


Материал помещен в архив
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Законодательством Республики Беларусь установлены общие правила заключения договоров.
В силу специфичности самого договора общее требование к нему - достижение соглашения между сторонами договора по всем существенным условиям договора в требуемой в подлежащих случаях форме. При согласовании таких условий договор считается заключенным (п.1 ст.402 Гражданского кодекса РБ; далее - ГК), соответственно, влечет (правомерные) правовые последствия для сторон.
Исходя из того факта, что в договоре имеет значение воля двух и более субъектов (сторон) и она должна быть согласована, как правило, условия договора определяются сторонами, взаимно согласовываются. Предложить условия может одна сторона или обе, или условия договора могут содержаться в разработанной уполномоченными государственными органами форме (примерной, типовой).
В ГК предусмотрено, что договор заключается путем направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п.2 ст.402 ГК) (порядок 1).
Законом детально регламентированы требования для оферты и акцепта, включая требования к форме, содержанию, срокам предоставления.
Правила, присущие договору, заключаемому по порядку 1, не применяются при заключении договора в обязательном порядке (порядок 2), который имеет свои особенности.
Обязательность заключения договора в данном случае не рассматривается как нарушение принципа свободы договора (ст.2 ГК), а скорее, как исключение, допустимое законодательством, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (принцип свободы договора). Договор в данном случае обязателен для заключения для стороны, которой направлена оферта (проект договора). В свою очередь, императивный характер в выборе контрагента позволяет управомоченной стороне - стороне, направившей оферту, обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения (ст.415 ГК).
В ГК назван еще один порядок заключения договора - заключение договора на торгах (порядок 3).
Сделаем оговорку: правила ГК о данном порядке заключения договора не исключают установление иного порядка организации и проведения торгов законодательными актами (п.6 ст.418 ГК).
Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов, которые представлены конкурсом и аукционом (закрытый и открытый). Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
При этом предметом торгов может быть вещь, имущественное право, а также право заключения договора (ст.417, 418 ГК).
Предмет торгов повлияет на оформление результата торгов: если это вещь, имущественное право, то участник, выигравший торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона (конкурса) протокол, который имеет силу договора; если по условиям торгов разыгрывается только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.5 ст.418 ГК).
В теории высказывается мнение о том, что «право на заключение договора не может рассматриваться как предмет торгов», а скорее, является особым юридико-техническим приемом, позволяющим предусмотреть особый, второй, вариант заключения договора путем проведения торгов, т.е. его заключение не в ходе торгов (первый вариант), а по результатам торгов, на которых выявляется их победитель (примечание 1). Таким образом, для торгов предусматриваются две правовые конструкции заключения договора - непосредственно на торгах и после завершения торгов, обусловленные различными правовыми последствиями в части оформления правоотношений по результатам торгов.
Торги (тендер) представляют собой конкурентный способ заключения договора, поскольку предполагается выбор организатором торгов контрагента из нескольких субъектов, отвечающего предъявляемым требованиям исходя из формы торгов (аукциона или конкурса). Следовательно, на случай необеспечения конкуренции при заключении договора на торгах закреплены специальные последствия. Так, аукцион и конкурс, для участия в которых не было подано ни одной заявки (заявления), либо подана одна заявка (заявление), либо никто не явился, либо в иных случаях, установленных законодательными актами, признаются несостоявшимися.
Если аукцион по продаже имущества признан несостоявшимся в силу того, что заявка (заявление) на участие в нем подана только одним участником, предмет аукциона продается этому участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на 5 %, если иное не установлено Президентом РБ.
При поступлении заявки (заявления) на участие в конкурсе по продаже имущества только от одного участника и соответствии его предложений условиям конкурса продажа предмета конкурса этому лицу производится на предложенных им условиях, если иное не установлено Президентом РБ (п.5 ст.417 ГК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 августа 2014 г. в п.5 ст.417 ГК внесены дополнения Законом РБ от 11.07.2014 № 191-З. Аукцион и конкурс, для участия в которых не было подано ни одной заявки (заявления), либо заявка (заявление) подана только одним участником, либо явился только один участник, либо никто не явился, либо в иных случаях, установленных законодательными актами, признаются несостоявшимися. Если аукцион по продаже имущества признан несостоявшимся в силу того, что заявка (заявление) на участие в нем подана только одним участником либо для участия в нем явился только один участник, предмет аукциона продается этому участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на 5 %, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. При поступлении заявки (заявления) на участие в конкурсе по продаже имущества только от одного участника либо явке для участия в нем только одного участника и соответствии его предложений условиям конкурса продажа предмета конкурса этому лицу производится на предложенных им условиях, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. |
Для данного порядка заключения договора в определенной степени предполагается обязательность заключения договора лицом (участником), признанным победителем торгов, в рамках добровольно принятого обязательства, выразившегося в добровольном участии в торгах с соблюдением условий участия.
В случае отказа или уклонения участника, выигравшего торги, от подписания протокола (подписывается в случае, если предметом торгов выступают вещи, имущественные права) и (или) договора (заключается в случае, если предмет торгов - право на заключение договора), оформляемого по результатам аукциона (конкурса), возмещения затрат на организацию и проведение аукциона (конкурса), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, внесенный им задаток возврату не подлежит. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить участнику, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
В случае уклонения от заключения договора одной из сторон другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Общие последствия проведения торгов с нарушением правил, установленных законодательством: торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица; признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
![]() |
Обратите внимание! Данные последствия наступают и в случае, когда нарушены правила проведения торгов, установленные не только нормами ГК, но и иным законодательством. |
В судебной практике под правилами проведения торгов следует понимать нормы законодательства, регламентирующие как порядок (процедуру) проведения торгов, так и иные правила, установленные законодательством. К нарушениям правил проведения торгов могут относиться:
1) нарушение порядка и сроков извещения сторон;
2) проведение торгов ранее назначенных сроков;
3) отсутствие в извещении сведений, предусмотренных ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене);
4) необоснованный отказ в допуске лица к участию в торгах (открытых);
5) несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации;
6) признание победителем лица, не имевшего права участвовать в торгах;
7) продажа на торгах имущества лица, не являющегося его собственником;
8) выставление на торги изъятого из оборота (ограниченного в обороте) имущества;
9) иные существенные нарушения, повлиявшие на результаты торгов.
Если нарушения, на которые ссылается заинтересованное лицо, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, основания для удовлетворения такого требования отсутствуют (п.8 постановления Президиума ВХС РБ от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах»).
Аналогичный подход подтверждается научными исследованиями: торги можно признать недействительными по признаку их оспоримости в случае нарушения правил их проведения, только если речь идет о так называемых процедурных нарушениях (примечание 1).
Помимо указанных выше трех порядков заключения договоров законодательством предусмотрены и специфические порядки.
Порядок 4: договор на государственную закупку. В целях его заключения на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З) проводятся процедуры государственных закупок: открытый конкурс, закрытый конкурс, электронный аукцион, запрос ценовых предложений, закупка из одного источника, биржевые торги (ст.17 названного Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. Закон № 419-З изложен в новой редакции на основании Закона РБ от 17.07.2018 № 136-З. Следует руководствоваться ст.18 новой редакции данного Закона. |
Порядок 5: договор на закупку. Заключается по результатам процедур закупок за счет собственных средств, виды которых (конкурентные, неконкурентные) определяются самостоятельно организациями, применяющими законодательство о закупках за счет собственных средств, в частности, постановление Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», и содержатся в порядке осуществления закупок за счет собственных средств, который размещается публично в информационной системе «Тендеры» на сайте Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен (www.icetrade.by).
Закупки за счет собственных средств осуществляются с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника (подп.2.1 п.2 указанного постановления).
Порядок 6: договор строительного подряда, договор на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ, договор субподряда, договор поставки, договор на оказание инженерных услуг и в целом с точки зрения подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) не исключается договор возмездного оказания услуг (для строительства). Указанные виды договоров заключаются по результатам проведения процедур подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров на основании Указа № 591; организация и проведение указанных видов процедур регламентированы нормами Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь. |
![]() |
Справочно Договор субподряда может быть заключен по результатам проведения подрядных торгов в случае, если необходимость их проведения установлена в соответствии с договором подряда, заключенным заказчиком с генеральным подрядчиком, а также по решению генерального подрядчика (п.52 Положения № 88). Если не проводятся подрядные торги по выбору субподрядчика, то в силу подп.1.1 п.1 Указа № 591 субподрядчик определяется по результатам переговоров. |
Порядок 7: инвестиционный договор. В соответствии с Законом РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» в целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор или инвесторы имеют право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь. Инвестиционный договор с Республикой Беларусь заключается на основании решения государственного органа или иной государственной организации, определенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (ст.17 названного Закона).
В настоящее время действует Декрет Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», принятое в его исполнение постановление Совета Министров РБ от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4», которыми регламентированы процедуры заключения инвестиционного договора в зависимости от вида договора (с предоставлением льгот и преференций, не установленных законодательством, или без предоставления таких льгот и преференций).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июля 2016 г. взамен постановления № 1058 действует постановление Совета Министров РБ от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10». |
Порядок 8: концессионный договор. На основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях» (далее - Закон № 63-З) концессионный договор представляет собой письменное соглашение, в силу которого одна сторона (концедент) обязуется предоставить другой стороне (концессионеру) на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности. По общему правилу предоставление объектов концессии в концессию, если иное не установлено Законом № 63-З, осуществляется в четыре этапа:
1) формирование, утверждение, опубликование в печатных средствах массовой информации и размещение в глобальной компьютерной сети Интернет перечней по объектам концессии Республики Беларусь и по объектам концессии административно-территориальных единиц, определение по ним вида концессионного договора и способа выбора концессионера;
2) определение концессионного органа, разработка, согласование и утверждение концессионных предложений;
3) организация и проведение конкурса (аукциона), определение концессионера;
4) заключение концессионного договора (ст.9 Закона № 63-З).
Во исполнение Закона № 63-З постановлением Совета Министров РБ от 22.01.2014 № 54 утверждено Положение о порядке организации и проведения конкурсов (аукционов) по выбору инвестора для заключения с ним концессионного договора, в котором подход к содержанию конкурса и аукциона аналогичен ГК:
• аукцион - торги, при которых участником, выигравшим торги, признается участник, который предложил в ходе их проведения наибольший размер разового платежа (примечание 2);
• конкурс - торги, при которых участником, выигравшим торги, признается участник, предложения которого по заключению комиссии по проведению конкурса содержат лучшие условия для осуществления концессии в соответствии с критериями оценки предложений участников конкурса по сравнению с предложениями других участников (п.2 названного Положения).
Порядок 9: договор аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности. В данном случае указанное недвижимое имущество предоставляется в аренду по соглашению сторон без проведения аукциона либо путем проведения аукциона по продаже права заключения договора аренды с учетом требований Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом Президента РБ от 29.03.2012 № 150, если иное не установлено Президентом РБ (п.4 названного Положения).
Порядок 10: договор аренды земельных участков. На основании Указа Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» земельные участки предоставляются в установленном порядке по общему правилу по результатам аукционов:
• на право заключения договоров аренды земельных участков - в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;
• с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) - в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам либо в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь;
• по продаже земельных участков в частную собственность - в частную собственность гражданам Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (за исключением случаев, когда земельные участки находятся в пользовании, пожизненном наследуемом владении этих граждан или на праве аренды, но с расположенными на них жилыми домами, принадлежащими гражданам на праве собственности), а также негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь.
Кроме того, земельные участки могут предоставляться на вещных правах в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность.
Порядок 11: биржевые торги. Биржевая торговля регламентирована Законом РБ от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах», постановлением Совета Министров РБ от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах», постановлением Совета Министров РБ от 06.08.2009 № 1039 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О товарных биржах», которым утверждены Типовые правила биржевой торговли на товарных биржах, урегулирован порядок организации и проведения биржевых торгов на товарных биржах.
Порядок 12: публичные торги при ликвидации субъектов хозяйствования. Постановлением Совета Министров РБ от 08.01.2013 № 16 «О некоторых вопросах продажи имущества ликвидируемого юридического лица» регламентирован порядок продажи имущества ликвидируемого юридического лица с публичных торгов, которые проводятся в форме аукциона или конкурса.
Порядок 13: продажа имущества должника (в т.ч. дебиторской задолженности) на торгах в процедуре санации, ликвидационного производства (ст.127, 140 Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»; далее - Закон № 415-З), которые могут проводиться в электронной форме.
![]() |
Справочно По решению собрания (комитета) кредиторов в процедуре ликвидационного производства имущество должника может быть продано без проведения торгов (часть седьмая ст.140 Закона № 415-З). |
Приведенные порядки заключения договоров не исчерпывающие. Специальные порядки заключения договоров, кроме закрепленных ГК, имеют свои особенности, включая сферу применения. Но общим для большинства из них является их конкурентный характер, предусматривающий наличие не менее двух участников.
Нормы ГК, как правило, применяются при возникновении спора в связи с признанием торгов (конкурентных процедур) недействительными с последующим признанием недействительным заключенного по результатам таких торгов договора. Причем не имеет значения, какая конкурентная процедура признается недействительной: конкурс, аукцион, запрос ценовых предложений (для государственных закупок) и пр. Тем самым нормы о торгах, несмотря на определение в ГК их форм - конкурса и аукциона, толкуются широко: под торгами понимают любую конкурентную процедуру выбора контрагента для заключения договора.
Помимо ситуации недействительности торгов и ее последствий может возникнуть ситуация, когда при применении какого-либо специального порядка проведения конкурентной процедуры выбора контрагента участник, признанный победителем, отказывается от заключения договора по результатам ее проведения. В этом случае ГК допускает понуждение к заключению договора, от которого отказалась сторона, причем не имеет значения, какая (организатор или участник, признанный победителем торгов) (часть четвертая п.5 ст.418 ГК).
Однако в нормативных правовых актах, регламентирующих тот или иной специальный порядок проведения конкурентной процедуры, могут быть установлены правила на случай отказа победителя от заключения договора, например, при выборе подрядной организации организатор подрядных торгов вправе не проводить повторные подрядные торги, а предложить заключить договор второму по показателям после победителя подрядных торгов участнику. При отказе данного участника от заключения договора организатор подрядных торгов вправе провести повторные подрядные торги или перейти к процедуре переговоров (часть шестнадцатая п.36 Положения № 88). В этой связи, по мнению автора, понуждение победителя подрядных торгов к заключению договора на основании части четвертой п.5 ст.418 ГК не представляется возможным.
Примечание 1. Тупикин Н.Н. Правовая природа обязательств, возникающих при проведении торгов на право заключения договора аренды недвижимого имущества. - М., 2012. - С.11, 14.
Примечание 2. В некоторых случаях для отдельных порядков заключения договора отличительной особенностью аукциона будет то, что он проходит на понижение цены, т.е. победителем аукциона признается лицо, предложившее наименьшую цену, например, при проведении электронного аукциона как процедуры государственных закупок (ст.17 Закона № 419-З).
19.06.2014
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь