


Материал помещен в архив
НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ АВАРИЯХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ИХ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЛЕЧЕТ НАЛОЖЕНИЕ ШТРАФА
Непредставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом в установленном порядке сведений об авариях зданий и сооружений, их частей и элементов конструкций либо материалов расследования аварий, а также нарушение установленного порядка их расследования или непроведение расследования этих аварий влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин (ст.21.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ч.1 ст.22.7 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Норма не изменилась. Пособие-навигатор см. здесь. |
Строительная авария представляет собой внезапное неконтролируемое разрушение объекта строительства либо его части, происходящее в процессе его (ее) строительства или эксплуатации (п.1 ст.58 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Внезапное неконтролируемое разрушение объекта - разрушение, возникшее по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим, эксплуатационным) причинам или из-за природно-климатических воздействий (землетрясение, ветровой напор, снеговая нагрузка), интенсивность которых не превышала расчетных нагрузок, обрушения и повреждения здания, сооружения, их частей или отдельных конструктивных элементов, при которых отмечается в конструктивных элементах превышение предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку производства или эксплуатации объекта и (или) причинение телесных повреждений и (или) гибель одного и более человек.
В то же время авариями не считаются и относятся к признакам предаварийного состояния повреждения здания, сооружения, отдельных конструктивных элементов и деталей без их обрушения, не повлекшие приостановки строительных работ или эксплуатации объекта, а также не создавшие опасности для здоровья и жизни людей или состояния окружающей среды. В этом случае строительные и эксплуатирующие организации, владельцы (арендаторы) зданий и сооружений обязаны немедленно принять меры по временному усилению дефектных конструкций и срочно организовать их обследование организациями, имеющими право на выполнение указанных работ, с целью предотвращения строительных аварий (части вторая, третья п.4 Инструкции о порядке расследования строительных аварий на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.04.2002 № 11; далее - Инструкция № 11).
Целью расследования строительных аварий объектов является установление факторов, вызвавших аварии, их обобщение, учет, анализ, разработка предложений и принятие мер по предотвращению строительных аварий путем корректировки нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, широкого информирования проектных, строительных и эксплуатационных организаций о причинах происшедших строительных аварий и мерах по их предотвращению.
Обязанности лиц, обнаруживших строительную аварию
В случае возникновения аварии обнаружившие ее заказчик, застройщик, инженер (инженерная организация), подрядчик, собственник (владелец) и (или) пользователь объекта, а также государственные органы в пределах их компетенции обязаны:
• организовать неотложную помощь пострадавшим;
• обеспечить сохранность обстановки места аварии путем обеспечения неизменности положения обрушившихся и поврежденных конструкций после аварии либо фиксации положения обрушившихся и поврежденных конструкций до их разборки (фотографированием, составлением эскизов, схем) в случае, когда необходима их срочная разборка для спасения пострадавших, а также установления границ опасной зоны и ограничения доступа в нее людей, за исключением специалистов для диагностики конструкций, их усиления или демонтажа обрушившихся конструкций для спасения пострадавших;
• при необходимости принять меры по предотвращению загрязнения окружающей среды и дальнейшего распространения разрушений и других последствий аварии;
• безотлагательно уведомить об аварии устно (по телефону), а также не позднее 5 ч. с использованием различных систем передачи информации (модемной, телекодовой, факсимильной) органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, прокуратуру, органы государственного строительного надзора, иные органы, заинтересованные в выяснении обстоятельств аварии, в том числе территориальные подразделения Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при групповых несчастных случаях и (или) случаях с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в результате аварии.
![]() |
Справочно Форма сообщения об аварии приведена в приложении 1 к Инструкции № 11; |
• информировать о причинах возникновения аварии, масштабах распространения и пострадавших, о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (п.5 Инструкции № 11).
Функции комиссии по расследованию строительных аварий
Расследование строительной аварии проводится комиссией, которая создается в течение 2 суток с момента аварии заказчиком, застройщиком, инвестором (если такая обязанность возложена на него договором между ним и застройщиком либо заказчиком), собственником (лицом, представляющим собственника), а в случае их отсутствия - местным исполнительным и распорядительным органом.
Комиссия должна:
• принять меры по безопасному производству работ при разборке или временном укреплении (усилении) конструкций, освобождению проездов;
• установить вероятные причины возникновения аварии, выявить должностных лиц, причастных к непосредственной причине аварии;
• определить материальный ущерб;
• разработать мероприятия по ликвидации последствий и предупреждению аварий.
Для установления обстоятельств и причин аварии комиссия определяет:
• качество технических решений, принятых в проекте и рабочей документации, соблюдение в них требований технических нормативных правовых актов;
• состояние грунтов основания и фундаментов объекта к моменту аварии, их соответствие проекту;
• качество выполнения строительно-монтажных работ, узлов сопряжения конструкций, соответствие их проекту и требованиям технических нормативных правовых актов, для чего проводит детальное обследование обрушившихся и сохранившихся конструкций;
• виды и характер работ, производившихся на объекте и вблизи него непосредственно перед аварией;
• качество примененных материалов, изделий и конструкций, соответствие их проекту и требованиям государственных стандартов и технических условий (прочность, размеры, объемная масса, марка);
• порядок и место отбора проб, количество образцов материалов или элементов конструкций для необходимых испытаний, а также характер и объем последних;
• признаки предаварийного состояния здания, сооружения и принятые меры к предупреждению аварии;
• метеорологические условия перед аварией, величины фактических нагрузок, действовавших на строительные конструкции в момент аварии, температурных и других воздействий, а также состояние конструкций;
• допущенные при эксплуатации отклонения от требований правил по технической эксплуатации здания, сооружения, подъемно-транспортного и технологического оборудования;
• наличие технического паспорта и ведение журнала по эксплуатации технологического оборудования, здания, сооружения, а в случае отсутствия указанных документов определяет допущенные при эксплуатации нарушения, влияющие на состояние здания, сооружения или на их несущие конструктивные элементы, а также дефекты конструкций, обнаруженные в процессе эксплуатации здания, сооружения;
• фактические объемы обрушений (разрушений) здания, сооружения, их частей и конструктивных элементов, на основе чего устанавливает размер материального ущерба от аварии, объем затрат на разборку и восстановление, а также потери от остановки производства на действующих предприятиях;
• причину, вызвавшую обрушение конструкций или просадку основания здания, сооружения и приведшую к их аварии;
• должностных лиц, непосредственно ответственных за проектирование, строительство, изготовление материалов, изделий, конструкций или эксплуатацию здания, сооружения, на которых произошла авария (в зависимости от выявленных причин аварии);
• другие обстоятельства (пп.6-8 Инструкции № 11).
Комиссия устанавливает объем и характер выполненных к моменту аварии строительно-монтажных работ.
Составление акта расследования строительной аварии
По результатам расследования комиссия составляет акт расследования строительной аварии и в пятидневный срок направляет его заказчику, застройщику, инвестору, в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, прокуратуру.
![]() |
Справочно Форма акта расследования строительной аварии приведена в приложении 4 к Инструкции № 11. |
К акту расследования строительной аварии прилагаются следующие документы:
• особые мнения, если таковые имеются;
• протоколы заседаний, включая те, где были приняты решения об экспертизе, привлечении специалистов, проведении дополнительных исследований, рассмотрении пояснений должностных лиц;
• схемы, чертежи, зарисовки и фотоснимки объекта с необходимыми пояснениями;
• результаты лабораторных испытаний материалов, изделий, элементов конструкций и инженерно-геологических исследований;
• поверочные расчеты конструкций и оснований;
• копии справок местной метеостанции и другие материалы, полученные в ответ на запросы комиссии;
• заключения экспертов;
• справка о материальном ущербе, включающая стоимость ликвидации аварии (ориентировочную), потери производства в натуральном выражении (для эксплуатируемых предприятий) и потери в денежном выражении (при необходимости);
• продолжительность простоя объекта в результате аварии (в сутках);
• список лиц (с указанием организаций, где они работают, и занимаемых должностей), которые участвовали в расследовании аварии, но не вошли в состав комиссии;
• письменные свидетельства очевидцев, их опрос, пояснения должностных лиц, другие материалы организаций и лиц, обратившихся в комиссию;
• материалы опроса очевидцев и объяснения должностных лиц.
24.08.2016
Юрий Навойчик, юрист