Пособие от 09.10.2015
Автор: Навойчик Ю.

Нарушение законодательства о труде: административная ответственность


СОДЕРЖАНИЕ

 

Административная ответственность нанимателя при невыполнении им обязанностей по организации труда работников

Выплата заработной платы

Аттестации рабочих мест по условиям труда

Необоснованный отказ в заключении трудового договора

Охрана труда работников

 

Материал помещен в архив

 

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность нанимателя при невыполнении им обязанностей по организации труда работников

Нарушения законодательства о труде разделяются на два блока и изложены в ст.9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушения (далее - КоАП):

1) причинение вреда работнику;

2) непричинение вреда работнику.

Формальные составы предусмотрены ст.9.16-9.18 и частями 1 и 3 ст.9.19 КоАП.

Все иные нарушения законодательства о труде, чтобы повлечь административную ответственность по части 4 ст.9.19 КоАП в виде штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (далее - БВ), должны причинять вред работнику (жизни и здоровью, материальный и моральный).

Таким образом, в КоАП выделены формальные составы нарушений законодательства о труде (не связанные с причинением вреда работнику), которые можно разделить в зависимости:

• от стадии трудовых отношений:

- до приема на работу (ст.9.16 КоАП);

- после приема на работу (ст.9.17, 9.18, части 1 и 3 ст.9.19 КоАП);

• от сфер трудовых отношений, в частности, связанных:

- с выплатой зарплаты (часть 1 ст.9.19 КоАП);

- аттестацией рабочих мест (часть 3 ст.9.19 КоАП);

- охраной труда (ст.9.17 КоАП);

- коллективными отношениями (ст.9.18 КоАП).

При этом только по двум составам (части 1 и 3 ст.9.19 КоАП) предусмотрена административная ответственность юридических лиц. Тем не менее не совсем обоснованны критерии усиления административной ответственности в зависимости от характера совершенного нарушения.

 

  Обязанности нанимателя при организации труда работников, установленные ст.55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)
 
   
 
рационально использовать труд работников
 
   
 
обеспечивать трудовую и производственную дисциплину
 
   
 
вести учет фактически отработанного работником времени
 
   
  выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором
 
   
  обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда - принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности
 
   
  принимать необходимые меры по профилактике и предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве
 
   
  в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными правовыми актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными и (или) опасными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.); соблюдать нормы по охране труда женщин, молодежи и инвалидов
 
   
  обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами
 
   
  обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами
 
   
 
своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними
 
   
  обеспечивать подготовку, повышение квалификации, переподготовку и стажировку работников в соответствии с законодательством
 
   
  создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования в соответствии с ТК
 
   
  обеспечивать участие работников в управлении организацией, своевременно рассматривать критические замечания работников и сообщать им о принятых мерах
 
   
  представлять статистические данные о труде, по вопросам условий и охраны труда в объеме и порядке, определенных законодательством
 
   
  оформлять изменения условий и прекращение трудового договора с работником приказом (распоряжением)
 
   
 
отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных ТК и законодательством
 
   
  создавать работнику необходимые условия для соблюдения установленного режима коммерческой тайны
 
   
  исполнять другие обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудовых договоров
 

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь.

Выплата заработной платы

Наиболее часто допускаемое (выявляемое) нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя - это нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы, которое согласно части 1 ст.9.19 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ, а на юридическое лицо - до 100 БВ.

Основные законодательные акты, регулирующие порядок выплаты заработной платы, наряду с ТК:

Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;

Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы».

К основным подзаконным актам относятся:

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2007 № 160 «О принятии Методических рекомендаций по формированию и распределению фонда заработной платы работников коммерческих организаций отраслей материального производства»;

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством» и т. д.

Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

 

  Выплата заработной платы
 
   
  производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц
 
   
  для отдельных категорий работников законодательством могут быть определены другие сроки выплаты заработной платы
 
   
  при совпадении сроков выплаты заработной платы с выходными днями (ст.136 ТК) или государственными праздниками и праздничными днями (часть первая ст.147 ТК) она должна производиться накануне их
 
   
  средний заработок за все время трудового отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала трудового отпуска
 
   
  при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения
 
   
  если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете
 

 

Следовательно, наиболее типичным нарушением порядка и сроков выплаты заработной платы является просрочка выплаты заработной платы по обычному сроку выплаты, перед отпуском и перед увольнением.

Сложности возникают при квалификации нарушения, связанного с просрочкой выплаты премии и иных выплат, косвенно относящихся к фонду оплаты труда.

Аттестации рабочих мест по условиям труда

Согласно части 3 ст.9.19 КоАП непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 100 БВ.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 утверждено Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно указанному Положению аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для:

• разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда;

• определения права работника на:

- пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;

- дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

• определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании».

В ходе проведения аттестации подлежат оценке все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, обусловленные технологическим процессом, применяемом на конкретном рабочем месте оборудованием, выполнением работы, предусмотренной в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих для профессии и Едином квалификационном справочнике должностей служащих для должности, должностной (рабочей) инструкцией, трудовым договором.

Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35.

Необоснованный отказ в заключении трудового договора

Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони (часть 1 ст.9.16 КоАП), либо отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным (часть 2 ст.9.16 КоАП), влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ.

Соответственно части 1 и 2 ст.9.16 КоАП можно объединить, а ее диспозицию упростить, предусмотрев административную ответственность за отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным.

 

  Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с гражданами (ст.16 ТК):
 
   
  направленными на работу комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов в счет брони, а также с лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленными органами по труду, занятости и социальной защите в организации, включенные в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства таких лиц, определяемый в установленном законодательством порядке
 
   
  письменно приглашенными на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними, в течение одного месяца со дня выдачи письменного приглашения, если стороны не договорились об ином
 
   
  прибывшими по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования
 
   
  имеющими право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения
 
   
  прибывшими на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования
 
   
  женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям - с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет)
 
   
  военнослужащими срочной военной службы, уволенными из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места
 

 

Положение о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2006 № 1595.

Положение о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2006 № 1681.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. название Положения № 1681 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.04.2016 № 312: «Положение о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития, военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь, а также гражданам, уволенным с альтернативной службы».

Охрана труда работников

Ответственность за нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах, в виде штрафа в размере от 5 до 40 БВ предусмотрена частью 1 ст.9.17 КоАП.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. следует применять часть 1 ст.9.17 КоАП в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. Размер штрафа по указанному нарушению не изменился.

 

Охрана труда связана в том числе с соблюдением требований по аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда. Тем не менее необходимо иметь в виду, что частью 3 ст.9.19 КоАП выделяется специальный состав, предусматривающий более усиленную административную ответственность за нарушения порядка аттестации рабочих мест, хотя в отдельных случаях нарушения правил охраны труды могут повлечь более серьезные негативные последствия для работника, в том числе выразившиеся в причинении вреда (кроме того, ст.306 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность за нарушения правил охраны труда).

 

  Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе (ст.226 ТК):
 
   
  безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контроль за использованием и правильным применением СИЗ и средств коллективной защиты. Если территория, здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими нанимателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения
 
   
 
условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям по охране труда
 
   
  организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского обслуживания работников
 
   
  режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором
 
   
  выдачу работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами
 
   
 
контроль за соблюдением законодательства об охране труда работниками
 
   
 
контроль за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов
 
   
  разработку, внедрение и поддержку функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда
 
   
  принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения
 
   
 
принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда
 
   
  проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда
 
   
  обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в порядке, установленном республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда
 
   
  организацию проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья
 
   
  информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся СИЗ, компенсациях по условиям труда
 
   
  расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, разработку и реализацию мер по их профилактике и предупреждению
 
   
 
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в соответствии с законодательством
 
   
  пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда
 
   
  выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда
 
   
  допуск должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда, к проверке и представление необходимых для проверки документов, а также допуск проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности
 
   
 
назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях
 
   
 
иные обязанности, предусмотренные законодательством
 

 

09.10.2015

 

Юрий Навойчик, юрист