


Материал помещен в архив
НАРУШЕНИЯ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ И УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
Допущенные при исчислении земельного налога ошибки весьма «чувствительны» для организации, поскольку их цена, как правило, очень велика. В ходе аудиторских проверок довольно часто выявляются факты неверного исчисления и уплаты данного налога.
Рассмотрим наиболее интересные случаи из практики.
Неверное определение целевого назначения земельного участка
![]() |
Ситуация 1 Согласно свидетельству о государственной регистрации возникновения права постоянного пользования на земельный участок с кадастровым номером 546ХХХХ, расположенный в Минском районе, площадь 5,461 718 га, назначение - обслуживание существующих зданий и сооружений рынка. Следовательно, вид функционального назначения данного земельного участка - общественно-деловая зона. Вместе с тем бухгалтером при расчете земельного налога площадь участка была необоснованно разделена на два вида функционального назначения: производственная зона и общественно-деловая зона исходя из площади зданий, расположенных на земельном участке. В результате этого недоплата земельного налога составила 13 445,05 (до деноминации 134 450 496) руб. |
Требования нормативных актов
Законодательством установлено пять видов функционального использования земельных участков (видов оценочных зон) (приложение 4 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, далее - НК) (п.4 ст.195 НК) (таблица).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вопросы исчисления и уплаты земельного налога регулируются главой 20 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
Функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) | Целевое назначение земельных участков |
Общественно-деловая зона: |
|
для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений |
Земельные участки для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений |
для размещения иных объектов |
Земельные участки для размещения объектов административного, финансового, гостиничного назначения, розничной торговли и общественного питания, здравоохранения, по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и обслуживания, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг, рынков (за исключением автомобильных), торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти рынки и торговые центры, автостоянок и гаражей (за исключением предоставленных организациям, осуществляющим хранение транспортных средств физических лиц, гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок) |
Производственная зона |
Земельные участки для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, оптовой торговли, материально-технического и продовольственного снабжения, заготовок и сбыта продукции, коммунального хозяйства, по ремонту и обслуживанию автомобилей |
Жилая многоквартирная зона |
Земельные участки для размещения объектов многоквартирной жилой застройки, включая общежития |
Жилая усадебная зона |
Земельные участки для размещения объектов усадебной жилой застройки (строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, традиционных народных промыслов), земельные участки организаций, осуществляющих хранение транспортных средств физических лиц, гаражных кооперативов, кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, физических лиц для строительства (установки) и обслуживания гаражей, ведения коллективного садоводства, дачного строительства и огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а также для служебных земельных наделов, предоставленных гражданам районными исполнительными и распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда |
Рекреационная зона |
Земельные участки для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения |
![]() |
Обратите внимание! В целях исчисления земельного налога при определении кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога необходимо руководствоваться исключительно целевым назначением земельного участка, которое устанавливается решением уполномоченного государственного органа при предоставлении земельного участка либо свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок, полученного в результате совершения сделки. |
Административная ответственность
В данном случае имеет место неполная уплата налога в бюджет и нецелевое использование земли, за что к плательщику могут быть применены меры административной ответственности.
Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП):
• неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин (часть 1 ст.13.6).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. административная ответственность предполагает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 БВ, а на юридическое лицо - в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ (часть 1 ст.14.4 КоАП от 06.01.2021 № 91-З (далее - КоАП-2021)). Комментарий см. здесь; |
• нецелевое использование предоставленного земельного участка влечет наложение штрафа от 2 до 10 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 5 до 25 БВ, на юридическое лицо - от 20 до 100 БВ (часть 3 ст.15.10).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. нецелевое использование предоставленного земельного участка влечет наложение штрафа от 2 до 10 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 5 до 25 БВ, а на юридическое лицо - от 20 до 50 БВ (часть 3 ст.16.10 КоАП-2021). Комментарий см. здесь. |
Нарушение срока представления уточненной налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций
![]() |
Ситуация 2 В ходе проверки выяснилось, что исчисление земельного налога по вновь выделенному участку начато с 1-го числа месяца, следующего за датой его государственной регистрации, а не с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о его выделении. |
Требования нормативных актов
Согласно п.6 ст.202 НК земельный налог исчисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем:
• принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
• перехода права на земельный участок в случае, если в соответствии с законодательством такое решение не требуется.
Плательщики-организации представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций (далее - налоговая декларация) по вновь отведенным земельным участкам не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п.14 ст.202 НК).
![]() |
Справочно Налоговая декларация приведена в приложении 5 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций. |
Административная ответственность
В данном случае нарушен срок представления уточненной налоговой декларации, а также не полностью уплачен в бюджет налог, за что к плательщику могут быть применены меры административной ответственности. В частности:
• нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более 3 рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ, на индивидуального предпринимателя - в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 2 БВ, а на юридическое лицо - в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ (часть 2 ст.13.4 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более 3 рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ (часть 2 ст.14.2 КоАП-2021). Комментарий см. здесь; |
• неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ (часть 1 ст.13.6 КоАП).
Неверно отражен земельный налог от сверхнормативного строительства в бухгалтерском учете - неверно исчислен налог на прибыль
![]() |
Ситуация 3 В бухгалтерском учете суммы земельного налога, исчисленные в том числе с площади сверхнормативного незавершенного строительства, отнесены на счет 26 «Общехозяйственные затраты». |
Требования нормативных актов
С 1 января 2015 г. для целей главы 18 НК земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми зданиями, сооружениями и передаточными устройствами, возведение (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением земельных участков (частей земельных участков), занятых такими объектами сверхнормативного незавершенного строительства, финансируемого из бюджета, а также строительство которых осуществляется собственными силами.
По возводимым объектам суммы земельного налога подлежат включению в стоимость объектов незавершенного капитального строительства, за исключением сумм земельного налога, исчисленных за земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 2 (п.3 ст.203 НК). Пункт 4 ст.203 НК с 1 января 2015 г. дополнен нормой, в соответствии с которой не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога, исчисленные за земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 2.
Если объект возводится организацией для собственного использования и по окончании строительства учитывается в составе основных средств с отражением в бухгалтерском учете записью: Д-т 01 - К-т 08, то сумму земельного налога, исчисленного по ставке с коэффициентом 2 после истечения нормативного срока строительства объекта, расположенного на земельном участке, следует учитывать ежемесячно в составе прочих расходов по инвестиционной деятельности (абзац 14 п.14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; п.71 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
Административная ответственность
В данном случае не полностью уплачен налог на прибыль, за что к плательщику могут быть применены меры административной ответственности:
• неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) - влечет наложение штрафа на юридическое лицо - в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ (часть 1 ст.13.6 КоАП);
• нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ (часть 1 ст.12.1 КоАП).
28.09.2016
Наталья Врублевская, аудитор, DipIFR, директор общества с ограниченной ответственностью «АудитПлюс»