


Материал помещен в архив
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР
Основной нормативный правовой акт в сфере недропользования и охраны недр - Кодекс Республики Беларусь о недрах (далее - Кодекс). Вместе с тем он применяется по «остаточному принципу»: если какие-либо общественные отношения регулируются одновременно и иным законодательством (земельным, инвестиционным, водным, об охране природы, историко-культурного наследия, промышленной безопасности и т. п.), то применяется иное законодательство (ст.2 Кодекса).
Законодательство о недрах состоит из двух частей:
1) о недропользовании;
2) об охране недр.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 августа 2022 г. в Кодекс внесены изменения Законом от 15.02.2022 № 156-З. |
В отличие от некоторых других природных объектов (атмосферный воздух, объекты животного и растительного мира) отношение к недрам целиком «экономическое» как к источнику полезных ископаемых.
![]() |
Справочно Полезные ископаемые - содержащиеся в недрах природные минеральные образования неорганического или органического происхождения, которые находятся в твердом, жидком или газообразном состоянии и химический состав и физические свойства которых позволяют осуществлять их промышленное и иное хозяйственное использование в природном виде или после первичной обработки (очистки, обогащения) (п.34 ст.1 Кодекса). |
Кодекс содержит классификацию полезных ископаемых (ст.18-27) на основе физических и технологических свойств (рудные, нерудные, горючие, подземные воды), а также на основе их экономического значения. В последнем случае отдельно выделяют:
1) стратегические полезные ископаемые - полезные ископаемые, имеющие особое значение для социально-экономического развития Республики Беларусь и обеспечения национальной безопасности. К их числу относятся:
- горючие полезные ископаемые: нефть и газовый конденсат, природный газ, бурый уголь, горючие сланцы;
- рудные полезные ископаемые: железные руды, бокситы, урановые руды, титан, медь, молибден, цирконий, тантал, ниобий, бериллий, литий; руды редкоземельных элементов (гадолиний, гольмий, диспрозий, европий, иттербий, лантан, лютеций, неодим, празеодим, прометий, самарий, тербий, тулий, церий, эрбий); драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий);
- нерудные полезные ископаемые: калийные соли; драгоценные и поделочные камни (алмазы, рубины, уникальные янтарные образования); особо чистый жильный кварц и горный хрусталь; давсонит; мел, мергель, трепел, глина, используемые для производства цемента;
2) общераспространенные полезные ископаемые - полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об их относительной достаточности для удовлетворения потребностей экономики на перспективу или которые в случае истощения их запасов могут быть заменены другими полезными ископаемыми. К ним относятся:
- песок (кроме песка, используемого в качестве формовочного, для производства стекла, фарфоро-фаянсовых изделий, огнеупорных материалов, цемента);
- песчано-гравийно-валунный материал;
- глина, суглинок, супесь (кроме огнеупорных, тугоплавких, формовочных, красочных, бентонитовых, кислотоупорных и каолина, а также используемых для производства фарфоро-фаянсовых изделий, цемента);
- мел (кроме мела, используемого для производства цемента, стекла, резины, в химической промышленности);
- доломит (кроме пильного, облицовочного, а также используемого для производства стекла, в металлургической и химической промышленности);
- мергель (кроме мергеля, используемого для производства цемента);
- магматические, вулканические и метаморфические породы (строительный камень), кроме облицовочного камня и пород, используемых для производства декоративных изделий, огнеупорных и кислотоупорных материалов, минеральной ваты и каменного литья;
- торф и сапропели;
3) полезные ископаемые ограниченного распространения - все иные, не отнесенные к другим категориям.
В полном объеме требования Кодекса о пользовании полезными ископаемыми распространяются на стратегические полезные ископаемые, на остальные - в ограниченном. Например, общераспространенные полезные ископаемые не подпадают под нормы о предоставлении горного отвода и установления нормативов в области использования и охраны недр, если землепользователи для собственных нужд осуществляют добычу общераспространенных полезных ископаемых на глубину до 5 м, если глубже, то осуществляют на основании акта, удостоверяющего горный отвод (ст.17 Кодекса).
![]() |
Справочно Форма акта, удостоверяющего горный отвод, и другие документы по вопросам пользования недрами утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 16.12.2008 № 117.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 мая 2020 г. следует применять форму акта, удостоверяющего горный отвод, согласно приложению 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 12.05.2020 № 8. |
Но на общедоступные полезные ископаемые могут распространяться специальные ограничения, например, не допускается добыча торфа на месторождениях с остаточным слоем торфа менее 50 см, а также на месторождениях, зарезервированных для специальных целей (медицинских, комплексной и биотермохимической переработки) и содержащих битуминозное, гидролизное и грязелечебное сырье.
В целом, правовыми основаниями пользования недрами являются:
1) акт, удостоверяющий геологический или горный отвод;
2) свидетельство о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр;
3) документ, удостоверяющий право землепользователя на земельный участок, и разрешение на специальное водопользование (при заборе землепользователем подземных вод в объеме свыше 5 м3 в сутки при эксплуатации буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для забора подземных вод) (п.1 ст.30 Кодекса).
![]() |
Справочно Форма разрешения на специальное водопользование приведена в приложении к Положению о порядке выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.03.2015 № 152.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 апреля 2022 г. постановлением Совмина от 28.03.2022 № 183 установлена форма государственного акта на право обособленного водопользования согласно приложению 1 к постановлению № 152. |
Право пользования неотчуждаемо, то есть недропользователь не вправе передавать предоставленное ему право пользования недрами иным лицам (п.3 ст.30 Кодекса).
Сроки пользования недрами составляют:
• для геологического изучения недр - до 5 лет;
• для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр - на срок, определенный проектной документацией, но не более 50 лет;
• для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - на срок, определенный проектной документацией;
• при передаче участков недр в соответствии с концессионным или инвестиционным договором - на срок, определенный договором, но не более 99 лет (п.1 ст.29 Кодекса).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 октября 2021 г. следует руководствоваться п.1 ст.29 Кодекса с изменениями, внесенными Законом № 84-З. |
![]() |
Справочно Данные вопросы регулируются также Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» и Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях» (далее - Закон № 63-З). |
Право собственности на недра принадлежит исключительно государству (ст.13 Конституции Республики Беларусь), и недра сами по себе не могут быть предметом залога, купли-продажи, дарения, наследования, вклада в уставный фонд, а также предметом отчуждения в иной форме. Вместе с тем по общему правилу право собственности на добытые полезные ископаемые принадлежит недропользователю, осуществившему их добычу на законном основании (ст.5 и 6 Кодекса).
Переход права собственности на добытые полезные ископаемые определяется в зависимости от вида ресурсов недр, использование которых:
1) требует их извлечения из недр;
2) не требует такого извлечения.
В первую группу входят месторождения (в твердом, жидком и газообразном состоянии), отходы производства, глубинное внутреннее тепло недр и др. Ресурсы этой группы принадлежат на праве собственности государству только в условиях естественного залегания (in site). Как только недропользователь переводит их в подвижное состояние и доставляет в определенное место, он становится их собственником. С гражданско-правовой точки зрения речь идет о превращении недвижимого имущества в движимое (примечание 1).
С технологической точки зрения моментом перехода права собственности (часто он определяется в договоре между государством и инвестором) может быть вход в трубопровод инвестора, пункт выхода добытой продукции с месторождения, момент входа в магистральный трубопровод оператора, закачка в трубу, вход в экспортный терминал или вход на нефтеперерабатывающий завод. По мнению немецкого специалиста Й.Рата, в отношении нефти и газа целесообразным является определение перехода права собственности как момента входа добытой продукции в магистральный трубопровод. В момент транспортировки по магистральному трубопроводу инвестор уже считается собственником продукции (примечание 2).
Существует и другая градация, которая зависит от договорных отношений между сторонами:
1) концессионная система - пользователь получает право собственности на добытые полезные ископаемые и расплачивается с государством налогами и ресурсными платежами (роялти);
2) контрактная система - государство сохраняет за собой право собственности на полезные ископаемые. Пользователь получает за разработку вознаграждение, форма которого зависит от вида контракта: а) деньгами (так называемые сервисные контракты); б) частью добытого сырья (так называемые соглашения о разделе продукции) (примечание 3).
Однако эти системы характерны для нефтегазовой отрасли с ее огромными масштабами. В таких случаях между государством и пользователем заключается инвестиционный или концессионный договор, то есть условия недропользования и распоряжения добытым сырьем определяются индивидуально.
Природоохранное законодательство
Кодекс достаточно лаконичен в отношении охраны недр. Это обусловлено двумя причинами:
1) по аналогии с земельными участками, природоохранные нормы здесь частично перекрываются нормами об использовании недр;
2) в отличие от других видов природных ресурсов доступ к недрам требует использования специального оборудования (в связи с этим круг потенциальных нарушителей изначально невелик).
Основные требования по рациональному использованию и охране недр содержатся в ст.65 Кодекса.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых допускается при условии обеспечения наиболее полного извлечения запасов полезных ископаемых. При этом не допускаются:
а) застройка площадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода без согласия недропользователя, которому он предоставлен;
б) размещение объектов строительства на земной поверхности над отработанным месторождением полезных ископаемых без заключения об окончании процесса сдвижения горных пород в зоне их возможных деформаций и справки об отсутствии непогашенных горных выработок и пустот, выданных недропользователем, осуществлявшим разработку этого месторождения.
Нормирование в области использования и охраны недр
Нормирование в области использования и охраны недр осуществляется путем установления:
1) ставок налога на добычу (изъятие) природных ресурсов (ст.211-215 Налогового кодекса Республики Беларусь), конкретный размер которых определен в приложении 10 к указанному Кодексу. Большинство из перечисленных в нем природных ресурсов относятся к полезным ископаемым. Исключение составляют отдельные живые организмы.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» На 2018 год ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены согласно приложению 7 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении». С 1 января 2023 г. следует руководствоваться приложением 10 к НК в ред. Закона от 30.12.2022 № 230-З; |
2) нормативов допустимых потерь полезных ископаемых, которыми считается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченных из недр при разработке месторождения или утраченных в процессе добычи и переработки полезных ископаемых;
3) нормативов эксплуатационных потерь полезных ископаемых, которые разрабатываются недропользователями, осуществляющими разработку месторождения, на основе технических нормативных правовых актов, проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых и не должны превышать значений, предусмотренных данной документацией, и утверждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с органами и подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Примечание 1. Яковлев В.Н. / Горное право современной России. М., 2012. С.78-79, 97.
Примечание 2. Рат Й. / Соглашения о разделе продукции. М., 2008. С.171-172.
В то же время принадлежность полезных ископаемых к «плодам (продукции)» в юридической литературе подвергается сомнению, так как они не являются результатом труда (см.: Яковлев В.Н. Указ. соч. С.98-100).
Примечание 3. Джонсон Д. / Анализ экономики геологоразведки, рисков и соглашений в международной нефтегазовой отрасли. М., 2005. С.17-18.
Вместе с тем в Законе № 63-З (ст.25-27) используется иная терминология, согласно которой при полном концессионном договоре право собственности передается концессионеру (недропользователю), тогда как при концессионном договоре о выполнении работ и разделе продукции право собственности остается у концедента (государства).
22.01.2016
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук