Пособие от 21.10.2015
Автор: Навойчик Ю.

Нарушения в области предпринимательской деятельности, выявляемые органами ведомственного контроля (глава 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.12.7 КоАП

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.12.17 КоАП

Нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст.12.17 КоАП

Нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст.12.19 КоАП

Нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст.12.20 КоАП

 

Материал помещен в архив

 

НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(глава 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (далее - БВ), на индивидуального предпринимателя - от 10 до 200 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью (часть 1 ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 1 ст.12.7 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 200 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до 500 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З).

 

Пример 1

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности, если они определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450) (п.14 Положения № 450).

Деятельность в области промышленной безопасности включает составляющие работы и услуги, указанные в п.6 приложения 1 к Положению № 450 (п.135 Положения № 450).

В случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое аналогичной лицензии не имеет, последнее из них при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности присоединенного юридического лица в месячный срок со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано обратиться за выдачей новой лицензии в порядке, установленном Положением № 450 (часть третья п.70 Положения № 450).

При этом в случае реорганизации лицензиата - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного лицензиата - юридического лица (абзац 3 подп.86.1 п.86 Положения № 450).

Осуществление видов деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих виды деятельности, указанных в приложении 1 к Положению № 450, без лицензий, является незаконным и запрещается (абзац 2 п.3 Положения № 450).

Открытое акционерное общество (ОАО) «Л» после реорганизации путем присоединения к нему организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности, в Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь за получением лицензии на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности не обращалось.

В нарушение абзаца 2 п.3, п.14, части третьей п.70, п.135 Положения № 450 общество осуществляло эксплуатацию опасного производственного объекта (котельной) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2017 г. следует руководствоваться Положением № 450 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 379.

 

Пример 2

Опасными производственными объектами являются цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону Республики Беларусь от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 363-З) (ст.2 Закона № 363-З). К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых в том числе используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С (п.2 приложения 1 к Закону № 363-З).

Открытым акционерным обществом «П» была получено специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности. Срок действия лицензии закончился 28 сентября 2014 г. К лицензии на отдельном листе прилагался перечень работ, услуг, составляющих вид деятельности, указанной в лицензии. Согласно подп.1.2 п.1 данного перечня общество имело право на эксплуатацию опасных производственных объектов, а именно котельной, где используется оборудование под давлением более 0,07 МПа (паровые котлы). Новая лицензия обществом не была получена и старая лицензия не была продлена.

Таким образом, ОАО «П» в нарушение абзаца 1 п.3 Положения № 450, подп.6.2.1 п.6 приложения 1 к Положению № 450 осуществляло деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта - котла E-1,0-0,9, М-3, минимальное рабочее давление которого на выходе 0,2-0,5 МПа, без наличия специального разрешения (лицензии) на право осуществления данной деятельности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2016 г. взамен Закона № 363-З принят новый Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности». Перечень опасных производственных объектов приведен в приложении 1 к новому Закону.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Нарушение правил торговли и оказания услуг населению влечет наложение штрафа в размере до 10 БВ (часть 1 ст.12.17 КоАП).

 

Пример 3

Ассортиментный перечень товаров - перечень товаров, которые должны быть в продаже в торговом объекте, в котором осуществляется розничная торговля, постоянно или в течение периода, предназначенного для их продажи (п.4 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»). Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли для торгового объекта, в котором осуществляется розничная торговля, за исключением случаев, указанных в п.5 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее - Положение № 703), исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, утверждаемого Министерством торговли Республики Беларусь, в зависимости от вида и типа розничного торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера с указанием классов и (или) групп товаров, видов товаров и количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и иных разновидностей), которых в таком перечне должно быть не менее, чем в перечне товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, для соответствующего вида и типа розничного торгового объекта (часть первая п.3 Положения № 703).

В нарушение п.4 Положения № 703 ассортиментный перечень товаров не размещен в магазине на доступном для покупателей месте. В магазине отсутствовали в продаже предусмотренные ассортиментным перечнем отделочные материалы - два наименования, клей - одно наименование, сухие строительные смеси - пять наименований.

В нарушение требований части первой п.4 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее - Правила продажи), режим работы магазина, указанный на фасаде здания, не соответствовал утвержденному и согласованному режиму работы. В нарушение части второй п.11 Правил продажи в магазине в доступном для покупателя месте не была размещена информация о месте нахождения книги замечаний и предложений. В нарушение абзацев 1 и 3 части второй п.12 Правил продажи не доведена до сведения покупателей доступным способом, принятым в торговле, информация о месте нахождения продавца. В нарушение п.45 Правил продажи не доведены до сведения покупателей в доступной форме Правила продажи.

 

Пример 4

Исполнитель обязан указать на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения), в котором размещается исполнитель, свое наименование (фирменное наименование), наименование объекта бытового обслуживания, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество, наименование объекта бытового обслуживания индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования), режим работы, вид объекта бытового обслуживания (ателье, парикмахерская, прачечная, химчистка и др.) или наименование оказываемых бытовых услуг (п.3 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590 (далее - Правила бытового обслуживания)).

В нарушение п.3 Правил бытового обслуживания на момент проверки в торговом объекте общество с дополнительной ответственностью «С» на вывеске не было размещено его наименование (фирменное наименование), наименование объекта бытового обслуживания, вид объекта бытового обслуживания или наименование оказываемых бытовых услуг.

Режим работы исполнителя устанавливается по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами и должен соответствовать объявленному режиму работы (п.4 Правил бытового обслуживания).

В приемном пункте в удобном для обозрения потребителем месте должна быть размещена на белорусском или русском языке информация, указанная в части первой п.5 Правил бытового обслуживания.

В нарушение абзаца 2 п.5 Правил бытового обслуживания на момент проверки в приемном пункте общества на стенде размещалась недостоверная информация о месте нахождения исполнителя.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2018 г. п.4 Правил бытового обслуживания изложен в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2018 № 515.

Нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 30 до 500 БВ (часть 2 ст.12.17 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 2 ст.12.17 КоАП предполагает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 500 БВ (в редакции Закона № 95-З).

 

Пример 5

В нарушение требований части первой п.25, п.27 Правил продажи в торговом зале магазина находились следующие товары с истекшими сроками годности и хранения:

• краска водно-дисперсионная «LAUBGLANZ» массой 1 кг стоимостью 100 000 руб. за 1 банку, дата изготовления - 31 января 2012 г., срок годности - 24 месяца, или до 31 января 2014 г., в количестве 10 банок;

• фуга водоотталкивающая массой 2 кг, дата изготовления - 16 января 2014 г., срок хранения - 12 месяцев, или до 16 января 2015 г., стоимостью 350 000 руб. за 1 пакет, в количестве 10 пакетов;

• фуга «Ceresit» массой 2 кг, дата изготовления - 7 августа 2012 г., срок хранения - 12 месяцев, или до 7 августа 2013 г., стоимостью 35 000 руб. за 1 пакет, в количестве 10 пакетов.

Нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст.12.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Осуществление вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в суммах, превышающих пределы, установленные законодательством, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 100 % от суммы такого превышения (часть 2 ст.12.19 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 2 ст.12.19 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 100 % от суммы превышения (в редакции Закона № 95-З).

 

Пример 6

Выборочной проверкой соблюдения требований Указа Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» (далее - Порядок расчетов) было установлено следующее.

В соответствии с абзацами 3, 4 подп.2.1 п.2 Порядка расчетов при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели обязаны вне очереди производить платежи в счет:

• погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН), выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению. При отсутствии или недостаточности средств в белорусских рублях на текущих (расчетных) счетах указанные платежи осуществлять за счет средств, полученных от продажи (в том числе обязательной) иностранной валюты. В этом случае продажа средств, поступивших на текущие (расчетные) счета в иностранной валюте, должна производиться до исполнения предъявленных к данным счетам платежных требований или иных платежных инструкций;

• погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов в ФСЗН, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы.

Бюджет прожиточного минимума ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала (часть вторая ст.4 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»).

Индекс потребительских цен рассчитывается Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь и ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации, в том числе нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации (ст.11 Закона Республики Беларусь от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции»).

В нарушение абзаца 3 подп.2.1 п.2 Порядка расчетов общество в феврале-декабре 2014 г. при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов вне очереди производило платежи в счет погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, превышающих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в ФСЗН, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке.

Нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст.12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а равно отсутствие указанного оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 10 до 200 БВ (часть 1 ст.12.20 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 1 ст.12.20 КоАП - до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ (в редакции Закона № 95-З).

 

Пример 7

Внесение в книгу кассира исправлений осуществляется путем зачеркивания ошибочных записей и надписи правильных, которые заверяются подписями лица, уполномоченного юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем (часть шестая п.14 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение № 924/16)).

В нарушение части шестой п.14 Положения № 924/16 в книгу кассира-операциониста к кассовому суммирующему аппарату, зарегистрированную в инспекции Министерства по налогам и сборам, были внесены исправления, не заверенные подписью кассира либо иного лица, уполномоченного осуществлять прием наличных денежных средств. Исправления в книге кассира-операциониста производились путем замазывания ошибочных записей корректором.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2018 г. следует руководствоваться частью седьмой п.16 Положения № 924/16 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2017 № 1040/17.

 

21.10.2015

 

Юрий Навойчик, юрист