


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
НЕЭФФЕКТИВНОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
![]() |
Ситуация Организация заключила договор подряда на строительство нескольких объектов сельскохозяйственного назначения. Источник финансирования - бюджетные средства. Какие нормативные акты устанавливают штрафные санкции к заказчику и генподрядчику при завышении объемов выполненных работ и нерациональном использовании бюджетных средств при строительстве таких объектов? |
Завышение стоимости строительства, осуществляемого за счет средств бюджета и приравненных к ним средств, составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:
• стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком;
• не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями;
• фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные (подп.1.1.1-1.1.3 п.1 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства»).
Виды и размеры административной ответственности организаций заказчика и генподрядчика за допущенные ими завышения стоимости строительства объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, установлены ст.21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (см. п.1 таблицы).
Необходимо отметить, что для целей привлечения к административной ответственности виновных лиц такого определения, как «нерациональное использование бюджетных средств при строительстве объектов», действующее законодательство не содержит.
Вместе с тем, исходя из сложившейся практики, при проведении контролирующими органами проверок организаций, осуществляющих строительство объектов за счет средств бюджета и приравненных к ним средств, могут быть установлены факты неэффективного расходования денежных средств.
Неэффективным расходованием бюджетных денежных средств признаются закупки товарно-материальных ценностей по более высоким ценам при строительстве объектов, расходование средств на изготовление проектно-сметной документации, которая не используется более 3 лет, и др.
![]() |
Обратите внимание! Контроль за своевременным и эффективным использованием бюджетных денежных средств по целевому назначению возлагается на заказчика (п.137 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 октября 2020 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов в редакции постановления Минфина РБ от 30.09.2020 № 40. |
Кроме того, действующим законодательством предусмотрены определения таких понятий, как «незаконное получение средств из бюджета», «нецелевое использование средств бюджета» и «использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства».
Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета, в том числе излишнее получение бюджетных средств в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством (п.1 ст.136 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БК)).
Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие полностью или частично целям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней (п.1 ст.137 БК).
Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать использование бюджетных средств с нарушением требований, установленных настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств. Принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства (п.1 ст.138 БК).
При этом получатель бюджетных средств - бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп.1.44 п.1 ст.2 БК).
В строительстве получателями бюджетных средств являются, как правило, организации заказчиков (застройщиков).
Административная ответственность организаций за допущенные ими случаи незаконного получения, нецелевого использование средств из бюджета, использования средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства при строительстве установлена ст.11.16 КоАП (см. п.2 таблицы).
Таблица
| ||||
Административное правонарушение | Нормы КоАП | Вид и размер административной ответственности | Органы, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении | Органы, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении |
1. Завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно- монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома, или с привлечением льготных кредитов | Часть 1 ст.21.7 | Наложение штрафа в размере от 10 до 40 БВ (далее - БВ), а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 150 % от суммы завышения | Органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК), органы Министерства финансов Республики Беларусь (далее - Минфин), финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов | Органы КГК, органы Минфина, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов |
То же деяние, совершенное заказчиком | Часть 2 ст.21.7 | Наложение штрафа в размере от 10 до 40 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 50 % от суммы завышения | Органы КГК, органы Минфина, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов | Органы КГК, органы Минфина, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов |
Выявленное при контрольном обмере завышение объемов и (или) стоимости строительно- монтажных работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома, или с привлечением льготных кредитов, причиной которого явились ошибки проектных организаций, допущенные в проектно-сметной документации | Часть 3 ст.21.7 | Наложение штрафа в размере от 10 до 40 БВ, а на юридическое лицо (заказчика, проектную организацию и органы государственной экспертизы) - в размере до 50 % от суммы завышения | Органы КГК, органы Минфина, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов | Органы КГК, органы Минфина, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов |
Деяние, предусмотренное частью 3 ст.21.7 КоАП, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение | Часть 4 ст.21.7 | Наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо (заказчика, проектную организацию и органы государственной экспертизы) - в размере 50 % от суммы завышения с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения | Органы КГК, органы Минфина, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов | Судья экономического суда |
2. Незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов | Часть 1 ст.11.16 | Наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств | Органы КГК, органы Минфина, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов | Органы КГК, органы Минфина, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. размер штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) по части 1 ст.11.16 КоАП - до 100 % указанных средств (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З) | ||||
Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов | Часть 2 ст.11.16 | Наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств | Органы КГК, органы Минфина, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, органы Министерства обороны Республики Беларусь (за правонарушения, совершенные подчиненными организациями и их должностными лицами) | Судья районного (городского) суда (протоколы по которой составлены должностными лицами Министерства обороны Республики Беларусь), органы КГК, органы Минфина, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. размер штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) по части 2 ст.11.16 КоАП - до 100 % указанных средств (в редакции Закона № 95-З) |
29.02.2016
Михаил Морозевич, специалист по ценообразованию в строительстве, инженер-строитель