Пособие от 15.04.2011
Автор: Денисевич А.

Нарушения в сфере внешнеторговой деятельности и валютных отношений


 

Материал помещен в архив

 

НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности. Импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию Республики Беларусь для использования на территории Республики Беларусь и реализация этого товара на территории Республики Беларусь путем принятия резидентом РБ товаров, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента РБ. Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Республики Беларусь в целях реализации за ее пределами путем передачи резидентом РБ товаров, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту РБ.

Лицензирование во внешнеторговой деятельности

Лицензирование как мера нетарифного регулирования во внешнеторговой деятельности - это комплекс мероприятий, связанных с предоставлением специальных разрешений - лицензий на осуществление импорта или экспорта определенных товаров в определенных количествах, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем соответствующих органов исполнительной власти за соблюдением лицензиатами - лицами, имеющими лицензию на импорт или экспорт определенных товаров в определенных количествах, - соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензирование может заключаться как в одной из указанных процедур, так и в их комплексе. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензий) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и (или) импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара. В этом случае лицензирование тесно связано с квотированием (контингентированием), при этом во всех ситуациях оно выступает в качестве временной меры, применяемой для ограничения нежелательных объемов импорта (экспорта).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

- введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

- реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

- предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- выполнение международных обязательств.

В то же время необходимо отметить, что наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при соблюдении следующих условий:

- процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена, с тем, чтобы не ограничивать экспорт и (или) импорт товаров;

- разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти;

- заявления о выдаче разрешений могут подаваться в рабочие дни до таможенного оформления товаров;

- срок выдачи разрешений не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления.

Основными видами лицензий, применяемых в современной мировой практике, являются генеральная и индивидуальная лицензия.

Разовое разрешение на импорт или экспорт называется индивидуальной лицензией. Такое разрешение выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В индивидуальной лицензии указываются сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (чаще всего один год).

Генеральная лицензия - это разрешение, которое позволяет любому лицу импортировать (экспортировать) обозначенные в лицензии товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение квартала, полугода или года.

В рамках таможенного союза (ТС) генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения стороны-участницы ТС и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве; исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара; разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве; разрешение - разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом и (или) импортом в определенном количестве.

В Республике Беларусь генеральная лицензия предоставляет право экспорта и (или) импорта отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве и выдается:

- при экспорте и (или) импорте товаров в пределах установленных квот;

- при экспорте лицензируемых товаров собственного производства;

- при импорте лицензируемых товаров для обеспечения собственного производства;

- в иных случаях по решению Совета Министров РБ, согласованному с Президентом РБ. Постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1739 утвержден перечень республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, уполномоченных на выдачу (согласование выдачи) лицензий (разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 года № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

В соответствии с Соглашением о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009, подписанным в г.Москве, период действия разовой лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии. Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота. Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия). Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии в каждом конкретном случае.

Для оформления лицензии заявителем в уполномоченный орган представляются следующие документы:

- заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии (далее - заявление) (приложение 1 к Соглашению о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009) (далее - Инструкция);

- электронная копия заявления в формате, утвержденном Комиссией, созданная с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе (участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Комиссией форматом);

- копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;

- копия документа о постановке на учет в налоговом органе; копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;

- иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара.

Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя. Порядок оформления заявления о выдаче лицензии на экспорт или импорт отдельных видов товаров и оформления лицензии, выдаваемых уполномоченными органами исполнительной власти государств - участников таможенного союза определен в Инструкции. Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе. Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства - участника таможенного союза, взимаемой за выдачу лицензии. В случаях, предусмотренных решением Комиссии, заявление до представления в уполномоченный орган направляется заявителем на согласование в соответствующий орган исполнительной власти государства - участника ТС, определенный этим государством на основании решения Комиссии.

Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется уполномоченным органом на основании предусмотренных документов в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов. Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

- наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии;

- несоблюдение установленных требований;

- прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;

- нарушение международных обязательств государств - участников ТС, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия;

- исчерпание квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары).

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме.

Уполномоченный орган оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль. Отсутствие лицензии - основание для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств - участников ТС.

Внесение изменений в выданные лицензии не допускается в т.ч. по причинам технического характера. В случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.

Уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях:

- письменное обращение заявителя;

- внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом;

- выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем в целях получения лицензии;

- прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, на основании которых была выдана лицензия;

- исполнение договора (контракта), на основании которого выдана лицензия, нарушает международные обязательства государств - участников ТС;

- отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование;

- выявление допущенных при выдаче лицензии нарушений, повлекших выдачу лицензии, которая при соблюдении установленного порядка не могла быть выдана;

- несоблюдение владельцем лицензии установленных международными нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами государств - участников ТС условий выдачи лицензии;

- непредставление в установленные сроки отчета о ходе исполнения лицензии.

Действие лицензии приостанавливается с даты принятия уполномоченным органом решения об этом. Действие приостановленной лицензии может быть возобновлено уполномоченным органом после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия. При этом приостановление действия лицензии не является основанием для ее продления.

В случае утраты лицензии уполномоченный орган выдает по письменному обращению заявителя и уплаты государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства - участника ТС, дубликат лицензии, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат». Обращение, в котором разъясняются причины и обстоятельства утраты лицензии, составляется в произвольной форме. Дубликат лицензии выдается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня подачи обращения.

Владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии. Владельцы разовых лицензий в течение 15 дней по истечении срока действия лицензии обязаны представлять в уполномоченный орган справку об исполнении лицензии. При снятии лицензии с контроля соответствующий таможенный орган государства - участника ТС выдает заявителю на основании его письменного обращения справку об исполнении лицензии в течение 5 рабочих дней.

Разрешение на экспорт (импорт) отдельных товаров

Разрешение - разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом и (или) импортом в определенном количестве.

Разрешения выдаются без ограничений всем заявителям. Порядок оформления проекта разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформления такого разрешения, выдаваемого уполномоченными органами исполнительной власти государств - участников ТС, определен в Инструкции об оформлении проекта разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такого разрешения (приложение 2 к Соглашению о правилах лицензирования в сфере внешней торговли от 09.06.2009). Для получения разрешения заявитель представляет в уполномоченный орган проект разрешения в 1 экземпляре на бумажном носителе и электронную копию проекта разрешения в формате, утвержденном Комиссией, созданную с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию проекта разрешения в строгом соответствии с утвержденным Комиссией форматом. Не допускается требовать для получения разрешения представления иных документов, кроме проекта разрешения и его электронной копии.

Разрешение выдается в течение 3 рабочих дней со дня подачи проекта разрешения.

Срок действия разрешения ограничивается календарным годом, в котором выдано разрешение. Внесение изменений в выданное разрешение не допускается.

Уполномоченный орган оформляет оригинал разрешения, который выдается заявителю или его представителю, имеющему письменное подтверждение полномочий на его получение. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал разрешения в соответствующий таможенный орган, который при постановке разрешения на контроль выдает заявителю его копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Выданные разрешения не подлежат переоформлению на других заявителей. В случае утраты выданного разрешения уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней может выдать по письменному обращению заявителя дубликат разрешения, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат». При этом в обращении должны разъясняться причины и обстоятельства утраты разрешения. Обращение составляется в произвольной форме.

При таможенном оформлении товаров, в отношении экспорта и (или) импорта которых введено наблюдение, заявитель помимо документов, необходимых для таможенных целей, предъявляет в таможенные органы оригинал разрешения. Отсутствие разрешения - основание для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами.

Регулирование внешнеторговых операций в национальном законодательстве

В соответствии с подп.1.16 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны:

1) в установленные сроки:

- не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления на их счета денежных средств, поступивших от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, представить банку документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля;

- по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством их таможенное оформление не производится, представить для регистрации таможенным органом статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в порядке и случаях, установленных Советом Министров РБ;

- получить разрешение Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ) (его главного управления по области) на продление срока прекращения внешнеторговой операции до начала исполнения обязательств по внешнеторговому договору в случае, если предусмотренный договором срок поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством;

- перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера);

2) указать в таможенной декларации, а в случае, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление не производится, - в статистической либо периодической статистической декларации регистрационный номер сделки;

3) представить по требованию государственных органов и банков, уполномоченных согласно законодательству осуществлять контроль за проведением внешнеторговых операций, запрашиваемые в соответствии с их полномочиями документы в установленные ими сроки;

4) предусмотреть в документах, посредством которых проводятся внешнеторговые операции, условия расчета. При этом под условиями расчета понимается установленное внешнеторговым договором обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной.

Регистрация сделки. По каждому внешнеторговому договору (а в случае, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений, - по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору), стоимость товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) по которому составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, за исключением внешнеторговых договоров, предусматривающих предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг нерезиденту либо проведения платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера).

Регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), по заявительному принципу в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, либо отдельно подписанного приложения к внешнеторговому договору путем проставления на таком документе (документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте - указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью) (подп.1.11 п.1 Указа № 178).

Статистическая декларация - декларация установленной формы, которая оформляется экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более, регистрируется должностными лицами таможенных органов и является документом валютного контроля внешнеторговых операций (подп.1.1 п.1 Указа № 178).

Периодическая статистическая декларация - статистическая декларация, которая оформляется экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора, регистрируется должностными лицами таможенных органов и является документом валютного контроля внешнеторговых операций (подп.1.1 п.1 Указа № 178).

В соответствии с подп.1.14 п.1 Указа № 178 резиденты при исполнении внешнеторговых договоров, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, обязаны в порядке и случаях, установленных Советом Министров РБ (постановление Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее - постановление № 549)), представить статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в центр статистического декларирования или пункт таможенного оформления для регистрации.

Статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются экспортером (импортером) или грузоотправителем (грузополучателем), или таможенным агентом (представителем) с соблюдением формы и порядка ее заполнения, определенных Государственным таможенным комитетом РБ (далее - ГТК РБ) (Инструкция о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации, утвержденная постановлением ГТК РБ от 30.04.2009 № 37), в центр статистического декларирования, учрежденный ГТК РБ, или пункт таможенного оформления (далее - ПТО) таможни, в зоне оперативной деятельности которой он зарегистрирован (при отсутствии в соответствующем населенном пункте центра статистического декларирования).

 

 

От редакции: С 1 марта 2012 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования, утвержденной постановлением ГТК РБ от 26.01.2012 № 2.

 

Допускается представление статистической декларации и периодической статистической декларации в:

- пункт таможенного оформления таможни грузоотправителем (грузополучателем) товара либо по его поручению - таможенным агентом (представителем), который является юридическим лицом, ответственным за содержание этого пункта;

- центр статистического декларирования товаров или ПТО таможни, в зоне оперативной деятельности которой производится отгрузка либо получение товаров, как экспортером (импортером), так и иным юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, осуществляющим отгрузку либо получение товаров по внешнеторговому договору экспортера (импортера) по поручению последнего, либо, если они указаны в договоре в качестве грузоотправителя (грузополучателя) товаров, только при наличии доверенности экспортера (импортера).

Статистическому декларированию для целей ведения статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых не производится в соответствии с законодательством и постановлением № 549, подлежат углеводородное сырье и нефтепродукты (коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РБ 2707 10 900 0, 2709 00, 2710, 2713 20 000 0), ввозимые в Республику Беларусь из Российской Федерации и вывозимые из Республики Беларусь в Российскую Федерацию по любым сделкам (подп.1.4 п.1 постановления № 549).

Статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются в виде электронного документа либо на бумажном носителе с одновременным представлением ее электронной копии. Представление статистической декларации и периодической статистической декларации в виде электронного документа допускается экспортерами (импортерами), грузоотправителями (грузополучателями) либо по их поручению таможенным агентом (представителем) с использованием программных и технических средств, обеспечивающих взаимодействие с информационными системами таможенных органов РБ при обмене электронными документами. Статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам (поступлениям) товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, отгруженных (поставленных) на одних и тех же условиях, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам (поступлениям) составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более.

Если в отчетном месяце по отдельным отгрузкам (поступлениям) товаров были зарегистрированы статистические декларации, то в случае представления за данный отчетный месяц периодической статистической декларации сведения из зарегистрированных в этом отчетном месяце статистических деклараций в ней не указываются. По усмотрению экспортера (импортера), грузоотправителя (грузополучателя):

- статистическая декларация может быть представлена в установленном порядке и в отношении отгрузки (поступления) товаров, стоимость которых составляет менее 1 000 евро;

- периодическая статистическая декларация может быть представлена в установленном порядке и в отношении отгрузок (поступлений) товаров, общая стоимость которых составляет менее 1 000 евро.

Не требуется представления периодической статистической декларации, если в данном отчетном месяце в отношении всех отгрузок (поступлений) товаров были оформлены статистические декларации.

Статистическая декларация и периодическая статистическая декларация, представленные с соблюдением формы и порядка их заполнения, в т.ч. содержащие ссылку на регистрационный номер сделки в случаях, когда необходимость регистрации (перерегистрации) сделки установлена законодательством, а также со всеми необходимыми документами для регистрации указанных деклараций, подлежат регистрации должностными лицами таможенных органов в день их предъявления.

Для определения стоимости товаров в целях установления необходимости регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации при пересчете в евро стоимости товаров, выраженной в иных валютах, применяется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Нацбанком РБ, действующий на дату:

- отпуска со склада (списания с бухгалтерского учета реализованных товаров - если эта дата позднее даты отпуска товаров со склада на один и более рабочих дней);

- оприходования при импорте товаров.

Товары, происходящие из Российской Федерации и ввозимые с территории РФ, таможенного оформления которых в соответствии с законодательством не производится, с момента ввоза их на территорию РБ для таможенных целей рассматриваются как отечественные товары.

Для регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации в таможню представляются следующие документы:

- статистическая декларация и периодическая статистическая декларация;

- внешнеторговый договор и дополнения (приложения) к нему, а также в случаях, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных сторонами приложений (спецификаций, дополнений) (далее - отдельное приложение) к внешнеторговому договору, - отдельное приложение (приложения). В случае если в соответствии с требованиями законодательства необходима регистрация (перерегистрация) сделки, оригинал либо копия договора (отдельного приложения) представляется при наличии на них оттиска штампа банка, регистрационного номера сделки и заверяющей подписи работника банка;

- оригиналы либо копии транспортных (перевозочных) и коммерческих документов. Если в соответствии с законодательством при отгрузке (поступлении) товаров не предусмотрено наличие транспортного (перевозочного) документа, то допускается использование счета-фактуры (инвойса) или иного документа, установленного законодательством для учета движения товарно-материальных ценностей и содержащего сведения, достаточные для заполнения статистической декларации и периодической статистической декларации. При представлении указанных деклараций на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, вместо транспортного (перевозочного) документа представляется акт приема-передачи товаров. В случае отгрузки товаров со склада автомобильным транспортом и дальнейшей его транспортировки иными видами транспорта представляется транспортный (перевозочный) документ на доставку товаров до аэропорта, железнодорожной станции и т.д.;

- справка, подтверждающая дату отпуска товаров со склада (списания с бухгалтерского учета реализованных товаров - если эта дата позднее даты отпуска товаров со склада на один и более рабочих дней) или при импорте - дату оприходования товаров, подписанная уполномоченным должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем;

- оригинал сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданный уполномоченным органом РФ в подтверждение происхождения товаров из Российской Федерации либо Республики Беларусь, - при ввозе из России товаров, указанных в перечне товаров, в отношении которых при ввозе из Российской Федерации условием регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации является представление сертификата о происхождении товаров формы СТ-1, определенном постановлением № 549 (далее - перечень). Не требуется представления сертификата о происхождении товара формы СТ-1 при ввозе товаров, произведенных в Республике Беларусь, ранее вывезенных производителями в Российскую Федерацию для передачи в собственность либо во владение нерезидента и ввозимых обратно на таможенную территорию РБ по причине обоснованного отказа от принятия их в собственность или действия обстоятельств, препятствующих исполнению сделки. При этом для целей статистического декларирования требуется представление оригинала и копии зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации, выданных при вывозе товаров в Россию. В случае возникновения спорных вопросов при регистрации данных деклараций на товары, указанные в перечне, окончательное решение принимает ГТК РБ;

- сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный уполномоченным органом РФ, либо иные документы, позволяющие определить, что страна происхождения товаров - Российская Федерация либо Республика Беларусь (счет-фактура с указанием в ней страны происхождения товаров, товарно-транспортные накладные, свидетельствующие об отгрузке с российского предприятия-изготовителя, техническая документация, отгрузочные спецификации и другие документы, имеющие отношение к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров), - при ввозе из Российской Федерации товаров, не указанных в перечне;

- ксерокопия документа об уплате единого налога с отметкой налогового органа о зачислении его в бюджет, заверенная печатью (подписью) индивидуального предпринимателя с указанием даты (представляется только индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога).

Статистическая декларация имеет форму таможенного документа «Грузовая таможенная декларация» (приложение 1 к Положению о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация», утвержденному приказом Председателя ГТК РБ от 09.07.1998 № 246-ОД, далее - приказ № 246-ОД), состоящего из основного формуляра формы ТД-1 и необходимого числа формуляров формы ТД-2 или ТД-3, каждый из которых соответственно состоит из 3 заполненных листов. При импорте маркируемых подакцизных товаров заполнение формуляров формы ТД-3 не допускается. Отсутствие необходимости регистрации сделки подтверждается экспортером (импортером) или грузоотправителем (грузополучателем) либо таможенным агентом (представителем) на оборотной стороне представляемой статистической декларации на свободном месте в виде записи: «Регистрация сделки не требуется в соответствии с __________» со ссылкой на норму законодательства либо номер и дату официального разъяснения Нацбанка РБ. Запись заверяется в порядке, аналогичном порядку заверения сведений, указанных в графе 54 статистической декларации. В статистической декларации должны быть заполнены следующие графы: «Экземпляр...» («ГТД»), 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 14, 15, 15а, 16, 17, 17а, 20, 22, 24, 31, 32, 33, 34, 38, 38а, 41, 41а, 42, 44, 45 (только для формуляров формы ТД-3) и 54.

Сроки завершения внешнеторговых операций. В соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 178 резиденты обязаны обеспечить прекращение обязательств нерезидентами в полном объеме в следующие сроки:

- при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

- при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

Резиденты обязаны в указанные сроки обеспечить при импорте поступление товаров на таможенную территорию Республики Беларусь. Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, осуществляются на основании разрешений Нацбанка РБ, выдаваемых по ходатайству Совета Министров РБ либо иного государственного органа. Датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом РБ. Если в соответствии с законодательством таможенного оформления товаров не производится, датой отгрузки товаров считается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке, а датой поступления товаров - дата их оприходования в установленном порядке импортером. Датой поступления денежных средств от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг считается дата их зачисления на счет экспортера в банке. Датой проведения платежа по импорту считается дата списания денежных средств со счета импортера.

 

 

От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ.

 

Способы завершения внешнеторговых операций при экспорте. При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:

- поступления денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору;

- получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;

- возврата переданных по внешнеторговому договору резидентами товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);

- поступления денежных средств (за вычетом дисконта) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией);

- неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров РБ совместно с Нацбанком РБ.

Поступление денежных средств при завершении внешнеторговой операции осуществляется только на счета экспортеров, за исключением денежных средств:

- используемых при расчетах, производимых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

- направляемых на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства;

- направленных нерезидентами на оплату расходов экспортеров, связанных со строительными работами за пределами Республики Беларусь в период их выполнения;

- полученных от проведения выставок, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий за пределами Республики Беларусь и направленных на оплату расходов по их проведению;

- полученных представителями международных перевозчиков (резидентами) от нерезидентов за пределами Республики Беларусь в качестве авансов в счет оплаты расходов по договорам транспортной экспедиции (перевозке грузов) и используемых для этих целей;

- направляемых нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом;

- причитающихся экспортерам по внешнеторговым договорам и направленных ими без поступления на их счета на оплату своих обязательств перед банками, в т.ч. перед банками-нерезидентами (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет экспортера в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд);

- причитающихся экспортерам в иных случаях, определенных Нацбанком РБ.

Способы завершения внешнеторговых операций при импорте. При импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:

- получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг и платы за них согласно внешнеторговому договору;

- получения страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенного между импортером и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;

- получения денежных средств по банковской гарантии;

- возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги;

- неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров РБ совместно с Нацбанком РБ.

При импорте расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются только со счетов импортеров, за исключением расчетов, производимых:

- с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;

- со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом;

- путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам; посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;

- в иных случаях, определенных Нацбанком РБ.

Продление сроков завершения внешнеторговых операций. В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52, в случае, если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент обязан получить разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции (далее - разрешение):

1) главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ:

- при экспорте - если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок более чем на 90 календарных дней;

- при импорте - если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок более чем на 60 календарных дней;

2) главного управления Нацбанка РБ по области в зависимости от места нахождения резидента (его структурного подразделения):

- при экспорте - если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок не более чем на 90 календарных дней;

- при импорте - если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок не более чем на 60 календарных дней.

В случае если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, резидент обязан получить разрешение в течение 10 рабочих дней с даты начала внешнеторговой операции.

В выдаваемом разрешении устанавливается дата, не позднее которой резидент обязан обеспечить завершение внешнеторговой операции.

В случае если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством срока ее завершения, резидент обязан получить в главном управлении валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ (главном управлении Нацбанка РБ по области) разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции до истечения установленного законодательством срока завершения этой операции.

При выдаче разрешения срок завершения внешнеторговой операции устанавливается с даты начала внешнеторговой операции по дату, указанную резидентом в заявлении на продление срока завершения внешнеторговой операции. Датой подачи заявления, представляемого в главное управление валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ (главное управление Нацбанка РБ по области):

- в виде почтового отправления, считается дата сдачи его на почту либо в иное учреждение связи, подтверждаемая соответствующим штампом;

- иным способом, считается дата его регистрации как входящего документа.

В случае если резидент обратился с заявлением на получение разрешения на продление срока завершения нескольких внешнеторговых операций по одному внешнеторговому договору и срок завершения по данным внешнеторговым операциям совпадает, главное управление валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ (главное управление Нацбанка РБ по области) выдает одно разрешение. В выдаваемом разрешении указываются номера и даты всех документов, которыми оформлены внешнеторговые операции, указанные в заявлении.

Выдача разрешения либо письменного отказа в выдаче разрешения с указанием причин осуществляется главным управлением валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ (главным управлением Нацбанка РБ по области) в течение 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов в главное управление валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ (главное управление Нацбанка РБ по области). В случае если главным управлением валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ (главным управлением Нацбанка РБ по области) запрашивается дополнительная информация, срок выдачи разрешения либо направления письменного отказа в выдаче разрешения не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в главное управление валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ (главное управление Нацбанка РБ по области) всей дополнительно запрошенной информации.

В случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения, а также при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в соответствии с которыми требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение, вновь созданное юридическое лицо обязано подать в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) заявление с приложением необходимых документов для получения нового разрешения. Действие ранее выданных разрешений прекращается со дня государственной регистрации вновь созданного юридического лица, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица - со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В выдаваемом разрешении срок завершения внешнеторговой операции устанавливается с даты прекращения действия ранее выданного разрешения.

Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ (главное управление Нацбанка РБ по области) вправе отказать резиденту в выдаче разрешения в случае:

- представления заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставления заявителем документов, необходимых для получения разрешения;

- если на дату подачи заявления внешнеторговая операция фактически реализована и обязательства по ней прекращены;

- если на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством либо ранее выданным разрешением.

Резидент в срок не позднее 30 календарных дней со дня завершения в полном объеме внешнеторговой операции, на которую было выдано разрешение, направляет в главное управление валютного регулирования и валютного контроля сведения о завершении внешнеторговой операции. В случае одновременного завершения в полном объеме нескольких внешнеторговых операций, на которые были выданы разрешения, в сведениях о завершении внешнеторговой операции указывается информация обо всех выданных разрешениях.

Ответственность за нарушение норм валютного законодательства, порядка совершения расчетов и внешнеторговых операций

В соответствии с частью первой ст.11.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 2 % от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

Пример 1

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «А» (далее - общество) был заключен с фирмой «U» (Литва) договор купли-продажи на продажу автомобилей. Условиями договора были определены: общее количество поставляемых ООО автомобилей (500 шт. на общую сумму 5 млн. евро); проведение литовской фирмой платежей за автомобили в евро или другой свободно конвертируемой валюте по кросс-курсу Нацбанка РБ на момент расчета; поставка ООО на таможенный склад в г.Вильнюсе. Условиями договора, заключенного ООО, литовской фирме была предоставлена отсрочка оплаты товара сроком на 180 календарных дней с момента отгрузки товара, что превышает сроки, установленные законодательством. Обществом с ограниченной ответственностью было поставлено фирме «U» 69 автомобилей на общую сумму 1,2 млн. евро. Передача автомобилей ООО производилась по товарным накладным (форма ТН-2) с оформлением статистических деклараций. Фирма «U» оплатила ООО до истечения установленных сроков (с учетом выданных разрешений) с даты отгрузки автомобилей 205 тыс. евро в эквиваленте. Обществом с ограниченной ответственностью не было обеспечено поступление денежных средств от фирмы «U» в установленные сроки (с учетом разрешений, выданных Министерством торговли РБ) в сумме 926,3 тыс. евро, в т.ч. поступило с нарушением установленного срока (превышение составило от 2 до 213 дней) 127,7 тыс. евро и 186,2 тыс.долл. США (всего в эквиваленте 279 тыс. евро) и не поступило на момент проверки 647,3 тыс. евро (превышение срока поступления денежных средств составило от 126 до 335 дней).

 

В соответствии со ст.11.36 КоАП превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере разницы между этими суммами.

Пример 2

В ходе проверки товарообменного договора, заключенного между закрытым акционерным обществом (ЗАО) «К» и ООО «Р» (г.Москва) было установлено, что фактически существуют два аналогичных товарообменных договора с ООО «Р» на суммы 63 тыс.долл. США и 60,3 тыс.долл. США. По первому договору на контрактную стоимость 63 тыс.долл. США в адрес ЗАО «К» поступил товар - масло подсолнечное нерафинированное - в количестве 59 050 кг на сумму 53,1 тыс.долл. США. Согласно условиям товарообменного договора и паспорта сделки ЗАО «К» осуществило поставку в адрес российского контрагента товара - ковровые изделия - на сумму 60,5 тыс.долл. США. Превышение суммы стоимости отгруженных ковровых изделий в сравнении с договорной стоимостью полученного масла подсолнечного составило 7,4 тыс.долл. США. По второму договору с ООО «Р» на контрактную стоимость 60,3 тыс.долл. США в адрес ЗАО «К» поступил товар - масло подсолнечное нерафинированное - в количестве 65 950 кг на сумму 59,3 тыс.долл. США. Согласно условиям товарообменного договора и паспорта сделки ЗАО «К» осуществило поставку в адрес российского контрагента товара - ковровые изделия - на сумму 61,6 тыс.долл. США. Превышение суммы стоимости отгруженных ковровых изделий в сравнении с договорной стоимостью полученного масла подсолнечного составило 2,3 тыс.долл. США.

 

В соответствии со ст.11.42 КоАП представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20 % контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров.

Пример 3

Согласно договору комиссии, заключенному между ООО «Р» (г.Москва) и ООО «Е» (г.Минск), в адрес московской фирмы были отгружены ковровые изделия. При этом в графе 22 статистической декларации в нарушение требований Инструкции о порядке заполнения, регистрации, внесения изменений в статистические декларации и периодические статистические декларации для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, а также о порядке аннулирования свидетельств о регистрации статистических деклараций, утвержденной постановлением ГТК РБ от 10.07.2001 № 33 (утратило силу с 1 мая 2009 г.) (далее - Инструкция № 33), была недостоверно указана фактурная стоимость экспортированных ковровых изделий.

Пример 4

При проведении проверки исполнения унитарного предприятия (УП) «Н» условий договора поручения, заключенного с ООО «П» (РФ, г.Москва), было установлено следующее. В соответствии с условиями вышеуказанного договора УП «Н» (поверенный) обязалось от имени и за счет нерезидента (доверитель) ввезти на территорию РБ гречиху (далее - товар), передать товар на хранение, а затем передать его открытому акционерному обществу (ОАО) «Г» для получения крупы гречневой (готовой продукции), принять, разместить на хранение и передать доверителю готовую продукцию. Согласно товарно-транспортным накладным УП «Н» получило от нерезидента товар на общую сумму 482 860 долл. США. Предприятие представило в таможенные органы импортные статистические декларации на общую сумму 482 860 долл. США с указанием в графе 24 «Характер сделки» код «221» (принятие резидентом Республики Беларусь ввезенных товаров от нерезидента по договору комиссии, консигнации или агентскому договору для реализации третьим лицам), что не соответствует условиям вышеуказанного договора поручения, так как договор не предусматривает реализацию резидентом ввезенного товара (гречиха) третьим лицам. При последующем представлении в таможенные органы по данному договору экспортных статистических деклараций в графе 24 «Характер сделки» предприятием был указан код «153» (передача резидентом Республики Беларусь вывозимых и произведенных товаров в собственность нерезиденту по договору подряда, предусматривающему их производство в республике полностью или частично из материалов заказчика, которые были приобретены им в собственность на территории Республики Беларусь, если оплате подлежат только услуги по переработке товаров). Указанный в статистических декларациях код внешнеэкономической операции не отражает фактически исполненной сделки, так как гречиха была поставлена нерезидентом (заказчиком) на территорию РБ, а не приобретена им в собственность на территории РБ. Общая сумма экспортных статистических деклараций с указанием недостоверного кода внешнеэкономической операции составила 213,8 млн.руб.

Пример 5

На основании условий импортного договора с ООО «Д» (РФ, г.Москва) ООО «Т», оплатив платежными поручениями предоплату на общую сумму 297,4 млн.руб., получило в установленные законодательством сроки товар. При этом общество представило в таможенные органы статистические декларации с общей суммой несоответствия статистических деклараций накладным в размере 20,4 млн.руб.

Пример 6

Унитарным предприятием «У» при оформлении статистических таможенных деклараций на поступившие вагоны также были допущены нарушения Инструкции № 33. Так, в графе 2 статистической декларации были приведены данные, не соответствующие паспорту сделки и условиям договора. Согласно Инструкции № 33 в данной графе указываются наименование и адрес нерезидента Республики Беларусь, заключившего договор с резидентом, указанным в графе 14. В нарушение данных требований предприятием в статистической декларации на сумму 2,3 млн.долл. США в графе 2 было указано акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) «В» (г.Санкт-Петербург), а следовало указать ООО «Г» (г.Москва). Недостоверные сведения были указаны также в графе 31 этой же декларации. Кроме указания неверного типа вагонов, поступивших в данной партии (81-714.5М вместо 81-714.5) в количестве 7 шт., в левом нижнем углу графы была указана неверная дата оприходования поступившего товара. Недостоверные сведения были указаны и в графе 33 «код товара», где указан код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, не соответствующий паспорту сделки и условиям договора (8603 10 000 0 вместо 8605 00 000 0).

 

В соответствии с частью первой ст.11.39 КоАП распоряжение в нарушение законодательства денежными средствами от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) без зачисления на свой счет влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере суммы средств, не полученной на свой счет.

Пример 7

Между ЗАО «А» и ООО «К» был заключен договор поставки, согласно которому ЗАО «А» экспортировало в адрес покупателя товар на общую сумму 419 млн.руб., полученный от ООО «Л». В соответствии с условиями договора поставки ЗАО «А» приняло на себя обязательство поставить товар происхождения России, Белоруссии и Украины, а ООО «К» принять и оплатить его на условиях предварительной оплаты. Подтверждение экспорта товаров по договору поставки - паспорт сделки, товарно-транспортные накладные и статистические декларации. В качестве основания отпуска товара в адрес ООО «К» в товарно-транспортных накладных дана ссылка на договор поставки, а не на договор комиссии, в случае если бы обществом осуществлялся возврат комиссионного товара. Кроме того, в первом подразделе графы 24 «Характер сделки» паспорта сделки и статистических деклараций дана ссылка на код внешнеэкономической операции 101, который согласно Классификатору внешнеэкономических операций, утвержденному приказом ГТК РБ от 09.07.1998 № 246-ОД (приложение 4 «Перечень классификаторов нормативно-справочной информации, используемых для целей таможенного оформления»), означает передачу резидентом Республики Беларусь вывозимых товаров в собственность нерезиденту по договору купли-продажи или поставки. Указанные обстоятельства свидетельствовали о том, что ЗАО «А» не осуществляло возврат комиссионного товара по договору комиссии, а экспортировало товар по договору поставки.

Довод общества о том, что договор поставки является притворным (ничтожным) и прикрывает собой возврат нереализованного товара по договору комиссии, не был принят во внимание. Согласно п.2 ст.171 Гражданского кодекса РБ притворной является сделка, совершенная сторонами с целью прикрыть другую сделку, заключаемую ими в действительности. Из указанной нормы следует, что в прикрывающей и прикрываемой сделке должен быть один и тот же субъектный состав. Следовательно, для признания сделки притворной (ничтожной) необходимо наличие в обеих сделках (прикрывающей и прикрываемой) одного и того же субъектного состава, в то время как ЗАО «А» заключено два самостоятельных договора (поставка и комиссия) с разными юридическими лицами (ООО «К» и ООО «Л»).

Таким образом, ЗАО «А» (кредитор), уступив ООО «Л» (новый кредитор) по договору уступки право требования денежных средств (419 млн.руб.) по договору поставки, тем самым совершило действие, в результате которого денежные средства от экспорта товара не поступили на его счет.

 

В соответствии со ст.11.44 КоАП непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо ее отсутствие влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 10 до 100 базовых величин.

Пример 8

Иностранное предприятие (ИП) «С» в соответствии с договором от 14.03.2006 (условие поставки - СПТ г.Минск), заключенным с ООО «Э» (РФ), по спецификации от 17.05.2006 (паспорт сделки от 19.05.2006 на сумму 792,7 тыс.рос.руб.), счету-фактуре от 17.05.2006, товарной накладной от 17.05.2006, СМR от 17.05.2006 были ввезены запасные части на сумму 0,8 млн.рос.руб. (оприходованы согласно данным бухгалтерского учета предприятия 19 мая 2006 г.). 22 мая 2006 г. ИП «С» (покупатель) и ООО «Э» (РФ) (продавец) подписали дополнительное соглашение к контракту от 14.03.2006, где были изменены условия поставки по договору: передача товара продавцом покупателю осуществляется на складе покупателя при поставке товара транспортом продавца и за его счет, либо на складе продавца при поставке товара транспортом покупателя и за счет покупателя. Иностранное предприятие «С» в соответствии с договором от 14.03.2006 и дополнительным соглашением к нему от 22.05.2006 собственным транспортом и за свой счет (условие поставки - ФСА г.Ярцево) по спецификации от 25.05.2006 (паспорт сделки от 26.05.2006 на сумму 2,8 млн.рос.руб.), счету-фактуре от 26.05.2006, товарной накладной № 102, СМR от 26.05.2006 были ввезены запасные части на сумму 2,8 млн.рос.руб. (оприходованы согласно данным бухгалтерского учета предприятия 29 мая 2006 г.). На товар, ввезенный в мае 2006 г. по контракту от 14.03.2006, ИП «С» была оформлена периодическая статистическая декларация от 05.06.2006 с указанием условия поставки ФСА г.Ярцево на сумму 3,6 млн.рос.руб. Таким образом, ИП «С» была оформлена периодическая статистическая декларация, в то время как при различных условиях поставки на ввезенный товар необходимо было оформлять статистическую декларацию на каждую поставку не позднее 5 календарных дней с даты оприходования товаров в установленном порядке импортером.

Следовательно, предприятием при оформлении 5 июня 2006 г. статистической декларации были нарушены сроки оформления статистической декларации по:

- спецификации от 17.05.2006 дата оприходования согласно данным бухгалтерского учета предприятия 19 мая 2006 г. - срок оформления статистической декларации истекает 23 мая 2006 г. (стоимость импортированных товаров с данным нарушением - 0,8 млн.рос.руб.);

- спецификации от 25.05.2006 дата оприходования согласно данным бухгалтерского учета предприятия 29 мая 2006 г. - срок оформления статистической декларации истекает 2 июня 2006 г. (стоимость импортированных товаров с данным нарушением - 2,8 млн.рос.руб.).

 

15.04.2011 г.

 

Александр Денисевич, заместитель начальника управления правового обеспечения контрольной деятельности Главного экспертного правового управления Комитета государственного контроля Республики Беларусь

 

От редакции: В Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 на основании решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 680 внесены изменения.

В Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» на основании указов Президента РБ от 09.08.2011 № 347 (с 16 ноября 2011 г.) и от 23.07.2012 № 323 (с 26 сентября 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В постановление Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» на основании постановлений Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 и от 20.08.2012 № 768 (с 26 сентября 2012 г.) внесены изменения и дополнение.

С 15 августа 2012 г. в Инструкцию о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52, на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 29.05.2012 № 252 внесены изменения и дополнения.

С 16 сентября 2012 г. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 19, на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 утратили силу.

С 1 июля 2013 г. постановление Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли» на основании постановления Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 544 утратило силу.

С 28 августа 2013 г. в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения и дополнения.