


Материал помещен в архив
НАРУШЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ПЕРЕВОЗКИ, ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ХРАНЕНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА, РЕГИСТРАЦИИ СДЕЛОК ПО ПЕРЕДАЧЕ (ОТЧУЖДЕНИЮ) ОПАСНЫХ ОТХОДОВ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ОРГАНАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Нарушение требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя - до 200 БВ, а на юридическое лицо - до 1 000 БВ (часть 2 ст.15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
Пример 1 Ртутьсодержащие отходы в организации были представлены люминесцентными трубками отработанными (код 3532604), которые хранятся на складе предприятия в картонных коробках, помещаемых в металлический ящик. Допустимое количество накопления люминесцентных трубок отработанных, необходимое для перевозки на объекты по использованию отходов, определенное инструкцией по обращению с отходами организации, - 1 000 шт., а максимальный срок хранения - 1 год. Согласно форме государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды), утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.09.2013 № 208, остаток люминесцентных трубок отработанных на 1 января 2015 г. составил 1 500 шт. Допустимое количество накопления отходов производства данного вида на 1 января 2015 г. превышено на 500 шт. Согласно названной выше форме 1-отходы (Минприроды) остаток люминесцентных трубок отработанных на 1 января 2014 г. составил 1 000 шт. За 2014 год люминесцентных трубок отработанных образовалось 500 шт. Организацией сдача люминесцентных трубок за 2014 год не производилась. Согласно товарно-транспортным накладным от 08.07.2015 (500 шт. трубок), от 04.09.2015 (500 шт. трубок) организацией было сдано люминесцентных трубок отработанных общим количеством только 1 000 шт., то есть было допущено превышение максимального срока их хранения. Кроме того, в нарушение пп.3 и 11 Инструкции о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 № 112, организацией до апреля 2015 г. перевозка отходов осуществлялась без оформления сопроводительных паспортов перевозки отходов производства, не велся журнал регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2018 г. п.3 Инструкции № 112 изложен в новой редакции постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.02.2018 № 3: сопроводительный паспорт перевозки отходов производства (далее - сопроводительный паспорт) оформляется собственником отходов производства путем заполнения всех реквизитов для перевозки отходов, предназначенных для использования, обезвреживания, хранения, захоронения, до начала перевозки отходов производства. В случае, если перевозка отходов производства (за исключением перевозки опасных отходов и грузов, которая осуществляется с соблюдением международных договоров Республики Беларусь) осуществляется при наличии товарно-транспортной накладной, сопроводительный паспорт не оформляется. С 1 января 2019 г. действуют форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и Указания по заполнению данной формы, утвержденные постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.10.2018 № 103. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2018 год. |
![]() |
Пример 2 Порядок инвентаризации отходов производства определен Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17 (далее - Инструкция № 17). Согласно пп.2, 6 Инструкции № 17 инвентаризация отходов производства проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Инвентаризация проводится не реже одного раза в год в сроки, определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года. Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ, в котором: • устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации; • назначается комиссия по проведению инвентаризации; • определяется перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях; • определяется перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации (п.9 Инструкции № 17). Работа по проведению инвентаризации включает следующие этапы: • подготовительный; • инвентаризационное обследование; • обобщение сведений об инвентаризации (п.11 Инструкции № 17). Акт инвентаризации отходов производства (приложение 3 к Инструкции № 17) включает: • титульный лист; • сведения по результатам инвентаризации, оформленные согласно приложению к акту инвентаризации отходов производства; • перечень мероприятий по учету отходов, определению их качественных и количественных показателей, разработки нормативов образования отходов производства (п.15 Инструкции № 17). Акт инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации и утверждается руководителем организации. В нарушение подп.1.6 п.1 ст.17, п.2 ст.35 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З), п.6 Инструкции № 17 в 2014-2015 годах инвентаризации отходов производства на предприятии не проводились.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует применять п.2 Инструкции № 17 и форму акта инвентаризации отходов производства в редакции постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39. С 9 декабря 2019 г. ст.17 и 35 Закона № 271-З изложены в новой редакции Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З (далее - Закон № 186-З). |
![]() |
Пример 3 В ходе обследования мест временного хранения отходов производства унитарного предприятия (УП) «П» было установлено, что на производственной базе, расположенной по месту нахождения предприятия, не было обеспечено разделение отходов по видам, что является нарушением подп.1.1 п.1 ст.17 Закона № 271-З. Так, на контейнерной площадке, предназначенной согласно карте-схеме хранения отходов производства УП «П» для сбора отходов разных классов опасности, был установлен лишь один контейнер с надписью «Мусор», в котором хранились разные виды отходов в смешанном виде: • отходы производства, подобные жизнедеятельности населения (код - 9120400, класс опасности - неопасные); • смет от уборки территорий промышленных предприятий и организаций (код - 9120800, класс опасности - 4); • обтирочный материал, загрязненный маслами 15 % и более (код - 5820602, класс опасности - 3). В ходе обследования территории производственной базы УП «П» был установлен факт хранения отходов (стружка стальная незагрязненная, код - 351102) вне санкционированных мест их хранения - возле ремонтной мастерской, что является нарушением пп.1 и 2 ст.25 Закона № 271-З. Вышеуказанное место хранения отходов не было установлено в разрешении на хранение и захоронение отходов производства и указано в инструкции по обращению с отходами производства предприятия. Кроме того, площадка временного хранения изношенных шин не имела бетонированного или асфальтированного покрытия, что не соответствует требованиям п.12 ГОСТ 8407-89* «Сырье вторичное резиновое. Покрышки и камеры шин. Технические условия», введенного в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/17286/17286). При этом в период с 9 февраля по 9 апреля 2015 г. (до получения нового разрешения) УП «П» осуществляло свою деятельность без разрешения на хранение и захоронение отходов производства, что является нарушением ст.17 и 25 Закона № 271-З, п.2 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 (далее - постановление № 1104).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. действует Положение об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (далее - постановление № 818). |
![]() |
Пример 4 Объектами по использованию отходов являются сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, специально предназначенные для использования отходов (п.16 ст.1 Закона № 271-З). Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь (п.3 ст.28 Закона № 271-З). Эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр таких объектов, не допускается (п.4 ст.28 Закона № 271-З). Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Р» осуществлялась деятельность по использованию отходов без регистрации в реестре введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, чем были нарушены требования пп.3 и 4 ст.28 Закона № 271-З, пп.2 и 7 Положения о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, утвержденного постановлением № 1104 (далее - Положение о порядке регистрации объектов по использованию отходов). Эксплуатация объектов, не включенных в реестр по использованию отходов, не допускается (п.2 Положения о порядке регистрации объектов по использованию отходов). Регистрация введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов 1-3-го классов опасности в случае, если согласно законодательству для осуществления указанного вида деятельности требуется получение соответствующего специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, производится после получения специального разрешения (лицензии) (п.7 Положения о порядке регистрации объектов по использованию отходов). Таким образом, ООО «Р» были допущены вышеизложенные нарушения законодательства об обращении с отходами, а именно эксплуатировался объект по использованию отходов производства 3-го класса опасности без регистрации в реестре объектов по использованию отходов и не были приняты все меры по недопущению нарушения требований названного законодательства.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. действует Положение о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утвержденное постановлением № 818. С 9 декабря 2019 г. согласно п.16 ст.1 Закона об отходах (в редакции Закона № 186-З) объекты по использованию отходов - сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования отходов. |
![]() |
Пример 5 Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) по месту хранения, обезвреживания и (или) использования таких отходов (часть первая п.4 ст.3 Закона № 271-З). Регистрации подлежат сделки о передаче опасных отходов на определенный срок, сделки об отчуждении опасных отходов в отношении отходов, включенных в утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации (п.5 Положения о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2008 № 61). Для регистрации сделки о передаче опасных отходов на определенный срок, сделки об отчуждении опасных отходов юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, осуществляющий обращение с отходами, которому передаются опасные отходы на определенный срок, отчуждаются опасные отходы, предъявляют в территориальный орган Минприроды документы, указанные в едином перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.6 указанного выше Положения). К опасным относятся отходы, включенные в Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами подлежат регистрации, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391. В данном Перечне указан код отходов согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85, и их наименование. В нарушение п.4 ст.3 Закона № 271-З ООО «Р» не зарегистрировало сделки по передаче (отчуждению) опасных отходов в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, в территориальных органах Минприроды по месту хранения, обезвреживания и (или) использования таких отходов.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т. С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, утвержденным постановлением № 818. С 26 января 2020 г. следует руководствоваться перечнем опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2020 № 36. |
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
17.02.2016
Юрий Навойчик, юрист