


Материал помещен в архив


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Понятие и классы опасных грузов
К опасным грузам относятся вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и (или) животных, а также вызвать повреждение сооружений, транспортных средств, иных объектов перевозки и (или) нанести вред окружающей среде (ст.1 Закона Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов»).
Определение термина «опасные грузы» содержится и в п.460 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530).
Опасные вещества, материалы используются в качестве исходных при осуществлении производственной деятельности либо являются конечным продуктом указанной деятельности, но могут быть отходами производства и обладать указанными свойствами. К опасным грузам относятся отходы щелочей и кислот (серной, азотной, борной и др.), ртуть и ее соединения, непригодные к применению пестициды, отходы легковоспламеняющихся жидкостей, отходы красок, отработанные аккумуляторные батареи, медицинские отходы, обладающие инфекционными свойствами, и др.
Классификация опасных грузов производится в зависимости от вида и степени опасности груза (межгосударственный стандарт ГОСТ 19433-88* «Грузы опасные. Классификация и маркировка», введенный в действие в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/6073/6073).
Установлены следующие классы опасных грузов:
• класс 1 - взрывчатые вещества и изделия;
• класс 2 - газы;
• класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;
• класс 4.1 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
• класс 4.2 - вещества, способные к самовозгоранию;
• класс 4.3 - вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
• класс 5.1 - окисляющие вещества;
• класс 5.2 - органические пероксиды;
• класс 6.1 - токсичные вещества;
• класс 6.2 - инфекционные вещества;
• класс 7 - радиоактивные материалы;
• класс 8 - коррозионные вещества;
• класс 9 - прочие опасные вещества и изделия.
Опасные грузы, охватываемые названием того или иного класса, классифицируются на основе их свойств. Отнесение опасных грузов к тому или иному классу или группе упаковки производится в соответствии с критериями, указанными для каждого класса.
Если в силу своих опасных свойств вещество, раствор или смесь могут быть включены в более чем один класс или в более чем одну группу веществ, то в этом случае данное вещество, данный раствор или данную смесь следует отнести к классу или группе веществ, соответствующих наибольшей опасности, в порядке приоритетов, установленных п.24 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 (далее - Правила).
Нормативное регулирование
Требования по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом содержатся в:
• Правилах;
• Правилах безопасности при использовании, хранении, транспортировании, перевозке хлора, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.02.2003 № 4.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2017 г. постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.02.2003 № 4 «Об утверждении Правил безопасности при использовании, хранении, транспортировании, перевозке хлора» на основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.06.2017 № 30 утратило силу; |
• Санитарных правилах и нормах 2.6.1.13-60-2005 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 30.12.2005 № 284, и др.
Правилами, в частности, предусмотрено:
• получение разрешения на перевозку опасных грузов, входящих в перечень взрывчатых веществ, взрывных устройств и средств взрывания промышленного назначения или в перечень источников ионизирующего излучения, ограниченных к перемещению через Государственную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, на право проведения подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов;
• регламентирование вопросов, связанных с разграничением обязанностей и ответственности грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя;
• определение требований безопасности к проведению погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами;
• выбор и согласование маршрута перевозки опасного груза;
• обеспечение безопасности при движении транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов;
• обеспечение системы информации об опасности при перевозке опасных грузов;
• разработка порядка ликвидации аварий, инцидентов и их последствий, связанных с перевозкой опасных грузов;
• назначение лиц, ответственных за перевозку опасных грузов, сопровождающих перевозку опасных грузов, ответственных за производство погрузочно-разгрузочных работ;
• обеспечение соответствия водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, требованиям к состоянию здоровья, знание ими требований безопасности дорожного движения, безопасной перевозки опасных грузов, охраны труда;
• соответствие технического состояния транспортных средств установленным требованиям;
• наличие подготовленного персонала для ликвидации аварий и инцидентов с опасными грузами;
• выполнение специфических требований, установленных для специального транспорта, перевозящего опасные грузы, а также требований к перевозке отдельных классов опасных грузов;
• обеспечение соответствия контейнеров, тары, упаковки требованиям к перевозке соответствующих опасных грузов.
Организация, осуществляющая перевозки опасных грузов, грузоотправители, грузополучатели опасных грузов должны разработать и иметь документы, предусмотренные действующим законодательством.
Водители при управлении транспортными средствами, перевозящими опасные грузы, также обязаны иметь при перевозке соответствующие документы, связанные как с эксплуатацией транспортных средств, так и со спецификой, обусловленной перевозкой опасных грузов.
Ответственные лица, их функции
Правилами предусмотрено назначение:
• лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ из числа специалистов, прошедших подготовку в установленном порядке (п.220);
• специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов (п.240);
• лиц, сопровождающих опасный груз (п.253);
• представителей (подразделения) охраны, если она предусмотрена условиями безопасности перевозки конкретного опасного груза (п.253).
В функции лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, входит контроль за:
• наличием на транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, требуемых документов и оборудования для обеспечения безопасности и соответствием этих документов и оборудования действующим нормативным документам;
• состоянием и сроками испытаний оборудования, используемого для выполнения погрузочно-разгрузочных операций;
• приостановлением погрузки или разгрузки по предписанию надзорных органов; в случае аварий или инцидента; при обнаружении нарушений, влияющих на безопасность погрузочно-разгрузочных операций;
• выполнением предписаний надзорных органов, связанных с погрузочно-разгрузочными операциями;
• принятием мер по информированию работников о видах опасности, связанных с погрузкой и разгрузкой опасных грузов;
• состоянием контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, разгрузки, наличием подготовленного персонала с отметкой в журнале - до начала выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
• соблюдением требований в отношении идентификации загружаемых опасных грузов.
Лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, до начала их выполнения должно проверить состояние контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, разгрузки, наличия подготовленного персонала с отметкой в журнале (п.223 Правил).
Требования к перевозке опасных грузов
Техническое состояние транспортных средств
Регистрация транспортных средств с выдачей регистрационных карточек установленной формы осуществляется Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - Госпромнадзор) в соответствии с требованиями Положения о порядке регистрации, снятия с учета механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.02.2014 № 117.
Указанной регистрации предшествует государственная регистрация транспортных средств в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, прохождение в установленном порядке государственного технического осмотра, наличие в случаях, предусмотренных законодательством, разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Государственный технический осмотр проводится республиканским унитарным сервисным предприятием «Белтехосмотр» в соответствии с Положением о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 № 630.
Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, предусмотрена выдача (продление срока действия) свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов (п.5.261).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июня 2018 г. следует руководствоваться п.5.261 Единого перечня в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2018 № 396. |
Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, на основании постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.02.2015 № 5 «О содержании дополнительной проверки транспортных средств, используемых для перевозки определенных опасных грузов» проходят дополнительную проверку, по результатам которой оформляется карта дополнительной проверки транспортного средства (приложение к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.02.2015 № 4).
Водители транспортных средств, осуществляющие перевозки опасных грузов
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.02.2014 № 117 утверждено Положение о порядке выдачи свидетельства о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. действует Положение о порядке выдачи свидетельств о подготовке работников субъектов перевозки, занятых перевозкой опасных грузов, их дубликатов, утв. постановлением Совмина от 02.07.2021 № 376. |
Водители должны иметь свидетельство о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов, которое выдается Госпромнадзором после подготовки в обучающей организации и проверки знаний в соответствии с требованиями правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов и сдачи экзаменов в Госпромнадзоре.
![]() |
Справочно Инструкция о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утверждена постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.11.2013 № 51.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июня 2021 г. действует Инструкция о порядке подготовки и переподготовки работников субъектов перевозки опасных грузов, занятых перевозкой опасных грузов, утвержденная постановлением МЧС от 17.05.2021 № 37. |
Водители, осуществляющие перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, проходят в общеустановленном порядке:
• медицинский осмотр в соответствии с Инструкцией о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.12.2014 № 95;
• предрейсовое медицинское освидетельствование в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84;
• контроль на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения в соответствии с Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28.
Документы, необходимые при перевозке опасных грузов
Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов по территории Республики Беларусь транспортными средствами, зарегистрированными в Республике Беларусь, должны иметь при себе следующие документы:
• свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов;
• свидетельство о подготовке водителей;
• регистрационную карточку транспортного средства;
• свидетельства о проверке цистерны с положительными результатами проверки согласно приложения 22 к Правилам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2018 г. в приложение 22 Правил внесены изменения на основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23.02.2018 № 6 (далее - постановление № 6); |
• информационную карточку;
• копии документов, подтверждающих проведение периодических или промежуточных испытаний (проверок), а также технического диагностирования цистерн в соответствии с требованиями главы 25 Правил;
• товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз;
• адреса и номера телефонов должностных лиц перевозчика, ответственных за перевозку опасных грузов;
• путевой лист;
• письменные инструкции согласно приложению 19 к Правилам;
• паспорт безопасности на перевозимый опасный груз.
Для внутриреспубликанских перевозок дополнительно необходимо иметь при себе:
• условия безопасности перевозки на конкретный опасный груз;
• маршрут перевозки опасного груза (пп.286, 400 Правил).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2018 г. в п.400 Правил внесены изменения и п.401 Правил утратил силу на основании постановления № 6. |
Кроме того, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе:
• водительское удостоверение;
• свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему или паспорт транспортного средства (его шасси), произведенного в Республике Беларусь и доставляемого потребителю или к месту государственной регистрации своим ходом;
• документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра (за исключением транспортного средства, ранее не зарегистрированного в Республике Беларусь и доставляемого потребителю или к месту государственной регистрации своим ходом);
• документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (договор внутреннего страхования, либо договор комплексного внутреннего страхования, либо договор пограничного страхования, либо договор страхования «Зеленая карта», действительный на территории Республики Беларусь);
• разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством (за исключением водителя транспортного средства оперативного назначения) (п.12 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551).
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов осуществляется в соответствии с главой 21 Положения № 530.
Условия запрета эксплуатации транспортных средств, перевозящих опасные грузы
Запрещается эксплуатация транспортных средств, перевозящих опасные грузы, если:
• транспортное средство не прошло государственный технический осмотр;
• транспортное средство не зарегистрировано в Госпромнадзоре или иных государственных органах;
• отсутствует (или имеется с истекшим сроком) свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов;
• водитель не имеет свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя;
• имеются дефекты рамы, сцепного устройства, корпуса цистерны и их элементов, тормозной системы;
• имеются неисправности системы автоматики и (или) аварийной сигнализации;
• нарушены сроки проведения проверок цистерн или истек установленный организацией-изготовителем срок их эксплуатации, за исключением случаев, когда было принято решение о дальнейшей эксплуатации по результатам технического диагностирования, выполненного специализированной организацией;
• нарушены требования к нанесению маркировки;
• изменения в конструкцию цистерны выполнены без согласования с организацией-изготовителем;
• имеются повреждения крышек загрузочных люков, их запоров и деталей уплотнения;
• отсутствуют заземляющие устройства на цистернах;
• имеются течи в соединениях трубопроводов и арматуры, потеки через уплотнения насосов, вентилей, задвижек, прокладки резьбовых соединений, заглушек и торцевых уплотнений, потеки и потери перевозимых жидкостей (материалов) через неплотности соединений цистерны и рукавов (п.337 Правил).
Расследование аварий инцидентов
Расследование аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов, осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16.12.2013 № 67.
Ответственность за нарушение требований законодательства
Вид нарушения | Сумма штрафа | Норма ст.18.29 Кодекса республики Беларусь об административных правонарушениях |
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, предназначенным для перевозки опасных грузов, предусмотренных законодательством требований безопасности при перевозке опасных грузов |
от 0,5 до 5 БВ |
Часть 1 |
Нарушение должностным лицом субъекта перевозки опасных грузов предусмотренных законодательством требований безопасности при перевозке опасных грузов |
от 1 до 10 БВ |
Часть 2 |
Провоз в ручной клади или сдача в багаж веществ и предметов, запрещенных к перевозке железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным и иными видами транспорта, а равно сдача в камеру хранения транспортной организации опасных веществ или предметов |
от 0,5 до 5 БВ |
Часть 3 |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.18.25 нового Кодекса. Комментарий см. здесь. |
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
02.08.2017
Владимир Семич, инженер, член общественного объединения «Сообщество трудового права»