Пособие от 25.04.2013
Автор: Амельченя Ю.

Некоторые аспекты договора на государственную закупку


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗАКУПКУ

Государственная закупка - это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон)).

Приобретение товаров (работ, услуг) осуществляется по определенным процедурам государственных закупок, а именно, открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений, процедуры закупки из одного источника, биржевых торгов (ст.17 Закона).

По результатам проведения любой из указанных процедур государственных закупок подлежит заключению договор на государственную закупку.

Содержание договора на государственную закупку

Проект договора на государственную закупку разрабатывается самим заказчиком (организатором) и:

• входит в состав:

конкурсных документов - в процедуре открытого и закрытого конкурса (п.1 ст.33, п.1 ст.40 Закона);

аукционных документов - в процедуре электронного аукциона (п.1 ст.43 Закона);

документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (п.3 ст.49 Закона);

• направляется одновременно с приглашением при проведении закупки из одного источника (п.4 ст.50 Закона).

 

Обратите внимание!

Определение существенных условий договора и подписание договора осуществляются исключительно заказчиком (часть вторая п.1 ст.12 Закона), а не организатором, в т.ч. при централизации государственных закупок (подп.1.2 п.1 Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»).

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 января 2014 г. нормы п.1 Указа № 576 перенесены в п.1 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».

 

В целом содержание договора на государственную закупку, предлагаемое в проекте договора, может быть одинаковым при проведении любой из предусмотренных законодательством процедур государственных закупок, но с учетом ряда правил, которые применяются к договору на государственную закупку в части определения его условий:

1) условия, характеризующие содержание правоотношений между заказчиком и выбранным им поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включают условия, указанные в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения; в случае проведения электронного аукциона цена договора определяется по цене последней ставки этого участника, в т.ч. с учетом ее уменьшения, если такое уменьшение имело место, а также с учетом применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров РБ;

2) в случае если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре (часть вторая п.1 ст.25 Закона);

3) договор должен содержать обязательные условия: об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных этим договором, о порядке оплаты и осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором (п.2 ст.25 Закона).

А) Законодатель прямо устанавливает необходимость согласования ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Она может быть выражена в форме убытков, уплаты неустойки, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. При этом следует помнить, что, по общему правилу, неустойка является одновременно способом обеспечения исполнения обязательства (ст.310 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)) и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником выступает как мера имущественной ответственности.

Одновременно, поскольку государственные закупки финансируются из бюджета и государственных внебюджетных фондов, следует учитывать и императивные нормы, в соответствии с которыми юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.

Размер пени рассчитывается исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка РБ, действующей на день исполнения обязательства, за исключением поставок товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг военного назначения по государственному оборонному заказу, увеличенной:

• в 25 раз, от суммы неисполненной части обязательства по поставке товара (продукции);

• в 10 раз, от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ, оказанию услуг (п.9 Указа Президента РБ от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь»).

Также названный Указ допускает установление договором на государственную закупку большего размера такой пени.

Б) В п.2 ст.25 Закона содержится норма об обязательном указании в договоре на государственную закупку порядка осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором. Применительно к товарам, поставляемым по договорам купли-продажи (поставки, контрактации) или мены, законодательством предусмотрен общий порядок приемки по количеству и качеству, установленный Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290 (далее - Положение № 1290). В соответствии с п.4 Положения № 1290 товар по количеству и качеству принимается покупателем в соответствии с условиями договора, указанным Положением, иными актами законодательства.

Следовательно, если результатом закупки выступают товары, поставляемые по договорам купли-продажи (т.е. договор на государственную закупку является по содержанию договором купли-продажи и содержит обязательные условия, предусмотренные законодательством для договора на государственную закупку), то в договоре может быть условие о том, что приемка товаров по количеству и качеству будет осуществляться на основании Положения № 1290;

4) договор может содержать условие о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но для бюджетных организаций требование о предоставлении обеспечения исполнения договора не устанавливается (п.3 ст.25 Закона). Тем самым именно заказчик, определяя существенные условия договора, решает, включать или не включать данное условие в договор в силу его диспозитивности.

Закон устанавливает предельный размер обеспечения исполнения договора на государственную закупку - не более 15 % от цены договора, если иное не установлено законодательством о государственных закупках. Также Законом определены виды обеспечения исполнения договора - банковская гарантия, перечисление заказчику денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров РБ (часть четвертая п.3 ст.25 Закона).

В остальном размер и порядок предоставления обеспечения исполнения договора устанавливаются в проекте договора и документах, представляемых участнику для подготовки предложения самим заказчиком (организатором).

По общему правилу, в случае неисполнения обязательств, в обеспечение исполнения которых предоставлено обеспечение исполнения договора, денежные средства перечисляются в соответствующий бюджет, за счет средств которого предусмотрено осуществление государственной закупки (часть шестая ст.25 Закона).

 

Обратите внимание!

Формулировка части шестой ст.25 Закона исключает как основание для перечисления денежных средств, составляющих обеспечение исполнения договора, в соответствующий бюджет ненадлежащее исполнение обязательств, устанавливая в качестве основания только неисполнение обязательств. Тем самым если поставщиком товар был поставлен в меньшем количестве или поставлен с просрочкой, то в данном случае имеет место факт ненадлежащего исполнения, что в свою очередь, не может рассматриваться как неисполнение обязательств поставщиком и, соответственно, не может быть основанием для утраты обеспечения исполнения договора и перечисления его в бюджет;

 

5) с учетом содержания государственной закупки следует обратить внимание на специальные нормы, в частности, п.4 Инструкции о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2000 № 66 (далее - Инструкция (примечание)), в соответствии с которым договор закупки товаров (работ, услуг), оплачиваемый за счет бюджетных средств полностью либо частично, должен содержать следующие реквизиты:

- полное наименование и юридические адреса сторон;

- место и дату составления (заключения) договора;

- предмет договора;

- цель (цели) приобретения товаров;

- цену (тариф), размер вознаграждения;

- источники финансирования;

- общую сумму обязательств по договору с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год;

- порядок оплаты, форму расчетов;

- способ передачи товара, выполненной работы или результатов исследований;

- срок поставки товара (работ, услуг);

- срок действия договора;

- ответственность сторон за нарушение условий договора;

- качество товара (работ, услуг) и гарантийные обязательства поставщика (подрядчика);

- иные не противоречащие законодательству условия, которые стороны считают необходимым предусмотреть в договоре.

Кроме того, к договору, предусматривающему поставку товара отдельными партиями или выполнение работы, оказание услуги отдельными этапами, должен составляться график (календарный план) поставки товара, выполнения этапов работы, услуги. К договору на выполнение целевых программ и мероприятий график (календарный план) составляется с разбивкой по программам и мероприятиям. График (календарный план) становится неотъемлемой частью договора с момента его согласования с получателем бюджетных средств (п.6 Инструкции).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 апреля 2014 г. пп.4 и 6 Инструкции № 66 исключены постановлением Минфина РБ от 21.02.2014 № 6.

 

Тем самым, полагаем, содержание договора на государственную закупку в равной степени должно соответствовать императивным нормам Закона (п.2 ст.25 Закона) и требованиям Инструкции.

Форма договора

Каких-либо требований к форме договора на государственную закупку Закон не содержит. По общему правилу, договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если ГК и иными актами законодательства для договоров данного вида не установлена определенная форма (п.1 ст.404 ГК).

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п.2 ст.404 ГК).

В соответствии с Инструкцией предусмотрен порядок оплаты через территориальные органы государственного казначейства денежных обязательств получателей бюджетных средств при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг). При этом в Инструкции приведены требования, предъявляемые к договору закупки товаров (работ, услуг), оплачиваемому за счет бюджетных средств полностью либо частично, включая требование о том, что каждая страница договора и приложений к нему нумеруется и подписывается сторонами (п.4 Инструкции).

Из приведенных норм следует вывод о том, что форма договора на государственную закупку может быть только письменной, которая считается соблюденной путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Одновременно подчеркнем, что Соглашением о государственных (муниципальных) закупках (заключено в г.Москве 9 декабря 2010 г.) предусмотрено правило о том, что стороны названного Соглашения стремятся к переходу на заключение договоров (контрактов) о закупках в электронном формате (форме) (часть четвертая ст.14 названного Соглашения). Речь идет об электронных документах, т.е. документах в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить их целостность и подлинность (ст.1 Закона РБ от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи») посредством электронной цифровой подписи.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Срок заключения договора

Договор между заказчиком и участником-победителем, за исключением процедуры закупки из одного источника, подлежит заключению по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя (в Министерство экономики РБ как уполномоченный государственный орган по государственным закупкам - не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся), а если имело место обжалование - после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы в течение:

20 календарных дней - в случае проведения открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона;

30 календарных дней - в случае проведения иных видов процедур государственных закупок (п.4 ст.25 Закона).

Изменение условий договора на государственную закупку

Вопросы изменения условий договора на государственную закупку безотносительно вида процедуры, по результатам которой он был заключен, Закон разрешает следующим образом:

1) условия об объеме (количестве) предмета государственной закупки, цене и сроке его исполнения при исполнении договора на государственную закупку могут быть изменены в случаях:

- изменения объема (количества) предмета государственной закупки, если им являются однородные товары (работы, услуги) и их объем (количество) не может составлять менее квартальной потребности в них, предусмотренной годовым планом государственных закупок. Допускается в ходе исполнения договора изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) - с учетом этого изменения;

- изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства;

- увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги) (п.7 ст.25 Закона). Тем самым увеличение срока исполнения обязательств поставщиком по поставке товаров возможно только в случае, когда необходимо изменение конструктивных, технологических решений от поставщика, влекущее увеличение срока исполнения обязанности по поставке товара;

2) относительно изменения иных условий, кроме предмета государственной закупки, цены и срока исполнения договора, при исполнении договора на государственную закупку специальных требований в Законе не содержится, следовательно, они могут быть изменены по общему правилу без правовых последствий.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка осуществления процедур государственных закупок в части договорных обязательств лишь в случае, когда имеет место изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества (часть четвертая ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Односторонний отказ от исполнения договора

По общему правилу, односторонний отказ от исполнения договора допускается в случаях, предусмотренных законодательством или по соглашению сторон. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (п.3 ст.420 ГК).

Достигнутое между сторонами договора соглашение, допускающее односторонний отказ от его исполнения (если возможность такого отказа не предусмотрена актом законодательства для данного вида договора), должно содержаться в договоре и может быть не обусловлено его нарушением (п.19 постановления Пленума ВХС РБ от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»).

Тем самым право на односторонний отказ может быть предусмотрено законодательством или договором и может быть обусловлено неисполнением или ненадлежащим исполнением договора или может не быть обусловлено нарушением условий договора. Однако следует учитывать ограничение, установленное Законом, когда в случае надлежащего исполнения обязательств по договору односторонний отказ заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от их исполнения не допускается (п.8 ст.25 Закона).

 

Примечание. Действие Инструкции не распространяется на оплату обязательств получателей бюджетных средств при закупке ими:

1) товаров (работ, услуг), осуществляемых на основании заключенных межгосударственных соглашений, а также регулируемых иными актами законодательства;

2) проектно-изыскательских, строительных и ремонтно-строительных работ;

3) товаров (работ, услуг), осуществляемых в рамках закупок для нужд сельского хозяйства, если нормативными правовыми актами, регулирующими оплату указанных закупок, не предусмотрено иное;

4) работ, услуг по благоустройству населенных пунктов (п.2 Инструкции).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 апреля 2014 г. п.2 Инструкции изложен в новой редакции постановлением Минфина РБ от 21.02.2014 № 6.

 

Получателем бюджетных средств является бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп.1.44 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса РБ).

 

25.04.2013

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь