


Материал помещен в архив
НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Административная ответственность за нарушение установленного порядка осуществления валютных операций предусмотрена ст.11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В целях обеспечения порядка при осуществлении валютных операций и совершенствования мер ответственности за нарушение валютного законодательства Республики Беларусь принят Указ Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций». Пунктом 1 данного Указа ужесточается административная ответственность за нарушение установленного порядка осуществления валютных операций. Указ вступил в силу с 12 февраля 2015 г. и будет действовать до вступления в силу закона Республики Беларусь о внесении соответствующих дополнений и изменений в КоАП и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. |
Характеристика правонарушения, меры ответственности
Объектом правонарушения является установленный порядок валютного регулирования.
1. Частью первой ст.11.2 КоАП установлена ответственность за скупку, продажу, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте.
Субъекты рассматриваемого правонарушения - физические лица.
Предмет административного правонарушения - иностранная валюта, ценные бумаги и платежные документы в иностранной валюте.
Санкция части первой ст.11.2 КоАП предусматривает штраф в размере до 100 базовых величин (далее - БВ) с конфискацией предмета административного правонарушения.
Объективная сторона правонарушения выражается:
1) в скупке, продаже, обмене иностранной валюты без специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации.
При этом под иностранной валютой понимаются:
• денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
• средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь (п.4 ст.1 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 226-З)).
Скупка предполагает совершение операции по покупке иностранной валюты за белорусские рубли.
Продажа - совершение операции по продаже иностранной валюты за белорусские рубли.
Обмен предполагает совершение операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты (конверсия).
Операции по обмену иностранной валюты на белорусские рубли и (или) обмену белорусских рублей на иностранную валюту (купля-продажа иностранной валюты), операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты (конверсия иностранной валюты) относятся к валютно-обменным операциям (часть первая ст.12 Закона № 226-З).
К валютно-обменным операциям также относятся:
• операции по обмену банками белорусских рублей физического лица на платежные документы в иностранной валюте по установленному обменному курсу (продажа платежных документов в иностранной валюте);
• операции по обмену банками платежных документов в иностранной валюте физического лица на белорусские рубли по установленному обменному курсу (покупка платежных документов в иностранной валюте);
• операции по обмену банками платежных документов в иностранной валюте на иностранную валюту, отличную от валюты, в которую номинирован платежный документ в иностранной валюте (конверсия платежных документов в иностранной валюте);
• операции по обмену банками иностранной валюты физического лица на платежные документы в иностранной валюте (продажа платежных документов в иностранной валюте за иностранную валюту);
• операции по обмену банками платежных документов в иностранной валюте физического лица на иностранную валюту (покупка платежных документов в иностранной валюте за иностранную валюту);
• операции по обмену наличной иностранной валюты одного номинала на наличную иностранную валюту этого же вида другого номинала (размен);
• иные операции, предусмотренные подп.2.5 п.2 Инструкции о порядке осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц и организации работы обменных пунктов, касс при проведении таких операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 01.02.2011 № 35 (далее - Инструкция № 35).
Осуществление валютно-обменных операций на территории Республики Беларусь разрешено через банки и небанковские кредитно-финансовые организации, получившие специальные разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности (часть вторая ст.12 Закона № 226-З).
Купля-продажа и (или) конверсия иностранной валюты могут осуществляться на валютных биржах и на внебиржевом валютном рынке (часть четвертая ст.12 Закона № 226-З).
Однако физические лица осуществляют валютно-обменные операции в банке, обменном пункте, кассе, терминале автоматического обмена валюты (п.3 Инструкции № 35).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 июня 2018 г. следует руководствоваться подп.2.5 п.2 и п.3 Инструкции № 35 в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 21.03.2018 № 137. |
Наличие специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации у физического лица при осуществлении операций по покупке, продаже, обмену иностранной валюты в банке, обменном пункте, кассе, терминале автоматического обмена валюты не требуется.
Продажа иностранной валюты за белорусские рубли физическим лицам осуществляется банками Республики Беларусь при предъявлении документа, удостоверяющего личность, данные которого подлежат регистрации в порядке, установленном Национальным банком РБ (далее - Нацбанк) (п.1 Указа Президента РБ от 06.10.2011 № 449 «О некоторых вопросах осуществления валютно-обменных операций физическими лицами»).
Таким образом, совершение физическим лицом операций по покупке, продаже, обмену иностранной валюты в ином, кроме установленного законодательством, месте, является незаконным и влечет административную ответственность в соответствии с частью первой ст.11.2 КоАП;
2) в незаконном использовании ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте.
В данном случае предполагается совершение сделки, предусматривающей использование ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте.
Предметом правонарушения являются ценные бумаги в иностранной валюте и платежные документы в иностранной валюте.
При этом под ценными бумагами в иностранной валюте понимаются:
• ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;
• ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте;
• ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;
• ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте (п.5 ст.1 Закона № 226-З).
Под платежными документами в иностранной валюте понимаются дорожные чеки, а также чеки Tax free, номинал которых выражен в иностранной валюте (подп.2.4 п.2 Инструкции № 35).
Необходимо отметить, что сделки, предусматривающие использование ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте, являются валютными операциями (часть первая ст.4 Закона № 226-З).
На территории Республики Беларусь запрещено использование ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом № 226-З и иными актами валютного законодательства (часть первая ст.11 Закона № 226-З).
Так, в отношениях между физическими лицами - резидентами, не выступающими при проведении валютных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, разрешается использование ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте в случаях:
• дарения (в т.ч. в виде пожертвований), а также отмены дарения;
• предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими;
• передачи на хранение и их возврата (часть третья ст.11 Закона № 226-З).
Кроме того, валютное законодательство содержит иные случаи, позволяющие физическим лицам использовать ценные бумаги в иностранной валюте и (или) платежные документы в иностранной валюте при проведении валютных операций.
Так, использование физическим лицом ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте в отношениях с субъектом валютных операций (юридическим лицом) разрешается:
• при осуществлении между субъектом валютных операций и физическим лицом валютных операций по предоставлению займов, возврату займов, процентов за пользование ими (за исключением валютных операций, проводимых между субъектом валютных операций - резидентом и физическим лицом - резидентом);
• при проведении между банком и физическим лицом валютных операций:
- являющихся банковскими операциями;
- связанных с исполнением банком функций страхового агента страховой организации - резидента;
- с облигациями, эмитированными резидентами, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;
• при дарении, пожертвовании, в случае отмены дарения (за исключением валютных операций, проводимых между субъектом валютных операций - резидентом и физическим лицом - резидентом);
• при расчетах между субъектом валютных операций - резидентом и физическим лицом по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;
• при внесении физическим лицом вкладов в уставные фонды юридических лиц - резидентов (включая акционерные общества), а также в случае возврата данных средств при выходе или исключении этого физического лица из состава участников;
• при возврате ценных бумаг в иностранной валюте в случаях изменения или расторжения договоров, ошибочно и (или) излишне перечисленных (переданных), по сделкам, являющимся недействительными в соответствии с законодательством;
• при внесении физическим лицом - должником причитающихся с него по договору ценных бумаг в иностранной валюте в депозит нотариуса или депозит суда в случаях, установленных законодательством, если использование ценных бумаг в иностранной валюте в отношениях между физическим лицом - должником и кредитором предусмотрено законодательством, а также выплата с депозита нотариуса или депозита суда лицу, в адрес которого ранее поступили вышеназванные средства;
• в иных случаях, установленных подп.31.1-31.22 п.31 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 сентября 2015 г. следует руководствоваться п.31 Правил № 72 в редакции постановления Правления Нацбанка РБ от 26.08.2015 № 515. |
Таким образом, использование физическим лицом на территории Республики Беларусь ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте в иных, кроме установленных законодательством Республики Беларусь, случаях, является незаконным и влечет административную ответственность в соответствии с частью первой ст.11.2 КоАП.
2. Частью второй ст.11.2 КоАП установлена ответственность за осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Нацбанка, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение.
Субъекты правонарушения - юридические лица, физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели.
Санкция части второй ст.11.2 КоАП предусматривает штраф в размере от 5 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от 10 до 100 БВ.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Нацбанка, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение.
Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
К текущим валютным операциям относятся:
• осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг;
• осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг);
• перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям;
• операции неторгового характера (ст.5 Закона № 226-З).
Операциями неторгового характера являются:
• перевод и получение денежных средств для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также денежных средств по возмещению вреда;
• переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за пределами Республики Беларусь;
• перевод и получение денежных средств, входящих в состав наследства, и денежных средств, полученных от реализации наследственного имущества;
• иные операции, предусмотренные ст.6 Закона № 226-З.
Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим (ст.7 Закона № 226-З).
Порядок выдачи разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, установлен Инструкцией о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 ноября 2015 г. взамен Инструкции № 15 постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.08.2015 № 514 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования. |
Резиденты (юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Нацбанка, если иное не установлено Законом № 226-З или Президентом РБ. Для осуществления указанных валютных операций нерезидентами получения разрешений Нацбанка не требуется (часть вторая ст.10 Закона № 226-З).
При этом наличие у физического лица - резидента (за исключением физических лиц, выступающих при проведении данных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, и физических лиц - резидентов, непрерывно проживающих (находящихся) за пределами Республики Беларусь более 1 года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь) разрешения Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, требуется только в случаях:
• приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;
• приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
• приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
• размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;
• предоставления займов на срок, превышающий 180 дней;
• перевода денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями (часть третья ст.10 Закона № 226-З).
Таким образом, для физических лиц установлен исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.
Осуществление физическим лицом указанных валютных операций без разрешения Нацбанка является незаконным и влечет административную ответственность в соответствии с частью второй ст.11.2 КоАП.
Юридические лица - резиденты (кроме банков) и индивидуальные предприниматели - резиденты осуществляют на основании разрешений Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие:
• приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;
• приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
• приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
• размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передачу денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления;
• предоставление займов;
• расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка), являющегося поручителем, гарантом, перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;
• получение кредитов и (или) займов при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает следующие уровни: при проведении операций в долларах США, евро - 14 % годовых; при проведении операций в иных иностранных валютах, белорусских рублях - увеличенный на 5 процентных пунктов размер ставки рефинансирования соответствующего центрального (национального) банка, действующей на дату получения кредита и (или) займа субъектом валютной операции - резидентом;
- процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01 % за каждый день просрочки (3,65 % годовых). Для расчета данного уровня в случае, если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражен фиксированной суммой, осуществляется ее пересчет в процентное выражение;
- в договоре между субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));
- сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке;
- исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;
- кредитодатель или заимодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны);
• расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования (п.18 Правил № 72).
Банки на основании разрешений Нацбанка осуществляют следующие валютные операции, связанные с движением капитала:
• приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;
• переводы в пользу нерезидентов по обязательствам о приобретении резидентом в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу (п.22 Правил № 72).
Вместе с тем не требуется получения разрешения Нацбанка на проведение юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами следующих валютных операций, связанных с движением капитала:
• осуществление платежей нерезидентам по обязательствам, предусматривающим передачу резиденту имущества, находящегося на территории Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;
• продажа нерезиденту доли в уставном фонде или пая в имуществе резидента;
• осуществление операций с ценными бумагами, выпущенными резидентами;
• формирование уставного фонда юридического лица - резидента за счет вкладов нерезидентов в иностранной валюте, белорусских рублях либо в ценных бумагах в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
• привлечение средств для покрытия дефицита республиканского бюджета и возврат этих средств в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
• привлечение средств под гарантии Правительства РБ и возврат этих средств;
• привлечение средств в рамках межправительственных соглашений и возврат этих средств;
• осуществление иных платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга Республики Беларусь, не указанных в абзацах 6-8 части пятой ст.10 Закона № 226-З;
• осуществление операций, для которых Нацбанком установлен уведомительный и (или) регистрационный порядок их проведения;
• осуществление переводов денежных средств, связанных с приобретением конкурсных (тендерных) документов и участием в торгах (конкурсах, тендерах, аукционах);
• получение кредитов и (или) займов банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями (часть пятая ст.10 Закона № 226-З).
Таким образом, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также установлен исчерпывающий перечень валютных операций, связанных с движением капитала, когда разрешение Нацбанка на проведение таких операций требуется в обязательном порядке.
Отсутствие такого разрешения в установленных случаях является незаконным и влечет административную ответственность в соответствии с частью второй ст.11.2 КоАП.
3. Частью третьей ст.11.2 КоАП установлена ответственность за осуществление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без регистрации либо уведомления в случае, когда в соответствии с законодательством требуются такие регистрация или уведомление.
Субъекты правонарушения - юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Санкция части третьей ст.11.2 КоАП предусматривает штраф в размере 5 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - 10 БВ.
Объективная сторона правонарушения выражается только в осуществлении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без уведомления в случае, когда в соответствии с законодательством требуется такое уведомление.
![]() |
Обратите внимание! За осуществление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала без регистрации, когда в соответствии с законодательством требуется такая регистрация, административная ответственность не наступает, поскольку постановлением Правления Нацбанка РБ от 04.06.2008 № 69 «О внесении изменений в Правила проведения валютных операций» обязанность регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями валютных операций, связанных с движением капитала, отменена. |
В уведомительном порядке юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, не требующие наличия разрешения Нацбанка на осуществление таких операций (п.20, абзац 5 п.21 Правил № 72).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении валютной операции, связанной с движением капитала, для которой установлен уведомительный порядок, заполняют и представляют в банк уведомление по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 15.
Уведомление заполняется до совершения расчетов субъектами валютных операций - резидентами по валютной операции, связанной с движением капитала (п.28 Инструкции № 15).
Банки об осуществляемых в уведомительном порядке валютных операциях, связанных с движением капитала, уведомляют Нацбанк в отчетном месяце путем представления отчетности, форма и сроки которой устанавливаются нормативным правовым актом Нацбанка (п.29 Инструкции № 15).
Таким образом, осуществление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем валютной операции, связанной с движением капитала без уведомления о проведении валютных операций, связанных с движением капитала в иных, кроме установленных валютным законодательством, случаях, является незаконным и влечет административную ответственность в соответствии с частью третьей ст.11.2 КоАП.
Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.11.2 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:
• органов внутренних дел, налоговых органов - по части первой ст.11.2 КоАП;
• органов Нацбанка - по частям второй и третьей ст.11.2 КоАП;
• органов Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК) - по частям первой, второй и третьей (ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)).
Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях по статье 11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
• суд - об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой ст.11.2 КоАП (часть первая ст.3.2 ПИКоАП);
• органы КГК - об административных правонарушениях, предусмотренных частями второй и третьей ст.11.2 КоАП (часть первая ст.3.7 ПИКоАП);
• органы Нацбанка - об административных правонарушениях, предусмотренных частями второй и третьей ст.11.2 КоАП (часть первая ст.3.16 ПИКоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. в ПИКоАП внесены изменения и дополнения на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З. |
10.02.2014
Дмитрий Сороговец, главный специалист отдела методического обеспечения противодействия наиболее опасным видам преступлений государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»