


Материал помещен в архив
НАЦИОНАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: НОВАЦИИ-2014
Настоящее пособие представляет собой подробный анализ основных положений Закона РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон), который вступил в силу 23 апреля 2014 г.
Данный Закон сменил Таможенный кодекс РБ (далее - ТК РБ) и ряд иных актов национального законодательства по вопросам таможенного регулирования.
![]() |
Обратите внимание! Нормы Закона применяются, если: • вопросы не урегулированы таможенным законодательством Таможенного союза; • их регулирование отнесено таможенным законодательством Таможенного союза к компетенции государств - членов Таможенного союза. |
Для исполнения норм Закона утверждено постановление Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - постановление № 509), которое вступило в силу с 5 июня 2014 г.
В частности, им определены компетенция таможен и регионы их деятельности; условия выдачи разрешения для размещения товаров в целях временного хранения в иных местах, чем склады временного хранения; особенности таможенного декларирования товаров, отнесенных к иностранной безвозмездной помощи и освобожденных (освобождаемых) от уплаты таможенных платежей; перечень документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары; порядок совместной сверки расходования денежных средств плательщика, уплаченных в качестве авансовых платежей, и т.д.
В настоящее время также готовится проект указа Президента РБ, который внесет изменения и дополнения в некоторые указы, в т.ч. регламентирующие вопросы, урегулированные в Законе.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (РАЗДЕЛ I ЗАКОНА)
* Глава 5 «Деятельность в сфере таможенного дела» Закона.
Данная глава регулирует порядок и условия включения юридических лиц, заинтересованных в осуществлении деятельности в качестве:
1) владельца таможенного склада, склада временного хранения, таможенного перевозчика, таможенного представителя - в соответствующие реестры, а также условия и особенности такого включения, приостановления деятельности в сфере таможенного дела и пр.
![]() |
Справочно До 23 апреля 2014 г. эти вопросы регулировались Положением об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденным Указом Президента РБ от 18.07.2011 № 319 (далее - Указ № 319). |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2014 г. Положение об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденное Указом № 319, утратило силу на основании Указа Президента РБ от 28.07.2014 № 380. |
2) владельца свободного склада - в реестр владельцев свободных складов, а также основания для исключения из такого реестра владельца свободного склада. Порядок исключения из такого реестра, а также порядок приостановления деятельности в качестве владельца свободного склада и ее возобновления и порядок ведения реестра владельцев свободных складов определяются Президентом РБ.
![]() |
Справочно Данные вопросы регулирует Указ Президента РБ от 09.02.2012 № 55 «Об утверждении Положения о свободных складах». |
Требования к магазинам беспошлинной торговли, порядок их функционирования, обустройства, правила реализации товаров в этих магазинах, порядок и условия включения юридических лиц в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, а также исключения из указанного реестра определены Положением о магазинах беспошлинной торговли, утвержденным Указом Президента РБ от 17.01.2012 № 38.
![]() |
Обратите внимание! Указом Президента РБ от 22.04.2014 № 175 утверждено Положение о магазинах беспошлинной торговли, которое вступит в силу с 27 июля 2014 г. |
Отметим, что с принятием Закона:
- подвергнуты некоторым корректировкам условия включения заинтересованных лиц в соответствующий реестр.
Для таможенных перевозчиков требуется нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в т.ч. транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями. Минимальное количество таких транспортных средств - не менее двух (ранее это не оговаривалось).
Для таможенных представителей, владельцев таможенных складов, владельцев складов временного хранения по-прежнему требуется наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. При этом страховая сумма не может быть менее 10 000 базовых величин (для таможенных представителей) или 100 000 базовых величин (для владельцев складов временного хранения или таможенных складов).
Закон в данном условии уточнил некоторые моменты. Так, исполнение обязательства должно быть обеспечено в установленном размере в течение всего срока нахождения юридического лица в реестре.
В случае изменения в соответствии с законодательством Республики Беларусь размера базовой величины либо после выплаты страхового возмещения, произведенной в течение срока действия договора страхования гражданской ответственности, страховая сумма по этому договору восстанавливается его сторонами с уплатой дополнительного страхового взноса до ее минимального размера в течение 15 рабочих дней после наступления соответствующего события согласно правилам соответствующего вида страхования, утвержденным страховщиком и согласованным с органом, осуществляющим надзор за соблюдением требований законодательства Республики Беларусь о страховании.
В остальном условия включения заинтересованных лиц в реестр таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов остались прежними.
![]() |
Обратите внимание! Перечень документов, необходимых для включения в соответствующий реестр в Государственном таможенном комитете РБ (далее - ГТК), определен ст.55 Закона. Он включает также заявление по установленной форме. Форма такого заявления определялась приложением 1 к Положению об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденному Указом № 319. Новую форму такого заявления должен определить ГТК; |
- уменьшился перечень случаев отказа во включении в соответствующий реестр.
Теперь ГТК вправе принимать решение об отказе во включении в соответствующий реестр только при наличии:
- недостоверных сведений в представленном заявлении с приложением необходимых документов;
- сведений о несоответствии юридического лица установленным для включения в соответствующий реестр условиям.
Также следует отметить некоторые изменения в отношении специалистов по таможенному оформлению / декларированию.
С 23 апреля 2014 г.:
- изменено название должности «специалист по таможенному оформлению» на «специалист по таможенному декларированию»;
- к данной должности изменились квалификационные требования (см. таблицу).
Квалификационные требования к специалисту по таможенному оформлению (декларированию) | |
Глава 9 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом № 319 | Статья 59 Закона |
Специалистом по таможенному оформлению может быть физическое лицо, имеющее: - высшее образование без предъявления требований к наличию стажа работы; - среднее специальное образование и стаж работы в сфере таможенного дела, внешнеторговой деятельности не менее 3 лет. Повышение квалификации специалистов по таможенному оформлению производится 1 раз в 3 года в государственном учреждении образования |
Специалистом по таможенному декларированию может быть физическое лицо, имеющее: - высшее образование и прошедшее переподготовку на уровне высшего образования по специальности «Таможенное дело»; - высшее образование и прошедшее повышение квалификации в области таможенного декларирования; - среднее специальное образование и стаж работы в сфере таможенного дела и (или) внешнеторговой деятельности не менее 3 лет и прошедшее повышение квалификации в области таможенного декларирования. Специалист по таможенному декларированию обязан 1 раз в 3 года проходить повышение квалификации в области таможенного декларирования |
* Глава 6 «Уполномоченный экономический оператор» Закона.
Этой главой установлены условия и порядок присвоения статуса уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО), выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, внесения изменений и (или) дополнений в такое свидетельство, ведения указанного реестра, определены обязанности уполномоченного экономического оператора при проведении таможенного контроля.
Для получения статуса УЭО заинтересованное лицо должно представить в ГТК заявление и необходимые документы. Их перечень и срок рассмотрения (в пределах 1 месяца) с принятием Закона не изменился.
Не изменились и условия присвоения статуса УЭО. Данный статус, как и ранее, присваивает ГТК.
В то же время Закон:
1) регламентирует сведения, которые должны содержаться в заявлении, а именно:
- сведения о полном и кратком наименовании заинтересованного лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, об учетном номере плательщика;
- сведения о средствах связи (телефон, факс, адрес сайта в сети Интернет и (или) электронной почты);
- перечень и сведения об обособленных структурных подразделениях (филиалах) заинтересованного лица, которые будут осуществлять внешнеторговую деятельность с использованием статуса уполномоченного экономического оператора, с указанием их наименования, места нахождения и учетного номера плательщика (при его наличии) для последующего внесения их в свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
- сведения о банковских счетах заинтересованного лица в белорусских рублях и иностранной валюте, банках, в которых открыты данные счета, с указанием их наименования, места нахождения;
- сведения, подтверждающие соответствие этого лица установленным условиям, в т.ч. сведения о сумме и способе обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов с указанием номера, даты выдачи и срока действия документов, подтверждающих предоставление данного обеспечения;
2) определил исчерпывающий перечень оснований для отзыва свидетельства о включении в реестр УЭО.
![]() |
Справочно До 23 апреля 2014 г. аналогичные требования предусматривались Положением о порядке выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и его отзыве, утвержденным Указом № 319. В настоящее время готовится проект указа Президента РБ, согласно которому названное Положение утратит силу. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2014 г. Положение о порядке выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и его отзыве, утвержденное Указом № 319, утратило силу на основании Указа Президента РБ от 28.07.2014 № 380. |
* Глава 9 «Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Классификация товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» Закона.
Глава регулирует вопросы классификации товаров по ТН ВЭД ТС.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. согласно п.2 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 112 под используемыми понятиями понимается следующее: «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» - единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, «ТН ВЭД ТС» - ТН ВЭД ЕАЭС. |
Закон сохранил порядок применения для целей классификации ТН ВЭД ТС, в т.ч. ее основные правила интерпретации, примечания.
![]() |
Справочно Действующая редакция ТН ВЭД ТС утверждена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин. |
В целях правильной классификации следует также применять:
- Пояснения к ТН ВЭД ТС (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4 «О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 ноября 2017 г. рекомендация № 4 не применяется в соответствии с рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21; |
- постановление ГТК РБ от 16.11.2007 № 110 «О применении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза»;
- предварительные решения о классификации товаров по ТН ВЭД ТС, принятые таможенными органами (данные решения размещены на официальных сайтах ГТК и Евразийской экономической комиссии) и др.
Новации главы 9 Закона:
- урегулирование вопросов классификации товаров в несобранном или разобранном виде (ст.79-82 Закона), которые ранее не содержались в ТК РБ и не содержатся в Таможенном кодексе таможенного союза (далее - ТК ТС).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017; |
- изменение места получения решения таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде.
За таким решением необходимо обращаться в таможню, в которой будет производиться декларирование товаров, а не в ГТК - как ранее;
- сокращение срока принятия решения таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде.
Срок рассмотрения вышеуказанного заявления не может превышать 30 календарных дней (ранее 60 дней).
* Глава 10 «Страна происхождения товаров» Закона.
Глава 10 регулирует вопросы определения и подтверждения страны происхождения импортируемых или экспортируемых товаров. Большая часть предусмотренных этой главой положений касается вывозимых товаров.
Отметим, что порядок определения происхождения товаров, ввозимых с применением преференций, не изменился. Как и ранее:
1) происхождение товаров надо подтверждать сертификатом о происхождении либо декларацией о происхождении.
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (ст.59 ТК ТС);
2) контроль за правильностью определения страны происхождения товаров как до, так и после выпуска товаров осуществляют таможенные органы (ст.90 Закона).
В то же время Закон:
- уточнил и расширил перечень операций, не отвечающих критерию достаточной обработки или переработки товара (ст.85-88);
- оставил право за таможенными органами принимать предварительное решение о стране происхождения товаров.
Ранее такие решения не принимались.
![]() |
Обратите внимание! Форма указанного решения определена приложением 2 к постановлению № 509. |
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ, АНТИДЕМПИНГОВЫЕ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ (РАЗДЕЛ II ЗАКОНА)
* Глава 12 «Общие положения об исчислении и уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин» Закона.
1. Виды таможенных платежей определены ст.70 ТК ТС. К ним относятся:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
- акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
- таможенные сборы.
Указанная статья не содержит перечень таможенных сборов. В связи с этим они перечислены в ст.101 Закона. Данной статьей также урегулированы вопросы исчисления и уплаты сборов, случаи получения освобождения от таможенных сборов и т.д.
До принятия Закона виды таможенных сборов определялись Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» (далее - Указ № 443). Отметим, что перечень сборов, указанных в Законе, несколько отличается от перечня согласно Указу № 443.
Указ № 443 | Статья 101 Закона |
Сбор за таможенное сопровождение товаров | Сбор за таможенное сопровождение товаров, осуществляемое должностными лицами таможенных органов |
Сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению | Сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию |
![]() |
Справочно В настоящее время готовится проект указа Президента РБ. Он предполагает: - исключение п.1 из Указа № 443 (виды таможенных сборов, определение плательщиков и др.); - изложение приложений 3, 7 к Указу № 443 в новой редакции (ставки сборов). |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2014 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 28.07.2014 № 380, которым исключены пп.1 и 3 Указа № 443. С 8 января 2019 г. следует применять приложения 3 и 7 к Указу № 443 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 22.12.2018 № 490. |
2. Закон оставил за таможенными органами обязанность взимать антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, которые не являются таможенными платежами. Однако в отличие от ранее действующих документов в Законе более четко урегулированы вопросы исчисления и уплаты названных пошлин. В частности, определено, что:
- льготы по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, не предоставляются, если иное не установлено этими международными договорами;
- изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, не производится, если иное не установлено этими международными договорами.
3. Закон не только сохранил ранее действующие в отношении плательщиков таможенных платежей правила (плательщиком таможенных платежей могут выступать декларант и иные лица, на которые законодательством возложена обязанность уплачивать таможенные платежи), но и расширил их. Так, с 23 апреля 2014 г.:
- плательщиком таможенных платежей может выступать также таможенный представитель, когда он совершает таможенные операции от имени и по поручению плательщика.
![]() |
Справочно Аналогичные положения содержал Указ № 319. В настоящее время готовится проект указа Президента РБ. На основании данного указа Положение об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и Положение о порядке выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и его отзыве, утвержденные Указом № 319, будут признаны утратившими силу; |
- таможенные платежи могут быть уплачены за юридическое лицо - плательщика его обособленным подразделением (филиалом, представительством и иным обособленным подразделением, имеющим отдельный баланс, которому для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений);
- при взыскании таможенных платежей обязанность по их уплате за плательщика вправе исполнить иное заинтересованное лицо (ст.99 Закона).
4. Одной из существенных новаций Закона является то, что с 23 апреля 2014 г. для целей выпуска товаров подтверждением исполнения обязанности по уплате таможенного платежа будет являться:
- либо поступление в таможенный орган в электронном виде информации Министерства финансов РБ о зачислении уплаченных плательщиком сумм таможенного платежа на соответствующий счет в зависимости от валюты, в которой вносится платеж;
- либо поступление в таможенный орган в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком таможенного платежа;
- либо представление плательщиками в таможенный орган документов на бумажном носителе об уплате таможенного платежа (при отсутствии у таможенного органа в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком таможенного платежа), причем в виде оригиналов с отметкой банка, небанковской кредитно-финансовой организации об исполнении платежной инструкции плательщика (ст.100 Закона).
5. Законом определен новый порядок расчета процентов при использовании отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных платежей, а также при завершении отдельных таможенных процедур (временный ввоз (допуск), переработка и пр.).
Так, по новому порядку при расчете процентов будет учитываться не ставка рефинансирования Национального банка РБ (далее - Нацбанк), установленная на дату уплаты соответствующего платежа, а размер ставки рефинансирования в течение всего срока, за который такие проценты исчисляются (ст.102 Закона).
* Глава 13 «Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов» Закона.
Сроки уплаты таможенных платежей могут быть изменены, т.е. получена отсрочка или рассрочка их уплаты. Данные вопросы регулирует глава 13 Закона.
С принятием Закона сохранились все основания для получения отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, акцизов и НДС, предусмотренные Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010, Декретом Президента РБ от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему» и Указом Президента РБ от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 января 2019 г. вместо Указа № 465 действует Указ Президента РБ от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга». |
Корректировка предусмотрена только в части оснований для получения отсрочки (рассрочки) по уплате акцизов и НДС, которые были предусмотрены ТК РБ.
Статьей 105 Закона определено содержание информации, которая должна в обязательном порядке содержаться в заявлении на получение рассматриваемой отсрочки (рассрочки) по уплате акцизов и НДС. К такой информации относятся:
- сведения о плательщике;
- наименование товаров;
- реквизиты внешнеторгового договора;
- основания для предоставления отсрочки или рассрочки;
- сумма налога, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;
- срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;
- график поэтапной уплаты суммы налога, если в его отношении запрашивается рассрочка;
- информация об отсутствии обстоятельств, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются.
При этом увеличен срок рассмотрения указанного заявления - с 3 рабочих дней до 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов.
Законом также:
1) определена формула расчета процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины, налога (ст.102).
Проценты начисляются на сумму таможенной пошлины, налога, по уплате которой были предоставлены отсрочка или рассрочка, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты этой таможенной пошлины, налога, за каждый день пользования отсрочкой или рассрочкой по каждому такому периоду по формуле:
П = (РТП х КД х СР) / (360 х 100),
где П - размер процентов, начисленных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;
РТП - размер суммы таможенной пошлины, налога, срок уплаты которых был изменен, не уплаченных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;
КД - количество календарных дней фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога, ограниченное сроком, на который предоставлены отсрочка или рассрочка, в течение которых сумма таможенной пошлины, налога и ставка рефинансирования Нацбанка оставались неизменными, включая день уплаты суммы таможенной пошлины, налога либо день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования;
СР - ставка рефинансирования Нацбанка, действовавшая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.
![]() |
Справочно Аналогичные новшества были введены с 1 января 2012 г. при расчете пеней, что тогда было предусмотрено Законом РБ от 30.12.2011 № 330-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»; |
2) определены основания, по которым таможенный орган вправе отказать в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов (ст.107).
![]() |
Обратите внимание! В графе 44 «Дополнительная информация / Предоставленные документы» под кодом «07021» (для налога на добавленную стоимость и акцизов) надо указывать реквизиты Закона, а не ТК РБ. |
* Глава 14 «Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов» Закона.
Одной из мер обеспечения соблюдения таможенного законодательства является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Оно требуется при получении отсрочек или рассрочек уплаты таможенных платежей, перевозке товаров по таможенной процедуре таможенного транзита, включении заинтересованных лиц в реестр таможенных представителей или реестр таможенных перевозчиков, присвоения статуса уполномоченного экономического оператора и пр.
Эти вопросы регулирует глава 14 Закона. В ней, как и в ст.86 ТК ТС, предусмотрено применение четырех способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством и залогом имущества. Порядок определения сумм обеспечения также не изменился.
Новациями данной главы являются:
1) определение дня предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, претендующими на включение в реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, а также на присвоение статуса уполномоченного экономического оператора (ст.108 Закона).
Таким днем в зависимости от способа обеспечения будет считаться день внесения денежных средств на единый счет, заключения договора поручительства, заключения договора о залоге имущества, выдачи банковской гарантии.
Отметим, что ранее в законодательстве отсутствовали аналогичные положения;
2) изменение условий применения такого способа обеспечения, как залог имущества (ст.109 Закона).
![]() |
Обратите внимание! В Закон включены некоторые проблемные вопросы применения такого способа обеспечения, как залог имущества, которые ранее носили лишь рекомендательный характер. |
* Глава 15 «Возврат и (или) зачет (обращение) сумм авансовых платежей, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, пеней, процентов, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» Закона.
Данная глава регулирует порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.
Как и ранее, плательщик должен подать в таможенный орган, который осуществил выпуск товаров или совершил либо будет совершать юридически значимые действия, письменное заявление в произвольной форме.
Статьей 115 Закона определена дополнительная информация, которая должна содержаться в таком заявлении. Так, в заявлении надо указывать:
- сведения о способе возврата (наличными денежными средствами либо в безналичном порядке);
- номер таможенной декларации, в которой должны содержаться сведения, указывающие на то, что платежи являются излишне уплаченными (взысканными).
Данной статьей также установлено, что в качестве заявления на зачет рассматривается декларация на товары, отражающая соответствующие сведения.
* Глава 16 «Отдельные вопросы взыскания таможенных платежей, процентов, пеней» Закона.
Указанная глава регулирует некоторые вопросы взыскания таможенных платежей. В нее включены способы обеспечения взыскания (пени; приостановление операций по счетам; арест имущества), которые действовали и ранее.
Новацией является включение в ст.119 Закона правил взыскания, ранее установленных локальными актами ГТК, а именно:
- до применения мер по взысканию таможенных платежей таможенный орган направляет (вручает) плательщику, иному обязанному лицу решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки;
- меры по взысканию таможенных платежей применяются по истечении 10 рабочих дней со дня получения плательщиком указанного решения.
Если решение не получено плательщиком по не зависящим от таможенного органа причинам, меры по взысканию указанных таможенных платежей применяются по истечении 2 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган информации о неполучении плательщиком решения;
- взыскание таможенных платежей с таможенного представителя производится в случае неисполнения плательщиком решения таможенного органа о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей с плательщика за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, в течение 1 месяца со дня получения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией такого решения.
ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (РАЗДЕЛ VI ЗАКОНА)
Перечень применяемых в отношении товаров таможенных процедур установлен ст.202 ТК ТС и включает такие процедуры, как:
- выпуск для внутреннего потребления;
- экспорт;
- таможенный транзит;
- таможенный склад;
- переработка на таможенной территории;
- переработка вне таможенной территории;
- переработка для внутреннего потребления;
- временный ввоз (допуск);
- временный вывоз;
- реимпорт;
- реэкспорт;
- беспошлинная торговля;
- уничтожение;
- отказ в пользу государства;
- свободная таможенная зона;
- свободный склад;
- специальная таможенная процедура.
Закон дополнил этот перечень новой таможенной процедурой (см. об этом подробнее в описании главы 41 Закона).
* Главы 27 «Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления» и 28 «Таможенная процедура экспорта» Закона.
Для целей импорта и экспорта товаров применяются таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта (ст.209-214 ТК ТС, ст.182-185 Закона).
В Законе предусмотрена возможность повторного декларирования в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления товаров, выпущенных в этой же процедуре с льготами по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, либо с применением ставок ввозных таможенных пошлин ниже, чем ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза, и фактически передача обязанностей по целевому использованию таких товаров новому декларанту (ст.183).
Отметим, что аналогичные положения ранее отсутствовали в национальном законодательстве.
Кроме того, уточнено, что под таможенную процедуру экспорта помещаются, в частности, временно вывезенные с таможенной территории Таможенного союза транспортные средства международной перевозки, а также припасы, превышающие нормы вывоза.
Первые из указанных помещаются под такую процедуру без их фактического предъявления таможенному органу.
* Глава 29 «Таможенная процедура таможенного транзита» Закона.
Таможенная процедура таможенного транзита регулируется ст.215, 216 ТК ТС, ст.186-194 Закона.
В Законе дано определение таких понятий, как «внутренний таможенный орган», «таможенный орган в месте прибытия» и «таможенный орган в месте убытия». Законом предоставлено ГТК право:
1) принимать решения о лишении права пользования положениями Таможенной конвенции Организации Объединенных Наций о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) от 14.11.1975 на территории Республики Беларусь перевозчика, виновного в нарушении таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании и иных правил, применяемых при международной перевозке грузов,
2) давать разъяснения по применению Конвенции МДП и публиковать списки перевозчиков, лишенных права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь.
В Законе также предусмотрено, что выпуск в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров в несобранном или разобранном виде, перемещаемых разными партиями одним или несколькими транспортными средствами, допускается с указанием единого кода ТН ВЭД ТС при наличии одного из следующих документов:
- решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде и (или) предварительного решения, выданных таможенными органами государств - членов Таможенного союза;
- экспортной декларации страны вывоза товаров, содержащей сведения о классификационном коде товара в собранном виде.
Кроме того, в Законе:
1) установлено, что организации, осуществляющие таможенное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, несут с декларантом таможенной процедуры таможенного транзита солидарную ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов.
![]() |
Справочно К таким организациям относят Департамент охраны Министерства внутренних дел РБ и республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис» (Указ № 319); |
2) определены случаи, когда таможенный орган отправления исходя из характера товара вправе устанавливать место доставки независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах;
3) предусмотрена возможность доставки товаров в зону таможенного контроля:
- созданную по заявлению получателя товаров таможенным органом, в регионе деятельности которого находится такой получатель;
- со склада временного хранения, на котором отсутствует пункт таможенного оформления.
* Главы 31 «Таможенная процедура переработки на таможенной территории» и 33 «Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления» Закона.
Для осуществления с товарами операций переработки применяются таможенные процедуры переработки на таможенной территории, вне таможенной территории и для внутреннего потребления (ст.239-276 ТК ТС, ст.200-218 Закона).
Законом установлено, что форму, порядок выдачи, отзыва документа об условиях переработки и внесения в него изменений и (или) дополнений, органы, уполномоченные согласовывать условия переработки товаров, и порядок такого согласования, а также порядок замены товаров эквивалентными определяет Правительство РБ.
Кроме того, Законом:
- предусмотрено, что таможенные процедуры переработки (это касается всех ее трех видов) не могут быть установлены менее чем на 6 месяцев.
Таможенный кодекс РБ не содержал аналогичных положений. В свою очередь, ТК ТС определены предельные максимальные сроки таких процедур;
- урегулированы вопросы относительно отходов, образующихся при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории для внутреннего потребления;
- уточнены способы завершения указанных таможенных процедур.
* Главы 34 «Таможенная процедура временного ввоза (допуска)» и 35 «Таможенная процедура временного вывоза» Закона.
Временное размещение товаров на таможенной территории Таможенного союза либо за пределами такой территории осуществляется в рамках таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза (ст.277-291 ТК ТС, ст.219-255 Закона).
Законом в отношении указанных процедур:
- определены дополнительные случаи, когда допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа.
Такое разрешение не требуется:
Согласно ст.279 ТК ТС | Согласно Закону |
- при передаче товаров в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки | - при вывозе временно ввезенной многооборотной (возвратной) тары, предназначенной для упаковки и защиты товаров, предполагаемых к реализации и обороту, если в соответствии с внешнеторговым контрактом эта или аналогичная (того же типа и приблизительно равной стоимости) тара подлежит возврату; - при проведении испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами либо их использования в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов; - в иных целях, определяемых Правительством РБ |
- определен порядок продления срока временного ввоза товаров, декларирование которых осуществлялось с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.
![]() |
Обратите внимание! Аналогичные положения предусмотрены Законом и при временном вывозе; |
- предоставлено право Правительству РБ устанавливать предельные сроки временного вывоза в отношении отдельных категорий товаров в зависимости от целей их вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза;
- уточнены способы завершения указанных таможенных процедур.
* Главы 36 «Таможенная процедура реимпорта» и 37 «Таможенная процедура реэкспорта» Закона.
Таможенные процедуры реимпорта и реэкспорта применяются, как правило, при обратном ввозе либо вывозе товаров (ст.292-301 ТК ТС, ст.226-230 Закона).
Реимпорт. Одним из условий применения таможенной процедуры реимпорта (кроме ее применения в отношении продуктов переработки) является неизменное состояние товаров.
Законом установлено, что для подтверждения нахождения товаров в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации) при проведении форм таможенного контроля, могут быть представлены следующие документы: описание, чертежи, фотографии, технические паспорта на эти товары, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и иного учета, сертификат качества, акт рекламации, акт приемки товара, акт экспертизы, экспертное заключение компетентного органа, акт выбраковки товара (ст.227 Закона).
Под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории Таможенного союза.
Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» допускает превышение указанного срока в отношении товаров:
- помещенных под таможенную процедуру экспорта либо являвшихся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенных с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, и использующихся для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и других подобных целей;
- вывезенных с единой таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами единой таможенной территории Таможенного союза.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 декабря 2017 г. в решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.11.2017 № 147 внесены изменения и дополнения. |
Законом определено, что Президент РБ или Правительство РБ (по поручению Президента РБ) могут в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, определять по ходатайству заинтересованного республиканского органа государственного управления или иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ, отдельные категории товаров, срок помещения которых под таможенную процедуру реимпорта превышает срок, установленный ТК ТС (ст.228 Закона).
Реэкспорт. Под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться, в частности, товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в т.ч. по количеству, качеству, описанию или упаковке (ст.297 ТК ТС).
Законом уточнено, что в данном случае речь идет о товарах, приобретших статус товаров Таможенного союза (ст.229).
Законом также определено, что при проведении таможенного контроля для подтверждения причин неисполнения условий внешнеэкономической сделки, а также иных условий помещения названных товаров под таможенную процедуру реэкспорта можно представить следующие документы: описание, чертежи, фотографии, технические паспорта на эти товары, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и иного учета, сертификат качества, акт рекламации, акт приемки товара, акт экспертизы, экспертное заключение компетентного органа, акт выбраковки товара (ст.230).
* Глава 41 «Специальная таможенная процедура» Закона.
Данной главой впервые установлена в законодательстве Республики Беларусь специальная таможенная процедура, при которой отдельные категории товаров, перечень которых, а также условия помещения их под такую таможенную процедуру определен решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 329, ввозятся в Республику Беларусь и используются на ее территории и (или) вывозятся из Республики Беларусь без уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, в соответствии с условиями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза (ст.241 Закона).
Предусмотрено, что:
1) требования и условия помещения товаров под такую процедуру, а также ограничения по пользованию и распоряжению товарами, помещенными под эту процедуру, определяются Президентом РБ, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза;
2) помещение товаров под специальную таможенную процедуру осуществляется с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза либо международными договорами Республики Беларусь.
13.06.2014
Материал подготовлен аналитической редакцией АПС «Бизнес-Инфо»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»