


Материал помещен в архив
НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРИЕМА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ
Административная ответственность за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, индивидуальным предпринимателем установлена ст.12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Объект правонарушения
Объектом правонарушения является установленный порядок приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет.
Наличный расчет включает в себя прием наличных денежных средств в расчетных билетах Национального банка РБ, российских рублях, иностранной валюте, покупаемой банками республики, в т.ч. плату за реализованную продукцию (товары, работы, услуги) по банковским чекам, чековым книжкам или кредитным карточкам.
Объективная сторона правонарушения
Объективная сторона правонарушения состоит в приеме денежных средств работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, индивидуальным предпринимателем при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет без использования кассового оборудования, а в случаях, установленных законодательством, - без использования соответствующих документов.
![]() |
Справочно Под кассовым оборудованием следует понимать кассовый суммирующий аппарат, в т.ч. совмещенный с таксометром, специальную компьютерную систему, билетопечатающую машину, используемые для приема наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр. |
Порядок приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет
Порядок приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога), банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг установлен Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 29.06.2018 № 514/9, порядок вступления в силу которых определен п.2 постановления № 514/9. |
В соответствии с п.3 Положения юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр обязаны принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские платежные карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и Положением.
Пунктом 31 Положения установлены случаи, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
Поскольку этот перечень является исчерпывающим, во всех иных случаях, за исключением предусмотренного п.22 Положения, реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг должны осуществляться только с применением соответствующего кассового оборудования. В противном случае такая реализация будет нарушением установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет и должна влечь административную ответственность в соответствии со ст.12.18 КоАП.
В случае обнаружения неисправности кассового оборудования или повреждения средства контроля, установленного на нем, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с его использованием (п.22 Положения).
На период ремонта кассового оборудования при невозможности его замены на исправное кассовое оборудование или при временном отсутствии электроэнергии юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с оформлением каждому покупателю (потребителю) документа с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
К таким документам согласно постановлению Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» относятся:
• квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов (форма квитанции утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34);
• приходный кассовый ордер (форма ордера утверждена постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. следует применять форму приходного кассового ордера в редакции постановления Минфина РБ от 13.06.2016 № 44. С 23 июля 2016 г. следует применять форму квитанции в редакции постановления Минторга РБ от 24.06.2016 № 24. С 1 октября 2017 г. на основании постановления Совета Министров РБ от 19.09.2017 № 703 приходный кассовый ордер исключен из перечня бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденного постановлением № 912. |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов оформляют в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, в случаях:
а) если стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает 3 базовые величины (далее - БВ):
- осуществления розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью не более 3 продавцов;
- осуществления розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках;
- осуществления разносной и развозной торговли товарами;
б) независимо от стоимости:
- осуществления торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, выполнения работ, оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
- осуществления обучения несовершеннолетних;
- оказания разовых услуг, реализации бывшего в употреблении имущества, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации;
- оказания бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в 1 смену;
- продажи (за исключением продажи в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, оказания платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, при этом расчет за реализованную продукцию и оказанные услуги производится наличными денежными средствами непосредственно в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- оказания услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и сдаче внаем квартир;
- продажи товаров (за исключением их продажи в розничных торговых объектах, магазинах-складах), выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) в случаях:
а) за исключением реализации непродовольственных товаров, стоимость единицы которых составляет либо превышает 3 БВ:
- осуществления розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью не более 3 продавцов;
- осуществления розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках;
- осуществления разносной и развозной торговли товарами;
б) независимо от стоимости:
- продажи проездных документов, билетов, проездных, пригородных, абонементных и международных билетов, плацкарт и доплатных квитанций, талонов, жетонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, метро, пригородных и пассажирских поездах международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения, на станциях и остановочных пунктах государственного объединения «Белорусская железная дорога», в пунктах их продажи;
- продажи билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные, а также другие открытые и закрытые площадки);
- оказания услуг и продажи товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в вагонах поездов международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
- осуществления розничной торговли лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения и другими товарами аптечного ассортимента медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов;
- продажи в розлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в магазинах, павильонах с торговым залом и объектах общественного питания), а также живой рыбы из цистерн и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур;
- осуществления торговли предметами религиозного культа (за исключением изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней) и религиозной литературой, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, а также в иных местах, предоставленных для этих целей религиозным организациям, зарегистрированным в установленном порядке на территории Республики Беларусь;
- оказания на дому услуг, а также осуществления торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
- оказания библиотеками услуг по выдаче литературы;
- эксплуатации детских развлекательно-призовых аппаратов (кран-машина), оснащенных купюроприемником, с выигрышем призов без денежного выигрыша;
- оказания индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, услуг по использованию платных туалетов;
- организации общественного питания в торговых объектах, расположенных в учреждениях общего среднего образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах).
В указанных случаях такой порядок приема наличных денежных средств не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выдачи по требованию покупателя (потребителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара, выполнения работы, оказания услуги.
При продаже (выдаче) покупателю (потребителю) документов, оформленных на бланках строгой отчетности, прием наличных денежных средств может осуществляться без оформления приходных кассовых ордеров по окончании рабочего дня (смены) в части оказания на дому услуг, а также осуществления торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи в случаях:
• продажи проездных документов, билетов, проездных, пригородных, абонементных и международных билетов, плацкарт и доплатных квитанций, талонов, жетонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, метро, пригородных и пассажирских поездах международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения, на станциях и остановочных пунктах государственного объединения «Белорусская железная дорога», в пунктах их продажи;
• продажи билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные, а также другие открытые и закрытые площадки);
• оказания на дому услуг, а также осуществления торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг.
При приеме наличных денежных средств покупателю (потребителю) продаются (выдаются) документы, оформленные на бланках строгой отчетности в случаях:
• осуществления адвокатской и нотариальной деятельности;
• осуществления страховой деятельности с выдачей страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанции о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) формы 1-СУ и квитанции о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, формы 1-СУо.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 сентября 2014 г. следует применять форму 1-СУ и форму 1-СУо в редакции постановления Минфина РБ от 20.06.2014 № 40; |
• реализации лотерейных билетов.
Субъективная сторона правонарушения
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается виной в форме умысла либо неосторожности.
Субъекты правонарушения
Субъектами правонарушения являются: физические лица (выступающие в качестве работника индивидуального предпринимателя или юридического лица), индивидуальные предприниматели.
Санкция
Санкция предусматривает штраф в размере от 20 до 50 БВ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2013 г. размер штрафа составляет от 2 до 50 БВ (абзац 2 ст.12.18 КоАП, в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З). |
Административный процесс
В соответствии со ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) органами, уполномоченными выявлять правонарушения, выразившиеся в нарушении установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, являются налоговые органы и органы Комитета государственного контроля РБ.
Рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе органы Комитета государственного контроля РБ (часть первая ст.3.7 ПИКоАП) и налоговые органы (часть первая ст.3.13 ПИКоАП).
04.07.2013
Дмитрий Сороговец, главный специалист отдела методического обеспечения противодействия наиболее опасным видам преступлений государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»