Пособие от 24.08.2016
Автор: Навойчик Ю.

Нарушение порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследования влечет наложение штрафа


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие строительной аварии

Обязанности лиц, обнаруживших строительную аварию

Функции комиссии по расследованию строительных аварий

Составление акта расследования строительной аварии

 

Материал помещен в архив

 

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ АВАРИЯХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ИХ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЛЕЧЕТ НАЛОЖЕНИЕ ШТРАФА

Непредставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом в установленном порядке сведений об авариях зданий и сооружений, их частей и элементов конструкций либо материалов расследования аварий, а также нарушение установленного порядка их расследования или непроведение расследования этих аварий влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин (ст.21.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ч.1 ст.22.7 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Норма не изменилась. Пособие-навигатор см. здесь.

 

Понятие строительной аварии

Строительная авария представляет собой внезапное неконтролируемое разрушение объекта строительства либо его части, происходящее в процессе его (ее) строительства или эксплуатации (п.1 ст.58 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

Внезапное неконтролируемое разрушение объекта - разрушение, возникшее по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим, эксплуатационным) причинам или из-за природно-климатических воздействий (землетрясение, ветровой напор, снеговая нагрузка), интенсивность которых не превышала расчетных нагрузок, обрушения и повреждения здания, сооружения, их частей или отдельных конструктивных элементов, при которых отмечается в конструктивных элементах превышение предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку производства или эксплуатации объекта и (или) причинение телесных повреждений и (или) гибель одного и более человек.

В то же время авариями не считаются и относятся к признакам предаварийного состояния повреждения здания, сооружения, отдельных конструктивных элементов и деталей без их обрушения, не повлекшие приостановки строительных работ или эксплуатации объекта, а также не создавшие опасности для здоровья и жизни людей или состояния окружающей среды. В этом случае строительные и эксплуатирующие организации, владельцы (арендаторы) зданий и сооружений обязаны немедленно принять меры по временному усилению дефектных конструкций и срочно организовать их обследование организациями, имеющими право на выполнение указанных работ, с целью предотвращения строительных аварий (части вторая, третья п.4 Инструкции о порядке расследования строительных аварий на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.04.2002 № 11; далее - Инструкция № 11).

Целью расследования строительных аварий объектов является установление факторов, вызвавших аварии, их обобщение, учет, анализ, разработка предложений и принятие мер по предотвращению строительных аварий путем корректировки нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, широкого информирования проектных, строительных и эксплуатационных организаций о причинах происшедших строительных аварий и мерах по их предотвращению.

Обязанности лиц, обнаруживших строительную аварию

В случае возникновения аварии обнаружившие ее заказчик, застройщик, инженер (инженерная организация), подрядчик, собственник (владелец) и (или) пользователь объекта, а также государственные органы в пределах их компетенции обязаны:

• организовать неотложную помощь пострадавшим;

• обеспечить сохранность обстановки места аварии путем обеспечения неизменности положения обрушившихся и поврежденных конструкций после аварии либо фиксации положения обрушившихся и поврежденных конструкций до их разборки (фотографированием, составлением эскизов, схем) в случае, когда необходима их срочная разборка для спасения пострадавших, а также установления границ опасной зоны и ограничения доступа в нее людей, за исключением специалистов для диагностики конструкций, их усиления или демонтажа обрушившихся конструкций для спасения пострадавших;

• при необходимости принять меры по предотвращению загрязнения окружающей среды и дальнейшего распространения разрушений и других последствий аварии;

• безотлагательно уведомить об аварии устно (по телефону), а также не позднее 5 ч. с использованием различных систем передачи информации (модемной, телекодовой, факсимильной) органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, прокуратуру, органы государственного строительного надзора, иные органы, заинтересованные в выяснении обстоятельств аварии, в том числе территориальные подразделения Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при групповых несчастных случаях и (или) случаях с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в результате аварии.

 

Справочно

Форма сообщения об аварии приведена в приложении 1 к Инструкции № 11;

 

• информировать о причинах возникновения аварии, масштабах распространения и пострадавших, о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (п.5 Инструкции № 11).

Функции комиссии по расследованию строительных аварий

Расследование строительной аварии проводится комиссией, которая создается в течение 2 суток с момента аварии заказчиком, застройщиком, инвестором (если такая обязанность возложена на него договором между ним и застройщиком либо заказчиком), собственником (лицом, представляющим собственника), а в случае их отсутствия - местным исполнительным и распорядительным органом.

Комиссия должна:

• принять меры по безопасному производству работ при разборке или временном укреплении (усилении) конструкций, освобождению проездов;

• установить вероятные причины возникновения аварии, выявить должностных лиц, причастных к непосредственной причине аварии;

• определить материальный ущерб;

• разработать мероприятия по ликвидации последствий и предупреждению аварий.

Для установления обстоятельств и причин аварии комиссия определяет:

• качество технических решений, принятых в проекте и рабочей документации, соблюдение в них требований технических нормативных правовых актов;

• состояние грунтов основания и фундаментов объекта к моменту аварии, их соответствие проекту;

• качество выполнения строительно-монтажных работ, узлов сопряжения конструкций, соответствие их проекту и требованиям технических нормативных правовых актов, для чего проводит детальное обследование обрушившихся и сохранившихся конструкций;

• виды и характер работ, производившихся на объекте и вблизи него непосредственно перед аварией;

• качество примененных материалов, изделий и конструкций, соответствие их проекту и требованиям государственных стандартов и технических условий (прочность, размеры, объемная масса, марка);

• порядок и место отбора проб, количество образцов материалов или элементов конструкций для необходимых испытаний, а также характер и объем последних;

• признаки предаварийного состояния здания, сооружения и принятые меры к предупреждению аварии;

• метеорологические условия перед аварией, величины фактических нагрузок, действовавших на строительные конструкции в момент аварии, температурных и других воздействий, а также состояние конструкций;

• допущенные при эксплуатации отклонения от требований правил по технической эксплуатации здания, сооружения, подъемно-транспортного и технологического оборудования;

• наличие технического паспорта и ведение журнала по эксплуатации технологического оборудования, здания, сооружения, а в случае отсутствия указанных документов определяет допущенные при эксплуатации нарушения, влияющие на состояние здания, сооружения или на их несущие конструктивные элементы, а также дефекты конструкций, обнаруженные в процессе эксплуатации здания, сооружения;

• фактические объемы обрушений (разрушений) здания, сооружения, их частей и конструктивных элементов, на основе чего устанавливает размер материального ущерба от аварии, объем затрат на разборку и восстановление, а также потери от остановки производства на действующих предприятиях;

• причину, вызвавшую обрушение конструкций или просадку основания здания, сооружения и приведшую к их аварии;

• должностных лиц, непосредственно ответственных за проектирование, строительство, изготовление материалов, изделий, конструкций или эксплуатацию здания, сооружения, на которых произошла авария (в зависимости от выявленных причин аварии);

• другие обстоятельства (пп.6-8 Инструкции № 11).

Комиссия устанавливает объем и характер выполненных к моменту аварии строительно-монтажных работ.

Составление акта расследования строительной аварии

По результатам расследования комиссия составляет акт расследования строительной аварии и в пятидневный срок направляет его заказчику, застройщику, инвестору, в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, прокуратуру.

 

Справочно

Форма акта расследования строительной аварии приведена в приложении 4 к Инструкции № 11.

 

К акту расследования строительной аварии прилагаются следующие документы:

• особые мнения, если таковые имеются;

• протоколы заседаний, включая те, где были приняты решения об экспертизе, привлечении специалистов, проведении дополнительных исследований, рассмотрении пояснений должностных лиц;

• схемы, чертежи, зарисовки и фотоснимки объекта с необходимыми пояснениями;

• результаты лабораторных испытаний материалов, изделий, элементов конструкций и инженерно-геологических исследований;

• поверочные расчеты конструкций и оснований;

• копии справок местной метеостанции и другие материалы, полученные в ответ на запросы комиссии;

• заключения экспертов;

• справка о материальном ущербе, включающая стоимость ликвидации аварии (ориентировочную), потери производства в натуральном выражении (для эксплуатируемых предприятий) и потери в денежном выражении (при необходимости);

• продолжительность простоя объекта в результате аварии (в сутках);

• список лиц (с указанием организаций, где они работают, и занимаемых должностей), которые участвовали в расследовании аварии, но не вошли в состав комиссии;

• письменные свидетельства очевидцев, их опрос, пояснения должностных лиц, другие материалы организаций и лиц, обратившихся в комиссию;

• материалы опроса очевидцев и объяснения должностных лиц.

 

24.08.2016

 

Юрий Навойчик, юрист