Пособие от 30.11.2015
Автор: Навойчик Ю.

Нарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, выявляемые органами ведомственного контроля (глава 11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.11.3 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 3 ст.11.4 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.11.5 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.11.7 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.11.16 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 ст.11.16 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 4 ст.11.16 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.11.37 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.11.42 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.11.43 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.11.44 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.11.77 КоАП

 

Материал помещен в архив

 

НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (ГЛАВА 11 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ)

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.11.3 КоАП

Несвоевременная обязательная продажа иностранной валюты влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин (далее - БВ), а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере до 1 % от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств (часть 1 ст.11.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).

 

Пример 1

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 226-З) осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных Национальным банком Республики Беларусь (далее - Нацбанк) (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее - Указ № 452)).

В перечень иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, определенный постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129 «О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке» (далее - постановление № 129), входит российский рубль.

Обязательная продажа иностранной валюты осуществляется:

• на основании платежной инструкции, представляемой юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию Республики Беларусь не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на их счета, указанные в абзаце 1 п.2 Указа № 452;

• через банки и небанковские кредитно-финансовые организации на торгах открытого акционерного общества (ОАО) «Белорусская валютно-фондовая биржа». В случае если сумма иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, менее лота, установленного на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», такая продажа осуществляется банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям Республики Беларусь;

• до исполнения платежных инструкций по бесспорному списанию денежных средств со счетов юридического лица и индивидуального предпринимателя (п.3 Указа № 452).

Согласно п.3 и части первой п.14 Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением № 129 (в редакции постановления от 20.12.2014 № 796 (далее - Инструкция № 129)), юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в размере 50 % суммы выручки в иностранной валюте.

 

Справочно

С 15 апреля 2015 г. размер обязательной продажи иностранной валюты составляет 30 % суммы выручки в иностранной валюте (п.3 Инструкции № 129, в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.04.2015 № 226).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 октября 2018 г. постановление № 129 на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.09.2018 № 433 «О некоторых вопросах валютного регулирования, связанных с отменой обязательной продажи иностранной валюты» утратило силу.

С 3 августа 2018 г. установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.07.2018 № 301).

 

Для осуществления обязательной продажи юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет в банк не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на счет:

• реестр распределения иностранной валюты по форме согласно приложению к Инструкции № 129 (далее - реестр распределения);

• платежную инструкцию в форме платежного поручения на сумму иностранной валюты, подлежащей продаже на бирже в счет обязательной продажи;

• платежное поручение на сумму иностранной валюты менее лота, установленного на торгах биржи, для продажи банку в счет обязательной продажи (в случае, определенном частью второй п.4 Инструкции № 129);

• платежное поручение на перечисление иностранной валюты с транзитного счета на счет юридического лица или индивидуального предпринимателя, к которому открыт транзитный счет, на сумму, остающуюся после обязательной продажи.

После получения от юридического лица или индивидуального предпринимателя реестра распределения и соответствующих платежных поручений банк аккумулирует на счете по учету средств в расчетах по операциям с иностранной валютой иностранную валюту, необходимую для продажи на бирже, и осуществляет ее продажу в установленном порядке. Продажа банком иностранной валюты на бирже должна быть произведена не позднее 2-го рабочего дня после дня представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем реестра распределения и соответствующего платежного поручения. Белорусские рубли, полученные от осуществления обязательной продажи, зачисляются на текущий (расчетный) счет юридического лица или индивидуального предпринимателя, счет обособленного, структурного подразделения юридического лица, осуществивших обязательную продажу, не позднее следующего рабочего дня после дня проведения торгов (части первая, третья п.18 Инструкции № 129).

В нарушение п.3 Указа № 452, п.3, части первой п.14 Инструкции № 129 обществом 20 декабря 2014 г. была произведена обязательная продажа иностранной валюты (российские рубли) в размере 30 % от суммы выручки в иностранной валюте, поступившей на счет общества в период с 15 по 18 декабря 2014 г. вместо 50 %.

 

Пример 2

Пунктом 17 Инструкции № 129 (в редакции постановления от 21.04.2014 № 255) определено, что, если выручка в иностранной валюте поступила на счет юридического лица, открытый в банке-нерезиденте, юридическое лицо обязано осуществить перечисление иностранной валюты в части, подлежащей обязательной продаже, на свой счет в иностранной валюте в банке, за исключением случая, если на открытом в банке текущем (расчетном) банковском счете юридического лица имеется необходимая для осуществления обязательной продажи сумма иностранной валюты, юридическое лицо вправе осуществить в общеустановленном порядке продажу на бирже иностранной валюты в размере суммы, подлежащей обязательной продаже, без ее перевода со счета, открытого в банке-нерезиденте, на счет в банке.

При поступлении данной иностранной валюты на транзитный счет в банке юридическое лицо обязано представить в банк документы, указанные в п.14 Инструкции № 129. При этом общий срок нахождения части выручки в иностранной валюте, подлежащей обязательной продаже, на счетах в банке-нерезиденте и в банке не может превышать 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на счет в банке-нерезиденте.

Валютная выручка общества поступала на текущие счета филиалов в г. Орел и г. Смоленск в банках-нерезидентах. Иностранная валюта филиалами перечислялась на расчетный счет в региональном отделении ОАО «Белвнешэкономбанк», с которого и осуществлялась обязательная продажа иностранной валюты.

В нарушение пп.14, 17 Инструкции № 129 обществом с нарушением срока (позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на счет) были представлены в банк реестр распределения и платежные поручения для осуществления обязательной продажи и с нарушением установленного срока - позднее 7 рабочих дней со дня поступления на счета в банке-нерезиденте - проведена обязательная продажа иностранной валюты.

Таким образом, обществом с нарушением установленного срока проведения обязательной продажи иностранной валюты от 1 до 15 дней продавалась на внутреннем валютном рынке поступившая иностранная валюта.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 3 ст.11.4 КоАП

Нарушение установленного порядка осуществления деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в том числе с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, либо правил их приемки, хранения, сбора, отгрузки, отпуска, учета, инвентаризации, а равно нарушение правил сдачи их на переработку или в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от 30 до 100 % от стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях (часть 3 ст.11.4 КоАП).

 

Пример 3

По данным бухгалтерского учета ОАО «С» в 2014 году списывались основные средства, содержащие драгоценные металлы (автотранспортные средства, принтер, системный блок и др.).

Учет драгоценных металлов организуется в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения или использования и должен обеспечивать своевременность и точность представления сведений об их количестве и местонахождении (п.29, абзац 2 п.30 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34)).

Списание оборудования, приборов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, находившихся в эксплуатации, осуществляется в установленном порядке. В актах списания должна указываться масса (содержание) драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в подлежащих списанию оборудовании, приборах и иных изделиях, а также масса (содержание) драгоценных металлов и драгоценных камней в подлежащих оприходованию ломе и отходах (п.69 Инструкции № 34).

После утверждения акта списания ценностей, содержащих драгоценные металлы, организации обязаны изъять из них детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгоценные металлы. На изъятые детали, узлы, комплектующие изделия составляется акт демонтажа (изъятия), в котором указываются отдельно наименование, количество и масса в лигатуре изъятых деталей из драгоценных металлов и их сплавов и отдельно наименование, количество ценностей, содержащих драгоценные металлы, в том числе и с покрытием драгоценными металлами, содержание в них драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие. В случае, когда в учетных документах учинена запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания», допускается не отражать в акте демонтажа (изъятия) количество драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях, узлах и комплектующих изделиях. В акте демонтажа (изъятия) отражается соответствие номенклатуры и конструктивного исполнения изъятых узлов, деталей и комплектующих (в том числе установленных на платах), а также примененных сплавов и покрытий их номенклатуре и конструктивному исполнению (виду сплавов и покрытий), предусмотренным паспортом или формуляром. Кроме того, в акте отражаются комплектность изделия и узлов, причины некомплектности изделия или его узлов, причины несоответствия номенклатуры и конструктивного исполнения узлов, деталей и покупных изделий (замена при изготовлении, ремонте, другие причины). Акт демонтажа (изъятия) прилагается к акту списания оборудования (часть первая п.70 Инструкции № 34).

На основании актов списания и в соответствии с прилагаемыми к ним актами демонтажа (изъятия) изъятые детали, узлы, комплектующие изделия, содержащие драгоценные металлы, принимаются на учет в виде лома и отходов драгоценных металлов по номенклатуре, общей массе и массе (содержанию) в них драгоценных металлов в чистоте (часть первая п.71 Инструкции № 34).

В актах на списание объектов основных средств не было указано содержание драгоценных металлов. К вышеуказанным актам на списание основных средств не составлялись, не прилагались акты демонтажа (изъятия) деталей, узлов, комплектующих изделий, содержащих драгоценные металлы. В то же время согласно данным технических паспортов в списанных по указанным актам основных средствах содержались драгоценные металлы.

В соответствии с абзацами 1, 2 части первой п.3, пп.15, 45 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133), лом, содержащий драгметаллы, полученный от разборки списанного имущества, учитывается в составе запасов.

Наличие и движение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, учитываются на субсчете 10-12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы» (части первая, пятнадцатая п.16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - Инструкция № 50)).

В нарушение требований абзацев 1, 2 части первой п.3, пп.15, 45 Инструкции № 133, частей первой, пятнадцатой п.16 Инструкции № 50 в ОАО «С» наличие и движение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, не учитывалось на счетах бухгалтерского учета.

Таким образом, ОАО «С» не было обеспечено соблюдение действующего законодательства при осуществлении деятельности с драгоценными металлами (не велся учет драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, в разрезе материально ответственных лиц и мест хранения, своевременно и точно не представлялись сведения об имеющихся в обществе драгоценных металлах, содержащихся в основных средствах, их количестве и местонахождении), что привело к нарушению требований абзацев 1, 5 п.6, п.29, абзаца 2 п.30, п.34, пп.40, 47, 69, части первой п.70, части первой п.71 Инструкции № 34.

 

Пример 4

Инструкция № 34 распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующих изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, а также осуществляющих сбор и переработку (в том числе рекуперацию драгоценных камней) лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней, если иной порядок не установлен актами законодательства (часть первая п.3 Инструкции № 34).

Организациям, указанным в части первой п.3 Инструкции № 34, необходимо:

• вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также в ломе и отходах;

• проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах хранения и в производстве (местах эксплуатации) и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете (абзацы 1, 4, 5 п.6 Инструкции № 34).

Драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих изделий, а также оборудования, приборов, инструментов, других изделий, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и содержанию (массе), а драгоценные камни - по наименованию, массе и качеству (часть четвертая п.33 Инструкции № 34).

Драгоценные металлы, входящие в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, в том числе импортного производства, независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах.

Допускается определение содержания драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, по данным химических анализов.

При отсутствии указанных в части первой п.34 Инструкции № 34 документов, а также данных химических анализов определение содержания драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, осуществляется комиссией из числа компетентных в данных вопросах работников организации, назначенной руководителем организации, с оформлением акта, утверждаемого руководителем организации, ссылка на который дается в учетных документах. При необходимости могут привлекаться компетентные специалисты сторонних организаций.

Организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания» (п.34 Инструкции № 34).

Согласно п.40 Инструкции № 34 учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется по формам первичных учетных документов, составленных в соответствии со ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Данные по содержанию драгоценных металлов и драгоценных камней в учетные документы заносятся в соответствии со сведениями, указанными в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, другой конструкторской документации), со ссылкой на эту документацию (п.47 Инструкции № 34).

Проверкой было установлено, что в нарушение абзаца 4 п.6, части четвертой п.33, частей первой, второй п.34, пп.40, 47 Инструкции № 34 предприятием в проверяемом периоде и на момент проверки не был обеспечен учет драгоценных металлов, входящих в состав восьми компьютеров, данные по содержанию драгоценных металлов и драгоценных камней не были занесены в учетную документацию на основании сведений о содержании драгоценных металлов.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.11.5 КоАП

Открытие должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем счета в банке или иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь и ведение по ним операций без разрешения Нацбанка, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ (часть 1 ст.11.5 КоАП).

 

Пример 5

Резиденты могут открывать счета в иностранной валюте и белорусских рублях в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь при соблюдении порядка и условий, устанавливаемых Нацбанком (часть первая ст.19 Закона № 226-З).

Субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) открывают счета в иностранной валюте и в белорусских рублях в банках-нерезидентах: без разрешения Нацбанка; в уведомительном порядке; на основании разрешения Нацбанка (п.39 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72)).

Пунктом 40 Правил № 72 установлено, что субъекты валютных операций - резиденты (за исключением банков) без разрешения Нацбанка открывают в банках-нерезидентах счета по учету кредитных операций и счета дипломатических и других официальных представительств Республики Беларусь, консульских учреждений Республики Беларусь.

Субъекты валютных операций - резиденты (за исключением банков и бюджетных учреждений) в уведомительном порядке открывают счета своих представительств в банках государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в национальной валюте того государства - участника ЕАЭС, на территории которого открывается счет представительства. Порядок представления уведомлений устанавливается нормативными правовыми актами Нацбанка.

Субъекты валютных операций - резиденты (за исключением банков) на основании разрешения Нацбанка открывают в банках-нерезидентах иные счета, за исключением счетов, открываемых без разрешения Нацбанка и в уведомительном порядке.

В соответствии с п.401 Правил № 72 субъекты валютных операций - резиденты (за исключением банков и бюджетных учреждений) по счету представительства осуществляют следующие операции:

• зачисление на счет представительства денежных средств, перечисляемых с открытого в банке Республики Беларусь счета субъекта валютных операций - резидента либо со счета, открытого в банке-нерезиденте на основании разрешения Нацбанка, в соответствии со сметой затрат на содержание представительства;

• перечисление денежных средств со счета представительства для проведения операций по содержанию представительства и выполнению функций, непосредственно связанных с его деятельностью, в том числе для оплаты государству - участнику ЕАЭС, на территории которого находится представительство, налогов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей, а также услуг банка-нерезидента, в котором открыт счет представительства.

Счет представительства не может быть использован для проведения операций по осуществлению предпринимательской, инвестиционной деятельности, а также операций по приобретению прав на недвижимое имущество, за исключением прав, возникающих из договора аренды имущества для целей деятельности представительства.

Осуществление операций по счету представительства, не указанных в п.401 Правил № 72, не допускается.

В нарушение вышеуказанных требований филиалом предприятия в банке - нерезиденте Республики Беларусь (г. Москва) был открыт расчетный счет без получения разрешения Нацбанка для осуществления предпринимательской деятельности.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.11.7 КоАП

Нарушение должностным лицом либо кассиром юридического лица или индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций влечет наложение штрафа в размере до 10 БВ (часть 1 ст.11.7 КоАП).

 

Пример 6

Кассовые операции по приему и выдаче наличных денег оформляются по формам документов, установленным законодательством (п.22 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 (далее - Инструкция № 107)).

Типовые формы первичных учетных документов по оформлению кассовых операций установлены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38 (далее - постановление № 38):

• КО-1 «Приходный кассовый ордер» (приложение 1);

• КО-1в «Приходный кассовый ордер» (приложение 2);

• КО-2 «Расходный кассовый ордер» (приложение 3);

• КО-2в «Расходный кассовый ордер» (приложение 4).

Выдача наличных денег из касс юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, привлекающих для осуществления предпринимательской деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, производится по:

• расходному кассовому ордеру формы КО-2;

• платежной ведомости с приложением расходного кассового ордера на общую сумму наличных денег, выплаченных по платежной ведомости (ведомостям), без составления расходного кассового ордера на каждого получателя (часть первая п.27 Инструкции № 107).

Расходные кассовые ордера и другие документы установленных форм заполняются в порядке, установленном Инструкцией по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденной постановлением № 38 (далее - Инструкция № 38) (часть четвертая п.27 Инструкции № 107).

Расходные кассовые ордера форм КО-2, КО-2в заполняются при выдаче из кассы наличных денег соответственно в белорусских рублях и иностранной валюте. В строке «Основание» указывается основание выдачи наличных денег. В строке «Приложение» перечисляются прилагаемые документы (при их наличии). В строке «Предъявлен документ» указываются данные о документе, удостоверяющем (подтверждающем) личность физического лица, которое получает наличные деньги (п.5 Инструкции № 38).

При получении приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей кассир обязан проверить:

• наличие на приходном кассовом ордере подписи главного бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем юридического лица;

• наличие на расходном кассовом ордере, платежной ведомости подписей руководителя юридического лица, главного бухгалтера, индивидуального предпринимателя или лиц, ими уполномоченных;

• правильность заполнения в расходном кассовом ордере реквизитов документа, удостоверяющего личность (справки, подтверждающей личность) получателя;

• наличие прилагаемых документов (п.48 Инструкции № 107).

В случае несоответствия приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей предъявляемым к их заполнению требованиям кассир возвращает документы бухгалтеру, индивидуальному предпринимателю для надлежащего оформления.

В нарушение части четвертой п.27 Инструкции № 107, части второй п.5 Инструкции № 38 на предприятии осуществлялась выдача наличных денежных средств по расходным кассовым ордерам, в которых не были указаны наименование, серия и номер, кем и когда выдан документ, удостоверяющий личность получателя денежных средств.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. следует применять формы КО-1, КО-1в, КО-2, КО-2в и часть вторую п.5 Инструкции № 38 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 44.

 

Пример 7

Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью юридического лица. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера (часть первая п.52 Инструкции № 107).

В нарушение части первой п.52 Инструкции № 107 количество листов кассовой книги предприятия не было заверено подписью руководителя.

Подчистки и незаверенные исправления в кассовой книге не допускаются. Исправления заверяются подписями кассира, главного бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем юридического лица, с указанием инициалов и фамилии (часть четвертая п.52 Инструкции № 107).

В нарушение части четвертой п.52 Инструкции № 107 на предприятии допускались исправления в кассовой книге, не заверенные подписями главного бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем учреждения, а также без указания инициалов и фамилии кассира, главного бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем учреждения.

С 1 июля 2015 г. на предприятии кассовая книга велась с помощью программно-технических средств.

Согласно части второй п.55 Инструкции № 107 в выходной форме «Вкладной лист кассовой книги», последней за месяц (календарный год), автоматически печатается общее количество листов кассовой книги за месяц (календарный год).

В нарушение части второй п.55 Инструкции № 107 на предприятии в выходной форме «Вкладной лист кассовой книги» не печаталось общее количество листов кассовой книги за месяц.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.11.16 КоАП

Незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов влечет наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств (часть 1 ст.11.16 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. размер штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) по части 1 ст.11.16 КоАП - до 100 % указанных средств (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З).

 

Пример 8

В проверяемом периоде финансирование учреждения осуществлялось на основании смет расходов с поквартальным распределением через автоматизированную систему представительства государственного казначейства Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области.

Анализ исполнения смет по бюджетным средствам показал, что в 2013-2015 годах учреждение финансировалось по разделу 04 «Национальная экономика», подраздел 02 «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность», § 75 «Сельскохозяйственные организации, финансируемые из бюджета».

Бюджетные сметы получателей бюджетных средств в двух экземплярах, подписанные руководителями и главными бухгалтерами соответствующих получателей бюджетных средств, после проверки распорядителем бюджетных средств утверждаются руководителем распорядителя бюджетных средств с оттиском печати, датой утверждения на всех экземплярах смет и одновременным указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по бюджетной смете получателя бюджетных средств (часть первая п.21 Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 № 8 (в редакции постановления от 30.01.2009 № 8).

В проверяемом периоде сметные назначения учреждения корректировались путем внесения изменений в виде увеличения (уменьшения) расходов по отдельным статьям, а также передвижек ассигнований между кварталами.

В проверяемом периоде учреждение в процессе осуществления приносящей доходы деятельности получало внебюджетные средства от оказания платных услуг (согласно отчетам об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств по форме 4).

Согласно подп.2.2 п.2 ст.82 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БК) получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.

Под внебюджетными средствами от приносящей доходы деятельности бюджетной организации (далее - внебюджетные средства) понимаются денежные средства, в том числе в иностранной валюте, полученные от деятельности по изготовлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предназначенных для реализации иным физическим и юридическим лицам (далее - предпринимательская деятельность), и от иной приносящей доходы деятельности (п.3 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 (далее - Положение № 641)).

Расходы бюджетной организации, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, делятся на:

• прямые расходы, связанные с производством определенного вида товаров, выполнением определенного вида работ, оказанием определенного вида услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида товаров, работ, услуг (в том числе оплата труда работников, непосредственно осуществляющих вид деятельности, приобретение и (или) потребление в процессе осуществления определенного вида деятельности материальных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, энергоносителей));

• косвенные расходы, связанные с производством нескольких видов товаров, выполнением нескольких видов работ, оказанием нескольких видов услуг, которые включаются в себестоимость определенного вида товаров, работ, услуг по определенной базе распределения (в том числе оплата коммунальных услуг, услуг связи, хозяйственные и прочие текущие расходы) (п.17 Положения № 641).

Пунктом 18 Положения № 641 установлено, что для разделения расходов бюджетной организации по источникам финансирования (средства бюджета и внебюджетные средства) расходы, необходимые для функционирования бюджетной организации, распределяются между расходами бюджета и расходами по предпринимательской деятельности.

При этом при осуществлении бюджетной организацией приносящей доходы деятельности, аналогичной финансируемой за счет средств бюджета основной деятельности, распределение косвенных расходов бюджетной организации осуществляется исходя из пропорции (удельного веса в общем объеме) по планируемым объемным показателям (количество обслуживаемых, занимаемая площадь, время эксплуатации помещения и др.), применяемым при осуществлении данного вида экономической деятельности.

В случае если распределить косвенные расходы в соответствии с частью второй п.18 Положения № 641 невозможно, применяется пропорция, устанавливаемая исходя из сложившегося за предыдущий финансовый год удельного веса источника доходов к общей сумме поступлений внебюджетных средств и кассовых расходов по средствам бюджета.

Порядок распределения расходов по приносящей доходы деятельности устанавливается в учетной политике бюджетной организации (п.19 Положения № 641).

В нарушение п.19 Положения № 641 учреждением в учетной политике на 2013-2015 годы порядок распределения расходов при осуществлении приносящей доходы деятельности не устанавливался.

В нарушение п.18 Положения № 641 учреждением в 2013-2014 годах и I квартале 2015 г. при осуществлении приносящей доходы деятельности в виде оказания платных услуг (предпринимательская деятельность), аналогичной финансируемой за счет средств бюджета основной деятельности, распределение косвенных расходов между расходами бюджета (расходы по обеспечению функционирования учреждения по подразделу 0402, § 75, функциональной классификации расходов бюджета) и расходами по указанному виду предпринимательской деятельности по установленной частями второй, третьей п.18 Положения № 641 пропорции не осуществлялось. В результате в расходной части сметы доходов и расходов внебюджетных средств в 2013-2014 годах и I квартале 2015 г. не были в полном объеме предусмотрены расходы на оплату коммунальных услуг по статьям 1.10.07.01 «Оплата потребления тепловой энергии» и 1.10.07.03 «Оплата потребления электрической энергии».

В соответствии с п.1 ст.136 БК под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством.

Таким образом, учреждением было незаконно получено финансирование из областного бюджета вследствие включения в бюджетную смету (подраздел 0402, § 75) завышенных сумм косвенных расходов на оплату коммунальных услуг, то есть нарушены требования подп.2.2 п.2 ст.82 БК, п.18 Положения № 641.

 

Пример 9

Нормы расхода топлива на модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в качестве рекомендуемых и в течение года проходят эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанного срока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в качестве обязательных для применения (п.6 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее - Инструкция № 141)).

Проверкой правильности применения предприятием норм расхода топлива на трех легковых специальных автомобилях было установлено, что норма расхода топлива на специальный легковой автомобиль Chevrolet Niva приказом не была установлена и применялась согласно паспорту по технической эксплуатации автомобиля - 10,8 л/100 км.

С 1 августа 2012 г. вступило в силу постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3 (далее - постановление № 3), которым утверждены нормы расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование. Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 02.09.2014 № 31 внесены дополнения и изменения в постановление № 3, которые вступили в силу 27.10.2014. Так, с 1 августа 2012 г. постановлением № 3 на эксплуатируемый учреждением специальный автомобиль Chevrolet Niva (двигатель ВАЗ 2123) установлена норма расхода топлива 9,6 л/100 км (применялась 10,8 л/100 км), с 27 октября 2014 г. постановлением № 3 установлена норма расхода топлива 10,1 л/100 км.

В нарушение п.6 Инструкции № 141 в результате неправильно примененных норм расхода топлива на специальный автомобиль Chevrolet Niva учреждением было списано бензина АИ-92 больше, чем установлено постановлением № 3. В результате неправильно примененных норм расхода топлива на специальный автомобиль Chevrolet Niva учреждением было незаконно получено финансирование из бюджета.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 ст.11.16 КоАП

Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств (часть 2 ст.11.16 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. нарушение норм части 2 ст.11.16 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - до 100 % указанных средств (в редакции Закона № 95-З).

 

Пример 10

Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней (п.1 ст.137 БК).

В соответствии с решением облисполкома финансовым управлением на основании договора ОАО «В» была предоставлена бюджетная ссуда на пополнение собственных оборотных средств в сумме 5 млрд руб. Проверкой использования средств указанной ссуды было установлено, что ОАО «В» допущено нецелевое использование бюджетной ссуды. Полученная по решению облисполкома ссуда в сумме 5 млрд руб. согласно платежному поручению была направлена ОАО «В» на погашение кредита банка, то есть на цели, не соответствующие условиям их получения.

 

Пример 11

Заводу из областного бюджета было выделено 5 млрд руб. Указанные средства завод имел право использовать для выплаты заработной платы работникам, приобретения горюче-смазочных материалов, энергоресурсов, погашения задолженности по ним, а также погашения кредитов банков, полученных на указанные цели, и процентов по ним. Вместе с тем заводом часть указанных средств была использована не по целевому назначению. Так, заводом из полученных средств потрачено на оплату услуги связи 6 млн руб.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 4 ст.11.16 КоАП

Не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, а равно уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ (часть 4 ст.11.16 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2016 г. административная ответственность по части 4 ст.11.16 КоАП предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (в редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З).

 

Пример 12

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, включая процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним договора на государственную закупку (ст.2 Закона № 419-З).

Государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (абзац 3 ст.1 Закона № 419-З).

Информация о государственных закупках, за исключением сведений, указанных в части первой п.3 ст.18 Закона № 419-З, и акты законодательства о государственных закупках размещаются на белорусском и (или) русском языках в открытом доступе на официальном сайте (части первая, третья, пятая п.1 ст.18 Закона № 419-З).

К информации о государственных закупках относятся годовые планы государственных закупок, приглашения к участию в процедурах государственных закупок, документы, представляемые участнику для подготовки предложения на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, сообщения о результатах процедур государственных закупок, сведения о договорах, определяемые Советом Министров Республики Беларусь (далее - Совет Министров), список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, а также изменения и дополнения к ним, протоколы заседаний комиссий по вопросам открытия предложений, отклонения предложений и подведения итогов процедуры государственной закупки в случае проведения открытых конкурсов, электронных аукционов.

Информация о государственных закупках размещается на официальном сайте и электронной торговой площадке заказчиком (организатором), уполномоченным государственным органом по государственным закупкам в электронном виде, если иное не установлено Законом № 419-З и иными актами законодательства о государственных закупках.

В нарушение части первой п.1 ст.18 Закона № 419-З учреждением в открытом доступе на официальном сайте не была размещена информация о государственных закупках.

 

Пример 13

Процедура запроса ценовых предложений - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, победителем которого признается участник, предложивший наименьшую цену предложения (части первая, вторая п.1 ст.49 Закона № 419-З).

Процедура запроса ценовых предложений применяется при государственной закупке товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости которых определяется Советом Министров, в том числе товаров (работ, услуг) согласно перечням для применения электронных аукционов и биржевых торгов, а также в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты.

Процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки:

• товаров от 300 до 1 000 БВ;

• работ (услуг) от 300 до 3 000 БВ (подп.1.5 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»).

Процедура закупки из одного источника проводится при осуществлении государственных закупок (в том числе если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) согласно приложению к Закону № 419-З.

Заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется количеством частей (лотов) (пп.2, 3 ст.50 Закона № 419-З).

В нарушение части второй п.1 ст.49, п.2 ст.50 Закона № 419-З учреждением без применения процедуры запроса ценовых предложений были приобретены товары за счет средств бюджета.

 

Пример 14

В июле 2015 г. учреждением с применением процедуры закупки из одного источника за счет средств бюджета были приобретены товарно-материальные ценности.

Справка о процедуре государственной закупки составляется заказчиком (организатором) в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся (п.1 ст.29 Закона № 419-З).

Справка о процедуре государственной закупки должна содержать сведения, установленные п.2 ст.29 Закона № 419-З.

В нарушение п.1 ст.29 Закона № 419-З учреждением справки о процедурах государственных закупок из одного источника не составлялись.

 

Пример 15

Заказчик (организатор), если иное не установлено Законом № 419-З, извещает в течение 3 рабочих дней:

• всех участников - со дня принятия решения обо всех изменениях, вносимых в документы, представляемые участнику для подготовки предложения, а также о выборе участника-победителя, заключении договора, об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся;

• участников, предложения которых отклонены, - со дня принятия решения о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся;

• любого из участников по его запросу - после получения запроса (п.1 ст.27 Закона № 419-З).

В нарушение абзаца 2 п.1 ст.27 Закона № 419-З учреждением несвоевременно были извещены участники процедуры закупки о выборе участника-победителя и заключении с ним договора.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.11.37 КоАП

Необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 2 % от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции (часть 1 ст.11.37 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 1 ст.11.37 КоАП составляет до 30 БВ, а на ИП или юридическое лицо - до 0,5 % от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции (в редакции Закона № 95-З).

 

Пример 16

Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме, за исключением случаев, предусмотренных в части пятой подп.1.4 и части первой подп.1.5 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178), при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа (абзац 3 части первой подп.1.4 п.1 Указа № 178).

При импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг согласно внешнеторговому договору (абзац 2 подп.1.9 п.1 Указа № 178).

Датой завершения внешнеторговой операции при импорте в случаях, предусмотренных в подп.1.9 п.1 Указа № 178, считается дата поступления товаров (получения охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг (абзац 3 подп.1.6.2 п.1 Указа № 178).

Датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза (далее - ТК ТС), определенные Нацбанком для целей валютного контроля (часть первая подп.1.6.3 п.1 Указа № 178).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017.

 

Под таможенными процедурами для целей валютного контроля понимаются таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС, за исключением таможенной процедуры транзита и специальной таможенной процедуры (подп.1.3 п.1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций»).

Виды таможенных процедур установлены п.1 ст.202 ТК ТС.

При исполнении внешнеторгового контракта ОАО «З» 21 августа, 4, 5 и 10 декабря 2014 г. в адрес иностранной компании были произведены авансовые платежи за запасные части к насосам на общую сумму 150 000 долл. США. Иностранной компанией по CMR-накладной от 07.10.2014 были поставлены и обществом 9 октября 2014 г. оприходованы на склад запасные части стоимостью 55 000 долл. США (декларация на товары зарегистрирована таможенным органом 9 октября 2014 г., приходный ордер от 09.10.2014). Кроме того, по CMR-накладной от 17.11.2014 компанией были поставлены и обществом помещены 27 февраля 2015 г. под таможенную процедуру «Таможенный склад» запасные части стоимостью 95 000 долл. США (декларация на товары зарегистрирована 27 февраля 2015 г., на момент проверки товары находятся на таможенном складе в соответствии с договором хранения).

В соответствии с частью второй подп.1.5 п.1 Указа № 178 сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров и Нацбанком.

В случае если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением (п.5 Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 августа 2018 г. следует руководствоваться п.5 Инструкции № 52 в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.08.2018 № 348.

 

Разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции по внешнеторговому контракту обществом не было получено.

В нарушение абзаца 3 части первой подп.1.4 п.1 Указа № 178 ОАО «З» в период с 3 по 27 февраля 2015 г. не было обеспечено своевременное завершение внешнеторговой операции при импорте товаров на сумму 95 000 долл. США (превышение установленного законодательством срока составило от 19 до 25 дней).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2017 г. следует руководствоваться подп.1.4 п.1 Указа № 178 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.06.2017 № 221. Срок завершения внешнеторговой операции при экспорте, в том числе по договорам комиссии, - не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров; при импорте - не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа.

 

Пример 17

При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем поступления денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору (абзац 2 подп.1.7 п.1 Указа № 178).

Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме при экспорте - не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии - не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг (абзац 2 части первой подп.1.4 п.1 Указа № 178).

Датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС, определенные Нацбанком для целей валютного контроля. Если в соответствии с законодательством совершение таможенных операций не производится, датой отгрузки товаров считается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке (части первая, вторая подп.1.6.3 п.1 Указа № 178).

Датой поступления денежных средств от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг считается дата их зачисления на счет экспортера в банке, а в случаях, предусмотренных законодательством, - на счета в банках-нерезидентах, кроме случаев, перечисленных в подп.1.8 п.1 Указа № 178 (подп.1.6.4 п.1 Указа № 178).

При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров совместно с Нацбанком (абзац 6 подп.1.7 п.1 Указа № 178).

При экспорте внешнеторговая операция в установленные Указом № 178 сроки может быть завершена путем полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга (абзац 3 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга»).

Датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается при полном или частичном зачете встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении, а также при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга - дата совершения стороной, получившей оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, которым оформлен зачет встречных однородных требований (абзац 2 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2009 № 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте»).

Сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров и Нацбанком (часть вторая подп.1.5 п.1 Указа № 178).

По контракту ОАО «Р» осуществляло реализацию товара обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Т» (Российская Федерация). Согласно товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 30.10.2014, от 06.11.2014, от 08.11.2014, от 08.11.2014, от 13.11.2014, от 18.11.2014, от 21.11.2014, от 03.12.2014 обществом в адрес ООО «Т» (Российская Федерация) было отгружено товара на общую сумму 15 800 000 рос. руб. По состоянию на 11 мая 2015 г. у общества дебетовое сальдо с ООО «Т» (Российская Федерация) составило 7 900 000 рос. руб.

Превышение установленного законодательством срока по состоянию на 20 мая 2015 г. составляло от 78 до 93 дней (предельный срок поступления выручки от экспорта товара по ТТН от 18.11.2014 - 16 февраля 2015 г. в сумме 2 700 000 рос. руб., по ТТН от 21.11.2014 - 19 февраля 2015 г. в сумме 3 100 000 рос. руб., по ТТН от 03.12.2014 - 3 марта 2015 г. в сумме 2 100 000 рос. руб.).

20 мая 2015 г. был заключен договор цессии (уступки права требования) между нерезидентами Республики Беларусь: «S» (Нидерланды) (далее - цедент) и ООО «Т» (Российская Федерация) (далее - цессионарий), по которому цедент передает (уступает), а цессионарий принимает право требования денежных средств по контракту, заключенному между «S» (Нидерланды) и ОАО «Р» (Республика Беларусь).

Между ОАО «Р» (Республика Беларусь) и ООО «Т» (Российская Федерация) был произведен зачет взаимных требований по контрактам между ОАО «Р» и ООО «Т» и между «S» и ООО «Т». Таким образом, указанные внешнеторговые операции были завершены 20 мая 2015 г.

В нарушение абзаца 2 части первой подп.1.4 п.1 Указа № 178 ОАО «Р» не обеспечило своевременное завершение внешнеторговых операций при экспорте товаров по внешнеторговому договору, заключенному с ООО «Т» (Российская Федерация), в сумме 7 800 000 рос. руб. (превышение срока составило от 78 до 93 дней).

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.11.42 КоАП

Представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 20 % контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров (ст.11.42 КоАП).

 

Пример 18

При поставке товара за пределы Таможенного союза в рамках контракта, заключенного с ООО «А» (Украина), ОАО «З» представило в таможенные органы экспортные декларации на товары, в которых были указаны недостоверные данные о характере внешнеэкономической сделки, чем были нарушены требования подп.7 п.2 ст.181 ТК ТС, п.11, подп.24) п.15, пп.16, 17 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, а именно в экспортных декларациях во 2-м подразделе графы 24 «Характер сделки» был указан код 21 (рассрочка платежей до одного года) классификатора особенности внешнеэкономической сделки, установленного постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.12.2010 № 48 (далее - Классификатор сделки).

Однако контрактом была предусмотрена форма расчетов: 100-процентная предварительная оплата согласно выставленному счету-фактуре и подписанной сторонами спецификации. Спецификация формируется сторонами на каждую отдельную партию товара. Кроме того, оплату товара ООО «А» (Украина) осуществляет до перехода товаров в его распоряжение.

Таким образом, в графе 24 деклараций на товары необходимо было указать характер сделки с кодом 11 (производство платежей до перехода товаров в распоряжение покупателей) или 12 (в момент перехода товаров в распоряжение покупателя) Классификатора сделки.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.11.43 КоАП

Проведение внешнеторговой операции без наличия в предусмотренных законодательством случаях лицензии или других разрешительных документов либо неисполнение обязанности по регистрации сделки влекут наложение штрафа в размере от 5 до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 20 % стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст.11.43 КоАП).

 

Пример 19

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком (часть первая подп.1.11 п.1 Указа № 178).

В ходе проверки было установлено, что унитарное предприятие (УП) «П» допущено неисполнение обязанности по регистрации сделки в обслуживающем банке в установленные сроки. Так, при исполнении договора от 22.04.2015, заключенного между ООО «В», Российская Федерация (поставщик), и УП «П» (покупатель) (сумма договора - 200 000 евро), по CMR-накладной от 11.06.2015 и товарной накладной от 11.06.2015 в адрес УП «П» поступило оборудование, которое было оприходовано по приходному ордеру от 17.07.2015. Сделка была зарегистрирована в обслуживающем банке только 18 июля 2015 г.

 

Пример 20

Согласно договору от 13.10.2014, заключенному с ООО «К» (Российская Федерация), ОАО «Л» поставляло ООО «К» продукцию собственного производства. Предоплата по указанному договору составила 5 000 евро (платежное поручение от 14.10.2014, дата проведения платежа 14 октября 2014 г.) и окончательный расчет произведен 20 октября 2014 г. (платежное поручение от 20.10.2014, дата проведения платежа - 20 октября 2014 г.). Товар в адрес ООО «К» был поставлен по ТТН от 15.10.2014.

В нарушение подп.1.11 п.1 Указа № 178 договор от 13.10.2014, заключенный с ООО «К» (Российская федерация), в обслуживающем банке был зарегистрирован только 17 октября 2014 г.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.11.44 КоАП

Непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо ее отсутствие влекут наложение штрафа в размере от 2 до 10 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от 10 до 100 БВ (ст.11.44 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. ответственность по ст.11.44 КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 БВ (в редакции Закона № 95-З).

 

Пример 21

В соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны в установленные сроки по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством в отношении этих товаров совершение таможенных операций не производится, представить в порядке и случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, в центр статистического декларирования для регистрации статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию (абзац 3 подп.1.16.1 п.1 Указа № 178).

Статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам (поступлениям) товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, отгруженных (поставленных) на одних и тех же условиях, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам (поступлениям) составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более (часть вторая подп.1.3 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров»).

В соответствии с договором в адрес ОАО «З» 31 октября 2014 г. по ТН от 28.10.2014 от ЗАО «М» (Российская Федерация) было получено оборудование, срок предоставления экспортной статистической декларации по данной поставке - 12 ноября 2014 г., фактически она была предоставлена в центр статистического декларирования 28 ноября 2014 г., то есть зарегистрирована спустя 16 дней.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.11.77 КоАП

Нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности, влечет наложение штрафа в размере до 50 БВ (ст.11.77 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. ответственность по ст.11.77 КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 БВ (в редакции Закона № 95-З).

 

Пример 22

Республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, осуществляют закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг) (закупки за счет собственных средств) в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229), если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (подп.1.1 п.1 постановления № 229).

Пунктом 51 постановления № 229 рекомендовано местным Советам депутатов определить с учетом положений постановления № 229 порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности.

В соответствии с подп.1.1, 1.2 п.1 решения Могилевского городского Совета депутатов от 16.09.2014 № 5-7 «Об определении порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - решение № 5-7, вступило в силу 29 октября 2014 г.) коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в собственности г. Могилева, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) находится в собственности г. Могилева и (или) принадлежит организациям, имущество которых находится в собственности г. Могилева, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи (далее - организации), осуществляют закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг) (закупки за счет собственных средств) в соответствии с решением № 5-7, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Действие решения № 5-7, за исключением части второй подп.2.10 п.2, не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств по перечню согласно приложению.

В соответствии с подп.2.1 п.2 решения № 5-7 организация осуществляет закупки за счет собственных средств с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника.

Виды таких процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, определяются организацией в порядке осуществления закупок за счет собственных средств с учетом требований, содержащихся в подп.2.2-2.13 п.2 решения № 5-7.

Порядок закупок за счет собственных средств утверждается:

• руководителем организации в случае, если организацией являются коммунальное унитарное предприятие, иное юридическое лицо, имущество которого находится в собственности г. Могилева;

• советом директоров (наблюдательным советом), правлением (дирекцией) либо директором (генеральным директором) в случае, если организацией является хозяйственное общество, определенное в подп.1.1 п.1 решения № 5-7.

Порядок закупок за счет собственных средств размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в течение 3 рабочих дней после его утверждения.

Пунктом 3 решения № 5-7 возложена персональная ответственность на руководителей организаций за необеспечение выполнения требований законодательства о закупках за счет собственных средств, в том числе решения № 5-7.

Согласно установленному Порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (далее - Порядок закупок) общество осуществляет закупки за счет собственных средств с применением процедуры закупки из одного источника и конкурентных процедур закупок, указанных в Порядке закупок. Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров (работ, услуг) осуществляется с применением следующих процедур закупок:

• запрос ценовых предложений при ориентировочной стоимости закупки от 1 000 до 20 000 БВ;

• конкурс (открытый конкурс, двухэтапный открытый конкурс, открытый двухэтапный конкурс с применением редукциона (конкурс-редукцион) при ориентировочной стоимости закупки от 20 000 БВ и более;

• закупки из одного источника при ориентировочной стоимости закупки от 1 000 БВ и более;

• электронный аукцион.

Проверкой было установлено, что в соответствии с контрактами от 10.03.2015, заключенным с организацией «М» (Литва), в марте 2015 г. общество закупило товар на 1 млн долл. США по одному контракту и на 5 млн долл. США по другому контракту в нарушение подп.1.1 п.1, части первой подп.2.1 п.2 решения № 5-7 без проведения конкурентных процедур закупок (запроса ценовых предложений, конкурса).

 

30.11.2015

 

Юрий Навойчик, юрист