


Материал помещен в архив
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАЧНОГО ДОГОВОРА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Будущие супруги, как правило, заключают брак по любви и не задумываются о возможном возникновении впоследствии имущественных споров между ними. По мнению многих, вообще недопустимо заранее предполагать расторжение брака и раздел имущества.
Тем не менее среди супружеских пар, особенно среди лиц, занимающихся предпринимательством, необходимость заключения брачного договора находит все больше понимания. Однако привлекательность брачного договора для значительного количества супружеских пар видится больше в допущении возможности ухода от императивного законодательного регулирования, нежели в практическом разрешении имущественных споров, которые возникают и могут возникнуть между супругами, а то и третьими лицами в будущем.
В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению количества как зарегистрированных брачных договоров, так и случаев признания их недействительными.
Понятие брачного договора
Брачно-семейное законодательство Республики Беларусь не содержит напрямую определения брачного договора. Только ст.13 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС) предусмотрено, что в целях укрепления брака и семьи, повышения культуры семейных отношений, осознания прав и обязанностей супругов, ответственности за детей и друг за друга лица, вступающие в брак, и супруги могут заключить брачный договор, в котором определяются их соглашения:
- о совместном имуществе и имуществе каждого из супругов;
- порядке раздела совместного имущества супругов в случае расторжения брака;
- материальных обязательствах по отношению друг к другу в случае расторжения брака;
- формах, методах и средствах воспитания детей;
- месте проживания детей, размере алиментов на них, порядке общения с детьми отдельно проживающего родителя, а также другие вопросы содержания и воспитания детей в случае расторжения брака.
Брачный договор не должен нарушать права и законные интересы других лиц.
Лица, вступающие в брак, и супруги могут заключить брачный договор в любое время и в определенном ими объеме соглашений.
Брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РБ (далее - ГК).
Основания для признания брачного договора недействительным
Принимая во внимание изложение законодателем основных характеристик брачного договора, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь брачный договор регламентирует не только имущественные отношения между супругами, но и личные неимущественные отношения (например, отношения, связанные с воспитанием детей).
Несмотря на это, брачный договор все-таки носит преимущественно гражданско-правовой характер, поэтому в силу указания части первой п.1 ст.1 ГК отношения, связанные с данным договором, регулируются и гражданским законодательством. На них распространяются общие положения ГК об обязательствах и сделках, поскольку законодательством Республики Беларусь о браке и семье не предусмотрено иное.
Следовательно, брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК (либо в силу признания его таковым судом - оспоримая сделка, либо независимо от такого признания - ничтожная сделка).
Несоответствие брачного договора законодательству (статья 169 Гражданского кодекса). Такой брачный договор по общему правилу, определенному ГК, ничтожен, если законодательный акт не устанавливает, что он оспорим или не предусматривает иных последствий нарушения.
Несоответствие договора законодательству выражается в том, что содержание сделки и ее правовой результат противоречат требованиям законодательства.
Примером такого основания в Республике Беларусь может служить установление факта ничтожности брачного договора в результате признания недействительным самого брака.
Так, ст.45 КоБС установлен исчерпывающий перечень оснований для признания брака недействительным. К таковым относятся: нарушение условий заключения брака, установленных ст.17-19 КоБС (согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака), а также регистрация заключения брака без намерения создать семью (фиктивный брак).
Признание брака недействительным производится в судебном порядке. При этом иск о признании брака недействительным может быть предъявлен супругами и лицами, права которых нарушены заключением этого брака, органами опеки и попечительства, а также прокурором в случаях, предусмотренных законом, и органами внутренних дел в случаях, когда брак, заключенный иностранным гражданином или лицом без гражданства с гражданином Республики Беларусь либо иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, послужил основанием для выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.
Брак, признанный недействительным, считается недействительным со дня его заключения. А поскольку ст.49 КоБС установлено, что у лиц, состоящих в браке, признанном недействительным, никаких прав и обязанностей супругов не возникает, то все права и обязанности супругов перестают существовать непосредственно с момента регистрации заключения брака. Следовательно, при таких обстоятельствах составление брачного договора, сама возможность заключения которого тесно связана с наличием брачных отношений между его сторонами, не соответствует законодательству.
При этом к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения ГК о долевой собственности. Однако в случае, если брак признан недействительным вследствие состояния одного из супругов в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке, суд при разделе совместно приобретенного имущества, учитывая интересы добросовестного супруга, не знавшего об указанном обстоятельстве, вправе признать его имущество не долевой, а совместной собственностью.
Включение в брачный договор условий, запрещенных законодательством (статья 170 Гражданского кодекса). В качестве примера такого брачного договора, являющегося ничтожным, можно привести договор, в основу которого положен принцип неравенства мужчины и женщины с возложением, например, на жену обязанностей, унижающих ее достоинство.
Мнимый или притворный характер брачного договора (статья 171 Гражданского кодекса). Такие брачные договоры также ничтожны.
Как для мнимой, так и для притворной сделки установлены сходные основания для признания их недействительными. В обоих случаях имеет место несовпадение зафиксированного при заключении договора волеизъявления с действительной волей сторон.
Однако мнимым будет брачный договор, совершенный лишь для вида, без намерения создать соответствующие юридические последствия, когда воля сторон вообще не направлена на установление каких бы то ни было гражданско-правовых отношений между сторонами. Целью сторон в такой сделке является, как правило, наступление правовых последствий для каждой или одной из них в отношении третьих лиц. Например, заключение брачного договора с целью избежать обращения взыскания на долю одного из супругов путем изменения режима раздельной собственности в случае возбуждения уголовного дела за преступление во избежание конфискации имущества в случае осуждения.
Пример
Индивидуальный предприниматель Б. заключил с банком в 2007 г. кредитный договор, по которому ему был предоставлен кредит в виде открытой возобновляемой кредитной линии с максимальным размером общей суммы предоставляемых денежных средств в размере 2 600 млн.руб. на приобретение продукции для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно договору он несколько раз получал транши в большом размере.
С 2008 г. Б. перестал погашать полученный кредит, реализовал за наличный расчет заложенную продукцию, скрыв данный факт от банка, составил заведомо подложные документы о сбыте продукции лжепредпринимательским структурам. Вырученные деньги использовал по своему усмотрению. В силу этого в отношении Б. было возбуждено уголовное дело.
При обращении банка в хозяйственный суд по его заявлению был наложен арест на имущество Б. В тот же день Б. со своей супругой заключили брачный договор, согласно которому все имущество, приобретенное в период брака, перешло в собственность супруги Б.
В ходе поведенной проверки установлены обстоятельства, позволяющие сделать вывод, что данный договор заключен лишь для вида и преследовал цель избежать обращения взыскания на долю Б. в совместной собственности: наличие большой кредитной задолженности, взыскание ее в судебном порядке, вынесение судебных актов в обеспечение исполнения решения о взыскании кредита, заключение брачного договора на имущество спустя 13 лет супружеской жизни непосредственно в день наложения ареста.
Указанные факты в совокупности послужили основанием для предъявления прокуратурой в интересах банка в суд иска об установлении факта ничтожности брачного договора ввиду его мнимости и применении последствий его недействительности, который решением суда был удовлетворен в полном объеме, спорное имущество признано общей совместной собственностью супругов Б.
Притворным считается договор, совершенный с целью прикрыть другую сделку, когда воля сторон направлена на установление гражданско-правовых отношений, но не тех, которые определены в заключенном договоре. Например, прикрытие договора купли-продажи квартиры в целях избежания уплаты налога с дохода посредством заключения брачного договора и изменения режима собственности.
Заключение брачного договора гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (статья 172 Гражданского кодекса). Такой брачный договор является ничтожным. Вместе с тем следует помнить, что в интересах супруга, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, совершенный им брачный договор может быть по требованию его опекуна признан судом действительным, если он совершен к выгоде этого супруга.
Заключение брачного договора гражданином, не способным понимать значение своих действий и руководить ими (статья 177 Гражданского кодекса). То есть брачный договор заключен гражданином, хоть и не признанным недееспособным, но находящимся в момент совершения брачного договора в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими.
К данному основанию недействительности брачного договора относятся ситуации, когда договор заключен гражданином, впоследствии признанным недееспособным.
Заключение брачного договора гражданином, ограниченным судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или психотропными веществами, совершенного без согласия попечителя (статья 178 Гражданского кодекса). Такой гражданин согласно положениям ст.30 ГК вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки. Брачный же договор к таковым не относится.
Заключение брачного договора под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение (статья 179 Гражданского кодекса). Существенное значение имеет заблуждение относительно природы брачного договора, тождества или таких качеств его предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов брачного договора (например, когда супруг заключает брачный договор на выгодных для супруги условиях, в качестве «компенсации» за измену, публичное оскорбление и т.п.) не имеет существенного значения.
Пример
Один из супругов, заключая брачный договор, предполагал, что в силу его условий он получит доступ к управлению предприятием, участником которого является второй супруг, и поэтому согласился на определенное денежное содержание второго супруга, тогда как устав данного предприятия не позволял получить желаемый доступ.
Заключение брачного договора под влиянием обмана, насилия, угрозы или вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне не выгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (статья 180 Гражданского кодекса). При этом под обманом понимается умышленное введение другого лица в заблуждение относительно обстоятельств брачного договора как в виде активных действий - путем сообщения ложных фактов, так и в виде умышленного бездействия - путем умолчания об обстоятельствах, способных повлиять на заключение договора. На практике такие ситуации возникают, когда брачный договор заключается между супругами практически одновременно с заключением брака, когда они не располагают достоверными сведениями об имущественном положении друг друга, в результате чего недобросовестный супруг путем обмана может преувеличить свое материальное положение, склонив тем самым другого супруга на заключение договора на выгодных для себя условиях.
Под насилием в смысле рассматриваемого основания понимается умышленное причинение лицу физических либо нравственных страданий с целью понуждения его к заключению брачного договора.
Под угрозой же следует понимать умышленное психическое воздействие на сторону с целью понудить ее заключить брачный договор. Угроза, как правило, выражается в предупреждении лица о том, что в случае несогласия ему или его близким будут причинены физические либо нравственные страдания или имущественный вред.
При заключении брачного договора вследствие стечения тяжелых обстоятельств волеизъявление стороны, выраженное в брачном договоре, не соответствует его действительной воле в силу крайней нужды (болезнь, невозможность трудоустройства и т.п.), чем другая сторона воспользовалась.
Примером такого основания может служить заключение брачного договора в случае тяжелой болезни одного из супругов и необходимости в дополнительном материальном содержании со стороны второго супруга, когда больной супруг безвозмездно уступает свое право на долю в общем имуществе, причем оценка стоимости данной доли значительно выше материального содержания, предоставляемого вторым супругом.
От данного основания следует отличать включение в брачный договор условий, ставящих супруга в крайне неблагоприятное положение. Ранее такое самостоятельное основание для недействительности брачного договора содержалось в п.11 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 22.06.2000 № 5 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (далее - постановление № 5), но постановлением Пленума Верховного Суда РБ от 28.09.2006 № 9 из этого пункта указание о признании брачного договора недействительным по тем основаниям, что его условия ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или нарушают интересы несовершеннолетних детей, исключено. Такого основания для признания брачного договора недействительным ГК не содержит.
Пример
Судом надзорной инстанции отменены с вынесением нового решения об отказе в иске постановления суда первой и кассационной инстанций, которыми удовлетворено исковое заявление Д. о признании недействительным брачного договора, по условиям которого при расторжении брака по его вине приобретенная ими квартира переходит в собственность к бывшей супруге (решением суда брак между ними расторгнут, виновным в распаде семьи признан истец).
Решение суда о признании недействительным брачного договора мотивировано несоответствием сделки требованиям законодательства, в частности требованиям ст.24 КоБС о возможности отступления от равенства долей супругов при разделе имущества лишь с учетом интересов детей или заслуживающих внимание интересов одного из супругов. По мнению суда, брачный договор заключен в интересах только жены и ставит Д. в крайне неблагоприятное положение. В решении суда также сделана ссылка на п.11 постановления № 5.
При таких обстоятельствах, поскольку судом неправильно применена норма права и в качестве обоснования недействительности договора (сделана ссылка на исключенное законодателем основание вместо норм, предусмотренных ГК), судебные постановления признаны незаконными.
Последствия недействительности брачного договора
Последствия недействительности сделки различаются гражданским законодательством Республики Беларусь в зависимости от основания, по которому она признана недействительной либо установлен факт ее ничтожности.
Законодатель предусмотрел в качестве последствий недействительности сделок либо двустороннюю реституцию, т.е. возвращение сторон по сделке в первоначальное положение (возврат всего полученного по сделке в натуре, а при невозможности возврата в натуре - возмещение его стоимости в деньгах), либо недопущение реституции вообще и взыскание полученного по сделке в доход государства (часть вторая ст.170 ГК - при наличии умысла у обеих сторон сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного), либо односторонняя реституция (часть третья ст.170, ст.180 ГК - при наличии умысла лишь у одной из сторон сделки все полученное ею по сделке возвращается другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Республики Беларусь), а также возмещение реального ущерба (ст.179, 180 ГК)).
Подобные последствия в зависимости от оснований недействительности распространяются и на брачный договор.
Следует отметить еще один процессуальный момент, касающийся времени признания брачного договора недействительным - требование о признании брачного договора недействительным полностью или частично может быть рассмотрено одновременно с иском о расторжении брака, поскольку эти требования связаны между собой (п.1 ст.250 Гражданского процессуального кодекса РБ). При этом размер государственной пошлины по требованию о признании брачного договора недействительным определяется в зависимости от того, носят ли требования имущественный или неимущественный характер.
15.03.2011 г.
Ольга Бобкова, прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Минской области
От редакции: Пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 28.09.2006 № 9 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь» на основании постановления Пленума Верховного Суда РБ от 02.06.2011 № 1 утратил силу.
В Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании законов РБ от 03.07.2011 № 285-З (с 23 июля 2011 г.) и от 09.07.2012 № 388-З (с 18 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 24 июля 2012 г. в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.1999 № 278-З на основании Закона РБ от 07.01.2012 № 342-З внесены изменения и дополнения.
В п.11 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 22.06.2000 № 5 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» на основании постановления Пленума Верховного Суда РБ от 28.03.2013 № 3 внесено изменение.