


Материал помещен в архив
НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ): СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ
Важнейшие нормативные правовые акты, устанавливающие правовые основы государственной политики в области ценообразования
Вопросы ценообразования всегда находятся под контролем государства. В зависимости от экономической ситуации в стране правовое регулирование ценообразования то усиливается, то ослабевает, находя баланс интересов между производителями, торговыми организациями и потребителями.
В Республике Беларусь существует два порядка ценообразования: свободный и регулируемый (ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон № 255-З)).
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
• товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий;
• отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь (ст.7 Закона № 255-З).
Одним из способов регулирования цен (тарифов) является установление уполномоченным государственным органом (организацией) предельных надбавок (скидок, наценок) (ст.8 Закона № 255-З).
В целях упорядочения регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь 25 февраля 2011 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), которым определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).
В развитие Указа № 72 на основании ст.11 Закона № 255-З Министерство экономики Республики Беларусь постановлением от 22.07.2011 № 111 утвердило Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) (далее - Инструкция № 111).
Предмет рассмотрения административного дела
Названные и ряд других нормативно-правовых актов были предметом анализа при рассмотрении административного дела в отношении закрытого акционерного общества (ЗАО) «П» о совершении им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), поступившего из управления антимонопольной и ценовой политики Минского городского исполнительного комитета.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.12.2014 нарушение выразилось в превышении предельных максимальных торговых надбавок на социально значимые товары, установленных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 14.12.2011 № 200 (далее - постановление № 200), в 2013-2014 годах Перечень товаров, реализованных с нарушением установленного порядка формирования и применения цен, приложен к акту проверки ЗАО «П» от 21.11.2014.
По акту проверки за период 2013-2014 годы разница между фактической выручкой, полученной от реализации социально значимых товаров с нарушением установленного порядка формирования и применения цен, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством, составила 349 950 руб.
Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, в ходе судебного заседания вину во вменяемом правонарушении признало, указав, что правонарушение совершено ввиду нечетких формулировок постановления № 200.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя лица, в отношении которого ведется административный процесс, представителя контролирующего органа, суд пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО «П» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.12.4 КоАП, на основании следующего.
Как следует из материалов административного дела, в отношении субъекта хозяйствования контролирующим органом проведена внеплановая выборочная проверка по вопросу соблюдения порядка формирования и применения цен (тарифов) на товары, о чем был составлен акт проверки от 21.11.2014.
Согласно данному акту выявлено завышение предельной торговой надбавки при формировании розничных цен на творог зерненый «Жемчужинка» обезжиренный и реализации данного товара в период с 1 января по 15 ноября 2013 г. В состав данного вида творога входит вкусовая добавка - соль пищевая. Закрытое акционерное общество «П» применило торговую надбавку в размере 11 % (такой предельный размер надбавки предусмотрен в отношении творога жирностью до 9 % включительно без вкусовых добавок и наполнителей). Вместе с тем в отношении творога со вкусовыми добавками и наполнителями предельная максимальная торговая надбавка установлена постановлением № 200 в размере 8 %.
Всего в период с 1 января по 15 ноября 2013 г. ЗАО «П» реализовало вышеуказанного творога с торговой надбавкой в размере 11 % на сумму 12 948 150 руб. В случае применения торговой надбавки в размере 8 % выручка по данной реализации составила бы 12 598 200 руб.
Сумма разницы между фактической выручкой, полученной от реализации творога с добавками, и расчетной величиной выручки от реализации этого товара по ценам, установленным в соответствии с законодательством, составила 349 950 руб.
Статья 13 Закона № 255-З устанавливает обязанность юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица соблюдать законодательство Республики Беларусь о ценообразовании.
Розничные цены определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (п.11 Инструкции № 111).
Предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций производителей (импортеров) на социально значимые товары установлены п.1 постановления № 200. В частности, к ценам на молочную продукцию со вкусовыми добавками и наполнителями (молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог) предельные максимальные торговые надбавки применяются согласно п.6 приложения к постановлению № 200.
Таким образом, своими действиями ЗАО «П» нарушило требования: ст.13 Закона № 255-З, п.1 постановления № 200, п.11 Инструкции № 111.
В ст.4 технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 58) даны следующие определения:
• пищевая добавка - любое вещество (или смесь веществ), имеющее или не имеющее собственную пищевую ценность, обычно не употребляемое непосредственно в пищу, преднамеренно используемое в производстве пищевой продукции с технологической целью (функцией) для обеспечения процессов производства (изготовления), перевозки (транспортирования) и хранения, что приводит или может привести к тому, что данное вещество или продукты его превращений становятся компонентами пищевой продукции;
• наполнитель - пищевая добавка, которая увеличивает объем пищевой продукции без существенного увеличения энергетической ценности.
В абзаце 9 части первой п.5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67) определено, что зерненый творог - это молочный продукт или молочный составной продукт, произведенный из творожного зерна с добавлением или без добавления сливок, поваренной соли и других немолочных компонентов, вводимых не в целях замены составных частей молока.
В соответствии с разъяснением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31.05.2011 к добавкам и наполнителям при изготовлении цельномолочной продукции относятся лактулоза, сахар, соль, микроэлементы, витамины, пищевые волокна, фруктово-ягодные и овощные наполнители и другие аналогичные компоненты.
Таким образом, материалами административного дела, в том числе актом проверки субъекта хозяйствования от 21.11.2014, а также анализом упомянутого выше законодательства подтверждается нарушение ЗАО «П» установленного порядка формирования и применения цен в части превышения установленных законодательством предельных максимальных торговых надбавок на социально значимые товары за период 2013-2014 годы, что и не отрицалось представителем юридического лица.
Нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (часть 2 ст.12.4 КоАП). Поскольку сумма завышения по акту проверки составила 349 950 руб., то размер штрафа, наложенного на ЗАО «П», составил 699 900 руб.
25.04.2015
Сергей Кулаковский, заместитель председателя экономического суда г.Минска