Материал помещен в архив
НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ): СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ
Важнейшие нормативные правовые акты, устанавливающие правовые основы государственной политики в области ценообразования
Вопросы ценообразования всегда находятся под контролем государства. В зависимости от экономической ситуации в стране правовое регулирование ценообразования то усиливается, то ослабевает, находя баланс интересов между производителями, торговыми организациями и потребителями.
В Республике Беларусь существует два порядка ценообразования: свободный и регулируемый (ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон № 255-З)).
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
• товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий;
• отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь (ст.7 Закона № 255-З).
Одним из способов регулирования цен (тарифов) является установление уполномоченным государственным органом (организацией) предельных надбавок (скидок, наценок) (ст.8 Закона № 255-З).
В целях упорядочения регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь 25 февраля 2011 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), которым определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).
В развитие Указа № 72 на основании ст.11 Закона № 255-З Министерство экономики Республики Беларусь постановлением от 22.07.2011 № 111 утвердило Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) (далее - Инструкция № 111).
Предмет рассмотрения административного дела
Названные и ряд других нормативно-правовых актов были предметом анализа при рассмотрении административного дела в отношении закрытого акционерного общества (ЗАО) «П» о совершении им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), поступившего из управления антимонопольной и ценовой политики Минского городского исполнительного комитета.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.12.2014 нарушение выразилось в превышении предельных максимальных торговых надбавок на социально значимые товары, установленных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 14.12.2011 № 200 (далее - постановление № 200), в 2013-2014 годах Перечень товаров, реализованных с нарушением установленного порядка формирования и применения цен, приложен к акту проверки ЗАО «П» от 21.11.2014.
По акту проверки за период 2013-2014 годы разница между фактической выручкой, полученной от реализации социально значимых товаров с нарушением установленного порядка формирования и применения цен, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством, составила 349 950 руб.
Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, в ходе судебного заседания вину во вменяемом правонарушении признало, указав, что правонарушение совершено ввиду нечетких формулировок постановления № 200.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя лица, в отношении которого ведется административный процесс, представителя контролирующего органа, суд пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО «П» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.12.4 КоАП, на основании следующего.
Как следует из материалов административного дела, в отношении субъекта хозяйствования контролирующим органом проведена внеплановая выборочная проверка по вопросу соблюдения порядка формирования и применения цен (тарифов) на товары, о чем был составлен акт проверки от 21.11.2014.
Согласно данному акту выявлено завышение предельной торговой надбавки при формировании розничных цен на творог зерненый «Жемчужинка» обезжиренный и реализации данного товара в период с 1 января по 15 ноября 2013 г. В состав данного вида творога входит вкусовая добавка - соль пищевая. Закрытое акционерное общество «П» применило торговую надбавку в размере 11 % (такой предельный размер надбавки предусмотрен в отношении творога жирностью до 9 % включительно без вкусовых добавок и наполнителей). Вместе с тем в отношении творога со вкусовыми добавками и наполнителями предельная максимальная торговая надбавка установлена постановлением № 200 в размере 8 %.
Всего в период с 1 января по 15 ноября 2013 г. ЗАО «П» реализовало вышеуказанного творога с торговой надбавкой в размере 11 % на сумму 12 948 150 руб. В случае применения торговой надбавки в размере 8 % выручка по данной реализации составила бы 12 598 200 руб.
Сумма разницы между фактической выручкой, полученной от реализации творога с добавками, и расчетной величиной выручки от реализации этого товара по ценам, установленным в соответствии с законодательством, составила 349 950 руб.
Статья 13 Закона № 255-З устанавливает обязанность юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица соблюдать законодательство Республики Беларусь о ценообразовании.
Розничные цены определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (п.11 Инструкции № 111).
Предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций производителей (импортеров) на социально значимые товары установлены п.1 постановления № 200. В частности, к ценам на молочную продукцию со вкусовыми добавками и наполнителями (молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог) предельные максимальные торговые надбавки применяются согласно п.6 приложения к постановлению № 200.
Таким образом, своими действиями ЗАО «П» нарушило требования: ст.13 Закона № 255-З, п.1 постановления № 200, п.11 Инструкции № 111.
В ст.4 технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 58) даны следующие определения:
• пищевая добавка - любое вещество (или смесь веществ), имеющее или не имеющее собственную пищевую ценность, обычно не употребляемое непосредственно в пищу, преднамеренно используемое в производстве пищевой продукции с технологической целью (функцией) для обеспечения процессов производства (изготовления), перевозки (транспортирования) и хранения, что приводит или может привести к тому, что данное вещество или продукты его превращений становятся компонентами пищевой продукции;
• наполнитель - пищевая добавка, которая увеличивает объем пищевой продукции без существенного увеличения энергетической ценности.
В абзаце 9 части первой п.5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67) определено, что зерненый творог - это молочный продукт или молочный составной продукт, произведенный из творожного зерна с добавлением или без добавления сливок, поваренной соли и других немолочных компонентов, вводимых не в целях замены составных частей молока.
В соответствии с разъяснением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31.05.2011 к добавкам и наполнителям при изготовлении цельномолочной продукции относятся лактулоза, сахар, соль, микроэлементы, витамины, пищевые волокна, фруктово-ягодные и овощные наполнители и другие аналогичные компоненты.
Таким образом, материалами административного дела, в том числе актом проверки субъекта хозяйствования от 21.11.2014, а также анализом упомянутого выше законодательства подтверждается нарушение ЗАО «П» установленного порядка формирования и применения цен в части превышения установленных законодательством предельных максимальных торговых надбавок на социально значимые товары за период 2013-2014 годы, что и не отрицалось представителем юридического лица.
Нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (часть 2 ст.12.4 КоАП). Поскольку сумма завышения по акту проверки составила 349 950 руб., то размер штрафа, наложенного на ЗАО «П», составил 699 900 руб.
25.04.2015
Сергей Кулаковский, заместитель председателя экономического суда г.Минска
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль