Пособие от 21.03.2012
Автор: Штейнер А.

Некоторые особенности привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства о труде и об охране труда


 

Материал помещен в архив

 

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

В соответствии со ст.465 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Исходя из подп.7.18 п.7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 959, в функции Департамента государственной инспекции труда входит в т.ч. применение в установленном законодательством порядке санкции к работодателям, привлечение к административной ответственности должностных лиц работодателей, допустивших нарушения законодательства о труде и об охране труда.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 октября 2013 г. следует применять подп.7.18 п.7 Положения № 959 в редакции постановления Совета Министров РБ от 03.10.2013 № 879.

Понятие административного правонарушения, вины

Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Таким образом, исходя из данного определения обязательными условиями для привлечения к административной ответственности являются:

• наличие противоправного деяния;

• наличие вины конкретного лица;

• иные условия, предусмотренные КоАП.

Как следует из ст.3.1 КоАП, вина физического лица - это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

При этом обязанность доказывать виновность лица в нарушении законодательства о труде или об охране труда возлагается на должностное лицо, ведущее административный процесс. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока не будет установлена его виновность в совершении правонарушения.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности, кроме наличия его вины, необходимо, чтобы за данное деяние была предусмотрена административная ответственность в соответствии с конкретной статьей Особенной части КоАП.

Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если санкцией статьи КоАП предусмотрена ответственность юридического лица за данное правонарушение.

Согласно ст.3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

В соответствии со ст.3.23 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицам Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.9.17, 9.18, частями первой и четвертой ст.9.19, ст.9.20, 9.25 КоАП.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 августа 2013 г. в КоАП внесены изменения Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З. В частности административная ответственность по части 4 ст.9.19 предусмотрена в виде штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин; по части 1 ст.9.25 - в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора, а при невозможности ее установления - до 15 базовых величин.

С 23 августа 2016 г. ст.9.17 КоАП изложена в новой редакции Законом РБ от 19.07.2016 № 407-З.

От чего зависит размер штрафа при административном правонарушении

Прежде всего должностное лицо, ведущее административный процесс, обязано принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.

Все установленные в ходе ведения административного процесса обстоятельства, являющиеся существенными для принятия решения по делу, должны быть занесены в протокол.

Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право представить объяснение по поводу административного правонарушения. При этом сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, вправе сообщить при составлении протокола об административном правонарушении.

При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении штрафа на юридическое лицо учитывается в т.ч. его финансово-экономическое положение.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность лица, в отношении которого ведется административный процесс, относятся:

1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим 70 лет;

8) совершение административного правонарушения беременной женщиной (ст.7.2 КоАП).

Необходимо отметить, что приведенный перечень не является исчерпывающим и должностное лицо, ведущее административный процесс, может признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

2) совершение административного правонарушения повторно;

3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

4) совершение административного правонарушения группой лиц, т.е. хотя бы 2 физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

8) совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;

11) совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии (ст.7.3 КоАП).

При этом перечень отягчающих административную ответственность оснований является исчерпывающим и должностное лицо, ведущее административный процесс, не может признать отягчающим иное обстоятельство.

В зависимости от характера административного правонарушения должностное лицо, ведущее административный процесс, может не признать отягчающим административную ответственность перечисленные выше обстоятельства.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда

Нарушение требований по охране труда

Частью первой ст.9.17 КоАП установлена административная ответственность за нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, в виде наложения штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (далее - БВ) (примечание), а на юридическое лицо - до 300 БВ. Согласно части второй данной статьи то же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 100 до 400 БВ.

Нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы

Статья 9.18 КоАП предусматривает административную ответственность в виде штрафа за нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений.

Часть первая ст.9.19 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ, а на юридическое лицо - до 100 БВ за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы.

К правонарушениям, за которые предусмотрена ответственность согласно части первой ст.9.19 КоАП, относятся также нарушения срока выплаты всех причитающихся работнику сумм в связи с увольнением (ст.77 ТК) и нарушение срока выплаты работнику среднего заработка за время трудового отпуска.

 

Пример 1

При проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий Гомельского р-на было установлено, что работникам организации трудовые отпуска предоставляются согласно графику трудовых отпусков работников, однако средний заработок за время трудового отпуска выплачивается в день выплаты заработной платы в организации - 20-го числа месяца, следующего за отработанным, независимо от даты начала трудового отпуска.

В некоторых случаях работники организации получали причитающийся им средний заработок за время трудового отпуска значительно позже даты начала трудового отпуска. В своем объяснении главный бухгалтер организации пояснил, что работники организации не возражают против сложившейся в организации системы выплаты среднего заработка за время трудового отпуска. Так как с работниками организации были заключены контракты, установлено, что в организации нарушаются требования п.4 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», в соответствии с которыми средний заработок за время трудового отпуска должен быть выплачен не позднее чем за 1 день до начала отпуска.

По результатам проверки за нарушения сроков выплаты работникам организации среднего заработка за время трудового отпуска главный бухгалтер был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 БВ (350 000 бел.руб.) на основании части первой ст.9.19 КоАП.

Нанимателю было выдано обязательное для исполнения требование (предписание) устранить выявленное нарушение и в дальнейшем выплачивать средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за 1 день до начала отпуска.

 

Пример 2

В областное управление Департамента государственной инспекции труда обратился работник одной из организаций Гомельской обл. с жалобой на нанимателя о нарушениях срока выплаты заработной платы.

Государственным инспектором труда у руководителя организации были запрошены необходимые для разрешения обращения документы. В ходе изучения представленных нанимателем документов факты, изложенные заявителем в обращении, подтвердились. За декабрь 2011 г. организация выплатила работнику заработную плату позже срока, установленного коллективным и трудовым договорами. Таким образом, документально подтверждалось нарушение требований ст.73 ТК. По результатам рассмотрения обращения гражданина директор организации был оштрафован по части первой ст.9.19 КоАП на 5 БВ (175 000 бел.руб).

 

В соответствии со ст.77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. В случае если данные суммы не выплачены уволенному работнику в день увольнения, то должностное лицо либо наниматель могут быть оштрафованы по части первой ст.9.19 КоАП. При этом размер налагаемого штрафа во многом будет зависеть от срока, на который наниматель задержал выплату работнику причитающихся ему сумм.

 

Пример 3

В управление Департамента государственной инспекции труда обратился гражданин с жалобой на бывшего нанимателя о невыплате ему всех причитающихся сумм в день увольнения. По данному обращению государственным инспектором труда было принято решение о проведении внеплановой проверки по соблюдению законодательства о труде.

В ходе проверки было установлено, что все причитающиеся от нанимателя суммы были выплачены уволенному работнику через 5 дней после даты увольнения. При этом суммы, подлежащие выплате работнику, не являлись оспариваемыми.

В ходе ведения административного процесса обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, выявлено не было, и директор организации был оштрафован на сумму в размере 5 БВ (175 000 бел.руб.).

Иные нарушения законодательства о труде

Часть четвертая ст.9.19 КоАП устанавливает ответственность за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, указанных в ст.9.16-9.18 и частях первой и третьей ст.9.19 КоАП, причинившие вред работнику. Санкция статьи предусматривает наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ на должностное лицо нанимателя.

 

Обратите внимание!

Привлечение к административной ответственности юридического лица по части четвертой ст.9.19 не предусмотрено КоАП.

 

Среди наиболее распространенных нарушений законодательства о труде, при выявлении которых должностные лица подвергаются штрафу, является нарушение срока и порядка выдачи работнику трудовой книжки в связи с увольнением, нарушение порядка предоставления работнику трудового отпуска, нарушение порядка оплаты труда работника в сверхурочное время, выходные и праздничные дни, невыплата работникам доплаты за работу в ночное время и др.

Обязательным условием для наступления административной ответственности по данному основанию является причинение вреда работнику.

В соответствии со ст.1.3 КоАП вредные последствия - это причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым КоАП правам и интересам.

Таким образом, причинение вреда работнику может выражаться не только в материальном виде, но и ином ущербе, в т.ч. ухудшении правового положения работника по сравнению с действующим трудовым законодательством.

 

Пример 4

В областное управление Департамента государственной инспекции труда обратился водитель одного из открытых акционерных обществ Гомельского р-на с жалобой на то, что нанимателем не производится доплата за работу в ночное время. По данному обращению государственным инспектором труда было принято решение о проведении внеплановой проверки указанного общества по соблюдению законодательства о труде. В ходе проверки было установлено, что часть рабочего времени заявителя согласно представленным путевым листам действительно приходится на ночное время. При этом доплата за работу в ночное время нанимателем не производилась. Таким образом, работнику был причинен материальный вред. По результатам проверки виновное должностное лицо нанимателя было оштрафовано на основании части четвертой ст.9.19 КоАП на сумму 4 БВ (140 000 бел.руб.).

 

Пример 5

В ходе проведения плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из частных унитарных предприятий г.Гомеля было установлено, что в организации отсутствует график трудовых отпусков работников на текущий календарный год. Само по себе отсутствие графика трудовых отпусков не причиняло материального вреда работникам, однако ухудшало их правовое положение по отношению к действующему трудовому законодательству. По результатам проверки директор организации был оштрафован по части четвертой ст.9.19 КоАП на сумму 4 БВ (140 000 бел.руб.).

Сокрытие страхователем наступления страхового случая

Статья 9.20 КоАП предусматривает ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде наложения штрафа в размере от 2 до 10 БВ (от 70 000 до 350 000 бел.руб.), на индивидуального предпринимателя - от 10 до 50 БВ (от 350 000 до 1 750 000 бел.руб.), а на юридическое лицо - от 50 до 100 БВ (от 1 750 000 до 3 500 000 бел.руб.).

Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров

При проведении плановых проверок по соблюдению законодательства о труде довольно часто выявляются несоблюдения юридическими лицами письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а также отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством.

Ответственность за данное нарушение законодательства установлена ст.9.25 КоАП. Санкция статьи предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора, а при невозможности ее установления - до 20 БВ.

Административная ответственность физического лица по этому основанию не предусмотрена.

По ст.9.25 КоАП наиболее часто юридические лица привлекаются за нарушения требований подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее - Указ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах, кроме условий, установленных законодательством, существенные условия, предусмотренные Указом.

Среди наиболее распространенных нарушений является невключение заказчиком в гражданско-правовой договор следующих существенных условий: порядка расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате; обязательств заказчика по уплате за граждан, выполняющих работы по гражданско-правовому договору, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения; оснований досрочного расторжения гражданско-правового договора; ответственности заказчика за неисполнение своих обязательств по своевременной оплате выполненной работы в виде неустойки и др.

При этом в случае если в самом гражданско-правовом договоре не указана конкретная сумма, причитающаяся к выплате подрядчику за выполненную работу, размер штрафа может быть определен на основании других документов.

 

Пример 6

В ходе проведения плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из акционерных обществ г.Гомеля было установлено, что в гражданско-правовом договоре, заключенном с гражданином на выполнение работ, отсутствовали обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора. При этом конкретная сумма, подлежащая выплате подрядчику по данному договору, указана не была, договором были определены только расценки за выполняемые работы.

После приема работ заказчиком стороны подписали акт выполненных работ, в соответствии с которым по данному договору подрядчику причиталось вознаграждение в сумме 1 100 000 бел.руб. Сумма штрафа на юридическое лицо была установлена в размере 10 % от суммы договора - 110 000 бел.руб.

 

Штраф за нарушения законодательства о труде или об охране труда должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом - не позднее 15 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления - не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

В случае неуплаты в установленный срок штраф взыскивается в принудительном порядке.

 

Примечание. С 1 апреля 2012 г. на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1785 размер БВ составит 100 000 руб.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С размерами базовой величины можно ознакомиться здесь.

 

21.03.2012 г.

 

Алексей Штейнер, главный государственный инспектор труда Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь