


Материал помещен в архив
НАРУШЕНИЯ БАНКАМИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ
Абзацем 7 части первой ст.5 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» (в редакции Закона РБ от 11.12.2005 № 68-З, далее - Закон) установлено, что банками должны быть разработаны и соответствующими уполномоченными органами утверждены локальные нормативные правовые акты - Правила внутреннего контроля. Правила регламентируют все необходимые процедуры по идентификации клиентов, выявлению и документальному фиксированию финансовых операций, подлежащих особому контролю, передаче специальных формуляров в орган финансового мониторинга.
Вместе с тем при проведении проверок устанавливаются случаи, когда банки не уделяют должного внимания выявлению подозрительных финансовых операций, в частности:
1) не подвергаются процедуре отнесения к подлежащим особому контролю финансовые операции с наличными деньгами и по счетам клиентов, соответствующие критериям подозрительности. Банками направляются специальные формуляры по финансовым операциям, не подлежащим особому контролю, со ссылкой на их «формальное» соответствие установленным банком критериям;
2) в полной мере не соблюдается банками процедура идентификации клиентов и участников финансовых операций;
3) установлены случаи ненаправления специальных формуляров по финансовым операциям, достигающим установленных пороговых величин;
4) в банках отсутствует системный подход к обучению сотрудников, ответственных за заполнение специальных формуляров, что ведет к большому количеству технических нарушений и ошибок. Имеет место частая смена кадрового состава персонала банка, оказывающая негативное влияние на процесс выявления финансовых операций, подлежащих особому контролю, и представления сведений по ним в орган финансового мониторинга.
Ошибки и нарушения, выявленные в ходе проверок, свидетельствуют о недостаточной организации контроля за соблюдением банками Закона, иных нормативных правовых актов по данной тематике, а также Правил внутреннего контроля в банке.
Рассмотрим отдельные нарушения законодательства, допускаемые банками в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, в целях их устранения и недопущения в дальнейшей работе.
Выявление подозрительных операций
Абзацем 2 части первой ст.6 Закона определено, что финансовые операции подлежат особому контролю, если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности, в т.ч. совершается неоднократно в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре.
Согласно абзацу 3 части первой ст.5 Закона банки, являясь лицами, осуществляющими финансовые операции, обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его 1-й экземпляр в орган финансового мониторинга не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления операции.
Кроме того, абзацем 7 части первой ст.5 Закона установлено, что банки обязаны выполнять Правила внутреннего контроля.
Ситуация 1
В нарушение указанных норм Закона, а также Правил внутреннего контроля банка «ХХХ» указанным банком не представлялись специальные формуляры по подлежащим особому контролю финансовым операциям, совершаемым по текущему (расчетному) счету и с наличными деньгами индивидуальным предпринимателем (ИП) «Н».
Обороты по текущему (расчетному) счету ИП «Н» за год составили около 5 млрд.руб. В том числе за 2 месяца с текущего (расчетного) счета списано 1,8 млрд.руб. для покупки иностранной валюты (около 830 тыс.долл. США), которые в указанном периоде сняты ИП «Н» наличными через кассу банка.
Исходя из назначений платежей и копий имеющихся в банке договоров ИП «Н» закупал у субъектов предпринимательской деятельности муку, крупы, макароны, стеклобанку, крышку закаточную, соки концентрированные и другие продукты и продавал индивидуальным предпринимателям и организациям плодоовощные консервы и продукцию плодоконсервных заводов.
При этом сумма уплачиваемых индивидуальным предпринимателем налоговых платежей по сравнению с суммой оборота по его счету незначительна: подоходный налог составляет 1,4 млн.руб. за квартал.
Согласно анкете клиента ИП «Н» имеет арендуемое складское и производственное помещение площадью 800 кв.м, работает один без наемных лиц. Количество заключаемых им договоров и интенсивность платежей дают основания полагать, что характер его деятельности не соответствует реальным возможностям в бизнесе.
Ситуация 2
Банком «YYY» не представлялись специальные формуляры по финансовым операциям досрочного погашения кредитов, полученных физическими лицами в банке сроком на 5 лет. При этом размер разовых погашений путем внесения наличной иностранной валютой через кассу банка составлял от 18 до 28 тыс.долл. США (сумма кредитов - соответственно от 20 до 34 тыс.долл. США). Кредиты, как правило, полностью погашались кредитополучателями в течение полугода с даты выдачи, поскольку за досрочное погашение ранее этого срока банком предусмотрены штрафные санкции.
Такие финансовые операции подлежали особому контролю в соответствии с Правилами внутреннего контроля в банке «YYY».
Ситуация 3
Не представлялись специальные формуляры по следующим финансовым операциям, подлежащим особому контролю в соответствии с Правилами внутреннего контроля в банке «ZZZ»:
- взнос 19 марта 2007 г. наличных денежных средств по договору займа от 19.03.2007 № 1 для зачисления на текущий (расчетный) счет ТЧУП физическим лицом (учредителем и директором данной организации) в сумме 50 млн.руб. и еще одним физическим лицом по этому же договору в сумме 24 млн.руб.;
- взносы наличных денежных средств на общую сумму 180 млн.руб. за период с 20 февраля 2007 г. по 26 февраля 2007 г. по договорам займа для зачисления на текущий (расчетный) счет ООО от учредителей данной организации.
Ситуация 4
В первом полугодии 2007 г. иностранный гражданин Х. систематически получал денежные переводы из-за границы, в частности, от американской компании через AIZKRAUKLES BANK (Латвия) с назначением платежей «за маркетинговые услуги», которые он обналичивал через кассу банка. Согласно анкете клиента данный гражданин работает в представительстве иностранной организации в Республике Беларусь.
Общая сумма наличных денежных средств, полученная Х. за указанный период, составила 650 тыс.долл. США.
В нарушение пп.56-60 Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367 (далее - Инструкция), в специальных формулярах не указан адрес участника финансовой операции - американской компании. В то время как в SWIFT-сообщении содержится адрес данной иностранной компании, указывающий на ее регистрацию в оффшорной зоне.
В нарушение п.38 Инструкции в поле 3.10 «Условие контроля» в специальных формулярах, заполненных в отношении финансовых операций Х., вместо значения «1001» (подозрительные и пороговые операции) либо «1000» (подозрительные операции) банком указывалось условие контроля «0001» (пороговые операции).
Данные финансовые операции соответствуют критериям подозрительности, определенным Правилами внутреннего контроля в банке.
Пороговые финансовые операции
В соответствии с абзацем 5 части первой ст.6 Закона финансовая операция с наличными деньгами подлежит особому контролю (независимо от того, была она совершена или нет), если ее сумма равна либо превышает 2000 базовых величин (около 28 900 долл. США) для физических лиц.
Ситуация 5
Банком «ZRR» не представлены специальные формуляры по следующим операциям:
выдача кредита на потребительские нужды физическому лицу в сумме 50 000 долл. США;
досрочное погашение кредита физическим лицом в размере 29 050 долл. США;
первое погашение физическим лицом части основного долга и процентов на сумму 1612,49 долл. США по кредитному договору, сумма которого составляет 69 200 долл. США.
В результате банком нарушен абзац третий части первой ст.5 Закона.
Идентификация клиентов
Рассмотрим ситуации, когда банки не указывают некоторые идентификационные данные клиентов.
Ситуация 6
В нарушение абзаца 7 части первой ст.5 Закона и Правил внутреннего контроля в банке в анкетах клиентов - физических лиц заполнены не все идентификационные данные. Например, отсутствуют указания места рождения, места работы, рабочего адреса и телефона, наименования выдавшего паспорт органа.
Ситуация 7
Инструкцией для пользователя по продукту «Экспресс-переводы» (название условное) предусмотрено обязательное указание как для отправителей, так и получателей денежных переводов следующих данных: фамилия, имя, гражданство, дата рождения, тип документа, номер, выдан, дата выдачи. С 16 июля 2007 г. - дополнительно адрес (страна, город, улица, дом).
В специальных формулярах банком не указаны соответствующие идентификационные данные физических лиц - отправителей денежных переводов, что является нарушением пп.63-67 и 69 Инструкции.
Ошибки при заполнении специальных формуляров
1. Наиболее распространенной ошибкой при заполнении банками специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, является недостоверное указание реквизитов участников финансовых операций.
Ситуация 8
Учетный номер плательщика - участника финансовой операции, указываемый в поле 7.5 «УНП», не соответствует наименованию участника, указываемому в поле 7.6.1 «Наименование (фамилия)», и номерам его счетов, указываемым в разделе 8 «Сведения о счетах, участвующих в финансовой операции».
2. Неправильно используется условие контроля: «Финансовая операция совершается лицом, которое зарегистрировано, имеет место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, либо по нему имеются сведения об осуществлении операций через счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, зарегистрированных в указанном государстве (на указанной территории)».
Ситуация 9
В специальных формулярах неверно проставлено цифровое значение в поле 3.10 «Условие контроля»: указано условие контроля «0010» - участник финансовой операции находится на территории, не участвующей в международном сотрудничестве в сфере борьбы с отмыванием денег, а следовало указать условие контроля «1000» - подозрительные финансовые операции.
Ошибка произошла по причине отождествления государств (территорий), названных в данном условии, с оффшорными зонами. В письме Нацбанка РБ от 14.05.2007 № 21-20/519 указано, что в связи с вступлением в силу постановления Совета Министров РБ от 03.05.2007 № 557 не применяется в работе условие контроля, определенное абзацем 4 части первой ст.6 Закона.
3. Неправильно указываются статусы участников финансовых операций (для участников, не являющихся банками и кредитно-финансовыми организациями, указывается статус: «банк или небанковская кредитно-финансовая организация» либо наоборот, а также для индивидуальных предпринимателей указывается статус: «юридическое лицо» или «банк или небанковская кредитно-финансовая организация»).
4. Несоответствие значений полей 7.8.1 «Код страны» значениям полей 7.8.3 «Населенный пункт» в адресах участников финансовых операций. Данные ошибки связаны с неправильным заполнением формуляров по финансовым операциям, в которых участвуют представительства иностранных организаций в Республике Беларусь (в качестве страны в адресе указывается страна регистрации иностранной организации, а в остальных реквизитах адреса - координаты представительства данной организации в Республике Беларусь).
5. Несоответствие значений полей 2.4.1 «Область/г.Минск» значениям полей 2.4.3 «Населенный пункт» в адресах банков, представивших формуляр (в поле 2.4.3 указывается населенный пункт, находящийся в области, отличной от той, код которой указан в поле 2.4.1).
Порядок заполнения формуляров
1. В соответствии с п.6 Инструкции сведения о каждом участнике и его счетах представляются на отдельных листах специального формуляра. Согласно пп.71 и 76 Инструкции в полях 8.1.1, 8.2.1 «№ счета» указывается номер первого и второго счетов участника финансовой операции, с использованием которых совершена финансовая операция, сведения о котором указаны в полях 7.1-7.9.8 специального формуляра.
В нарушение данных норм при заполнении специальных формуляров по сделкам, в которых одной из сторон выступало физическое лицо, в полях 8.1.1 и 8.2.1 листа, заполненного в отношении участника - физического лица, указаны счет кассы банка (1010) и промежуточный счет банка (3819).
Встречаются нарушения, когда в полях 8.1.1, 8.2.1 «№ счета» неверно указываются 14-символьные номера счетов вместо 13-символьных.
Ситуация 10
В специальном формуляре сведения об участнике финансовой операции физическом лице Л., получившей по доверенности 50 000 долл. США наличными по кредитному договору, заключенному банком с гражданином М., указаны не на отдельном листе, а в поле 3.13 «Дополнительная информация».
2. В поле 3.5 «Дата совершения» специальных формуляров неверно указываются даты совершения финансовых операций, что является нарушением п.33 Инструкции.
3. Статьей 1 Закона финансовая операция определена как сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления, сумма финансовой операции - как сумма денежных средств или денежного эквивалента неденежных средств финансовой операции, в т.ч. установленная по соглашению лиц, совершающих финансовую операцию, предусматривающую передачу прав на средства.
Банком в поле 3.7 «Сумма цифрами в валюте» специального формуляра сумма финансовой операции отражалась не в полном объеме, что не соответствует п.35 Инструкции.
Ситуация 11
При возврате банком депозитов на текущий (расчетный) счет УП в специальном формуляре указывалась только сумма основного долга без уплаченных процентов по депозитным договорам. Так, 30 ноября 2006 г. перечислено 500 000 долл. США основного долга и 2618,06 долл. США процентов, а формуляр заполнен только на сумму 500 тыс.долл. США;
4. В нарушение пп.37 и 41 Инструкции неверно заполнены поля 3.9 «Основание совершения» и 3.13 «Дополнительная информация» специального формуляра. Номера и даты договоров должны указываться в поле 3.9, а общая сумма договора и иная дополнительная информация по сделке - в поле 3.13.
В поле 3.9 «Основание совершения» специального формуляра не указаны номер и дата внешнеторгового договора, который так же, как и названный в этом поле кредитный договор, являлся основанием для осуществления международного перевода средств.
5. В поле 3.10 «Условие контроля» в специальных формулярах, сумма каждого из которых составляет 10 000 долл. США, неверно указан код 0001 (сумма финансовой операции равна либо превышает 2000 базовых величин для физических лиц).
Ситуация 12
Согласно информации, изложенной в специальных формулярах, 8 июня 2007 г. физическому лицу по платежной системе поступило из-за границы 5 денежных переводов от различных физических лиц на общую сумму 50 000 долл. США, которые следовало отразить в одном специальном формуляре (с заполнением отдельного листа на каждого участника) и указать:
в поле 3.10 «Условие контроля»: код 1001 (финансовая операция является подозрительной и пороговой одновременно),
в поле 3.11 «1-й признак подозр.»: код 009 «Неоднократное проведение участником финансовой операции аналогичных финансовых операций, сумма которых в отдельности не превышает сумму, подлежащую особому контролю, но в результате сложения превышающую указанную сумму (при условии, что деятельность участника не связана с обслуживанием населения); дробление сумм аналогичных финансовых операций, совершаемых участником».
Излишнее представление формуляров
1. Банком излишне представляются специальные формуляры по финансовым операциям, осуществляемым по корреспондентским счетам, открытым Нацбанком РБ в других банках, что не соответствует абзацу 7 ст.9 Закона.
2. Правилами внутреннего контроля в банке предусмотрено заполнение специальных формуляров по договорам залога на дату передачи (реализации) залогового имущества, что соответствует рекомендациям Нацбанка РБ, изложенным в письме от 31.05.2006 № 21-20/563.
Банками излишне направляются специальные формуляры по договорам залога товаров в обороте (без передачи залогового имущества банку), заключенным в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам клиентами банка.
Излишне направляются специальные формуляры по договорам поручительства, заключенным в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитным и лизинговым договорам клиентами банков.
3. Правилами внутреннего контроля в банке предусматривается незаполнение специальных формуляров по продолжающимся во времени сделкам по пороговому условию контроля, если сумма договора не определена либо определена в ориентировочных пределах. В таких случаях специальные формуляры представляются по пороговым спецификациям (дополнительным соглашениям) к договорам и пороговым платежам в рамках этих договоров. Данные нормы соответствуют рекомендациям Нацбанка РБ, изложенным в письме от 31.05.2006 № 21-20/563.
Ситуация 13
Банком излишне направлен специальный формуляр при платеже на сумму 448 000 рос.руб. по договору, «предполагаемая сумма которого не более 50 000 000 российских рублей».
В соответствии с абзацем 2 части первой ст.6 Закона финансовые операции подлежат особому контролю, если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности.
Ситуация 14
Банком излишне направлены следующие специальные формуляры:
- о платеже на сумму 283 тыс.грн. с указанием в поле 3.13 «Дополнительная информация» того, что операция формально попадает под признак подозрительности «Проведение финансовой операции с использованием наличной или безналичной иностранной валюты, имеющей ограниченное использование, на сумму, превышающую 100 базовых величин»;
- о платеже на сумму 1300 долл. США с пояснением в поле 3.13 о том, что операция формально попадает под признак подозрительности «Получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) является нерезидент, не являющийся стороной по договору, предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду)».
Кроме изложенных ошибок и нарушений, следует отметить часто выявляемые случаи несоблюдения сроков представления специальных формуляров в Департамент финансового мониторинга, установленных абзацем 3 части первой ст.5 Закона.
С 1 марта 2007 г. вступил в силу Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, на основании ст.23.20 которого за нарушение установленного порядка регистрации и информирования уполномоченных государственных органов о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, предусмотрены такие меры административного воздействия к лицам, виновным в допущенных нарушениях, как предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин. Согласно Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях право составлять протоколы и рассматривать дела об указанных правонарушениях предоставлено органам Комитета государственного контроля.
30.11.2007 г.
Анжелика Хаданович, главный экономист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь
От редакции: В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 03.12.2007 № 288-З, от 20.12.2007 № 291-З, от 26.12.2007 № 300-З, от 27.12.2007 № 304-З, от 04.01.2008 № 309-З, от 05.01.2008 № 320-З, от 05.01.2008 № 321-З, от 02.05.2008 № 337-З, от 08.07.2008 № 367-З (с 15 июля 2008 г.), от 15.07.2008 № 411-З, от 05.08.2008 № 428-З, от 10.11.2008 № 451-З, от 15.06.2009 № 26-З (с 3 июля 2009 г.), от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.), от 01.07.2010 № 146-З (с 24 июля 2010 г.), от 15.07.2010 № 166-З (с 13 августа 2010 г.), от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) и от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
В Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З на основании законов РБ от 26.12.2007 № 300-З, от 27.12.2007 № 304-З, от 04.01.2008 № 309-З, от 05.01.2008 № 320-З, от 02.05.2008 № 337-З, от 10.11.2008 № 451-З, от 15.06.2009 № 26-З (с 3 июля 2009 г.), от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.), от 31.12.2009 № 114-З (с 1 января 2010 г.), от 01.07.2010 № 146-З (с 24 июля 2010 г.), от 15.07.2010 № 166-З (с 13 августа 2010 г.) и от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
В Закон РБ от 19.07.2000 № 426-3 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» на основании законов РБ от 26.12.2007 № 300-З, от 16.07.2008 № 413-З (с 4 августа 2008 г.), от 06.11.2008 № 438-З (с 14 ноября 2008 г.), от 15.07.2009 № 43-З (с 24 июля 2009 г.) и от 14.06.2010 № 132-З (с 23 сентября 2010 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367 «Об утверждении формы специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, и Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю» на основании постановлений Совета Министров РБ от 26.12.2008 № 2032 (с 10 января 2009 г.), от 19.05.2009 № 646 (с 3 июля 2009 г.) и от 21.09.2010 № 1361 (с 13 ноября 2010 г.) внесены изменения и дополнения.