в доход соответствующего бюджета за счет внебюджетных средств (п.9 ст.146 БК). При отсутствии либо недостаточности внебюджетных средств возврат названных средств осуществляется за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в бюджетной смете организации по статье, по которой допущено нарушение, а при недостаточности либо отсутствии средств по данной статье - за счет общей экономии средств по бюджетной смете организации.

На основании ходатайства организации финансовые органы, органы КГК вправе предоставлять отсрочку и (или) рассрочку возмещения в бюджет незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства бюджетных средств на срок до 6 месяцев (п.11 ст.146 БК). Решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки принимается указанными выше органами не позднее 15 дней со дня поступления ходатайства о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки. На срок рассмотрения поступившего ходатайства бесспорное взыскание денежных средств приостанавливается.

Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка влечет взыскание в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств и (или) приостановление операций по счетам в банке (ст.139 БК).

Несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет взыскание пени в соответствии с законодательством и (или) приостановление операций по счетам в банке (п.2 ст.140 БК).

Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, влекут перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств до размера, предусмотренного уведомлением о бюджетных ассигнованиях (ст.141 БК).

Неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет взыскание в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, и (или) приостановление операций по счетам в банке (ст.142 БК).

Непредставление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и иных сведений об использовании бюджетных средств в составе и порядке, определенных Минфином РБ, влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств (ст.144 БК).

Юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие обязательство по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета (ст.145 БК).

Размер пени рассчитывается исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка РБ, действующей на день исполнения обязательства, за исключением поставок товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг военного назначения по государственному оборонному заказу, увеличенной (п.9 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359):

- в 25 раз, от суммы неисполненной части обязательства по поставке товара (продукции);

- в 10 раз, от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ, оказанию услуг.

При поставке товаров (продукции), выполнении работ, оказании услуг военного назначения по государственному оборонному заказу размер пени рассчитывается от суммы предварительной оплаты исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка РБ, действующей на день исполнения обязательства.

Договором может быть установлен больший размер такой пени.

Взыскание территориальными органами Минфина РБ пени в бесспорном порядке с зачислением ее в доход соответствующего бюджета осуществляется на основании письменного обращения покупателя (заказчика).

С 1 января 2011 г. меры ответственности за незаконное, нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов, а также использование их с нарушением бюджетного законодательства аналогичны мерам ответственности за незаконное, нецелевое использование средств бюджета, а также использование их с нарушением бюджетного законодательства (п.4 ст.23 БК). С 1 января 2011 г. аналогичные меры ответственности предусмотрены за незаконное, нецелевое использование внебюджетных средств, а также использование внебюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства (п.3 ст.79 БК).

Постановлением Минфина РБ от 26.07.2011 № 61 утверждена Инструкция о порядке применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (далее - Инструкция), которая устанавливает порядок применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства к организации или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушения бюджетного законодательства.

Взыскание денежных средств в бюджет, государственные внебюджетные фонды в соответствии с БК, другими законодательными актами Республики Беларусь обращается на денежные средства, находящиеся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, и осуществляется уполномоченным органом, кроме органов КГК, на основании приказа о принудительном взыскании денежных средств.

Приказ о принудительном взыскании денежных средств (приложение 3 Инструкции) оформляется в двух экземплярах, подписывается руководителем (его заместителем) или иным уполномоченным руководителем лицом уполномоченного органа, принявшего приказ, и направляется: 1-й экземпляр - в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию с приложением к платежному требованию, представляемому в банк для взыскания денежных средств в бесспорном порядке в соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66, 2-й остается в уполномоченном органе, принявшем приказ (пп.10, 11 Инструкции).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 января 2017 г. приложение 3 к Инструкции изложено в новой редакции постановлением Минфина РБ от 20.12.2016 № 110.

Следует руководствоваться Инструкцией № 66 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.01.2018 № 35, порядок вступления в силу которых определен п.2 постановления № 35.

 

30.11.2011 г.

 

Анна Чернюк, доцент

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Бюджетный Кодекс РБ от 16.07.2008 № 412-З на основании законов РБ от 26.10.2012 № 429-З (с 1 января 2013 г.), от 30.12.2015 № 342-З (с 1 января 2016 г.) и от 31.12.2017 № 84-З (с 1 января 2018 г.) внесены изменения и дополнения.