


Материал помещен в архив
НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВРЕМЕННЫМИ (АНТИКРИЗИСНЫМИ) УПРАВЛЯЮЩИМИ В ДЕЛАХ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики РБ (далее - Департамент), а также территориальными органами по санации и банкротству Министерства экономики РБ (далее - Минэкономики) в соответствии с Положением о Министерстве экономики Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 967, постоянно осуществляется контроль за соблюдением временными (антикризисными) управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).
В ходе проведения контрольных мероприятий (проведение плановых и внеплановых проверок, рассмотрение обращений, анализ поступающей информации, мониторинг дел об экономической несостоятельности (банкротстве)) выявлены различные нарушения требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), допущенные временными (антикризисными) управляющими.
![]() |
Справочно Нарушения выявлены в 2012 г. и 1-м полугодии 2013 г. |
Анализ нарушений, выявленных при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц и сообщений хозяйственных судов
Анализ допущенных нарушений показывает, что при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц (кредиторов, учредителей и руководителей должника) и сообщений хозяйственных судов в основном установлены следующие нарушения требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).
1. Непредставление управляющими отчетов о своей деятельности в Департамент, хозяйственные суды, ведущие дело об экономической несостоятельности (банкротстве), а также комитету кредиторов, а в случае его отсутствия - собранию кредиторов.
Управляющий обязан не реже 1 раза в месяц представлять в хозяйственный суд, орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), государственный орган, представивший его кандидатуру, отчеты о своей деятельности, а в процедурах защитного периода, конкурсного производства - также о хозяйственной (экономической) деятельности должника, по запросам указанных лиц - в сроки, установленные в соответствующих запросах (абзац 17 части первой ст.77 Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон)).
Постановлением Минэкономики РБ от 10.01.2013 № 4 утверждены формы отчетов временных (антикризисных) управляющих о своей деятельности и о хозяйственной (экономической) деятельности должника. Данным постановлением утверждена Инструкция о порядке составления и представления в Министерство экономики Республики Беларусь отчетов временными (антикризисными) управляющими (далее - Инструкция).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 мая 2017 г. постановлением Минэкономики РБ от 20.04.2017 № 10 утверждена новая Инструкция о порядке составления и представления отчетов временными (антикризисными) управляющими и установлены новые формы отчетов временных (антикризисных) управляющих о своей деятельности, о хозяйственной (экономической) деятельности. |
Статьями 133, 148 Закона установлены требования к отчетам о своей деятельности и о хозяйственной (экономической) деятельности должника, предоставляемым комитету кредиторов, а в случае его отсутствия - собранию кредиторов, в процедурах санации и ликвидационного производства. В этих же статьях закреплен конкретный перечень документов, которые предоставляются хозяйственному суду вместе с отчетами.
Основное нарушение, связанное с отчетами, которое допускают управляющие в своей деятельности, это непредставление либо несвоевременное представление отчетов.
В соответствии с п.2 Инструкции отчеты представляются в Минэкономики ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе, заверенном в установленном порядке, и в электронном виде.
Аналогичное нарушение - непредставление отчетов - управляющие допускают и в отношении отчетов, предоставляемых в хозяйственный суд.
2. Незакрытие управляющими счетов должника (кроме основного счета).
Управляющий обязан использовать в процедуре конкурсного производства только один текущий (расчетный) банковский счет должника (далее - основной счет должника), если иное не установлено хозяйственным судом (часть первая ст.99 Закона).
Все счета, открытые в банках, на которых учитываются денежные средства должника, известные на момент открытия конкурсного производства, а также выявленные в процедуре конкурсного производства, за исключением основного счета должника, подлежат закрытию управляющим по мере их выявления, если возможность их использования по ходатайству управляющего не установлена хозяйственным судом. То есть Закон предоставляет управляющему право в случае необходимости заявить ходатайство о возможности использования необходимых счетов должника.
На практике управляющие довольно часто не используют предоставленное законодательством право на ходатайство, что приводит к совершению административного правонарушения. Стоит также отметить, что в последнее время управляющие нередко уже на стадии проверки их деятельности обращаются с подобным ходатайством в хозяйственный суд, и суды в основном удовлетворяют такие ходатайства, распространяя действие своего решения и на прошлый период.
3. Неуведомление кредиторов о времени и месте проведения собрания кредиторов.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются управляющим под контролем хозяйственного суда. Собрание кредиторов независимо от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на нем, правомочно при условии, что о дате, времени, месте и цели проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в предложенном для проведения собрания кредиторов месте в назначенное время (части четвертая, седьмая ст.55 Закона).
Закон не определяет четкого порядка уведомления кредиторов о проведении собрания. В то же время ст.57 Закона предусмотрено, что к протоколу собрания кредиторов, направляемому в хозяйственный суд, должны быть приложены документы, являющиеся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате, времени и месте проведения собрания кредиторов. Таким образом, наиболее оптимальным вариантом уведомления кредиторов о дате, времени и месте проведения собрания кредиторов является направление корреспонденции с уведомлением о получении данного почтового отправления. Полагаем, управляющие также могут воспользоваться возможностями современных технологий. Так, многие «электронные ящики» предлагают такую функцию, как уведомление о получении электронного сообщения.
Собрание кредиторов созывается по инициативе управляющего, хозяйственного суда, по заявлению комитета кредиторов или конкурсных кредиторов, требования которых по денежным обязательствам, обязательным платежам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, составляют не менее 1/3 общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе не менее 1/3 от общего числа конкурсных кредиторов.
Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов или конкурсных кредиторов созывается управляющим в течение 14 дней со дня подачи управляющему заявления.
Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или хозяйственного суда, осуществляющего производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено собранием (комитетом) кредиторов.
4. Проведение первого общего собрания кредиторов с нарушением сроков, установленных законодательством о банкротстве.
Управляющий определяет место и время проведения первого собрания кредиторов (за исключением случая, когда в определении хозяйственного суда об открытии конкурсного производства установлены время и место проведения первого собрания кредиторов), уведомляет о проведении первого собрания кредиторов всех выявленных кредиторов, а также принимает меры по опубликованию необходимой информации о собрании кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться в срок, не превышающий 75 дней со дня опубликования объявления об открытии конкурсного производства (часть первая ст.58 Закона).
5. Несвоевременное рассмотрение требований кредиторов и связанное с этим направление уведомлений о рассмотрении требований кредиторов по истечении 7-дневного срока.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 2 месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее 7 дней после их получения, по итогам их рассмотрения вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов и о результатах рассмотрения письменно уведомляет кредиторов в срок, не превышающий 7 дней со дня получения требований (части первая, вторая ст.89 Закона).
Анализ нарушений, выявленных Департаментом в ходе проведения плановых и внеплановых проверок управляющих
Анализ нарушений, выявленных Департаментом в ходе проведения плановых и внеплановых проверок управляющих, показывает, что управляющие в своей работе наиболее часто допускают следующие нарушения:
1. Не проведена инвентаризация имущества должника либо проведена ненадлежащим образом.
Одной из обязанностей управляющего, установленных ст.77 Закона, является проведение с момента назначения описи (инвентаризации), внутренней оценки имущества должника и (или) обеспечение проведения независимой оценки имущества должника и установления его долгов.
Порядок проведения инвентаризации активов субъектов хозяйствования установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180.
Инвентаризация проводится следующим образом.
К инвентаризируемым активам относятся:
• внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы (в т.ч. незавершенное строительство), прочие внеоборотные активы);
• оборотные активы (запасы и затраты (в т.ч. сырье, материалы), незавершенное производство и полуфабрикаты, расходы на реализацию, готовая продукция и товары для реализации (в т.ч. товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства), товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты);
• дебиторская задолженность;
• расчеты с учредителями;
• денежные средства;
• финансовые вложения;
• прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:
• долгосрочные кредиты и займы;
• краткосрочные кредиты и займы;
• кредиторская задолженность;
• задолженность перед учредителями;
• резервы предстоящих расходов;
• прочие виды обязательств.
Проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. Фактическое наличие активов при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в 2 экземплярах.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, которые принимали участие в непосредственном пересчете (перевесе) инвентаризуемых ценностей. В описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией активов в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
В случае если по результатам инвентаризации выявлены расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях, данные расхождения отражаются в сличительных ведомостях. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц.
В сличительной ведомости обязательно указывается стоимость недостающих и излишне выявленных активов и обязательств.
2. Невключение в план санации или план ликвидации заключения о финансовом состоянии и платежеспособности должника.
В план санации должника и (или) план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя включаются выводы анализа хозяйственной (экономической) деятельности и анализа финансового состояния и платежеспособности должника (часть десятая ст.121 Закона).
3. Реализация имущества должника без согласования его отчуждения с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится должник.
В процедурах экономической несостоятельности (банкротства) подлежат обязательному согласованию решения о продаже предприятий как имущественных комплексов или иного имущества должников:
• государственной организации - с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится государственная организация (государственная организация - учредитель дочернего предприятия) или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) государственной организации;
• юридического лица, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственного юридического лица, - с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится государственное юридическое лицо, владеющее акциями (долями в уставном фонде) должника на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
• градообразующей или приравненной к ней организации, не имеющей подчиненности, акции (доли в уставном фонде) которой не находятся в собственности государства, - с местным исполнительным и распорядительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой она находится.
Согласование продажи предприятий как имущественных комплексов или иного имущества должников в конкурсном производстве осуществляется после принятия такого решения собранием (комитетом) кредиторов до начала торгов или до заключения договора купли-продажи в случае, если продажа осуществляется на основании такого договора без проведения торгов (части третья, четвертая ст.100 Закона).
4. Реализация недвижимого имущества без проведения обязательной независимой оценки.
При продаже предприятия как имущественного комплекса и иного недвижимого имущества должника такое имущество подлежит независимой оценке до его продажи с привлечением в порядке, установленном законодательством, юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих в порядке, установленном законодательством, оценочную деятельность, если иное не установлено законодательными актами (часть шестая ст.44 Закона).
![]() |
Обратите внимание! При проведении аукциона (конкурса) по продаже государственного имущества должника независимая оценка такого имущества для определения его начальной стоимости проводится только государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 %, осуществляющими оценочную деятельность, а также организациями, созданными Белорусской торгово-промышленной палатой, перечень которых определяется Президентом РБ (часть седьмая ст.44 Закона). |
5. Организованы аукционы по продаже имущества должника в конкурсном производстве до проведения первого общего собрания кредиторов.
Продажа предприятий как имущественных комплексов или иного имущества должников в процедурах санации и ликвидационного производства осуществляется по решению управляющего, согласованному с собранием (комитетом) кредиторов должника (часть пятая ст.100 Закона).
Таким образом, продажа имущества должника производится после принятия хозяйственным судом решения о санации или об открытии ликвидационного производства.
6. Нарушена очередность удовлетворения требований кредиторов.
Удовлетворение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов - одна из основных задач управляющего.
Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
В процедуре санации расчеты с кредиторами производятся в соответствии с планом санации должника. Невыполнение данного требования является нарушением требований Закона, влекущим административную ответственность.
7. Непринятие мер, направленных на возврат имущества должника и связанное с этим необеспечение его сохранности.
![]() |
Пример 1 В ходе проведения проверки установлено, что до открытия конкурсного производства между должником и обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «В» заключен договор на поставку продукции (дом из бруса). Должником внесена предварительная оплата в размере 60 % (по условиям договора предоплата должна составлять 70 %). После изготовления дома ООО «В» неоднократно направлялись письма в адрес должника с просьбой забрать изготовленную продукцию и оплатить задолженность. Управляющим требования ООО «В» включены в реестр требований кредиторов. По результатам инвентаризации (проведена управляющим по истечении более полутора лет после открытия конкурсного производства) изготовленная продукция не принята, а предоплата признана дебиторской задолженностью (на основании того, что она произведена не в полном объеме). Из переписки управляющего с ООО «В» очевидно, что изготовленная продукция не удерживалась производителем. Договор хранения между управляющим и ООО «В» проверке представлен не был. В такой ситуации управляющему необходимо было неукоснительно исполнять свои обязанности, а именно: принять в ведение имущество должника и обеспечить его сохранность. |
8. Включение требований кредиторов в реестр требований кредиторов без наличия надлежаще оформленных документов.
![]() |
Пример 2 Управляющий П. включил в реестр требований кредиторов требования на основании товарно-транспортных накладных (ТТН) без отметки получателя товара о его получении (в ТТН отсутствует подпись должника о получении товара). |
![]() |
Пример 3 Управляющий Ч. необоснованно включил в реестр требований кредиторов требование бывшего директора о выплате ему заработной платы, а также компенсации за неиспользованный отпуск, при этом данными бухгалтерского учета, расчетными ведомостями такая задолженность не подтверждается, учет рабочего времени в организации не велся. |
В приведенных примерах нарушений, выявленных в ходе проверок, у управляющих отсутствовали основания считать, что у должника возникло денежное обязательство.
9. Перечисление управляющим на свой расчетный счет после завершения ликвидационного производства денежных средств без вынесения хозяйственным судом определения о назначении дополнительного вознаграждения по итогам дела.
Одновременно с принятием судебного постановления о прекращении производства по делу, завершении производства по делу хозяйственным судом устанавливается дополнительное вознаграждение управляющему по итогам дела (п.5 Положения о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.02.2007 № 260 (далее - Положение)). Для этого управляющий представляет в хозяйственный суд ходатайство о выплате дополнительного вознаграждения по итогам дела, к которому прилагается расчет размера дополнительного вознаграждения по итогам дела. Правильность расчета размера дополнительного вознаграждения по итогам дела подтверждается территориальным органом по вопросам санации и банкротства Минэкономики.
![]() |
Пример 4 В нарушение п.5 Положения управляющим «Д» после завершения ликвидационного производства перечислены денежные средства на свой расчетный счет без вынесения хозяйственным судом определения о назначении дополнительного вознаграждения по итогам дела и его размера. Управляющий также не заявлял ходатайства в хозяйственный суд о назначении дополнительного вознаграждения по итогам дела. Специалистами территориального органа по санации и банкротству Минэкономики не подтверждался расчет правильности дополнительного вознаграждения по итогам дела. |
Ответственность временных (антикризисных) управляющих
Частью восьмой ст.12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющим своих обязанностей, а именно несоблюдение требований законодательства о банкротстве.
Аттестованное лицо обязано пройти переаттестацию в случае неоднократного привлечения к административной ответственности в течение года (более 1 раза) управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей управляющего при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства) - в течение 6 месяцев со дня принятия аттестационной комиссией решения о переаттестации.
Приказом директора Департамента действие аттестата управляющего прекращается по следующим основаниям:
• неоднократное наложение административного взыскания в виде штрафа в течение календарного года (более 2 раз) на управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей управляющего при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства);
• наложение административного взыскания в виде штрафа на управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей управляющего при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства), выразившееся в непринятии мер по поиску, выявлению, возврату и (или) обеспечению сохранности имущества должника.
По результатам контрольной работы в 2012 г. и 1-м полугодии 2013 г. в отношении 12 управляющих аттестационной комиссией принято решение о необходимости прохождения переаттестации.
Приказом директора Департамента прекращено действие аттестатов 2 управляющих.
Управляющим рекомендуется более внимательно и ответственно подходить к выполнению своих обязанностей и неукоснительно соблюдать требования законодательства о банкротстве.
23.08.2013
Мария Покало, заместитель начальника управления обеспечения процедур экономической несостоятельности (банкротства) Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь