Пособие от 27.02.2015
Автор: Навойчик Ю.

Нарушение порядка ценообразования на работы и услуги в строительстве (статья 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)


 

Материал помещен в архив

 

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РАБОТЫ И УСЛУГИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
(статья 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

С целью соблюдения порядка ценообразования на работы и услуги, выполняемые, оказываемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), в т.ч. соблюдения порядка формирования сметной стоимости строительства, завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:

• стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком;

• не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями;

• фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные (подп.1.1 п.1 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства»).

Ответственность за завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ установлена в ст.21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 февраля 2016 г. следует применять ст.21.7 КоАП с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 10.01.2015 № 243-З. Слово «многоквартирного» исключено.

 

Объект правонарушений, предусмотренных ст.21.7 КоАП, - отношения, связанные с порядком определения объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ.

Объективная сторона правонарушений состоит в таких деяниях, как:

• завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов.

 

Справочно

Нарушение влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 150 % от суммы завышения (абзац 2 части 1 ст.21.7 КоАП);

 

• то же деяние, совершенное заказчиком.

 

Справочно

Нарушение влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 50 % от суммы завышения (абзац 2 части 2 ст.21.7 КоАП);

 

• выявленное при контрольном обмере завышение объемов и (или) стоимости строительно-монтажных работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов, причиной которого явились ошибки проектных организаций, допущенные в проектно-сметной документации.

 

Справочно

Нарушение влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо (заказчика, проектную организацию и органы государственной экспертизы) - в размере до 50 % от суммы завышения (абзац 2 части 3 ст.21.7 КоАП).

 

Субъекты правонарушения: физическое лицо (как правило, должностное), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по правильному определению объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов.

Основные субъекты доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.21.7 КоАП: органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании:

• Бюджетного кодекса Республики Беларусь;

Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;

Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;

постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь».

 

Справочно

Процессуальная компетенция определена:

• органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь - ст.3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП);

• органов Министерства финансов Республики Беларусь и финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов - ст.3.15 и п.62 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2007 № 24 «О составлении протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами органов Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 190».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. в п.62 части 1 ст.3.30 ПИКоАП внесены изменения Законом Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З. Изменения не повлияли на суть материала.

С 29 июля 2018 г. в п.16 части 1 ст.3.30 ПИКоАП внесены изменения Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 131-З. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Приведем примеры нарушений по ст.21.7 КоАП.

 

Пример 1

Нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов (ОХР и ОПР) и плановой прибыли при необходимости могут уточняться путем применения корректирующих коэффициентов, доводимых в составе нормативной базы в соответствии с размером статистической заработной платы по строительству, материальных и иных затрат (п.5 примечания к приложению Д к Методическим рекомендациям о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли, применяемых при определении стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.12.2011 № 59 (в редакции от 27.12.2012 № 40) (далее - приложение Д)).

Нормативной базой применение корректирующих коэффициентов к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли по работам, выполненным по объекту, не предусмотрено.

В то же время при расчете стоимости выполненных работ по капитальному ремонту подрядной организацией - унитарным предприятием (УП) «К» были необоснованно применены корректирующие коэффициенты к нормам ОХР и ОПР и плановой прибыли.

Кроме того, в акте выполненных работ за сентябрь 2013 г. в нарушение требований подп.5.1 п.5 приложения Д и листа 1 МГ-208-12-ССМ «Пояснительная записка к сводному сметному расчету (капитальный ремонт). 1-й этап» сметной документации по данному объекту на работы по капитальному ремонту были применены нормы ОХР и ОПР, плановой прибыли в размере 80,84 и 72,95 % соответственно (новое строительство), тогда как следовало применить нормы ОХР и ОПР, плановой прибыли в размере 84,16 и 53,94 % соответственно (капитальный ремонт).

Согласно листу 1 МГ-208-12-ССМ «Пояснительная записка к сводному сметному расчету (капитальный ремонт). 1-й этап» сметной документации по данному объекту стоимость работ была рассчитана с учетом приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2012 № 352 «О формировании стоимости строительства» (далее - приказ № 352).

При определении текущей цены затрат труда (стоимости одного человеко-часа рабочих) дополнительно учитываются корректирующие коэффициенты, доводимые ежемесячно в составе нормативной базы, на следующие виды работ: каменные работы; монолитные бетонные и железобетонные, штукатурные, малярные, обойные, облицовочные работы. Данные коэффициенты при определении стоимости строительства не учитываются в расчетах общепроизводственных и общехозяйственных расходов, плановой прибыли, других лимитированных и прочих затрат, нормативы которых установлены от нормообразующей базы в составе заработной платы рабочих и машинистов (п.8 Методических рекомендаций о порядке расчета текущих цен на ресурсы, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2011 № 457 (в редакции приказа № 352; далее - Методические рекомендации № 457)).

В нарушение п.8 Методических рекомендаций № 457 при расчете стоимости выполненных работ по капитальному ремонту подрядной организацией УП «К» в расчетах общепроизводственных и общехозяйственных расходов, плановой прибыли был необоснованно учтен корректирующий коэффициент при определении текущей цены затрат труда в размере 1,3.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться приложением Д к Методическим рекомендациям в редакции постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.01.2019 № 6.

 

С 16 марта 2018 г. цена одного человеко-часа определяется в размере, рассчитанном на основании данных Национального статистического комитета Республики Беларусь о номинальной начисленной средней заработной плате работников по виду экономической деятельности «Строительство» в среднем по республике (за исключением г. Минска) за последний месяц, предшествующий дате расчета, и установленной расчетной нормы рабочего времени Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, в расчете за месяц, для строительства в г. Минске - по средней заработной плате для г. Минска в аналогичном порядке, и доводится Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь. Данная цена одного человеко-часа принимается как цена одного человеко-часа четвертого разряда. Для установления цены одного человеко-часа иного разряда применяются межразрядные расчетные коэффициенты, приведенные в приложении 2 к Методическим рекомендациям № 457 (п.8 Методических рекомендаций № 457, в редакции постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.03.2018 № 11).

 

Пример 2

В целях отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики Республики Беларусь.

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 26.01.2012 № 10 «О прогнозных индексах цен в строительстве» (в редакции от 23.11.2012 № 101) были установлены среднегодовые прогнозные индексы цен в строительстве на 2013, 2014 и 2015 гг. в размере 118,4, 114,1 и 110,5 процента соответственно. На основании установленных Министерством экономики Республики Беларусь среднегодовых прогнозных индексов цен в строительстве на данные периоды доведены до сведения уточненные прогнозные индексы цен в строительстве с разбивкой по месяцам, в т.ч.: июнь 2013 г. к февралю 2013 г. - 1,0937; июль 2013 г. к февралю 2013 г. - 1,1112; август 2013 г. к февралю 2013 г. - 1,129; сентябрь 2013 г. к февралю 2013 г. - 1,1471.

В то же время при расчете стоимости выполненных работ подрядной организацией УП «К» были применены следующие прогнозные индексы цен: июнь 2013 г. к февралю 2013 г. - 1,016; июль 2013 г. к февралю 2013 г. - 1,1112; август 2013 г. к февралю 2013 г. - 1,0, 1,0937 и 1,129; сентябрь 2013 г. к февралю 2013 г. - 1,0.

 

Справочно

Прогнозные индексы цен в строительстве на 2016-2017 годы с разбивкой по месяцам см. здесь.

Прогнозные индексы цен в строительстве на 2018-2020 годы с разбивкой по месяцам см. здесь.

 

Пример 3

Выборочной проверкой выполненных работ по объекту были установлены завышения стоимости работ в связи с предъявлением к оплате заказчику объемов работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией и фактически не выполненных на объекте.

Так, согласно локальной смете строительного проекта по данному объекту были предусмотрены следующие работы: по устройству пароизоляции обмазочной из битумной мастики в один слой в количестве 1 003 кв.м; укладке плит минераловатных толщиной 70 мм в количестве 880 кв.м с исключением огрунтовки в количестве 880 кв.м со стоимостью плит теплоизоляционных из минеральной ваты в количестве 63 куб.м; укладке плит минераловатных толщиной 50 мм в количестве 880 кв.м с исключением огрунтовки в количестве 880 кв.м со стоимостью плит теплоизоляционных из минеральной ваты в количестве 45 куб.м; механическому креплению плит утеплителя дюбелями в количестве 1 100 шт. со стоимостью дюбелей типа «Бур» в количестве 1 155 шт.

Однако в акты приемки выполненных работ по объекту данные виды работ были включены в следующих количествах: устройство пароизоляции обмазочной из битумной мастики в один слой - 1 163 кв.м; укладка плит минераловатных толщиной 70 мм - 1 040 кв.м с исключением огрунтовки в количестве 1 040 кв.м со стоимостью плит теплоизоляционных из минеральной ваты в количестве 75 куб.м; укладка плит минераловатных толщиной 50 мм в количестве 1 040 кв.м с исключением огрунтовки в количестве 1 040 кв.м со стоимостью плит теплоизоляционных из минеральной ваты в количестве 53,5 куб.м; механическое крепление плит утеплителя дюбелями в количестве 1 300 шт. со стоимостью дюбелей типа «Бур» в количестве 1 357 шт.

 

Пример 4

Контрольным обмером установлено, что при кладке стен крыльца использовался кирпич силикатный утолщенный размером 250х120х88 мм марки 150. В расчет стоимости материалов был включен кирпич в количестве 5,385 7 тыс.шт., стоимость которого определена по цене на кирпич керамический, предусмотренный проектом (по расценке Е8-6-101), - 2 542 218 руб. К завышению стоимости была отнесена разница в стоимости кирпича, предъявленного к оплате, и стоимости, определенной в соответствии с ценами, указанными в Сборнике индексов изменения стоимости, цен и тарифов в строительстве по регионам и в среднем по Республике Беларусь (книга 2, таблица 4), утверждаемом ежемесячно приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее - Сборник индексов изменения стоимости). Завышение стоимости составило 6 771 097 руб. в фактических ценах.

Было также установлено, что стоимость эксплуатации грузопассажирских подъемников в жилых и административно-бытовых зданиях на девять этажей определена расценкой Е7-58-1, на последний (технический) этаж - расценкой Е-58-2 (в общем объеме 700 м).

Согласно актам выполненных работ к оплате было предъявлено 724,813 м, на 24,813 м больше, чем предусмотрено проектно-сметной документацией.

Завышение стоимости принятых и предъявленных к оплате работ составило 15 339 235 руб.

 

Пример 5

Сметный лимит средств на затраты, связанные с выплатами доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаемыми по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253, определяется в размере 6 % от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе эксплуатации машин и механизмов по итогу глав 1-7 сводного сметного расчета (подп.38.221 п.38 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.12.2007 № 25; далее - Инструкция № 25).

Порядок расчетов за выполненные работы определяется в соответствии с законодательством и договором строительного подряда (государственным контрактом) согласно п.7.3 раздела 7 Методических указаний по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве, утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2007 № 444.

Размер процентной нормы затрат, связанных с выплатой доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, определяется соотношением суммы соответствующих фактических выплат рабочим-строителям и машинистам, занятым на строительно-монтажных работах, по подрядной организации за отчетный период к элементу сметной заработной платы рабочих-строителей и машинистов с учетом повышений, предусмотренных законодательством, в текущих ценах за этот же отчетный период.

В ходе проверки было установлено, что УП «Б» аттестация рабочих мест в соответствии с законодательством Республики Беларусь не проводилась, доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам УП «Б» не осуществлялись. В то же время в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С-2) на объектах, финансирование которых было осуществлено за счет бюджетных средств, УП «Б» были включены затраты, связанные с выплатой доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в размере 6 %.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 мая 2018 г. в форме С-2 слова «М.П.» исключены на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.04.2018 № 21.

 

Пример 6

В стоимость выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ были включены материалы, не числящиеся по данным бухгалтерского учета (счет 10 «Материалы»), расход которых не подтвержден документально.

Так, в стоимость выполненных работ были включены битум нефтяной в количестве 1 т, мастика битумная - 1,8 т, которые не числились в бухгалтерском учете субподрядчика.

Согласно данным путевых листов автоцистерны, на объект строительства было доставлено 526 куб.м воды для полива уплотняемого грунта насыпей, однако в акты сдачи-приемки выполненных строительных работ было включено воды в количестве 866 куб.м.

Согласно данным путевых листов и товарно-транспортной накладной (ТТН-1) было перевезено на расстояние 25 км асфальтогранулята в количестве 330 т, однако в акты выполненных строительных работ была включена транспортировка асфальтогранулята на асфальтобетонный завод на расстояние 30 км в количестве 560 т.

В стоимость выполненных работ по объекту были включены отдельные материалы (металлоконструкции, железобетонные трубы, плиты ПК 100, горячекатаная арматурная сталь, бетон), которые согласно данным бухгалтерского учета и материальному отчету производителя работ не расходовались.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлена новая форма товарно-транспортной накладной ТТН-1.

 

Пример 7

В стоимость выполненных работ и затрат была включена стоимость бетона класса (марки) С 6/8, 75,8 MI, использованного при выполнении бетонных работ, по цене с налогом на добавленную стоимость 695 572 руб., не соответствующей цене с НДС по Сборнику индексов изменения стоимости, - 506 607 руб., что относится к завышению стоимости строительства.

При этом стоимость растворов кладочных тяжелых цементных марки 100 и марки 25, используемых при производстве работ, была включена в справку о стоимости выполненных работ и затратах по ценам с НДС соответственно 1 078 594 руб. и 400 055 руб., не соответствующим ценам с НДС - соответственно 501 199 руб. и 310 678 руб. согласно Сборнику индексов изменения стоимости.

В стоимость выполненных работ и затраты также была включена стоимость бетона класса (марки) С 16/20 (В20), использованного при выполнении бетонных работ, по цене с НДС 822 436 руб., не соответствующей цене с НДС согласно Сборнику индексов изменения стоимости - 657 136 руб. Кроме того, при расчете стоимости выполненных работ была включена стоимость лакокрасочных и других неметаллических покрытий (краска С 147-35-1) в соответствии с ресурсно-сметными нормами по расценкам, применяемым для определения стоимости выполненных работ, которые не были предусмотрены.

 

Пример 8

Сметная стоимость, определенная по локальным сметам (локальным сметным расчетам, ресурсно-сметным расчетам), включает в себя основную заработную плату рабочих, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, в составе которой указывается заработная плата машинистов, стоимость материалов, изделий и конструкций, в составе которой указываются транспортные затраты по их доставке, стоимость оборудования, мебели, инвентаря, накладные расходы и плановые накопления (п.12 Инструкции № 25).

Накладные расходы и плановые накопления определяются в процентах от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе затрат на эксплуатацию машин и механизмов по нормам, утверждаемым в установленном порядке Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (п.16 Инструкции № 25). Нормы накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные и иные специальные монтажные работы подрядным способом на объектах, сметная документация по которым составляется в ценах и нормах на 1 января 2006 г., установлены в приложении к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.01.2008 № 1 (далее - Нормы расходов).

Подпунктом 5.4 п.5 Норм расходов установлено, что на электромонтажные работы нормы накладных расходов и плановых накоплений в процентах (от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов) составляют соответственно 123 и 96,3 %.

Утвержденной проектно-сметной документацией (пояснительная записка к сводному сметному расчету) также было определено, что нормы накладных расходов и плановых накоплений в процентах (от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов) на электромонтажные работы составляют соответственно 123 и 96,3 %.

Проверкой было установлено, что в нарушение п.2 ст.2 и п.2 ст.53 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», подп.3.2-3.4 п.3 Примерного перечня функций заказчика, застройщика (приложение к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.05.2011 № 25; действовало на момент проверки), подп.5.4 п.5 Норм расходов, требований утвержденной проектно-сметной документации в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ были включены и предъявлены к оплате электромонтажные работы, к которым неправильно применены нормы накладных расходов и плановых накоплений (в размере соответственно 159,7 и 172,5 %).

 

27.02.2015

 

Юрий Навойчик, юрист