Комментарий от 24.05.2017
Автор: Навойчик Ю.

Нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Комментарий к статье 21.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Комментарий к статье 21.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. нормы ст.21.3 КоАП содержатся в ст.22.3 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Пособие-навигатор см. здесь.

 

Согласно комментируемой статье невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 40 БВ, а на юридическое лицо - от 25 до 100 БВ.

Те же деяния, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 30 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 200 БВ.

 

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются отношения, связанные с соблюдением требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с учетом того, что строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований технических нормативных правовых актов, градостроительной и проектной документации (п.2 ст.53 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

Соответственно, объективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, состоит в несоблюдении требований технических кодексов, регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

2. Технические регламенты Республики Беларусь разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции относительно ее назначения, качества или безопасности, а также обеспечения энергоэффективности и рационального использования ресурсов (ресурсосбережения). Разработка технических регламентов Республики Беларусь в иных целях не допускается.

Технический регламент Республики Беларусь должен включать технические требования к объектам технического нормирования и к их идентификации, правила выпуска продукции в обращение.

В техническом регламенте Республики Беларусь могут содержаться требования к терминологии, упаковке, формы оценки соответствия техническим требованиям технического регламента Республики Беларусь объектов технического нормирования, правила маркировки продукции знаком соответствия техническому регламенту Республики Беларусь, иные требования, необходимые для обеспечения действия технического регламента Республики Беларусь.

Технический регламент Республики Беларусь может устанавливать технические требования непосредственно либо путем ссылок на технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты.

Технические регламенты Республики Беларусь разрабатываются в отношении продукции, которая включена в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза, формируемый в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, и в отношении которой не приняты технические регламенты Евразийского экономического союза (пп.1-5 ст.18 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (в редакции Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 436-З; далее - Закон № 262-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. п.5 ст.18 Закона № 262-З изложен в новой редакции Законом от 18.12.2019 № 278-З. Технические регламенты Республики Беларусь разрабатываются в отношении продукции, которая включена в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза, формируемый в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, и в отношении которой не вступили в силу или на которую не распространяются технические регламенты Евразийского экономического союза. Технические регламенты Республики Беларусь не могут содержать технические требования, установленные в строительных нормах и строительных правилах.

 

Технические регламенты Республики Беларусь и технические регламенты Евразийского экономического союза применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, видов или особенностей гражданско-правовых договоров и иных сделок в отношении продукции.

Требования утвержденных (принятых) и введенных в действие (вступивших в силу) технических регламентов Республики Беларусь и технических регламентов Евразийского экономического союза являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации (пп.1, 2 ст.19 Закона № 262-З).

Технические кодексы установившейся практики разрабатываются в целях реализации требований технических регламентов Республики Беларусь и (или) упорядочения процессов разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции или выполнения работ, оказания услуг.

Требования технических кодексов установившейся практики не должны противоречить требованиям Закона № 262-З, иных законодательных актов Республики Беларусь, технических регламентов Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, государственных стандартов, международных договоров Республики Беларусь.

Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии - любыми иными заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации могут содержать:

• технические требования к:

- объектам стандартизации;

- правилам приемки продукции, работ, услуг, методикам (методам) контроля, проведения испытаний и исследований, выполнения измерений.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 января 2022 г. из абз.3 подп.3.1 п.3 ст.22 Закона № 262-З слово «выполнения» исключено Законом от 05.01.2022 № 148-З;

 

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- технической, технологической и иной документации;

- качеству и безопасности продукции, работ и услуг, рациональному использованию ресурсов (ресурсосбережению);

- охране окружающей среды;

- энергоэффективности;

- терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

• метрологические и другие общие технические, технологические и организационно-методические требования (пп.1, 3 ст.22 Закона № 262-З).

Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами Республики Беларусь или индивидуальными предпринимателями на продукцию, предназначенную для реализации иным юридическим или физическим лицам, либо на выполняемые работы, оказываемые услуги.

Требования технических условий не должны противоречить требованиям Закона № 262-З, иных законодательных актов Республики Беларусь, технических регламентов Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, других актов законодательства Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь, технических регламентов Евразийского экономического союза (пп.1, 8 ст.26 Закона № 262-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. из п.8 ст.26 Закона № 262-З слова «Республики Беларусь» исключены Законом № 278-З.

 

24.05.2017

 

Юрий Навойчик, юрист