Пособие от 27.05.2011
Автор: Залесская М.

Нас проверяют: кто, что, когда?


 

Материал помещен в архив

 

НАС ПРОВЕРЯЮТ: КТО, ЧТО, КОГДА?

Предлагаемый материал включает:

- нормативные правовые акты по регулированию контрольной деятельности на территории Республики Беларусь с краткими комментариями по сути документа;

- аналитические материалы практикующих специалистов о новациях законодательства в данной сфере в 2011 г.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Общие вопросы

* Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510).

Указ № 510 направлен на кардинальное сокращение количества проверок, исключение дублирующих полномочий контролирующих органов, создание гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля, которая не подавляет деловую инициативу в стране и позволяет проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях.

Под проверкой понимают совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими видов деятельности, в т.ч. совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

- к высокой группе риска, - не чаще 1 раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 2 года;

- к средней группе риска, - не чаще 1 раза в 3 года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 5 лет;

- к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще 1 раза в 5 лет (п.7 Указа № 510).

Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.

Сроки назначения плановой проверки исчисляются контролирующим (надзорным) органом со дня окончания им предыдущей плановой проверки, назначенной после 1 января 2010 г. При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения срока, предусмотренного в п.4 Указа № 510. Порядок установления сроков проведения совместных проверок определяется Комитетом государственного контроля (п.8 Указа № 510).

Пунктом 4 Указа № 510 запрещено, за исключением случаев, предусмотренных в п.5, проведение проверок в течение 2 лет со дня:

государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций;

создания - представительств иностранных организаций;

первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) - лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность;

первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Указом № 510 утверждены:

- Положение о порядке организации и проведения проверок;

- перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности;

- критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.

Указ № 510 не применяется, в частности, при осуществлении (п.21):

правосудия, а также уполномоченными государственными органами процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РБ, оперативно-розыскной деятельности;

охранных мероприятий в соответствии с Законом РБ от 08.05.2009 № 16-З «О государственной охране».

 

Примечание. Охранное мероприятие - это совокупность действий, осуществляемых органом государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов и иных организаций, направленных на обеспечение безопасности охраняемых лиц в местах их пребывания, в т.ч. на трассах проезда (ст.1 указанного выше Закона).

 

* Постановление Совета Министров РБ от 01.02.2010 № 131 «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)».

Установлен перечень органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), согласно приложению.

* Налоговый кодекс РБ (Общая часть) (глава 9 «Налоговый контроль»).

Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.

* Таможенный кодекс РБ (глава 30 «Операции таможенного контроля и порядок их проведения»).

Операциями таможенного контроля являются: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка; таможенное исследование.

* Банковский кодекс РБ.

На банк и небанковскую кредитно-финансовую организацию могут быть возложены контроль за ведением клиентами кассовых операций, а также функции агента валютного контроля (в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь).

Не допускается возложение на банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не предусмотрено Президентом РБ, функции контроля за осуществлением клиентами лицензируемых видов деятельности; своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также страховых взносов; соблюдением клиентами сроков выплаты работникам заработной платы и ее размерами; соблюдением клиентами и другими лицами условий заключенных между ними договоров.

* Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Контроль за проведением государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования возлагается на Министерство юстиции.

Представления, внесенные Министерством юстиции по результатам проверок в регистрирующие органы, обязательны для исполнения этими органами, которые в месячный срок со дня их получения обязаны проинформировать об устранении допущенных нарушений. В случае невыполнения внесенных представлений Министерство юстиции вправе направить в уполномоченный государственный орган (уполномоченному должностному лицу) представление о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

* Закон РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности».

Контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности в пределах своей компетенции осуществляют:

Национальный банк - за банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

Министерство финансов - за профессиональными участниками рынка ценных бумаг; фондовыми биржами; лицами, осуществляющими торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями; ломбардами, пунктами скупки; страховыми организациями и страховыми брокерами; организаторами лотерей и электронных интерактивных игр;

Министерство юстиции - за нотариусами, организациями, оказывающими риэлтерские услуги и принимающими участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента, организациями, индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами, совершающими от имени или по поручению своего клиента финансовые операции, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества; управлением денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом; распоряжением банковскими счетами и (или) счетами «депо»; созданием организаций или их обособленных подразделений либо участием в управлении ими; приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса;

Министерство связи и информатизации - за операторами почтовой связи;

Министерство спорта и туризма - за казино, букмекерскими конторами, тотализаторами и другими игорными заведениями, имеющими игровые автоматы, иные устройства для проведения основанных на риске игр;

Государственный комитет по имуществу - за организациями, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

В случае отсутствия государственного органа, контролирующего деятельность лиц, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, такой контроль осуществляет орган финансового мониторинга.

В случае выявления фактов непредставления информации о совершении финансовой операции, подлежащей особому контролю, либо иных нарушений законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности государственные органы в 5-дневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки информируют об этом орган финансового мониторинга.

* Указ Президента РБ от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь».

Утвержден перечень государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, их структурных подразделений (подчиненных организаций), осуществляющих ведомственный контроль.

Включенные в данный перечень государственные органы и иные государственные организации, республиканские государственно-общественные объединения, структурные подразделения этих государственных органов и объединений, подчиненные этим органам и объединениям организации, осуществляют в соответствии с Указом № 510 в пределах своих полномочий и в определенных актами законодательства случаях контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, в т.ч. их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика, нотариальными конторами.

* Постановление Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Постановлением утверждены: форма книги учета проверок; форма журнала производства работ; Правила ведения книги учета проверок; Правила ведения журнала производства работ; форма уведомления о проведении проверки.

* Постановление Совета Министров РБ от 01.04.2010 № 489 «Об утверждении форм контрольного списка вопросов (чек-листа), перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист)».

Утверждены формы контрольного списка вопросов (чек-листа) в сферах:

контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;

государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности;

государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, контроля за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства;

контроля за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности - оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист).

* Положение о порядке использования налоговыми органами и их должностными лицами при проведении проверок технических средств, в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1924.

При проведении проверки допускается использование технических средств, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов и эксплуатационной документации, технически исправных и укомплектованных (п.4 Положения).

Для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений, проверяющие могут использовать технические средства, принадлежащие им на праве собственности, с отражением данного факта в акте (справке) проверки (п.5 Положения).

* Постановление Совета Министров РБ от 28.04.2010 № 641 «О некоторых вопросах изъятия кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров для технического освидетельствования и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

При проведении проверки (за исключением камеральной) проверяющие органы Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам вправе изымать кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины и таксометры для направления на техническое освидетельствование при нарушениях, связанных с их использованием, и (или) нарушениях порядка ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами.

* Постановление Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 554 «О порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг».

Утверждено Положение о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.

Контрольная закупка является одним из методов осуществления должностными лицами уполномоченных органов контроля за соблюдением организациями и физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, актов законодательства.

Контрольная закупка производится должностными лицами уполномоченных органов с последующим объявлением организации, индивидуальному предпринимателю (их представителям в лице продавца, кассира и других лиц, чьи полномочия действовать от имени организации или индивидуального предпринимателя при продаже товарно-материальных ценностей, оформлении заказа на выполнение работ, оказание услуг явствуют из обстановки или подтверждены документально), физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, о проведении такой закупки.

Результаты контрольной закупки оформляются актом контрольной закупки по форме согласно приложению к настоящему Положению.

* Положение о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2010 № 426.

Положением устанавливается порядок определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) при отсутствии у проверяемого субъекта документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением.

При отсутствии у проверяемого субъекта документов, обеспечивающих возможность исчисления размера налогов, контролирующий (надзорный) орган вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налогов одним из следующих методов:

- на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;

- расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Расчетный метод определения размера причитающихся к уплате в бюджет налогов на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, используется в случае невозможности определения размера причитающихся к уплате в бюджет налогов на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц.

Запись о примененном методе определения размера причитающихся к уплате в бюджет налогов производится в акте проверки. При этом в отношении проверки каждого календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года) может применяться только один из указанных методов.

Министерство по налогам и сборам

* Постановление от 31.12.2009 № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами».

Методы проверки. При проведении налоговыми органами проверок используются методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки.

Методом документальной проверки осуществляются:

изучение действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям;

анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;

сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;

сличение имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;

оценка заключенных сделок требованиям законодательства Республики Беларусь по форме, содержанию и исполнению.

Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции.

Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов. При этом используется экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности плательщика (иного обязанного лица), с целью выявления несоответствий и отклонений взаимосвязанных показателей с последующим выявлением причин их образования. В ходе экономического анализа отдельные записи бухгалтерского (налогового) учета сверяются с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения плательщиком (иным обязанным лицом) правил учета хозяйственных операций.

Способы проверок. Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:

проведение встречных проверок;

осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);

проведение личного досмотра;

контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);

назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);

контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);

иные определенные законодательными актами способы.

При проведении фактической проверки осуществляется применение необходимых способов проверки с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета и вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

* Постановление от 31.12.2010 № 95 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства».

Установлены формы: акта (справки) выездной проверки плательщика (иного обязанного лица) - организации (приложение 1); акта (справки) выездной проверки плательщика (иного обязанного лица) - индивидуального предпринимателя (приложение 2); акта (справки) внеплановой тематической оперативной проверки (приложение 3); акта (справки) выездной проверки государственного органа (государственной нотариальной конторы) (приложение 4); приложения к предписанию инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь на проведение выездной проверки главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета (приложение 5); акта камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) - организации, индивидуального предпринимателя (приложение 6); уведомления о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений (приложение 8).

* Постановление от 27.04.2010 № 31 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383 и о признании утратившими силу постановления и отдельных положений постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».

Книги учета проверок приобретают у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих их реализацию на основании заключенных договоров с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».

Книга учета проверок (ревизий), зарегистрированная в установленном порядке в налоговом органе до вступления в силу постановления Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 и приведенная в соответствие с формой книги учета проверок, утвержденной данным постановлением, повторной регистрации в налоговом органе не подлежит.

* Письмо от 26.03.2010 № 10-15/34 «О наложении административных взысканий за неуплату, неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин)».

При привлечении к ответственности юридических лиц (за исключением случаев выявления нарушений в результате камеральных проверок) с учетом части первой примечания к ст.13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) суммы штрафов исчисляются с суммы превышения доначисленных налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года над суммой налогов, сборов (пошлин), уменьшенных за тот же период, а в случае, если проверке подлежит часть календарного года или взыскание исходя из требований п.4 части первой ст.7.6 КоАП может быть наложено только за часть календарного года, - сумма превышения определяется исходя из сумм налогов, сборов (пошлин), доначисленных и уменьшенных за указанный период. За такие же периоды определяется удельный вес неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин) в исчисленных суммах налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами.

* Письмо от 04.01.2010 № 10-11/1 «О применении Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510».

Сопоставление доначисленных по акту проверки сумм налогов, сборов с общей суммой исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов осуществляется по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года), но в пределах сроков для привлечения к административной ответственности.

* Письмо от 26.04.2010 № 10-15/45 «О применении КоАП и ПИКоАП».

В письме разъясняются конкретные вопросы по применению отдельных положений КоАП и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

* Письмо от 09.04.2010 № 10-15/10765 «Об административной ответственности».

По выявленным в ходе проверки фактам неуплаты, неполной уплаты отмененных налогов, а также нарушений установленных сроков предоставления по ним налоговых деклараций (расчетов) меры административной ответственности, предусмотренные ст.13.4 и 13.6 КоАП, не применяются, в т.ч. если нарушения были установлены актом проверки, составленным до отмены соответствующих налогов. В случае установления таких фактов одновременно в отношении отмененных и действующих налогов меры административной ответственности применяются только в части неотмененных налогов.

Поскольку в соответствии со ст.1.5 КоАП доначисление отмененного налога не образует состава административного правонарушения в виде его неуплаты (неполной уплаты), то отсутствует необходимость учитывать его в сальдовом методе как доначисленный налог. Суммы уменьшенных отмененных налогов при применении сальдового метода подлежат учету. Указанное правило подлежит применению в случае доначисления отмененных налогов одновременно с доначислением действующих налогов либо доначисления только действующих налогов.

Таким образом, по части первой ст.13.6 КоАП сумма административного штрафа будет исчисляться с суммы превышения доначисленных налогов (за вычетом доначисленных отмененных налогов) над суммой уменьшенных налогов (включая уменьшенные отмененные налоги).

Комитет государственного контроля

* Приказ от 28.10.2009 № 94 «Об утверждении Порядка составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности».

В срок до 15 декабря (15 июня) органы Комитета государственного контроля размещают координационные планы на официальном сайте http://kgk.gov.by/ в Интернете.

* Инструкция о порядке направления налоговыми органами в органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь сообщений о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности, утвержденная постановлением МНС РБ и КГК РБ от 19.03.2010 № 18/2.

Налоговый орган при установлении в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступлений, по делам о которых предварительное следствие или дознание проводится органами финансовых расследований, составляет акт проверки.

К подследственности органов финансовых расследований относятся, в частности, дела:

- об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности (т.е. предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно) либо осуществлении незаконной предпринимательской деятельности лицом, ранее судимым за данное преступление, либо организованной группой, сопряженной с получением дохода в крупном размере (на сумму, в 1 000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления) либо в особо крупном размере (на сумму, в 2 500 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления) (ст.233 Уголовного кодекса РБ);

- о причинении ущерба в крупном размере (на сумму, в 1 000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления) либо в особо крупном размере (на сумму, в 2 500 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления) в результате уклонения от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений (ст.243 Уголовного кодекса РБ).

* Инструкция о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденная приказом от 04.01.2010 № 1.

При проверке методы и способы ее осуществления проверяющий определяет самостоятельно с учетом характера деятельности проверяемого субъекта, темы проверки и перечня вопросов, подлежащих проверке.

В зависимости от времени совершения контрольных (проверочных) мероприятий по отношению к контролируемым (проверяемым) операциям, деяниям, явлениям, событиям или процессам, характеризующим деятельность проверяемого субъекта, в т.ч. действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, контроль может быть предварительным, текущим и последующим.

Предварительный контроль - форма контроля, предшествующая совершению финансово-хозяйственных и иных операций, деяний или процессов, наступлению явлений (событий), относящихся к деятельности проверяемого субъекта, в т.ч. к действиям (бездействию) его должностных лиц и иных работников. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения таких операций, деяний, явлений, событий, процессов. Последующий контроль осуществляется после совершения финансово-хозяйственных и иных операций, процессов, действий (бездействия), наступления явлений или событий и направлен на выявление и устранение допущенных нарушений.

Министерство юстиции

* Постановление от 29.01.2010 № 5 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Министерство юстиции контролирует соблюдение законодательства об осуществлении адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг, деятельности по распространению правовой информации, частной нотариальной деятельности; выполнение лицензиатами требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности.

Государственная инспекция архивов и делопроизводства РБ осуществляет надзор за соблюдением законодательства в области делопроизводства и архивного дела.

Министерство по чрезвычайным ситуациям

* Постановление от 31.12.2009 № 75 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Основной метод осуществления государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности, государственного надзора в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, контроля за исполнением законодательства в области охраны и рационального использования недр, государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, контроля за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, контроля за соблюдением правового режима территорий зон эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения, с которых отселено население, государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны - проведение проверки соответствия требованиям законодательства осуществляемой проверяемым субъектом деятельности, а также действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников.

Министерство экономики

* Постановление от 31.12.2009 № 204 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Основной метод осуществления Департаментом ценовой политики Министерства экономики, структурными подразделениями областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, на которые возложены функции антимонопольного и ценового регулирования, контроля за соблюдением проверяемыми субъектами, реализующими продукцию (товары, работы, услуги), законодательства о ценообразовании, за соблюдением проверяемыми субъектами антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях - проведение проверки деятельности проверяемых субъектов по соблюдению законодательства о ценообразовании, антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях и выполнению уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данным вопросам.

Министерство финансов

* Постановление от 31.12.2009 № 156 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Основной метод осуществления Министерством финансов, Департаментом государственных знаков Министерства финансов, Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов, главными управлениями Министерства финансов по областям и г.Минску, местными финансовыми органами проверок - проведение документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки.

Способами проведения проверок соблюдения законодательства в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа являются:

проведение встречных проверок;

инвентаризация имущества проверяемого субъекта;

контрольный обмер объемов выполненных работ и произведенных затрат на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);

истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

осмотр территорий, помещений и иных объектов, используемых для осуществления хозяйственной деятельности;

письменный запрос;

иные определенные законодательными актами способы.

Министерство информации

* Постановление от 30.12.2009 № 70 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Основным методом осуществления Министерством связи и информатизации контроля за осуществлением лицензиатами деятельности в области связи является проведение проверки выполнения лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления деятельности в области связи.

Основной метод осуществления Государственной инспекцией Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации (республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ») государственного надзора за электросвязью - проведение проверки: выполнения операторами электросвязи требований и условий специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи; соответствия требованиям законодательства осуществляемой проверяемым субъектом деятельности по разработке, производству, проектированию, строительству (установке), реализации, приобретению, эксплуатации и ввозу на территорию Республики Беларусь радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а также действий (бездействия) должностных лиц и иных работников проверяемого субъекта.

* Постановление от 02.08.2010 № 8 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Основным методом осуществления Министерством информации:

контроля за соблюдением законодательства по вопросам приобретения и сбыта печатного оборудования;

контроля за соблюдением установленного порядка рассылки обязательных бесплатных экземпляров печатных средств массовой информации и непериодических печатных изданий;

контроля за соблюдением законодательства о средствах массовой информации, а также за количеством радио- и телепрограмм, транслируемых в приемных распределительных системах телевидения и радиовещания;

контроля за соблюдением порядка представления данных нецентрализованной государственной статистической отчетности;

контроля за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделенных редакциям средств массовой информации;

контроля за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности является проведение в рамках компетенции, определенной законодательными актами, проверок соответствия требованиям законодательства осуществляемой проверяемым субъектом деятельности, а также действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников.

Министерство труда и социальной защиты

* Постановление от 11.12.2009 № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Основным методом осуществления Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда является проведение проверки работы по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда, выполнению уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данным вопросам. Департаментом в соответствии с законодательством проводятся плановые, внеплановые, контрольные и дополнительные проверки соблюдения проверяемым субъектом требований законодательства о труде и об охране труда.

* Постановление от 22.12.2009 № 155 «О методах и способах проведения проверок органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь».

Основной метод осуществления органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь контроля за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - проведение проверки соблюдения проверяемым субъектом требований законодательства о труде и пенсионном обеспечении, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, выполнению уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данным вопросам. Органами государственной экспертизы в соответствии с действующим законодательством проводятся плановые, внеплановые, совместные, контрольные, дополнительные проверки соблюдения проверяемым субъектом требований законодательства о труде и пенсионном обеспечении, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

* Постановление от 31.12.2009 № 161 «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении».

Основной метод контроля за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении - проведение проверки на предмет соблюдения проверяемым субъектом требований законодательства о пенсионном обеспечении, выполнения уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данному вопросу.

* Постановление от 31.12.2009 № 162 «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости населения».

Способы осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения:

- посещение и осмотр служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта;

- проверка у представителей проверяемого субъекта документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;

- в рамках вопросов, подлежащих проверке, истребование и получение от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий), в т.ч. в электронном виде, иной информации, касающейся его деятельности и имущества;

- истребование в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимой для проверки информации и (или) документов;

- получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;

- вызов представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

- истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проверки.

Министерство здравоохранения

* Инструкция о методах и способах проведения проверок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, утвержденная приказом от 29.01.2010 № 83.

При проведении проверки методы и способы ее проведения проверяющий определяет самостоятельно, при этом могут использоваться метод документальной проверки и метод фактической проверки.

Метод документальной проверки заключается в проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, в т.ч. в оценке действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, по данным первичной документации, записей в учете и отчетности и др.

Метод фактической проверки направлен на установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа, испытаний лекарственных средств и иных приемов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.

Министерство архитектуры и строительства

* Приказ от 19.02.2010 № 50 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Организации государственной формы собственности, подчиненные Министерству архитектуры и строительства, и хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление министерства, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, включены в сводный план проверок на соответствующее полугодие.

* Приказ от 29.01.2010 № 32 «Об утверждении Порядка составления сводного плана проверок и Перечня вопросов, проверяемых при проведении плановых проверок в подведомственных организациях Минстройархитектуры».

Порядок составления сводного плана проверок определяет соответствующий порядок в отношении подчиненных или входящих в состав (систему) Министерства архитектуры и строительства организаций, в т.ч. их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, за соответствием требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности.

В сводный план могут быть включены только проверки подведомственных организаций, проводимые в рамках осуществления ведомственного контроля. В сводный план допускается включение только одной плановой проверки одной и той же подведомственной организации в течение календарного года.

Камеральные проверки, мероприятия по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию фактов, влияющих на результаты деятельности подведомственных организаций (мониторинг), проверки, проводимые при осуществлении внутрихозяйственного контроля, работниками юридического лица для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой деятельности данным юридическим лицом, а также его обособленными структурными подразделениями, не имеющими учетного номера плательщика, в т.ч. совершаемых финансово-хозяйственных операций, в сводный план Министерства архитектуры и строительства не включаются.

Перечень вопросов, проверяемых при проведении плановых проверок в подведомственных организациях Министерства архитектуры и строительства, предусматривает проведение проверки вопросов, определенных перечнем, и анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации и иных вопросов.

Министерство культуры

* Постановление от 31.12.2009 № 44 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Основным методом осуществления Министерством культуры контроля за соблюдением законодательства в области охраны историко-культурного наследия при производстве национальных фильмов и фильмов, производство которых полностью или частично финансируется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, сохранностью исходных материалов этих фильмов при осуществлении гастрольно-концертной деятельности, а также контроля за соблюдением законодательства о музеях и Музейном фонде РБ является проведение проверки соблюдения проверяемым субъектом требований законодательства в сфере культуры.

Министерство образования

* Постановление от 29.12.2009 № 75 «О некоторых вопросах осуществления контроля за обеспечением качества образования».

Основным методом осуществления Департаментом контроля качества образования Министерства образования РБ контроля за обеспечением качества образования является проведение в учреждениях образования Республики Беларусь проверки соответствия содержания и качества образования, предоставляемого учреждениями образования, требованиям законодательства Республики Беларусь в сфере образования, образовательных стандартов, разработанных на их основе учебных планов и учебных программ.

* Приказ от 29.07.2010 № 519 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных или входящих в состав Министерства образования Республики Беларусь».

Проверки финансово-хозяйственной деятельности осуществляются контрольно-ревизионным управлением Министерства образования в непосредственно подчиненных Министерству образования организациях или входящих в их состав. В рамках осуществления ведомственного контроля плановая проверка одной подведомственной организации, в т.ч. ее обособленных подразделений, может быть проведена не чаще 1 раза в 2 года независимо от количества контролирующих органов, уполномоченных на ее проведение.

Государственный комитет по науке и технологиям

* Постановление от 31.12.2009 № 32 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Основной метод осуществления контроля за ходом выполнения научно-технических программ, разделов научного обеспечения государственных, отраслевых и региональных программ, инновационных проектов, международных научно-технических проектов, а также освоения в производстве результатов завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполнявшихся за счет бюджетных средств; контроля за эффективным использованием государственных средств, выделяемых на финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок (совместно с Национальной академией наук Беларуси); контроля за эффективностью деятельности аспирантур (докторантур); контроля за соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности, оценке стоимости объектов гражданских прав - проведение проверки соответствия требованиям законодательства, осуществляемой проверяемым субъектом деятельности, а также действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников.

Управление делами Президента Республики Беларусь

* Постановление от 11.02.2010 № 2 «О методах и способах проведения проверок Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь».

Методы и способы осуществления проверки проверяющий выбирает с учетом характера деятельности проверяемого субъекта, темы проверки и перечня вопросов, подлежащих проверке. В ходе проверки используют методы документальной и фактической проверки.

Метод документальной проверки заключается в проверке деятельности проверяемого субъекта, в т.ч. в оценке действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, согласно представленным документам и (или) информации по проверяемым вопросам.

Метод фактической проверки направлен на установление действительного, реального состояния объекта проверки, в т.ч. деяния, процесса, явления или события, путем применения различных приемов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.

Изучение деятельности проверяемого субъекта, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, проводится сплошным или выборочным методом.

Метод сплошной проверки предполагает анализ всех подлежащих проверке сфер деятельности проверяемого субъекта, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, в т.ч. изучение всех документов, относящихся к проверяемым сферам деятельности.

При использовании метода выборочной проверки проверяющий анализирует определенную сферу деятельности проверяемого субъекта, действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, в т.ч. документы, относящиеся к соответствующей сфере деятельности проверяемого субъекта.

Если выборочной проверкой установлены нарушения законодательства, проверяющий может принять решение о целесообразности проведения проверки сплошным методом в рамках вопросов, подлежащих проверке, и в пределах проверяемого периода.

Государственный комитет по имуществу

* Постановление от 27.01.2011 № 16 «О методах и способах проведения проверок Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь».

Выбор методов и способов осуществления проверки производится проверяющим с учетом характера деятельности проверяемого субъекта, темы проверки и перечня вопросов, подлежащих проверке. В ходе проверки используются метод документальной проверки и метод фактической проверки.

Метод документальной проверки заключается в проверке деятельности проверяемого субъекта, в т.ч. в оценке действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, согласно представленным документам и (или) информации по проверяемым вопросам.

Метод фактической проверки направлен на установление действительного, реального состояния объекта проверки, в т.ч. деяния, процесса, явления или события, путем применения различных приемов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.

Изучение деятельности проверяемого субъекта, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, проводится сплошным или выборочным методом.

Метод сплошной проверки предполагает анализ всех подлежащих проверке сфер деятельности проверяемого субъекта, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, в т.ч. изучение всех документов, относящихся к проверяемым сферам деятельности.

При использовании метода выборочной проверки проверяющим анализируются определенная сфера деятельности проверяемого субъекта, действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, в т.ч. документы, относящиеся к соответствующей сфере деятельности проверяемого субъекта.

Если выборочной проверкой устанавливаются нарушения законодательства, то проверяющий может принять решение о целесообразности проведения проверки сплошным методом в пределах проверяемого периода.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Справочная информация

Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

Пени, взыскиваемые за несвоевременную уплату налогов и сборов в бюджет.

Форма документа

Книга учета выданных предписаний на проведение проверок (с 1 января 2010 года).

 

27.05.2011 г.

 

Майя Залесская, экономист

 

От редакции: С 12 июля 2011 г. в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 30.12.2010 № 225-З внесены изменения и дополнения.

В Уголовно-процессуальный кодекс РБ от 16.07.1999 № 295-З на основании законов РБ от 03.07.2011 № 284-З (с 23 июля 2011 г.), от 18.07.2011 № 302-З (с 5 августа 2011 г.), от 08.11.2011 № 309-З (с 27 ноября 2011 г.), от 25.11.2011 № 318-З (с 16 декабря 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З, от 03.01.2012 № 335-З (с 21 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 334-З (с 6 апреля 2012 г.) и от 25.11.2011 № 322-З (с 6 июня 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 19 августа 2011 г. в Положение о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 554, на основании постановления Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912 внесены изменения.

В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.) и от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В постановление Совета Министров РБ от 28.04.2010 № 641 «О некоторых вопросах изъятия кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров для технического освидетельствования и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь» на основании постановления Совета Министров РБ от 27.10.2011 № 1440 внесены изменения.

С 1 января 2012 г. постановление МНС РБ и КГК РБ от 19.03.2010 № 18/2 «Об утверждении Инструкции о порядке направления налоговыми органами в органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь сообщений о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности» на основании постановления МНС РБ и КГК РБ от 25.11.2011 № 53/6 утратило силу.

В Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании законов РБ от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) и от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З на основании законов РБ от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 25.11.2011 № 317-З (с 6 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 334-З (с 6 апреля 2012 г.) и от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 23 февраля 2012 г. в постановление МНС РБ от 31.12.2010 № 95 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства» на основании постановления МНС РБ от 31.01.2012 № 2 внесены дополнения.

В постановление Совета Министров РБ от 24.03.2010 № 426 «Об утверждении Положения о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности» на основании постановлений Совета Министров РБ от 25.06.2012 № 589 (с 1 июля 2012 г.) и от 29.01.2013 № 66 (с 7 февраля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 7 июля 2012 г. абзац шестой подп.1.1 п.1 постановления Минюста РБ от 29.01.2010 № 5 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510» на основании постановления Минюста РБ от 28.06.2012 № 182 изложен в новой редакции.

С 1 октября 2012 г. в п.1 постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 11.12.2009 № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 05.09.2012 № 97 внесены изменения и дополнение.

В Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 26.07.2012 № 332, от 01.07.2013 № 292 (с 1 июля 2013 г.), от 25.07.2013 № 331 (с 30 июля 2013 г.) и от 16.04.2013 № 196 (с 19 октября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 20 октября 2012 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 22.12.2009 № 155 «О методах и способах проведения проверок органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 28.09.2012 № 103 утратило силу.

С 7 января 2013 г. п.1 постановления Госкомитета по науке и технологиям РБ от 31.12.2009 № 32 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» на основании постановления Госкомитета по науке и технологиям РБ от 29.11.2012 № 10 изложен в новой редакции.

С 15 января 2013 г. постановление Совета Министров РБ от 01.04.2010 № 489 «Об утверждении форм контрольного списка вопросов (чек-листа), перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист)» на основании постановления Совета Министров РБ от 13.12.2012 № 1147 утратило силу.

В Банковский кодекс РБ от 25.10.2000 № 441-З на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 416-З внесены изменения и дополнения.

С 7 февраля 2013 г. в постановление Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» на основании постановления Совета Министров РБ от 29.01.2013 № 66 внесены изменения и дополнения.

С 1 апреля 2013 г. в п.9 перечня государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, их структурных подразделений (подчиненных организаций), осуществляющих ведомственный контроль, утвержденного Указом Президента РБ от 22.06.2010 № 325, на основании Указа Президента РБ от 25.02.2013 № 90 внесено изменение.

С 8 августа 2013 г. подп.1.1 п.1 постановления МЧС РБ от 31.12.2009 № 75 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» на основании постановления МЧС РБ от 12.07.2013 № 33 изложен в новой редакции.

В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения и дополнения.

С 26 сентября 2013 г. в п.1 постановления Минэкономики РБ от 31.12.2009 № 204 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» на основании постановления Минэкономики РБ от 05.09.2013 № 66 внесены изменения и дополнения.