


Материал помещен в архив
НАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ
Вопросы оплаты труда при всей своей сложности и многогранности часто являются объектом пристального внимания со стороны не только контролирующих, но и правоохранительных органов. В данном материале рассмотрены основы действующего законодательства в данной сфере, знание которых позволит субъектам предпринимательской деятельности избежать совершения правонарушений и применения к ним мер ответственности.
Нормативные документы по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда
Указ Президента РБ от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее - Указ № 181), вступивший в силу с 1 июня 2011 г., предоставил право государственным и частным коммерческим организациям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для определения условий оплаты труда. Расширились права нанимателей и в установлении стимулирующих выплат работникам, сняты ограничения по их суммам путем отмены Декрета Президента РБ от 23.01.2009 № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» (далее - Декрет № 2).
![]() |
Справочно До 1 июня 2011 г. общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, относимых на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), включалась в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80 % суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, в расчете на одного работника за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом (подп.1.1 п.1 Декрета № 2). Перечень выплат стимулирующего характера установлен п.63 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92. |
Нормирование в размере 80 % для средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, сохранилось только для организаций, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий.
Общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, выплачиваемых работникам указанных субъектов хозяйствования, относится на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включается в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах норматива - 80 % суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом, если иное не установлено Президентом РБ. При этом порядок использования средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, в пределах оговоренного норматива определяется нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правового акта, принятых в соответствии с законодательством (подп.2.3 и 2.4 п.2 Указа № 181).
![]() |
Справочно Перечень организаций, являющихся естественными монополиями, определен приказом Департамента ценовой политики Минэкономики РБ от 10.01.2013 № 01-2013 (е). |
Несмотря на приведенные либеральные нормы законодательства, Указом № 181 установлены условия, при которых могут быть повышены тарифные ставки (оклады) работников коммерческих организаций. К ним относятся:
• эффективность хозяйствования;
• имеющиеся финансовые возможности, если иное не установлено Президентом РБ (подп.2.2 п.2 Указа № 181).
Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы повышения тарифной ставки 1-го разряда
Необходимо подчеркнуть, что с 29 июня 2011 г. утратила силу Инструкция о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ, Минфина РБ, Минэкономики РБ от 24.02.2005 № 18/23/34, определявшая порядок повышения тарифной ставки 1-го разряда государственными коммерческими организациями и организациями с долей собственности государства 50 и более процентов в их уставном фонде.
С утратой силы данной Инструкции оплата труда работников организаций осуществляется на основании принятых ими локальных нормативных правовых актов.
![]() |
Справочно Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст.63 Трудового кодекса РБ, далее - ТК РБ). Коллективный договор - локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (часть первая ст.361 ТК РБ). Коллективный договор является источником регулирования трудовых и связанных с ним отношений и распространяется на нанимателя и всех работников организации, от имени которых он заключен (п.3 части первой ст.7, часть первая ст.365 ТК РБ). |
![]() |
Обратите внимание! Организациям, входящим в систему Министерства архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры РБ), при принятии решений о повышении заработной платы следует учитывать следующие важные моменты. Согласно подп.5.18 пункта 5 Положения о Министерстве архитектуры и строительства РБ, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2006 № 973, с учетом последних изменений от 30.03.2013 № 240 «Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь», Минстройархитектуры РБ осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных государственных организаций и хозяйственных обществ по совершенствованию организации оплаты труда, определению особенностей бухгалтерского учета, разработке соответствующих норм и нормативов. Постановлением коллегии Минстройархитектуры РБ от 28.07.2011 № 276 «О принятии мер по регулированию роста заработной платы в зависимости от производительности труда и результатов финансово-хозяйственной деятельности» (в редакции постановления коллегии Минстройархитектуры РБот 10.12.2012 № 477) утверждены Рекомендации по повышению заработной платы работников подчиненных государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь, в зависимости от производительности труда и конечных финансовых результатов финансово-хозяйственной деятельности, которые предписано использовать подведомственным организациям при разработке положений по оплате труда. Изменениями и дополнениями в Тарифное соглашение между Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, Союзом строителей и Белорусским профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов на 2011-2013 годы, зарегистрированными Минтруда и соцзащиты РБ 01.02.2012 № 86, определено, что нанимателям при разработке положений по оплате труда работников следует руководствоваться Указом № 181 и Рекомендациями по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2011 № 104, правовыми актами Минстройархитектуры РБ (подп.2.3 раздела II «Оплата труда»). |
Кроме того, в целях оказания методической помощи руководителям и специалистам коммерческих организаций при проведении ими работы по совершенствованию действующих и внедрению новых систем оплаты труда, в т.ч. без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, повышению тарифных ставок (окладов) работников во взаимосвязи с конечными результатами и эффективностью деятельности организации Минтруда и соцзащиты РБ принято постановление от 11.07.2011 № 67 «Об утверждении Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения».
Нормативные правовые акты, предусматривающие ограничения при формировании тарифной ставки 1-го разряда
В настоящее время продолжают действовать нормативные правовые акты, предусматривающие ограничения при формировании тарифной ставки 1-го разряда, несоблюдение которых может повлечь за собой причинение вреда и привлечение виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.
Наименование документа | Ограничения, установленные документом |
Подпункт 1.3 п.1 Указа Президента РБ от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» | Наниматели, за исключением организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, имеющие просроченную задолженность по заработной плате на конец отчетного периода, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, применяют тарифную ставку 1-го разряда для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в размере, не превышающем величины тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством РБ для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, до ликвидации этой просроченной задолженности |
Справочно С 1 сентября 2013 г. установлена тарифная ставка 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в размере 260 тыс.руб. (постановление Совета Министров РБ от 30.08.2013 № 767). От редакции «Бизнес-Инфо» Актуальный размер тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы см. здесь | |
Пункт 3 постановления Совета Министров РБ от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» | Субъекты хозяйствования всех форм собственности, имеющие задолженность по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Минтруда и соцзащиты РБ), не могут повышать тарифные ставки, должностные оклады, действующие размеры премий, надбавки и доплаты в период до погашения задолженности |
Пункт 1 постановления Совета Министров РБ от 30.10.2002 № 1506 «О формировании фонда оплаты труда в сельскохозяйственных организациях, имеющих задолженность по выплате заработной платы» | Сельскохозяйственные организации, имеющие задолженность по выплате заработной платы, формируют фонд оплаты труда, из которого начисляют заработную плату, в размере не более 25 % от объема реализованной продукции, полученной за расчетный месяц |
Абзац 2 части первой п.3 постановления Совета Министров РБ от 12.12.2001 № 1794 «О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики» | Организации независимо от формы собственности, кроме бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, при наличии задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды не могут повышать тарифные ставки (оклады) работников до полного погашения этой задолженности |
Обратите внимание! Задолженностью признается наличие неуплаченных сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами по срокам, установленным подп.7.1 п.7 ст.143 Налогового кодекса РБ (далее - НК РБ), а также сумм отчислений в инновационный фонд по данным бухгалтерского учета по сроку 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (разъяснение Министерства по налогам и сборам РБ (далее - МНС РБ) от 21.05.2012 № 2-2-10/Cл-661 на запрос РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры РБ» (далее - Служба)). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться ст.143 НК РБ в редакции Закона РБ от 30.12.2015 № 343-З. В данном разъяснении МНС РБ также отражено, что для целей применения Указа Президента РБ от 13.08.1996 № 292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени» (далее - Указ № 292) «под задолженностью по платежам в бюджет следует понимать сумму неуплаченных в установленные законодательством сроки в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей, в том числе штрафов за нарушение налогового законодательства». Уплата сумм налога на прибыль осуществляется текущими платежами не позднее 22 апреля, 22 июня, 22 сентября, 22 декабря текущего налогового периода (п.7 ст.143 НК РБ). Пунктом 2 Указа № 292 установлен запрет на начисление и выплату всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, до полного погашения этими юридическими лицами задолженности перед бюджетом. В то же время запрет не распространяется на: - руководителей и главных специалистов (их заместителей) Белорусского цементного завода в период освоения его проектной мощности (Указ Президента РБ от 08.10.1997 № 508 «О государственной поддержке Белорусского цементного завода»); - руководителей и главных специалистов (их заместителей) юридических лиц, которым в соответствии с решением Президента РБ предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в бюджет, начисленным экономическим санкциям и пеням при условии своевременной уплаты текущих платежей в бюджет (часть четвертая п.2 Указа № 292). До 1 января 2013 г. п.8 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596 (далее - Указ № 596), предусматривалась обязательная уплата отчислений в инновационные фонды не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Размер отчислений в инновационные фонды, подлежащих уплате, определялся ежеквартально по установленным распорядителями средств инновационных фондов нормативам. Нормы законодательства не запрещали организациям производить уплату отчислений в инновационные фонды ежемесячно, однако и не обязывали их производить уплату ранее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В связи со вступлением в силу с 1 января 2013 г. Указа Президента РБ от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» и утратой силы Указа № 596 расчет отчислений в инновационные фонды государственными организациями и хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление органов и организаций, не производится. Инновационные фонды формируются за счет отчислений в размере 10 % от налога на прибыль путем перераспределения в бюджете. Министерство финансов РБ в письме от 29.05.2012 № 07-15/313, направленном в адрес Службы, разъяснило, что «отраженная в бухгалтерском учете задолженность по налогу на прибыль и (или) отчислениям в инновационный фонд будет являться задолженностью по платежам в бюджет, если она не уплачена в бюджет в установленные законодательством сроки». Принципиально важной являлась и позиция Минтруда и соцзащиты РБ, обозначенная в письме от 28.01.2013 № 03-02-16/69 юр: «наличие в филиале задолженности в инновационный фонд при наличии таковой по организации в целом является задолженностью перед республиканским бюджетом (ст.2 Закона РБ «О республиканском бюджете на 2012 год»)». Исходя из указанного письма, при определении наличия задолженности перед бюджетом следует принимать во внимание данные по организации в целом, включая все ее филиалы | |
Пункт 1 постановления Совета Министров РБ от 30.12.2001 № 1906 «Об условиях оплаты труда работников коммерческих организаций государственной формы собственности либо с долей собственности государства в их уставном фонде, имеющих просроченную задолженность по иностранным кредитам» | Коммерческие организации государственной формы собственности либо с долей собственности государства в их уставном фонде, получившие иностранные кредиты и имеющие по ним просроченную задолженность или просроченную задолженность по обязательствам, возникшим в случае выполнения Правительством РБ в соответствии с государственной гарантией платежей по погашению и обслуживанию указанных кредитов, с месяца образования данной задолженности начисляют и резервируют премии руководителям, их заместителям и главным специалистам этих организаций со снижением до 50 %. Зарезервированные суммы премии выплачиваются с разрешения руководителей вышестоящего органа с учетом принятия мер по ликвидации просроченной задолженности и хода расчетов по текущим платежам. В организациях, не ликвидировавших просроченную задолженность в течение трех месяцев со дня ее образования, зарезервированные премии названным руководящим работникам не выплачиваются. Указанные организации, не ликвидировавшие просроченную задолженность по иностранным кредитам, полученным под гарантию Правительства Республики Беларусь, в течение трех месяцев со дня ее образования не могут повышать оклады руководителям, их заместителям и главным специалистам, если их уровень среднемесячной заработной платы, исчисленной нарастающим итогом с начала года, превышает 140 % от среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек за соответствующий период до ликвидации этой задолженности |
Справочно Постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 17.07.2013 № 76 утвержден среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек в расчете на месяц на период с 1 августа 2013 г. по 31 октября 2013 г. в размере 1 595 980 руб. | |
Пункт 1 постановления Совета Министров РБ от 28.04.2001 № 623 «Об оплате труда работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении от государства в индивидуальном порядке государственной поддержки и иных преференций» | Установить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при невыполнении ими условий оказания государственной поддержки не могут повышать тарифные ставки (оклады) работников, если уровень среднемесячной заработной платы работников таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исчисленной нарастающим итогом с начала года, превышает уровень среднемесячной заработной платы работников по соответствующему виду экономической деятельности по республике в целом, исчисленной нарастающим итогом с начала года, в течение периода действия государственной поддержки |
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 г.г., утвержденная Указом Президента РБ от 11.04.2011 № 136 | Повышение заработной платы работников организаций необходимо осуществлять в прямой зависимости от показателей эффективности производства, качества и производительности труда |
Подпункт 4.1 п.4 постановления Совета Министров РБ от 06.11.2012 № 1021 «О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год» | Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству РБ, облисполкомам и Минскому горисполкому предписано в течение года обеспечить в организациях промышленности, сельского хозяйства и строительства рост производительности труда по добавленной стоимости, превышающей рост номинальной заработной платы не менее чем в 1,03 раза |
Справочно Номинальная начисленная заработная плата - отношение начисленного фонда заработной платы, включая подоходный налог и обязательный страховой взнос работника, к среднесписочной численности работников, принимаемой для исчисления средней заработной платы, и к количеству месяцев в периоде (абзац 3 п.2 Методики по расчету фонда заработной платы с учетом фонда заработной платы работников организаций, не представляющих ежемесячно государственную статистическую отчетность по формам 12-т и 12-т (сводная) «Отчет по труду», утвержденной постановлением Белстата от 14.07.2010 № 111). От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 июня 2015 г. определение «номинальная начисленная среднемесячная заработная плата» содержится в абзаце 4 п.3 Методики по расчету общего объема фонда заработной платы работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Белстата от 19.05.2015 № 27. Производительность труда по добавленной стоимости рассчитывают в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету добавленной стоимости и добавленной стоимости на одного среднесписочного работника (производительности труда по добавленной стоимости) на уровне организации, утвержденными постановлением Минэкономики РБ от 31.05.2012 № 48/71 (в редакции постановления Минэкономики РБ, Минтруда и соцзащиты РБ от 14.03.2013 № 22/25). От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 ноября 2017 г. Методические рекомендации № 48/71 изложены в новой редакции на основании постановления Минэкономики РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 29.11.2017 № 27/81 |
16.09.2013
Алла Ризер, заместитель начальника управления правовой и методологической работы республиканского унитарного предприятия «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры»